Наружная световая сигнализация
Она предназначена для предотвращения опасности столкновения самолетов между собой и со стационарными средствами аэродромов в условиях плохой видимости, в частности, ночью. Различают несколько видов светосигнальных средств, называемых огнями.
Габаритные огни показывают габариты самолета, т. е. положение его выступающих частей. На самолетах в настоящее время специальные огни для этого не предусматриваются, так как их функции совмещаются с аэронавигационными огнями (АНО). Габаритные огни сохранились на вертолетах, где они называются контурными и устанавливаются на крайних частях лопастей несущего винта. Питание подается через щетки или при помощи трансформатора. Первичная обмотка последнего неподвижна, вторичная обмотка вращается вместе с ротором винта.
Строевые огни на военных самолетах служат для установления зрительной связи между самолетами, летящими в строю. Огни не должны быть видны с земли, поэтому их устанавливают на верхней части фюзеляжа и плоскостей в форме буквы Т и снабжают синим светофильтром. Для полетов строем используются также средства ночного видения.
Опознавательные огни включают аэронавигационные огни и огни против столкновений - маяки.
Аэронавигационные огни предназначены для указания положения самолета в пространстве и направления его движения. Они состоят из трех светильников, устанавливаемых по одному или по два (в зависимости от формы кромок крыла) в крайних точках плоскости крыла и на хвостовом оперении. Огни, размещаемые на крыльях (а у вертолетов на бортах), называются бортовыми, устанавливаемые в хвостовой части - хвостовыми. Левый (по полету) бортовой огонь имеет красный светофильтр К, правый - зеленый 3, хвостовой - белый Б. Такое расположение источников света и их цветность позволяют обозначить габариты самолета и определить направление его движения. Например, если наблюдатель видит слева зеленый огонь, а справа красный, значит самолет летит на него; если видны зеленый и белый - самолет летит слева направо.
Углы видимости аэронавигационных огней
Сфера видимости каждого огня четко ограничена. В горизонтальной плоскости она ограничена углами, показанными на рис; в вертикальной плоскости- раствором в 360°.
Маяки представляют собой светильники большой силы света, работающие в проблесковом режиме, что позволяет увеличить дальность, на которой можно опознать самолет.
Первые образцы маяков излучали белый свет. Но при этом возникал мешающий эффект рассеяния при полете в зоне осадков и в облаках. Кроме того, видимость маяка снижалась при наблюдении на фоне городских огней. Поэтому все современные маяки имеют красный светофильтр, устраняющий эти недостатки.
Маяк должен быть видим в сфере, центром которой является самолет. Для этого в хвостовой части самолета ставятся два маяка: сверху на фюзеляже или на киле и снизу под фюзеляжем. У вертолетов маяки ставятся в хвостовой части. По нормам ИКАО частота проблесков должна быть в пределах 40 -100 вспышек в минуту.
Различают две группы маяков:
вращающегося и импульсного света. В маяках вращающегося света применяются лампы накаливания с зеркальным покрытием одной половины. Такое покрытие не пропускает лучи с одной стороны и усиливает излучение с другой — видимой.
В маяках с одной лампой накаливания она закреплена в патроне 5, который вращается электродвигателем через конические колеса. Поэтому создаваемый лампой вращающийся пучок света при появлении кажется наблюдателю проблеском. Ток на лампу подается через щеточный узел и контактное кольцо. Колпак (светофильтр) - красный, укреплен, как и другие элементы маяка, на его корпусе.
Элементы маяка.
Более мощный маяк данной группы (МСЛ-3) имеет две зеркальные лампы, установленные на вращающемся кольце (платформе).
Импулъсные маяки относятся к типу проблесковых, т. е. таких, у которых длительность проблеска меньше длительности затемнения. Импульсный маяк состоит из двух узлов: ламп и блока управления ими, устанавливаемого отдельно внутри фюзеляжа. Источником света служит газоразрядная лампа (типа ИФК-2000). Она относится к фотоосветительной группе таких ламп и представляет собой трубку из тугоплавкого стекла или кварцевого, заполненную ксеноном. Для концентрации свечения трубка изогнута в форме латинской буквы. U. Электродом зажигания служит никелевая проволока, навитая снаружи на трубку. Лампа закрывается колпаком, служащим также красным светофильтром, и крепится к корпусу импульсного трансформатора, связанного с блоком управления через электрический соединитель типа ШР. Действие маяка основано на периодическом заряде конденсаторов от сети переменного тока (через кремниевые диоды) и последующем разряде на лампы. Очередность зажигания ламп регулируется мультивибратором, расположенным в блоке управления.
Маяк питается от бортовой сети напряжением 115В частотой 400 Гц; напряжение на лампе 320-1000 В.
Достоинствами маяков, имеющих лампу накаливания, являются малые габариты и масса, простота схемы; недостатком-относительно малая дальность видимости (20-22 км) и наличие щеточного узла. Такие маяки применяются на средних Импульсные маяки бесконтактны, могут работать на большой высоте, обладают большой дальностью видимости (60-100 км), но имеют значительную массу и габариты. Эти маяки применяются на тяжелых самолетах.
По назначению светотехнические устройства подразделяются на осветительные и. светосигнальные, а по размещению - на внешние и внутренние.
Внешнее осветительное оборудование посадочные, рулежные, посадочно-рулежные и фары подсвета.
Внешнее осветительное оборудование предназначено для обеспечения взлета, в посадки и руления самолета ночное время.
- Электрооборудование Общие сведения об электрооборудовании самолетов Назначение, история и классификация электрооборудования
- 1.1.Назначение и объем электрооборудования самолетов
- Воздушный кодекс российской федерации
- Виды авиации
- 1.2.История самолетного электрооборудования
- 1.3.Классификация электрооборудования
- 1.4.Показатели электросети
- 1.5.Типы систем электроснабжения
- 2.1.Климатические требования
- 2.2.Температурные влияния
- 2.3.Динамические воздействия
- 2.4.Дополнительные требования
- 2.5.Требования минимальной массы
- 2.6.Срок службы
- 2.7.Специальные требования к системам электроснабжения
- Источники электрической энергии
- Авиационные генераторы постоянного тока
- Регулирование напряжения самолетных генераторов постоянного тока
- Устройство и эксплуатационные характеристики генераторов постоянного тока
- Авиационные генераторы переменного тока
- Аппаратура, работающая в комплекте с генераторами переменного тока
- Авиационные аккумуляторные батареи
- Авиационные кислотные аккумуляторы.
- Авиационные серебряно-цинковые аккумуляторы
- Авиационные никель-кадмиевые аккумуляторы
- Авиационные преобразователи электроэнергии
- Авиационные преобразователи электрической энергии
- Основная (первичная) система электроснабжения
- Коробка отсечки частоты коч-62б 2-й серии.
- Вторичные системы электроснабжения
- Назначение, состав и основные технические данные вторичной системы электроснабжения постоянного тока напряжением 27в
- Самолетная электрическая сеть. Элементы электрических сетей. Особенности электрических сетей.
- Системы генерирования
- Системы распределения
- Аппаратура защиты.
- Коммутационная аппаратура
- Выключатели и переключатели
- Контакторы
- Аппаратура управления.
- Монтажно-установочная аппаратура.
- Аппаратура защиты от помех.
- Потребители электрической энергии Авиационный электропривод
- Авиационные электродвигатели постоянного тока
- Авиационные электродвигатели переменного тока
- Электромеханизмы постоянного и переменного токов
- Двухфазные асинхронные двигатели.
- Элементы авиационных электромеханизмов
- Преобразователи движений.
- Управление электроприводами
- Применение электропривода на самолетах
- Электрические системы управления самолетом, шасси и гидросистемой Система управления самолетом
- К системам управления относятся:
- Управление рулями
- Управление электромеханизмами полетных загружателей
- Триммирование полетных пружинных загружателей
- Система перемещения закрылков
- Автоматический режим управления
- Режим автоматической синхронизации
- Ручной режим управления
- Управление предкрылками
- Работа в совмещенном (автоматическом) режиме
- Перемещение предкрылков в совмещенном режиме
- Ручное управление предкрылками:
- Управление стабилизатором
- Ручное управление стабилизатором
- Совмещенное управление закрылками, предкрылками и стабилизатором
- Управление интерцепторами
- Управление средними интерцепторами
- Управление средними интерцепторами на ту-154 м
- Управление внутренними интерцепторами
- Управление шасси
- Основное управление
- Аварийный выпуск
- Дублирующий аварийный выпуск шасси
- Сигнализация положения ног шасси
- Система охлаждения тормозов (ту-154 м).
- Расположение и назначение кв ам - 800к
- Назначение, состав системы управления поворотом колес передней опоры самолета
- Режим руления
- Взлетно – посадочный режим
- Режим свободного ориентирования
- Сигнальное табло “к взлету не готов“.
- Центробежные, пневмоэлектрические и гидроэлектрические выключатели, применяемые для отключения стартеров.
- Электрическое зажигание в авиационных двигателях
- Программа запуска
- Бортовые электрические устройства запуска авиационных двигателей
- Электрические системы управления входными устройствами силовых установок
- Электрические системы управления режимами работы авиационных двигателей
- Системы запуска газотурбинных двигателей
- Основные способы запуска гтд
- Система запуска гтд со стартер-генераторами гср-ст
- Система запуска гтд с турбостартером
- Система управления режимами ад в функции частоты вращения и положения руд.
- Система запуска турбореактивного двигателя
- Подготовка к запуску
- Запуск всу
- Автоматический останов всу
- Останов двигателя вручную
- Подготовка к запуску двигателей нк-8-2у.
- Запуск на земле
- Холодная прокрутка
- Ложный запуск
- Запуск двигателя в воздухе
- Прекращение запуска
- Запуск двигателя д-30ку-154
- Работа схемы запуска
- Холодная прокрутка двигателя
- Электрооборудование топливных систем Топливная система
- Порционер
- Принцип работы топливомера
- Автомат выравнивания.
- Автомат расхода топлива
- Система заправки
- Подача топлива к двигателям.
- Система подачи топлива в всу
- Система слива топлива
- Дополнительная система перекачки
- Электрические осветительные и светосигнальные устройства
- Внешнее осветительное оборудование
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Внутреннее светосигнальное оборудование
- Световое и нагревательное электрооборудование Лампы и светильники
- Освещение пассажирских салонов
- Освещение кабин экипажа
- Внутренняя световая сигнализация
- Наружное освещение
- Наружная световая сигнализация
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Электрический обогрев и кондиционирование воздуха Обогревательные устройства
- Электрические устройства систем кондиционирования воздуха кабин
- Противообледенительное оборудование самолетов
- Тепловые противообледенительные системы.
- Сигнализатор обледенения планера со-121 вм (ту-154 м)
- Электросхема противообледенительной системы крыла и стабилизатора
- Обогрев всу.
- Обогрев замков служебных дверей
- Электрические противообледенители.
- 2. Обогрев стекол.
- Стеклоочистители (к обогреву не относится)
- Комплексная система кондиционирования воздуха кскв
- Система отбора воздуха от двигателей.
- Система плавного наддува кабины.
- Обратные фиксированные клапаны
- Краны наддува.
- Ускоренный обогрев гермокабины.
- Ускоренное охлаждение гермокабины.
- Обогрев дверей.
- Обогрев штуцеров сард в нише передней опоры шасси
- Вытяжные устройства центрального буфета – кухни.
- Вентиляция туалетов (переднего и заднего - 2 к - та)
- Сигнализация о повышении температуры в 5 техотсеке
- Влияние воздушной среды на организм человека
- Краткие сведения о физиологии дыхания человека
- Явление кислородного голодания
- Боли, возникающие в организме человека при изменении давления воздуха, и взрывная декомпрессия
- Боли, возникающие в закрытых и полузакрытых полостях организма.
- Боли в суставах и тканях организма.
- Взрывная декомпрессия.
- Влияние на организм человека температуры и влажности воздуха.
- Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека.
- Обеспечение заданных физиологических условий в кабинах самолетов
- 1. Основные физиолого-гигиенические требования, предъявляемые к условиям в кабинах пассажирских самолетов
- 2. Способы технического обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов
- Требования, предъявляемые к высотному оборудованию
- Системы пожаротушения
- Система сигнализации пожара ссп-2а в мотогондолах и отсеке всу.
- Система нейтрального газа (н.Г.)
- Работа системы
- Классификация систем пожарной сигнализации
- Электрооборудование кухни.
- Электродуховые шкафы шэд-200/115 (шэд-200м на ту-154м)
- Электроплита пэс- 200/115
- Электрокружка ппд-200/115
- Электрооборудование санузлов.
- Электроподогрев воды в туалетах.
- Промывка унитаза.
- Сигнализация превышения допустимого уровня жидкости в сливном баке переднего санузла.
- Электропитание электробритв
- Электропитание переносного пылесоса.