logo
Электрооборудование / АиРЭО / ЭЛЕКТР НГТУ

Системы генерирования

Электрические сети систем электроснабжения зависят от принятого типа системы генерирования и конфигурации системы распределения. Тип системы генерирования зависит от способа соединения источников электроэнергии между собой и с шинами РУ.

Существует четыре способа: централизованный, децентрализованный, раздельный и комбинированный.

1. Централизованным называется такой способ, при котором два и более источника электроэнергии включены на общие шины и, таким образом, работают параллельно. Этим обеспечивается большая надежность электроснабжения, так как выход из строя одного генератора не может повлиять на бесперебойность электро­снабжения. Такой способ имеет два варианта.

а. Вся энергия поступает на шины одного ЦРУ и отдается фидерам Ф1, Ф2 .. .Фп потребителей. Здесь условно обоз­начены генераторы и другие источники электроэнергии, предохра­нители, аппараты защиты и управления цепью.

Достоинства такой схемы: мощная система питания, позволяю­щая преодолевать большие пусковые токи и обеспечивать резерв мощности; удобство эксплуатации, проверки и отыскания неисп­равности (в связи с сосредоточением управления в одном месте).

Недостатки: малая живучесть, так как при повреждении шины ЦРУ обесточиваются все потребители:

громоздкость ЦРУ, так как в нем сосредоточена аппаратура защиты всех фидеров;

большая масса электрической сети, так как питание каждого фидера неза­висимо от его расположения производится от ЦРУ.

Такой вариант соединения генераторов применяется на легких самолетах и во вторичных системах электроснабжения, где потре­бителей относительно мало и расстояния передачи невелики.

б. Энергия от шин ЦРУ подается к ближайшим потребителям по фидерам. Ф1, Ф2), а к дальним и мощным - через РУ. Это позволяет рассредоточивать защитную и коммутационную аппаратуру, поэтому упрощается конструкция ЦРУ и снижается ее а масса. В связи с приближением РУ к потребителям уменьшается масса электросети. Этот вариант подачи электроэнергии приме­няется на средних самолетах, имеющих малое число источников электроэнергии (способ не совсем точно называется смешанным).

Схема централизованной системы генерирования

2. Децентрализованным называется такой способ соединения источников электроэнергии, при котором каждый источник имеет свое ЦРУ от которого энергия подается к близлежащим потребителям и РУ. Для увеличения живучести все ЦРУ могут соединяться между собой. В результате этого генераторы оказываются включенными параллельно. Такой способ имеет все преимущества второго варианта централизованной подачи энергии.кроме того, возрастает надежность электроснабжения, так как возможны переключения ЦРУ. Недостаток способа - некоторая разность напряжений, возможная на шинах ЦРУ.

Децентрализованный способ подачи электроэнергии применя­ется на всех типах самолетов и особенно на средних и тяжелых.

Схема децентрализованной системы генерирования

3. Раздельный способ соединения характерен тем, что источники электроэнергии разобщены и каждый из них работает на свою группу потребителей. Такой способ не позволяет рационально использовать общую мощность источников питания, исключает их взаимное резервирование, увеличивает массу системы питания.

Раздельный способ применяется при неодинаковых параметрах генераторов, которые не могут работать параллельно. Чаще всего это происходит из-за разности частот или родов тока генераторов, например, в смешанной системе питания, в которой имеются гене­раторы постоянного и переменного токов; в системе переменного тока, когда генераторы не могут работать параллельно из-за боль­шой разницы частот.

4. Комбинированным называется способ, в котором имеются два или три способа, рассмотренных выше. Генераторы постоянного то­ка здесь обычно питают сеть централизованно, генераторы пере­менного тока нестабильной частоты - раздельно.