Системы пожаротушения
Применяется активная и пассивная противопожарная защита воздушного судна.
Конструктивные мероприятия при пассивной противопожарной защите воздушного судна:
- в гондолах двигателей и ВСУ во избежание скапливания горючих жидкостей (топлива, масла, гидражидкости..) сделаны отверстия для слива их в атмосферу;
- в зоне установки двигателя и ВСУ применена теплостойкая изоляция электрических проводов;
- все подвижные элементы и агрегаты соединены между собой металлизацией;
- в концевых частях крыла, стабилизаторе, шасси установлены антистатики и зарядосъемники для скапливания статического электричества и его разрядки в атмосферу;
- устанавливаются противопожарные перегородки;
- в трубопроводах устанавливаются перекрывные краны;
- невоспламеняющиеся материалы.
Противопожарное оборудование
Стремление к увеличению дальности беспосадочных полетов привело к необходимости иметь большой запас топлива на борту. По мере выработки топлива и понижения давления окружающей среды при наборе высоты происходит его интенсивное испарение, в результате чего в над топливном объеме баков создается взрывоопасная топливно-воздушная газообразная смесь. Поскольку на борту имеются двигатели, электрические машины, аппараты с контактной коммутацией сетей, кислородные, масляные, топливные и другие системы, создается потенциальная возможность возникновения пожара в отсеках или взрыва топливных баков при работе этого оборудования в нерасчетном режиме. Серьезную опасность представляет возникновение искрения в местах ненадежной металлизации и при полетах в условиях грозовой деятельности.
Такое сочетание неблагоприятных факторов потребовало принятия мер по повышению пожарной безопасности и предотвращению взрыва топливных баков. Для этого при компоновке самолетов предусматривается создание автономных отсеков для размещения взрывоопасной аппаратуры, установка противопожарных и тепловых экранов, автоматических систем перекрытия топливных магистралей, обеспечение достаточной вентиляции отсеков и др.
Азотирование топлива, заполнение свободных объемов топливных баков нейтральным газом и применение эмульгированных топлив в значительной степени предотвращают вероятность возникновения взрыва топливных баков.
Азотирование это процесс насыщения топлива жидким азотом, в результате чего происходит вымораживание воды и уменьшение в нем концентрации кислорода и атмосферного воздуха. По мере выработки топлива азот заполняет над топливное пространство бака, вытесняя его пары и воздух через дренажную систему.
Применение систем нейтрального газа позволяет при создании избыточного давления над зеркалом топлива уменьшить интенсивность испарения, а образовавшиеся пары вытеснять через дренажную систему бака, предотвращая этим образование взрывоопасных смесей паров топлива и воздуха. В качестве нейтрального газа используется углекислый газ или азот.
В зависимости от предусматриваемого режима работы различают штатные и аварийные системы нейтрального газа. Штатные системы функционируют в течение всего полета, аварийные - при возникновении взрывоопасных ситуаций, таких как вынужденная посадка, полет в грозовых облаках и т. д.
Эмульгированные топлива, т. е. топлива в виде жидкой эмульсии, состоят из 97% топлива и 3% жидких реагентов, снижающих скорость распространения пламени и способствующих уменьшению взрывной детонации этой смеси.
Несмотря на упомянутый выше комплекс профилактических мероприятий, все без исключения самолеты оборудуются противопожарными системами, в состав которых входят сигнализирующие устройства и система тушения пожара.
На современных самолетах применяются системы сигнализации о повышении температуры среды и о пламени в защищаемых техотсеках.
На рисунке показана электрическая схема системы сигнализации о повышении температуры среды в отсеках типа ССП.
В ее комплект входят несколько последовательно соединенных датчиков и исполнительный блок. Датчиками служат термопары,
При нагревании среды со скоростью, превышающей 2°С в секунду, что характеризует возможную опасность возникновения пожара, в термобатареях датчиков возникает термоэлектродвижущая сила. Она, в свою очередь, вызывает появление тока в обмотке поляризованного реле P1. При их срабатывании замыкается цепь реле Р2, которое включает сигнальную лампочку Л или табло в сеть и подключает звуковой сигнал.
Для контроля работоспособности системы перед полетом предусмотрены реле РЗ и кнопка контроля К. При нажатии на нее срабатывает реле и подключает датчики к бортовой сети. Загорание лампочки или табло указывает готовность системы к действию.
ма системы сигнализации сигнализации типа ИС:
1 — датчик; 2 — изолятор
Описанная система обладает инерционностью и подвержена возможности ложного срабатывания при облучении датчиков электромагнитными волнами или магнитным полем от установленного на борту оборудования. Поэтому их необходимо экранировать.)
На пассажирских самолетах система пожаротушения имеет 2—3 очереди, т. е. может функционировать 2—3 раза, причем первая очередь включается автоматически от системы сигнализации. В качестве огнегасящего вещества для тушения пожара вне кабины самолета применяется фреон-114В2, а для борьбы с пожаром в кабинах обезвоженная техническая углекислота.
Противопожарное оборудование обеспечивает:
-световую и звуковую сигнализацию о возникновении пожара;
-сигнализацию экипажу о возникновении пожара на ЛА;
-автоматическое управление пожаротушением при пожаре в любом пожароопасном отсеке;
-ручное управление пожаротушением;
-аварийное включение пожаротушения при аварийной посадке с убранным шасси;
-проверку исправности электроцепей системы сигнализации и тушения пожара.
К средствам обнаружения пожара относятся датчики, блоки управления, блоки реле и т. п.
В системах пожарной сигнализации для обнаружения пожара применяются датчики, работающие на принципе:
-использования свойства биметаллической пружины изгибаться при изменении температуры окружающей среды (датчики типа ТИ, АД-155А-ЗК);
-использования свойств газа изменять электрическую проводимость вследствие ионизации (ионизационные сигнализаторы типа ИС-2МС):
-использования термоэлектродвижущей силы, возникающей в датчиках при изменении температуры окружающей среды со скоростью, превышающей ско рость изменения температуры в обычном рабочем режиме (датчики типа ДПС-1АГ, ДТБГ, ДТБ-2А, ДП-11 и др.).
Работающие на этих принципах датчики в системах сигнализации пожара (ССА-2А, ССП-7, ССП-ФК, 2С7К и др.) вырабатывают и выдают от систем обнаружения к элементам сигнализации в кабине экипажа, электрические сигналы о возникновении пожара в контролируемых отсеках. Одновременно сигналы поступают в систему пожаротушения, к аппаратуре речевой информации, в систему регистрации режимов полета.
К системе пожарной сигнализации относятся: мигающие красные табло «Пожар», световые табло на панелях управления и сигнализации противопо жарной системы, сигналы речевой информации, поступающие в телефоны членов экипажа.
Системы пожарной сигнализации имеют бортовые устройства для проверки их работоспособности.
Система пожаротушения
Система пожаротушения предназначена для ликвидации пожара. Она состоит из баллонов с огнегасящей смесью (УБЦ-16-5, УБШ-3-3, ОС-8М), системы (автоматической и ручной) включения огнетушителей, трубопроводов, устройств сигнализации саморазряда огнетушителей, электромагнитных кранов, распылительных коллекторов, аппаратуры управления огнегасящим составом.
Для ликвидации пожара в отдельных не пожарозащищенных отсеках используются переносные огнетушители, наполненные жидким фреоном (ОФ-7), фреон 114В2, хладон или углекислотой (ОУ).
Противопожарная система (ТУ-154М)
На самолете имеются следующие ПП системы:
1. Система сигнализации пожара ССП-2А в мотогондолах и в отсеке ВСУ
2. Система сигнализации пожара ССП-12 в двигателях
З. Система нейтрального газа (Н.Г.)
4. Система обнаружения дыма в переднем и среднем багажниках
5. Переносные огнетушители типа ОУ и ОР1-2, ОР2-6.
- Электрооборудование Общие сведения об электрооборудовании самолетов Назначение, история и классификация электрооборудования
- 1.1.Назначение и объем электрооборудования самолетов
- Воздушный кодекс российской федерации
- Виды авиации
- 1.2.История самолетного электрооборудования
- 1.3.Классификация электрооборудования
- 1.4.Показатели электросети
- 1.5.Типы систем электроснабжения
- 2.1.Климатические требования
- 2.2.Температурные влияния
- 2.3.Динамические воздействия
- 2.4.Дополнительные требования
- 2.5.Требования минимальной массы
- 2.6.Срок службы
- 2.7.Специальные требования к системам электроснабжения
- Источники электрической энергии
- Авиационные генераторы постоянного тока
- Регулирование напряжения самолетных генераторов постоянного тока
- Устройство и эксплуатационные характеристики генераторов постоянного тока
- Авиационные генераторы переменного тока
- Аппаратура, работающая в комплекте с генераторами переменного тока
- Авиационные аккумуляторные батареи
- Авиационные кислотные аккумуляторы.
- Авиационные серебряно-цинковые аккумуляторы
- Авиационные никель-кадмиевые аккумуляторы
- Авиационные преобразователи электроэнергии
- Авиационные преобразователи электрической энергии
- Основная (первичная) система электроснабжения
- Коробка отсечки частоты коч-62б 2-й серии.
- Вторичные системы электроснабжения
- Назначение, состав и основные технические данные вторичной системы электроснабжения постоянного тока напряжением 27в
- Самолетная электрическая сеть. Элементы электрических сетей. Особенности электрических сетей.
- Системы генерирования
- Системы распределения
- Аппаратура защиты.
- Коммутационная аппаратура
- Выключатели и переключатели
- Контакторы
- Аппаратура управления.
- Монтажно-установочная аппаратура.
- Аппаратура защиты от помех.
- Потребители электрической энергии Авиационный электропривод
- Авиационные электродвигатели постоянного тока
- Авиационные электродвигатели переменного тока
- Электромеханизмы постоянного и переменного токов
- Двухфазные асинхронные двигатели.
- Элементы авиационных электромеханизмов
- Преобразователи движений.
- Управление электроприводами
- Применение электропривода на самолетах
- Электрические системы управления самолетом, шасси и гидросистемой Система управления самолетом
- К системам управления относятся:
- Управление рулями
- Управление электромеханизмами полетных загружателей
- Триммирование полетных пружинных загружателей
- Система перемещения закрылков
- Автоматический режим управления
- Режим автоматической синхронизации
- Ручной режим управления
- Управление предкрылками
- Работа в совмещенном (автоматическом) режиме
- Перемещение предкрылков в совмещенном режиме
- Ручное управление предкрылками:
- Управление стабилизатором
- Ручное управление стабилизатором
- Совмещенное управление закрылками, предкрылками и стабилизатором
- Управление интерцепторами
- Управление средними интерцепторами
- Управление средними интерцепторами на ту-154 м
- Управление внутренними интерцепторами
- Управление шасси
- Основное управление
- Аварийный выпуск
- Дублирующий аварийный выпуск шасси
- Сигнализация положения ног шасси
- Система охлаждения тормозов (ту-154 м).
- Расположение и назначение кв ам - 800к
- Назначение, состав системы управления поворотом колес передней опоры самолета
- Режим руления
- Взлетно – посадочный режим
- Режим свободного ориентирования
- Сигнальное табло “к взлету не готов“.
- Центробежные, пневмоэлектрические и гидроэлектрические выключатели, применяемые для отключения стартеров.
- Электрическое зажигание в авиационных двигателях
- Программа запуска
- Бортовые электрические устройства запуска авиационных двигателей
- Электрические системы управления входными устройствами силовых установок
- Электрические системы управления режимами работы авиационных двигателей
- Системы запуска газотурбинных двигателей
- Основные способы запуска гтд
- Система запуска гтд со стартер-генераторами гср-ст
- Система запуска гтд с турбостартером
- Система управления режимами ад в функции частоты вращения и положения руд.
- Система запуска турбореактивного двигателя
- Подготовка к запуску
- Запуск всу
- Автоматический останов всу
- Останов двигателя вручную
- Подготовка к запуску двигателей нк-8-2у.
- Запуск на земле
- Холодная прокрутка
- Ложный запуск
- Запуск двигателя в воздухе
- Прекращение запуска
- Запуск двигателя д-30ку-154
- Работа схемы запуска
- Холодная прокрутка двигателя
- Электрооборудование топливных систем Топливная система
- Порционер
- Принцип работы топливомера
- Автомат выравнивания.
- Автомат расхода топлива
- Система заправки
- Подача топлива к двигателям.
- Система подачи топлива в всу
- Система слива топлива
- Дополнительная система перекачки
- Электрические осветительные и светосигнальные устройства
- Внешнее осветительное оборудование
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Внутреннее светосигнальное оборудование
- Световое и нагревательное электрооборудование Лампы и светильники
- Освещение пассажирских салонов
- Освещение кабин экипажа
- Внутренняя световая сигнализация
- Наружное освещение
- Наружная световая сигнализация
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Электрический обогрев и кондиционирование воздуха Обогревательные устройства
- Электрические устройства систем кондиционирования воздуха кабин
- Противообледенительное оборудование самолетов
- Тепловые противообледенительные системы.
- Сигнализатор обледенения планера со-121 вм (ту-154 м)
- Электросхема противообледенительной системы крыла и стабилизатора
- Обогрев всу.
- Обогрев замков служебных дверей
- Электрические противообледенители.
- 2. Обогрев стекол.
- Стеклоочистители (к обогреву не относится)
- Комплексная система кондиционирования воздуха кскв
- Система отбора воздуха от двигателей.
- Система плавного наддува кабины.
- Обратные фиксированные клапаны
- Краны наддува.
- Ускоренный обогрев гермокабины.
- Ускоренное охлаждение гермокабины.
- Обогрев дверей.
- Обогрев штуцеров сард в нише передней опоры шасси
- Вытяжные устройства центрального буфета – кухни.
- Вентиляция туалетов (переднего и заднего - 2 к - та)
- Сигнализация о повышении температуры в 5 техотсеке
- Влияние воздушной среды на организм человека
- Краткие сведения о физиологии дыхания человека
- Явление кислородного голодания
- Боли, возникающие в организме человека при изменении давления воздуха, и взрывная декомпрессия
- Боли, возникающие в закрытых и полузакрытых полостях организма.
- Боли в суставах и тканях организма.
- Взрывная декомпрессия.
- Влияние на организм человека температуры и влажности воздуха.
- Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека.
- Обеспечение заданных физиологических условий в кабинах самолетов
- 1. Основные физиолого-гигиенические требования, предъявляемые к условиям в кабинах пассажирских самолетов
- 2. Способы технического обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов
- Требования, предъявляемые к высотному оборудованию
- Системы пожаротушения
- Система сигнализации пожара ссп-2а в мотогондолах и отсеке всу.
- Система нейтрального газа (н.Г.)
- Работа системы
- Классификация систем пожарной сигнализации
- Электрооборудование кухни.
- Электродуховые шкафы шэд-200/115 (шэд-200м на ту-154м)
- Электроплита пэс- 200/115
- Электрокружка ппд-200/115
- Электрооборудование санузлов.
- Электроподогрев воды в туалетах.
- Промывка унитаза.
- Сигнализация превышения допустимого уровня жидкости в сливном баке переднего санузла.
- Электропитание электробритв
- Электропитание переносного пылесоса.