logo
Физические основы функционирования вооружения

8.5.5. Механизмы противоотскока

Механизмом противоотскока называется механизм, час­тично или полностью поглощающий энергию подвижных частей автоматики в момент прихода их в переднее положение

При приходе подвижных частей автоматического оружия в край­нее переднее положение они обладают избыточной кинетической энергией. Чрезмерно большой избыток кинетической энергии под­вижных частей в крайнем переднем положении приводит к их уда­рам о коробку автоматики, что вызывает отскок ударяющихся де­талей назад. Усилие возвратной пружины на пути свободного хода будет недостаточно для гашения энергии отскакивающих деталей. Поэтому если не приняты специальные меры для ликвидации от­скока, может произойти преждевременное отпирание канала ствола или выстрел при неполностью запертом стволе.

На стабильность работы автоматики отскок подвижных частей оказывает также значительное влияние, ибо его влияние сказывает­ся от выстрела к выстрелу на изменении начальных условий дви­жения ведущего звена, что приводит к нестабильности работы ав­томатики в очереди.

Для уменьшения вредного влияния отскока подвижных частей в автоматическом оружии применяются следующие меры:

увеличение свободного хода ведущего звена;

введение специально спроектированных механизмов противо­отскока.

Можно выделить следующие разновидности механизмов про­тивоотскока по этому признаку с принудительным запиранием, инерционного типа, упругого типа, фрикционного типа, гидравли­ческого типа.

Механизмы противоотскока с принудительным запиранием ха­рактеризуются тем, что в момент прихода подвижных частей в крайнее переднее положение они жестко замыкаются и не имеют воз­можности отскочить назад. В откате замыкающая деталь должна быть принудительно отключена.

На рис. 8 47 показана схема работы противоотскока. При при­ходе вперед рама 2 своим скосом б поднимает противоотскок 3 с пружиной 4, ударяя по скосу а, и заскакивает за него. Рама 2 не может отойти назад. Когда шток 5 под действием пороховых газов или пневмоперезарядки (сжатый воздух попадает в цилиндр 6) идет назад, то он площадкой в вначале поднимает противоотскок, а за­тем ударяет по раме площадкой г, посылая ее в откат, сжимая пру­жину 1.

В механизмах противоотскока инерционного типа гашение энергии подвижных частей и устранение влияния отскока осущест­вляется за счет серии ударов подвижного звена с инерционным те­лом (2А42).

Механизм противоотскока фрикционного типа работает за счет трения специальных устройств, в процессе которого уменьшается кинетическая энергия подвижных частей за счет перехода ее в теп­ловую энергию, образующуюся при трении.

Механизмы противоотскока упругого типа характеризуются тем, что потеря кинетической энергии подвижных частей в край­нем переднем положении осуществляется за счет деформации уп­ругого материала. На рис. 8.16 противоотскок 4 прижимается в спе­циальные проточки соединительного рычага 3, а чтобы повернуть рычаг 3, нужно приложить значительные усилия для сжатия пру­жины 5.

В механизмах противоотскока гидравлического типа кинетиче­ская энергия подвижных частей поглощается работой трения жидкости, подаваемой сквозь узкие отверстия, а также на сообщение скорости движения жидкости. Механизмы этого типа обеспечива­ют значительное безвозвратное поглощение энергии.