logo
Электрооборудование / АиРЭО / ЭЛЕКТР НГТУ

Наружная световая сигнализация

Она предназначена для предотвращения опасности столкнове­ния самолетов между собой и со стационарными средствами аэрод­ромов в условиях плохой видимости, в частности, ночью. Различа­ют несколько видов светосигнальных средств, называемых огнями.

Габаритные огни показывают габариты самолета, т. е. положе­ние его выступающих частей. На самолетах в настоящее время специальные огни для этого не предусматриваются, так как их функции совмещаются с аэронавигационными огнями (АНО). Габа­ритные огни сохранились на вертолетах, где они называются кон­турными и устанавливаются на крайних частях лопастей несущего винта. Питание подается через щетки или при помощи трансфор­матора. Первичная обмотка последнего неподвижна, вторичная обмотка вращается вместе с ротором винта.

Строевые огни на военных самолетах служат для установления зрительной связи между самолетами, летящими в строю. Огни не должны быть видны с земли, поэтому их устанавливают на верх­ней части фюзеляжа и плоскостей в форме буквы Т и снабжают синим светофильтром. Для полетов строем исполь­зуются также средства ночного видения.

Опознавательные огни включают аэронавигационные огни и огни против столкновений - маяки.

Аэронавигационные огни предназначены для указания положе­ния самолета в пространстве и направления его движения. Они состоят из трех светильников, устанавливаемых по одному или по два (в зависимости от формы кромок крыла) в крайних точках плоскости крыла и на хвостовом оперении. Огни, размещаемые на крыльях (а у вертолетов на бортах), называются бортовыми, уста­навливаемые в хвостовой части - хвостовыми. Левый (по полету) бортовой огонь имеет красный светофильтр К, пра­вый - зеленый 3, хвостовой - белый Б. Такое расположение ис­точников света и их цветность позволяют обозначить габариты са­молета и определить направление его движения. Например, если наблюдатель видит слева зеленый огонь, а справа красный, значит самолет летит на него; если видны зеленый и белый - са­молет летит слева направо.

Углы видимости аэрона­вигационных огней

Сфера видимости каждого огня четко ограничена. В горизон­тальной плоскости она ограничена углами, показанными на рис; в вертикальной плоскости- раствором в 360°.

Маяки представляют собой светильники большой силы света, работающие в проблесковом режиме, что позволяет увеличить дальность, на которой можно опознать самолет.

Первые образцы маяков излучали белый свет. Но при этом воз­никал мешающий эффект рассеяния при полете в зоне осадков и в облаках. Кроме того, видимость маяка снижалась при наблюдении на фоне городских огней. Поэтому все современные маяки имеют красный светофильтр, устраняющий эти недостатки.

Маяк должен быть видим в сфере, центром которой является самолет. Для этого в хвостовой части самолета ставятся два мая­ка: сверху на фюзеляже или на киле и снизу под фюзеляжем. У вертолетов маяки ставятся в хвостовой части. По нормам ИКАО частота проблесков должна быть в пределах 40 -100 вспышек в минуту.

Различают две группы маяков:

вращающегося и импульсного света. В маяках вращающегося света применяются лампы накали­вания с зеркальным покрытием одной половины. Такое покрытие не пропускает лучи с одной стороны и усиливает излучение с дру­гой — видимой.

В маяках с одной лампой накаливания она зак­реплена в патроне 5, который вращается электродвигателем че­рез конические колеса. Поэтому создаваемый лампой вращаю­щийся пучок света при появлении кажется наблюдателю пробле­ском. Ток на лампу подается через щеточный узел и контактное кольцо. Колпак (светофильтр) - красный, укреплен, как и другие элементы маяка, на его корпусе.

Элементы маяка.

Более мощный маяк данной группы (МСЛ-3) имеет две зеркальные лампы, установленные на вращающемся кольце (платформе).

Импулъсные маяки относятся к типу проблесковых, т. е. таких, у которых длительность проблеска меньше длительности затемне­ния. Импульсный маяк состоит из двух узлов: ламп и блока управления ими, устанавливаемого отдельно внутри фюзе­ляжа. Источником света служит газоразрядная лампа (типа ИФК-2000). Она относится к фотоосветительной группе таких ламп и представляет собой трубку из тугоплавкого стекла или кварцевого, заполненную ксеноном. Для концентрации свечения трубка изогнута в форме латинской буквы. U. Электродом зажига­ния служит никелевая проволока, навитая снаружи на трубку. Лампа закрывается колпаком, служащим также красным свето­фильтром, и крепится к корпусу импульсного трансформатора, связанного с блоком управления через электрический соединитель типа ШР. Действие маяка основано на периодическом заряде конденсаторов от сети переменного тока (через кремниевые диоды) и последующем разряде на лампы. Очередность зажигания ламп регулируется мультивибратором, расположенным в блоке уп­равления.

Маяк питается от бортовой сети напряжением 115В частотой 400 Гц; напряжение на лампе 320-1000 В.

Достоинствами маяков, имеющих лампу накаливания, являют­ся малые габариты и масса, простота схемы; недостатком-отно­сительно малая дальность видимости (20-22 км) и наличие щеточного узла. Такие маяки применяются на средних Импульсные маяки бесконтактны, могут работать на большой вы­соте, обладают большой дальностью видимости (60-100 км), но имеют значительную массу и габариты. Эти маяки применяются на тяжелых самолетах.

По назначению светотехнические устройства подразделяются на освети­тельные и. светосигнальные, а по размещению - на внешние и внутренние.

Внешнее осветительное оборудование посадочные, рулежные, посадочно-рулежные и фары подсвета.

Внешнее осветительное оборудование предназначено для обеспечения взле­та, в посадки и руления самолета ночное время.