logo search
Электрооборудование / АиРЭО / ЭЛЕКТР НГТУ

2.2.Температурные влияния

Температура электроагрегата зависит от температуры окружающей среды, теплового излучения соседних агрегатов и тепла; выделяемого током, проходящим через электроагрегат. Температура окружающей среды определяется географическими условиями, временем дня и года.

В тропосфере (до высоты 10-15 км) температура убывает в среднем на 6,5оС на 1 км. В стратосфере до высоты 30-35 км температура постоянна и равна —56,5оС, затем повышается и на высоте 50-55 км доходит до 0. Поэтому воздух в малой степени влияет на повышение температуры самолета. При большой ско­рости полета происходит аэродинамический нагрев, который зависит от высоты полета. Например, при скорости 2500 км/ч тем­пература обшивки достигает

+ 130° С.

С течение одного полета температура электроагрегата может изменяться в широких пределах. Это влечет изменение свойств материалов, режимов работы агрегатов и образование внутренних напряжений, которые обусловлены температурными колебаниями размеров деталей.

Колебания величины зазоров создают периодические прослабления и натяги, что способствует увеличению трения в подшипниках и разрушению деталей. При снижении температуры густеет смазка, увеличивая сопротивления в механизмах. При повышении температуры ухудшаются свойства диэлектриков.

Типичным требованием к агрегатам авиационного электрооборудования является надежность их работы в диапазоне температур от -60о до + 60о или +80° С. При более высоких температурах окружающей среды требуемый положительный предел повышается и может быть задан до 200-300° С.

Для повышения температурной устойчивости в сопряжениях применяют детали из материалов, у которых минимальна разница температурных коэффициентов расширения.

От внешних источников тепла агрегаты изолируют теплоустой­чивыми материалами, помещают в герметические кабины или от­секи. Для защиты от низких температур агрегаты подогревают.

Агрегаты, нагревающиеся током, охлаждают. Простейшим яв­ляется естественное охлаждение (конвекция). Для этого корпус агрегата делают из материала хорошо проводящего тепло (дюралюминий), окрашивают в темный цвет, искусственно увеличива­ют поверхность охлаждения при помощи гофров или ребер на корпусе или делают отверстия в корпусе для вентиляции.

С увеличением высоты полета эффективность естественного теплоотвода падает. Так, на высоте 13 км она становится незначительной, а на высоте 30 км практически прекращается. Для высот до 12-15 км возможно охлаждение встречным потоком воздуха. Но при скоростях, превышающих 1М, воздух поступает настоль­ко нагретым, что охлаждение им становится невозможным. В этом случае нагревающиеся агрегаты охлаждают при помощи вентиля­тора, струи воздуха от трубопровода или при помощи протекаю­щей жидкости, чаще всего масла, которое подается от общей для самолета системы охлаждения.

Наиболее надежным способом защиты от атмосферных влия­ний и изменения наружной температуры является размещение агрегатов в герметичных отсеках, салонах, в которых предусмотрено кондиционирование воздуха. Защита от атмосферных воздействий возможна и путем герметизации агрегата — помещения его в спе­циальный герметический корпус. Современные сетевые и коммута­ционные аппараты выпускаются пыле и влагонепроницаемыми. Это обозначается буквой Г в шифровке аппарата. Герметичные аппараты разборке и ремонту не подлежат.