3.3.2. Гидравлические тормоза отката
Сила гидравлического сопротивления. В простейшем случае тормоз отката представляет собой шток с поршнем, перемещающийся вместе с откатными частями внутри неподвижного цилиндра, заполненного жидкостью. Для обеспечения возможности перемещения в цилиндре поршень имеет одно (или несколько) отверстий для перетекания жидкости, при этом площадь отверстия в процессе отката может быть как постоянной, так и переменной. Схематично тормоз отката показан на рис. 3.27.
Рис 3.27. Расчетная схема простейшего тормоза отката
Принцип действия такого гидравлического тормоза отката заключается в том, что кинетическая энергия откатных частей преобразуется в кинетическую энергию струи жидкости, проходящей через отверстие истечения. В существующих тормозах отката скорость движения этой струи достигает нескольких сотен метров в секунду. Часть энергии откатных частей теряется, переходя в тепло при трении частиц жидкости о стенки тормоза и при трении в уплотнениях. Остальная часть кинетической энергии струи превращается в тепловую энергию после удара жидкости о стенки, после чего направленный поток струи деформируется, жидкость движется беспорядочно. Жидкость нагревается, тепло через стенки попадает в окружающее пространство. Если пренебречь сжимаемостью жидкости в тормозе отката, то вся поглощенная им кинетическая энергия откатных частей превращается в тепловую.
Физическую картину образования силы гидравлического сопротивления тормоза отката нагляднее всего представить на примере простейшего тормоза отката постоянной площадью отверстия истечения жидкости (рис. 3.27).
Объем жидкости, вытесняемой из правой части тормоза за единицу времени, равен:
, (3.21)
где - рабочая площадь поршня тормоза отката.
При возникающих в процессе отката давлениях в рабочей полости жидкость практически несжимаема. Следовательно, в левую часть тормоза перетекает тот же объем жидкости, величину которого можно выразить через скорость струи, проходящей через отверстие площадью ав:
,
где U - средняя скорость по сечению;
- коэффициент, учитывающий сжатие струи.
Тогда
. (3.22)
Уравнение Бернулли для потока жидкости в тормозе отката с учетом равенства высот левой и правой части может быть записано в виде:
, (3.23)
где - плотность жидкости;
- коэффициент местных потерь, учитывающий трение пограничного слоя потока о стенки и особенности конструкции отверстия истечения.
Поскольку в процессе отката шток выходит из цилиндра, то в левой части тормоза образуется вакуум. Следовательно, .
Теперь
(3.24)
Подставляя из (3.22) величину U и учитывая, что ао2 « Ат2, получим:
. (3.25)
При определении величины следует учитывать вязкость жидкости, то есть в место принимать , где - коэффициент расхода с учетом вязкости.
Сила гидравлического сопротивления равна произведению давления на рабочую площадь поршня:
, (3.26)
где - коэффициент сопротивления тормоза отката.
Для других типов тормозов отката структура выражения для силы Ф остается такой же, но отношение может быть выражено более сложной зависимостью.
Классификация гидравлических тормозов отката. Классифицировать гидравлические тормоза отката можно по различным признакам.
По соединению с откатными частями: тормоза отката с подвижным штоком и неподвижным цилиндром; тормоза отката с подвижным цилиндром и неподвижным штоком.
В действии этих двух видов тормозов принципиальной разницы нет. Выбор типа определяется общей компоновкой орудия. Если масса цилиндра существенно больше массы штока с поршнем, рекомендуется делать подвижным цилиндр, что не меняет общей массы орудия, но увеличивает при этом массу откатных частей и уменьшает силу отдачи.
По регулированию длины отката в зависимости от угла возвышения: тормоза отката с постоянной длиной отката; тормоза отката с регулируемой длиной отката.
Применение той или иной схемы определяется требованиями к орудию по обеспечению устойчивости и уменьшения габаритов. При длинном откате уменьшается сила отдачи и, соответственно, опрокидывающий момент, что позволяет уменьшить высоту линии огня и габариты орудия. Однако при длинном откате возникает опасность утыкания казенника в грунт, усложняются условия заряжания и удаления стреляных гильз.
В связи с этим целесообразно ввести переменный откат: при малых углах возвышения обеспечить длинный откат, а при больших углах, когда условие устойчивости будет выполняться, и при больших силах отдачи - короткий откат.
По связи с накатником: тормоза отката, независимые от накатника; в этом случае тормоз отката и накатник представляют собой отдельные агрегаты; тормоза отката, органически связанные с накатником; к таковым можно отнести, например, схему, показанную на рис. 3.23 при постановке в канал А клапана; тормоза отката, полусвязанные с накатником; это может быть схема, показанная на рис. 3.16, а; полусвязанность заключается в том, что цилиндр тормоза отката является одновременно и штоком с поршнем для пружинного накатника, что ограничивает свободный выбор размеров тормоза отката.
По способу регулирования пощади отверстия истечения при откате. По данному признаку тормоза отката могут быть следующих типов: без регулировки; канавочные; шпоночные; веретенные; золотниковые; клапанные; комбинированные.
Более подробно указанные типы тормозов будут рассмотрены в следующем параграфе.
Поскольку в большинстве случаев тормоза отката конструктивно увязаны с тормозом наката в один агрегат, этот анализ будет проводиться совместно.
Кроме указанных признаков классификации тормозов отката могут приниматься также наличие или отсутствие противодавления внутри цилиндра, расположение штока относительно цилиндра (шток выдвигается или входит внутрь при откате), наличие или отсутствие компенсатора жидкости и другие признаки.
Конструктивные схемы гидравлических тормозов отката. Для анализа возможностей тормозов отката рассмотрим силы, действующие на откатные части орудия. График сил торможения в самом общем виде представлен на рис. 3.28.
Силу Rf =Rупл + M0gfcos , представляющую собой сумму всех сил трения при движении откатных частей, обычно принимают постоянной в процессе отката ввиду ее относительной малости по сравнению с другими силами, хотя реально силы трения в процессе отката переменны. Сила накатника П изменяется линейно для пружинного накатника или по политропическому закону для гидропневматических накатников. Дополнительная сила сопротивления Rдоп включает в себя силу гидравлического сопротивления при перетекании жидкости из рабочего цилиндра в воздушный, а также силы, потребные для обеспечения работы механизма заряжания. Однако эти силы относительно невелики. Часть из них вообще может отсутствовать, например, в случае взведения механизма заряжания при накате.
Общая сила сопротивления R определяется при расчете орудия. На ее величину влияют условие обеспечения устойчивости при выстреле и приемлемая длина отката. Приняв закон изменения и конкретные величины силы R, можно определить все элементы движения откатных частей при выстреле. Следовательно, можно вычислить скорость движения откатных частей в каждой точке по пути отката. В то же время из графика, представленного на рис. 3.28, можно определить силу гидравлического сопротивления тормоза отката Ф для тех же самых точек. Для этого из общей силы сопротивления R необходимо вычесть все ее составляющие.
Таким образом, можно отметить, что для простейшего тормоза отката, пользуясь выражением (3.26), можно записать площадь отверстия истечения в виде:
Рис.3.28. График сил торможения при откате:
М0 – масса откатных частей
. (3.27)
Очевидно, что в формуле (3.27) в подкоренном выражении вели- чина является переменной, поэтому целесообразнее площадь отверстия истечения выразить в виде:
, (3.28)
где - величина постоянная.
Если отношение V /Ф соответствует приведенным на графике, то тем самым обеспечивается устойчивость орудия в процессе отката при заданной его длине.
Для других типов тормозов отката выражение для будет более сложным. Например, формула для тормоза отката веретенного типа может иметь вид:
, (3-29)
где - рабочая площадь поршня;
- площадь отверстия регулирующего кольца;
- рабочая площадь тормоза наката;
D - диаметр поршня тормоза отката;
d - диаметр штока; '
dp - диаметр отверстия регулирующего кольца;
d1 - диаметр внутренней полости штока;
k1 - коэффициент сопротивления для перетекания жидкости через регулирующее кольцо;
кз - коэффициент сопротивления для перетекания жидкости в полость штока.
Как видно, формула (3.29) гораздо сложнее формулы (3.28), однако отношение V2/Ф сохранилось, изменились лишь постоянные величины, входящие в формулу. Это позволяет судить о возможностях той или иной конструктивной схемы тормоза отката с единых позиций.
Тормоз отката без регулировки пощади отверстия истечения. Тормоз такого типа показан на рис. 3.27. Его отличают исключительная простота и небольшое количество деталей, что способствует
Рис. 3.29. Тормоз отката канавочного типа с игольчатым тормозом наката
надежности работы. Вместе с тем такой тормоз не обеспечивает заданной расчетной длины отката, ибо постоянная площадь отверстия истечения не соответствует переменному отношению V2/Ф за исключением случаев, когда АФ=V во всех точках отката. В связи с этим применение таких тормозов можно рекомендовать только для малокалиберной автоматической артиллерии при обязательном ударе откатных частей о буфер в крайнем заднем положении. Удар будет компенсировать несоответствие переменности отношения V /Ф и постоянства площади отверстия истечения.
Тормоз отката канавочного типа. На рис. 3.29 показан тормоз отката канавочного типа с игольчатым тормозом наката.
Цилиндр 1 заполнен жидкостью, которая при откате вытесняется из рабочей полости I через канавки переменной глубины ах в запоршневое пространство III и полость штока II, при этом в полости I создается давление Р1. Величина его зависит от плотности и вязкости жидкости, от суммарной площади канавок на срезе поршня 2, от величины рабочей площади поршня и от скорости движения штока 3 с поршнем 2.
Суммарную площадь канавок аx, будет определять тот срез поршня 2, который в данный момент времени будет контактировать с меньшей глубиной канавок hx, поскольку площадь отверстия а, в любом случае должна быть наименьшей в данный момент времени. Это наглядно видно на рис. 3.30, где показаны два положения поршня и соответствующие площади и . Следовательно, при изготовлении канавок необходимо предусматривать постоянную их глубину в средней части на длине, равной длине поршня ln.
Так как при откате часть штока выходит из полости цилиндра, заполненной жидкостью, внутри цилиндра освобождается некоторый
Рис. 3.30. Схема определения площади полостях при откате будет давление отверстия истечения
объем, называемый объемом вакуума, сосредоточенный в полостях II и III. В этих есть такой тормоз отката будет работать без противодавления (в тормозах с противодавлением p3>0).
При накате под действием силы накатника откатные части движутся вперед, толкают шток 3 с поршнем 2 и вдвигают их в цилиндр. Сначала происходит перемещение незаполненного жидкостью объема из запоршневого пространства в рабочую полость («выбор вакуума»).
Длина такого пути будет составлять:
, (3.30)
где - длина отката.
До момента полного выбора вакуума жидкость практически не перетекает по канавкам, давление в полостях цилиндра близко к нулю. После выбора вакуума из полостей II и III жидкость пробрызгивается через канавки а„ возникает сила гидравлического сопротивления тормоза отката при накате Фтон. На последнем участке наката игла 4 (рис. 3.29) входит в полость штока II, при этом образуется сила гидравлического сопротивления выдавливаемой из полости II жидкости Фтн. Для компенсации возможной несоосности иглы и штока в начале его полости смонтировано плавающее кольцо 5. Все действующие при накате силы графически представлены на рис. 3.31.
Поскольку профиль канавок в стенках цилиндра определен необходимостью обеспечения желаемого закона силы сопротивления при откате, то при накате сила Фтон окажется недостаточной для торможения наката. Это объясняется существенно меньшей скоростью наката, поэтому возникает необходимость в дополнительном сопротивлении накату. Именно для этой цели и служит игла, представляющая собой вместе с полостью II тормоз наката. Для обеспечения безударного прихода откатных частей в переднее положение необходимо равенство работ движущих сил при накате и всех сил сопротивления накату.
Рис. 3.31. График сил при накате
Графически это означает равенство площадей фигур, обозначенных на рис. 3.31 точками:
.
Очевидно, что для обеспечения данного равенства необходимо или увеличивать длину пути работы иглы lиглы, или увеличивать равнодействующие всех сил при накате rн в конце наката. Существенное увеличение длины lиглы нежелательно, ибо это будет увеличивать требуемый для обеспечения продольной устойчивости диаметр иглы и тем самым увеличивать все поперечные размеры тормоза отката. Увеличивать же равнодействующую всех сил r, также нежелательно, так как это может привести к потере устойчивости орудия при накате. Проиллюстрируем это на рис. 3.32.
В конце наката при замедлении движения откатных частей вперед равнодействующая всех сил га направлена вперед, как показано на рисунке. Для отсутствия клевка стабилизирующий момент должен быть больше опрокидывающего:
или . (3.31)
Чтобы обеспечить это условие, необходимо увеличивать /оп и уменьшать высоту линии огня Я, которую при проектировании всегда стараются уменьшить. Увеличение же расстояния /оп может затруднить обслуживание орудия, так как для разведения станин вручную необходимо приложить силу Fc, которую может развить член боевого расчета, то есть надо иметь .
Отсюда получаем условие
. (3.32)
Как видно, это очень жесткое условие для полевой артиллерии. Следовательно, довольно простая конструкция гидравлического тормоза отката канавочного типа может применяться только для относительно тяжелых орудий (например, танковых) при большой массе А/5, а также для орудий с вынесенной далеко вперед передней опорой. Таковыми могут быть зенитные пушки малого калибра.
Рис. 3.32. К расчету устойчивости при накате:
Н - высота линии огня;
М0 - масса орудия в боевом положении;
L – расстояние между опорами
Рис.3.33.Тормоз отката шпоночного типа с игольчатым тормозом наката:
1 - шпонка; 2 - цилиндр; 3 - шток с поршнем; 4 - плавающее кольцо; 5 - игла; ах - отверстия истечения
Тормоз отката шпоночного типа. В тормозе отката шпоночного типа с игольчатым тормозом наката (рис. 3.33) изменение площади отверстия истечения жидкости достигается за счет шпонки 1 переменной высоты, закрепленной в цилиндре 2, и соответствующего выреза в поршне 3.
Действие тормоза отката шпоночного типа аналогично действию тормоза канавочного типа. Схеме присущи те же достоинства и недостатки.
Дополнительно можно отметить лучшую технологичность изготовления, зато усложняются условия сборки и фиксации штока с поршнем относительно цилиндра.
Тормоз отката веретенного типа. Один из вариантов тормоза отката веретенного типа приведен на рис. 3.34.
Цилиндр тормоза 1 с веретеном 3 во время отката и наката закреплены в люльке и неподвижны. Шток 2 соединен с откатными частями и движется вместе с ними (возможен также вариант с неподвижным штоком и перемещающимися вместе с откатными частями цилиндром; принцип действия тормоза от этого не изменяется). На головке 6 веретена укреплен клапан модератора J, иногда весь этот узел называется модераторным устройством. На внутренней поверхности полости штока имеются канавки b переменной глубины. В поршне штока закреплено регулирующее кольцо 4, зазор между внутренним диаметром которого и веретеном 3 образует кольцевое отверстие а„ являющееся основным местом образования силы гидравлического сопротивления жидкости при откате.
Рис. 3.34. Тормоз отката веретенного типа
Во время отката жидкость из рабочей полости I вытесняется поршнем в две полости: замодераторное пространство II и запоршневое пространство III. Соотношение площадей истечения жидкости в эти две полости рассчитывается таким образом, чтобы жидкость отодвигала клапан модератора 5 и полностью заполняла замодераторное пространство, создавая там давление Р2>0. Поток жидкости через регулирующее кольцо в запоршневое пространство III встречает большее сопротивление; образующийся при откате внутри цилиндра вакуум в связи с этим находится в полости III.
При накате под действием давления в полости II клапан модератора закрывается (в некоторых вариантах он дополнительно поджимается пружиной). Входящее в полость штока веретено выдавливает жидкость из полости II через канавки b переменной глубины, при этом обеспечивается заданный закон силы гидравлического сопротивления Фтн После выбора вакуума в полости III вступает в действие и тормоз отката, образуя силу гидравлического сопротивления тормоза отката при накате Фтон. Принципиальная схема действия всех этих сил при накате для веретенного тормоза отката показана на рис. 3.35.
Как и при анализе сил, действующих при накате в канавочном тормозе отката, так и при веретенном тормозе отката, для обеспечения безударного прихода откатных частей в переднее положение необходимо равенство работ сил активных (силы накатника) и сил сопротивления. Следовательно, необходимо равенство площадей:
Поскольку величина l0 выбирается только с одним ограничением по приемлемости скорости и времени наката, то для веретенного тормоза отката можно получить практически любую наперед заданную величину равнодействующей всех сил на замедленном участке наката.
Относительно простая конструкция, ясность расчетной схемы, обеспечение устойчивости орудия при откате и накате приводят к тому, что веретенные тормоза отката с модератором в качестве тормоза наката получили наибольшее распространение, особенно в полевой артиллерии.
Рис. 3.35. График сил при накате
Рис. 3.36. Схема поршня и веретена для обеспечения переменной длины отката
Недостатком рассмотренной схемы является невозможность регулирования длины отката в зависимости от угла возвышения. Решить такую задачу в тормозах отката веретенного типа можно, видоизменив веретено и его взаимодействие с регулирующим кольцом. Вариант подобного решения приведен на рис. 3.36.
Веретено 3 представляет собой стержень постоянного диаметра с четырьмя канавками переменной глубины: две короткие и две длинные. Длинные и короткие канавки попарно диаметрально противоположны. В поршне штока 2 в качестве регулирующего кольца установлен неподвижный вкладыш (втулка) 4, имеющий окна. Шток 2 соединен с откатными частями, поршень перемещается в цилиндре 1, закрепленном в люльке. Веретено размещено в дне цилиндра 1 таким образом, что имеет возможность с помощью механизма поворота вращаться в зависимости от угла возвышения.
При откате жидкость из рабочей полости I через окна в поршне, окна во вкладыше и канавки в веретене вытесняется в запоршневое пространство III. Второй поток жидкости образуется при перетекании ее через кольцевой зазор между веретеном и внутренней поверхностью штока, а также через модераторное устройство заполняет освобождающую полость II.
В сечении I-I на видах А и Б показаны крайние положения канавок веретена относительно окон вкладыша. Взаимное расположение канавок и окон на виде А соответствует длинному откату. На виде Б, соответствующему короткому откату, длинные канавки веретена перекрыты, жидкость в полость III поступает только через короткие канавки. Поскольку площадь отверстия истечения уменьшается, сила гидравлического сопротивления увеличивается, обеспечивая тем самым уменьшение длины отката. Торможение при накате осуществляется так же, как и в описанном ранее тормозе отката с веретеном переменного диаметра.
Тормоз отката и наката золотникового типа. У золотникового тормоза площадь отверстия истечения изменяется за счет поворота регулирующих деталей относительно друг друга. На рис. 3.37 показан один из вариантов золотникового тормоза.
В цилиндре 1 перемещается поршень 2, насаженный на шток 3 таким образом, что он может вращаться относительно штока, но не перемещаться вдоль. По обе стороны поршня на штоке размещены золотники 4 и 5, которые могут перемещаться вдоль штока, но удерживаются от вращения шпонками. На внутренней поверхности цилиндра изготовлена канавка а, в которую входит зуб 7 поршня. На конце штока закреплен зубчатый сектор 6.
При откате цилиндр перемещается вместе с откатными частями, жидкость прижимает золотник 4 к поршню и через отверстие в золотнике и фигурный вырез в поршне из полости I выдавливается в полость II, при этом золотник 5 отодвигается от поршня и практически не препятствует движению жидкости. Зуб 7, контактируя с канавкой а, вращает поршень относительно золотника, в результате чего площадь отверстия истечения регулируется по закону, обеспечивающему получение заданной длины отката.
При накате после выбора вакуума в полости II золотник 5 прижимается к поршню, и процесс истечения жидкости происходит в обратном направлении. Необходимая сила гидравлического сопротивления при накате обеспечивается взаимодействием отверстий в золотнике 5 и вырезов в поршне.
Тормоз отката золотникового типа является тормозом без противодавления, площадь отверстий истечения меняется вне зависимости от изменения давления.
Рис. 3.37. Золотниковый тормоз отката-наката
Достоинством золотникового тормоза является простота конструкции и возможность автоматической регулировки длины отката в зависимости от угла возвышения. Это достигается за счет поворота штока 3 зубчатым сектором 6, вращение которого происходит при изменении углов возвышения.
Недостатками подобного тормоза являются наличие ударяющихся о поршень золотников, что снижает надежность действия, а также повышенный износ при контакте зуба поршня с канавкой на внутренней поверхности цилиндра.
Тормоз отката клапанного типа. На рис. 3.38 показана конструктивная схема клапанного тормоза отката и наката, объединенного с накатником.
В дне 7 цилиндров смонтированы рабочий цилиндр 2 и воздушный цилиндр 3, в котором перемещается плавающий поршень 4. В дне 7 расположены клапанное устройство 5 тормоза отката и клапанное устройство 6 тормоза наката, соединенные каналами с воздушным и рабочим цилиндрами. Внутри рабочего цилиндра расположен шток 7 с поршнем. Более подробно клапанное устройство 5 тормоза отката показано отдельно.
При откате поршень вытесняет жидкость из рабочего цилиндра в воздушный через клапанное устройство тормоза отката, при этом клапанное устройство тормоза наката жидкость не пропускает. При движении жидкости клапан 8 сжимает возвратную пружину 9. После выбора свободного хода h клапан воздействует на регулирующий стержень 10, ввинченный во втулку 77, а через нее - на тарельчатую пружину 72, сжимая ее между втулкой 77 и опорным корпусом 13. Величина этого сжатия, регулирующая площадь отверстия истечения жидкости в процессе отката, зависит от силы давления на клапан.
Рис. 3.38. Тормоз отката-наката клапанного типа
Рис. 3.39. Механизм изменения длины отката
Эту площадь можно регулировать перед стрельбой, ввинчивая регулирующий стержень 10 во втулку II. При накате клапанное устройство 5 закрывается, жидкость возвращается в рабочий цилиндр через клапанное устройство б, которое может быть идентично рассмотренному или выполнено по какой-либо иной схеме.
Достоинством клапанного тормоза отката является простота регулировки длины отката в зависимости от угла возвышения. С этой целью опорный корпус 13, имеющий многозаходную резьбу для ввинчивания в дно цилиндров, соединен своим рычагом с механизмом изменения длины отката. На рис. 3.39 изображена схема действия такого механизма. При изменении углов возвышения точка С вместе со всей качающейся частью 1 вращается относительно оси цапф орудия О, при этом палец 6 двуплечего рычага 4 скользит по пазу 5. Профиль последнего подбирается так, чтобы тяга 3 поворачивала опорный корпус 2 (на рис. 3.38 это корпус 13) на угол, обеспечивающий требуемое усилие тарельчатой пружины, тем самым регулируется ход клапана h.
Другими преимуществами тормозов отката клапанного типа являются:
компактность конструкции;
меньшая зависимость от внешних условий, ибо их изменение ведет к изменению давления в накатнике и автоматической регулировке хода клапана h;
отсутствие необходимости в компенсаторе жидкости. К недостаткам таких тормозов можно отнести: сравнительную сложность устройства клапанов; трудность обеспечения желаемого закона сопротивления при накате, в связи с чем в противооткатные устройства часто вводится дополнительный тормоз наката в виде отдельного агрегата.
Комбинированные тормоза отката могут иметь различные сочетания рассмотренных выше типов. Например, клапанный тормоз отката с канавочным тормозом наката; одновременное действие веретена и канавок переменной глубины и т. п.
Компенсаторы жидкости. Как было указано выше, большая часть кинетической энергии откатных частей переходит в тепловую энергию в противооткатных устройствах. Процесс нагрева жидкости в тормозе при стрельбе и процесс охлаждения происходят неравномерно. Нагрев за время цикла отката-наката происходит быстро (приблизительно за 1...1,5 с), а охлаждение, определяемое явлениями теплопроводности и лучеиспускания, происходит гораздо медленнее. При интенсивной стрельбе жидкость постепенно разогревается. Повышение температуры жидкости за один выстрел допускается до 0,5... 1,5 К и зависит от количества жидкости и ее удельной теплоемкости, от металлоемкости и площади поверхности охлаждения, от режима стрельбы и количества поглощенной энергии.
Нагрев стенок цилиндров тормоза практически не увеличивает их внутреннего объема, в то же время увеличение объема жидкости при нагревании весьма существенно. В результате шток тормоза при накате может войти в цилиндр не полностью, произойдет так называемый недокат. Последующие выстрелы при стволе, находящемся не в исходном положении, могут оказаться опасными для орудия из-за повышенных нагрузок на лафет и возможной потери устойчивости.
Для устранения негативного влияния недокатов используются следующие три решения:
недолив жидкости при сборке тормоза; тогда излишний объем нагретой жидкости займет часть воздушной прослойки и создаст предварительное давление в тормозе; такое решение часто принимают в танковой и самоходной артиллерии, ибо увеличение габаритов тормоза при этом невелико, а отклонения в законе торможения не приводят к потере устойчивости из-за значительной массы всей установки;
применение тормозов-накатников (например, по схеме, показанной на рис. 3.38); в этом случае излишний объем жидкости сместит на небольшое расстояние плавающий поршень и повысит давление в накатнике, что практически не скажется на работе противооткатных устройств;
применение компенсаторов.
Принцип действия компенсатора заключается в том, что избыточный объем разогретой жидкости через отверстие малого диаметра перегоняется в дополнительную полость, сжимая там упругий элемент. При охлаждении жидкости сжатый упругий элемент перегоняет жидкость обратно в основную полость тормоза отката. Малый диаметр отверстия позволяет избежать интенсивного циркулирования жидкости в процессе отката-наката, ибо такое циркулирование может привести к искажению расчетного закона торможения. Малое отверстие истечения жидкости в компенсатор обеспечивает постепенное (почти статическое) перетекание жидкости, как при нагревании, так и при охлаждении.
Рис. 3.40. Схема компенсатора: а - пружинного; б - пневматического
В зависимости от вида упругого элемента компенсаторы делятся на два типа: пружинные и пневматические. Конструктивные схемы компенсаторов показаны на рис. 3.40.
Как видно из приведенных схем, не исключено небольшое перетекание жидкости в компенсатор и обратно в процессе отката-наката. С целью исключения такого перетекания в некоторых случаях ставится специальный клапан, например, показанный на рис. 3.41.
При откате поршня 4 со штоком клапан 2, прижимаемый пружиной 3, перекрывает отверстие в диафрагме 1 и держит его закрытым до тех пор, пока в конце наката поршень не нажмет на стержень клапана и не откроет последний. Отверстие будет открыто до следующего выстрела, а пружина при этом сжата, что можно отнести к недостаткам данной конструкции. Кроме того, усложняется устройство компенсатора.
Использование плавающих поршней в компенсаторах, что обязательно для пружинных компенсаторов, хотя может быть применено и для пневматических, вызывает повышенное сопротивление трения в уплотнениях, искажение работы компенсатора. Во избежание вредного влияния инерционных свойств плавающего поршня и пружины применение пружинных компенсаторов целесообразно только при неподвижном цилиндре тормоза отката и движущемся в откат штоком.
Рис. 3.41. Схема пневматического компрессора с клапаном
В пневматических компенсаторах следует предусматривать, чтобы отверстие для перехода жидкости в компенсатор при всех углах возвышения не позволяло попадания в него воздуха. Если в откат движутся поршень со штоком тормоза, то отверстие располагают в нижней части диафрагмы. Если же в откат идет цилиндр тормоза, то целесообразно применение наклонной трубки малого диаметра.
В рассмотренных схемах компенсаторов корпус компенсатора является продолжением цилиндра тормоза отката и отделяется от последнего только диафрагмой. Такая конструкция несколько увеличивает продольные размеры тормоза отката. Если это недопустимо, то можно применять компенсатор, отделенный от тормоза и соединенный с ним шлангом или металлической трубкой. Отдельный цилиндр компенсатора в этом случае может быть расположен произвольно относительно тормоза отката, что позволит компоновать его в меньших габаритах противооткатных устройств.
Основные характеристики тормозов отката некоторых артиллерийских орудий приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Характеристики некоторых тормозов отката
Орудие
| Индекс
| Длина отката, м
| Объем жидкости, л
| Диаметр поршня тормоза, мм
| Диаметр штока, мм
|
57-мм противотанковая пушка
| ЗИС-2
| 0,97-1,06
| 4,4
| 75
| 42
|
76-мм пушка
| ЗИС-3
| 0,68-0,75
| 4,4
| 75
| 42
|
100-мм пушка
| БС-3
| 1-1,14
| 6,8
| 95
| 58
|
122-мм гаубица
| М-30
| 1,065
| 10,0
| 11О
| 50
|
122-мм гаубица
| Д-30
| 0,79-0,93
| 10,3
|
|
|
152-мм гаубица
| Д-1
| 0,96-1,07
| 10,0
| 110
| 50
|
130-мм пушка
| М-46
| 0,78-1,25
| 28,7
| 170
| 98
|
280-мм мортира
| Бр-5
| 1,3-1,4(дл) 0,83-0,85 (кор)
| 22,0
| 142
| 82
|
85-мм зенитная пушка
| КС-1
| 0,95- 1,1 5 (дл) 0,6-0,7 (кор)
| 7,1
| 85
| 40 |
122-мм пушка
| М62-Т2
| 0,55
| 10,4
| 150
| 45
|
180-мм пушка
| С-23
| 0,7-1.35
| 53
| 225
| 130
|
- Предисловие
- 1.2. Современные артиллерийские комплексы
- 1.2.1.Ствольные артиллерийские комплексы
- 1.2.2 Реактивные артиллерийские комплексы
- 1.3 Структура, общее устройство и принцип действия артиллерийского ствольного орудия
- 1.3.1. Общее устройство орудия
- 1.3.2. Явление выстрела в канале ствола
- 1.4. Основные характеристики орудий
- 1.5. Типы артиллерийских ствольных орудий. Классификация орудий
- 1.6. Требования, предъявляемые к артиллерийским системам
- Могущество боевого действия
- Маневренность
- Надежность и долговечность
- Физиологические нагрузки на орудийный расчет
- Эксплуатационные требования
- Производственно-экономические требования
- 2.Стволы, казенники и затворы
- 2.1.Стволы
- 2.1.1.Требования к стволам и условия их работоспособности
- 2.1.2. Типовые конструктивные схемы стволов.
- 2.1.3. Прочность стволов
- 2.1.4. Нагрев и искусственное охлаждение стволов
- 2.1.5. Живучесть стволов
- 2.2. Казенники
- 2.3. Затворы и их агрегаты
- 2.3.1. Типы узлов запирания канала ствола. Взаимодействие замкнутого узла запирания с гильзой при выстреле
- 2.3.2.Требования, предъявляемые к затворам. Классификация затворов
- 2.3.3. Клиновые затворы и их приводы
- 2.3.4. Поршневые затворы и их приводы
- 2.3.5.Экстрактирующие выбрасывающие устройства
- 2.3.6. Механизмы производства выстрела
- 2.4 Дульные газодинамические устройства
- 3. Лафеты
- Общее устройство
- Лафет как боевой станок
- 3.1.2. Лафет как повозка
- 3.2. Люльки
- 3.3. Противооткатные устройства
- 3.3.1. Накатники
- 3.3.2. Гидравлические тормоза отката
- 3.3.3. Газы и жидкости, применяемые в противооткатных устройствах
- 3.3.4. Уплотнения и вентили в противооткатных устройствах
- 3.48. Уплотнение методом точной пригонки
- 3.4. Верхние станки.
- 3.5. Уравновешивающие механизмы
- 3.5.1. Способы уравновешивания качающейся части орудия
- 3.5.2. Типы уравновешивающих механизмов
- 3.5.3. Сравнительная оценка и регулировка уравновешивающих , механизмов
- 3.6. Механизмы наводки
- 3.6.1. Подъемные механизмы
- 3.6.2. Поворотные механизмы
- 3.6.3. Сдающие устройства
- 3.7. Нижние станки
- 3.8. Ходовые части лафета
- 3.9. Транспортные базы
- 4. Механизация заряжания артиллерийских орудий
- 4.1.Обоснование механизации и автоматизации процессов заряжания артиллерийских орудий
- 4.2.Состав механизмов заряжания и требования к ним
- 4.3.Боеукладки орудий среднего и крупного калибров
- 4.4. Механизмы подачи
- 4.5. Артиллерийские досылатели
- 4.6. Некоторые пути совершенствования механизмов заряжания
- 4.7. Роботизация артиллерийских комплексов
- 5. Артиллерийские прицелы и приборы
- 5.1. Мера углов, принятая в артиллерии
- 5.2. Сущность прицеливания орудий
- 5.3. Требования к прицелам. Классификация прицелов
- 5.4.Основные элементы прицела. Орудийная панорама и квадрант
- 5.5. Горизонтальная наводка орудий
- 5.6. Вертикальная наводка орудий
- 5.7. Кинематические схемы прицелов
- 5.8. Противотанковые и танковые прицелы
- 5.9. Зенитные прицелы
- 5.10. Электронно-оптические приборы
- 5.11. Артиллерийская буссоль. Стереоскопические дальномеры
- 6. Самоходная, танковая и корабельная артиллерия
- 6.1. Артиллерийские боевые гусеничные машины
- 6.1.1. Классификация артиллерийских бгм
- 6.1.2. Составные части боевых военных гусеничных машин
- 6.1.3. Особенности устройства артиллерийских частей
- 6.1.4 Особенности обеспечения условий устойчивости артиллерийских бгм.
- 6.1.5. Направления развития артиллерийских бгм
- 6.2. Танковая артиллерия
- 6.2.1. Назначение танков
- 6.2.2. Система оружия танка
- 6.2.3. Основные характеристики системы оружия танка
- 6.2.4. Особенности танковых пушек
- 6.2.5. Автомат заряжания
- 6.2.6. Направления развития танковых пушек
- 6.3. Корабельное артиллерийское вооружение
- 6.3.1. Структура, общее устройство и принципы действия корабельных артиллерийских установок
- 6.3.2. Основные направления и эффективность боевого применения корабельной артиллерии
- 6.3.3. Тенденции развития корабельной артиллерии
- 7. Артиллерийские орудия особых схем
- 7.1. Минометы
- 7.2. Безоткатные орудия
- 7.3. Нетрадиционные методы повышения могущества ствольной артиллерии
- 7.3.1. Легкогазовые пушки
- 7.3.2. Электромагнитные пушки
- 7.3.3. Многокамерные орудия
- 7.3.4. Орудия на жидких метательных веществах
- 7.3.5. Орудия с выкатом ствола
- 8. Автоматическая артиллерия малых калибров
- 8.1. Области применения мап
- 8.2. Стрелковое оружие
- 8.2.1. Пистолеты и револьверы
- 8.2.2. Винтовки и карабины
- 8.2.3. Автоматы и пистолеты-пулеметы
- 8.2.4. Пулеметы
- 8.2.5. Гранатометы
- 8.2.6. Вопросы повышения темпа стрельбы
- 8.3. Двигатели автоматики
- 8.3.1. Структура автоматического оружия
- 8.3.2. Классификация двигателей автоматики
- 8.3.3. Системы с отдачей затвора
- 8.3.4. Системы с отдачей ствола
- 8.3.5. Газоотводные двигатели
- 8.3.6. Газовые регуляторы газоотводных устройств
- 8.4. Механизмы автоматического оружия
- 8.4. Общие требования к механизмам автоматического оружия
- 8.4.2. Особенности подающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.4. Механизмы открывания и закрывания канала ствола
- 8.4.5. Ускорительные механизмы
- 8.4.6. Подтяг патрона
- 8.4.7. Механизмы отпирания и запирания затвора
- 8.4.8. Механизмы воспламенения (производства выстрела)
- 8.5. Механизмы системы управления и регулирования автоматики
- 8.5.1. Спусковые механизмы
- 8.5.2. Предохранительные механизмы
- 8.5.3. Механизмы перезарядки оружия
- 8.5.4. Замедлительные механизмы
- 8.5.5. Механизмы противоотскока
- 8.5.6. Буферные устройства
- 8.6. Особенности охотничьего оружия
- 8.6.1. Механизмы охотничьего оружия
- Диаметры каналов стволов различных калибров
- 8.6.2. Типы охотничьего оружия
- 8.6.3. Боеприпасы охотничьего оружия
- 9. Боеприпасы артиллерии
- 9.1. Общее устройство боеприпасов
- Взрывчатые вещества и пороха. Боевые заряды
- Средства воспламенения
- 9 5. Снаряды
- 9.6. Взрыватели
- 9.7. Управляемые боеприпасы
- 9.7.1. Артиллерийские выстрелы с управляемыми боеприпасами объектов бронетанковой техники
- Ракета 9м119м (рис. 9.27) включает в себя:
- 9.7.2. Уас с полуактивным самонаведением на конечном участке траектории
- 9.7.3. Управляемые мины с пассивным инфракрасным самонаведением
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Калибр 35, 40, 50 мм
- Отечественные автоматические пушки
- Характеристики современных танковых пушек
- Тактико-технические данные корабельных артиллерийских установок
- Основные тактико-технические характеристики пистолетов-пулеметов
- Значения характеристик порохов