logo
Физические основы функционирования вооружения

3.48. Уплотнение методом точной пригонки

Часть жидкости при этом пробрызгивается через зазор между рубашкой 2 поршня и цилиндром. Для уменьшения расхода через этот зазор в рубашке поршня делаются кольцевые канавки (обыч­но 3-5), которые образуют несколько расширительных камер. По­падая в такую камеру, струя расширяется, жидкость теряет свою скорость, появляется турбулентное перемешивание ее массы и су­щественное повышение сопротивления движению жидкости. Для улучшения уплотняющей способности такого лабиринтного уплот­нения кромки канавок следует выполнять острыми, без скруглений. Число и размеры расширительных камер обычно устанавливаются опытным путем. Для уменьшения трения рубашка поршня изготав­ливается из бронзы с гарантированным зазором между рубашкой и цилиндром порядка 0,2...0,3 мм.

Специфичными видами уплотнений являются вентильные устройства, применяемые в накатниках. Они позволяют заполнять накатник жидкостью и газом и периодически проверять в нем дав­ление. Варианты вентильных устройств показаны на рис. 3.49, а.

Отверстие, перекрытое вентилем 1, через трубку 7 сообщается с жидкостью, находящейся под давлением газа в накатнике. Запи­рание жидкости осуществляется плотным прижатием притертой конической поверхности вентиля к седловине отверстия. Вентиль уплотнен сальником 3, который поджимается гайкой 4, фиксирую­щейся контргайкой 5. Оба гнезда вентиля от попадания пыли и гря­зи, а также от случайных воздействий на вентиль, закрываются крышками 6.

При проверке давления в накатнике или пополнении его газом сначала вывинчиваются крышки, затем в свободное гнездо ввинчи­вается манометр или соединительный тройник к газовому баллону, компрессору или насосу. После этого вывинчивается на 1.. .2 оборота вентиль, что дает возможность открыть канал для сообщения внут­ренней полости накатника с баллоном (компрессором, насосом). Перемещение вентиля для безопасности должно быть медленным, с этой целью резьба на вентиле выполняется мелкой (1М), что так­же способствует уменьшению габаритов вентильного устройства. Для обеспечения поверхностной твердости вентиля и износоустой­чивости контактного участка вентиль закаливается.

Рис. 3.49. Вентильные устройства

Вентиль, показанный на рис. 3.49, б, применяется в аварийных случаях для обеспечения безопасной разборки вентильного устрой­ства. Аварийный вентиль 8 имеет внутри продольный осевой канал, соединенный с радиальным отверстием диаметром порядка 1 мм. При вывинчивании такого вентиля на 1...2 оборота газ (жидкость) вы­пускается в атмосферу.

Способы заполнения противооткатных устройств жидкостью и газом зависят от конструктивных особенностей тормоза отката и накатника. Однако при любом способе должны соблюдаться общие правила: тормоз отката заполняется жидкостью при полностью вдвинутом внутрь цилиндра штоке; при заполнении тормоза жид­костью необходимо обеспечить выход воздуха из всех полостей тормоза; в накатниках заполнение жидкостью должно предшество­вать заполнению газом.

Конструкции тормоза отката и накатника должны обеспечивать надежное опорожнение их и добавление жидкости и газа без де­монтажа с орудия, а также возможность контроля количества жид­кости и давления газа в процессе эксплуатации.

Для надежного выхода воздуха из тормоза отката при заполне­нии его жидкостью обычно делается два отверстия, одно из которых (для выхода воздуха) при заполнении должно находиться в наивыс­шей точке полости тормоза. Для слива жидкости в нижней точке тормоза имеется еще одно отверстие. Все отверстия должны иметь пробки с уплотнениями, обеспечивающими отсутствие утечек жидко­сти. Отверстия в цилиндре должны располагаться в нерабочей полости между дном цилиндра и полностью вдвинутом поршне. Заполнение жидкости прекращается, когда она начинает вытекать из отверстия, через которое выходит воздух.

Нормальная работа накатника зависит от количества газа в нем, то есть от его энергоемкости, что позволяет обеспечить заданный закон изменения усилия накатника в зависимости от пути отката и наката. Количество газа измеряется косвенно, путем контроля количества жидкости в накатнике. Способы такого контроля зави­сят от конструкции накатника и подробно описываются в руко­водствах службы для конкретных орудий.