logo
Физические основы функционирования вооружения

3.6. Механизмы наводки

Механизмы наводки предназначены для придания стволу артиллерийского орудия требуемого положения в пространстве и фиксации его в этом положении перед выстрелом. Они представ­ляют собой силовую передачу от двигательной части общего при­вода наводки к качающейся или вращающейся части орудия. Соот­ветственно различают механизм вертикальной наводки (подъемный) и механизм горизонтальной наводки (поворотный). Привод навод­ки может быть механизированным, с использованием посторонних источников энергии (электрической, сжатого газа) или ручным, с ис­пользованием силы человека.

В буксируемых орудиях, предназначенных для стрельбы по не­подвижным или малоподвижным наземным целям и имеющих от­носительно невысокую скорострельность, обычно используют ре­жим стрельбы с остановкой наводки во время выстрела. Для таких орудий возможно использование ручных приводов с небольшими энергетическими затратами.

Для орудий, ведущих стрельбу по быстроперемещающимся целям, энергетические затраты возрастают, поэтому приходится использовать механизированные приводы. Также решается про­блема наводки корабельных, танковых и современных самоходных орудий. В качестве механизированных приводов чаще всего ис­пользуются электромашинные или электрогидравлические приводы. При применении электромашинного привода между двигателем привода и механизмом наводки устанавливаются две электриче­ские машины: генератор (электромашинный усилитель) и исполни­тельный двигатель. Достоинством электромашинного привода яв­ляются его практическая независимость от температуры окружаю-

щей среды, относительная простота эксплуатации. Недостатками электромашинного привода являются существенное увеличение габаритов и массы, а также ухудшение регулируемости с ростом мощности.

При использовании электрогидравлического привода движение механизму наводки сообщается от приводного двигателя через гидронасос и гидромотор. Достоинствами электрогидропривода являются относительная точность механической характеристики, незначительное увеличение габаритов и массы с ростом мощности, простота предохранения от действия повышенных нагрузок, прак­тически постоянное время срабатывания. К их недостаткам можно отнести нестабильность работы при изменении температуры окру­жающей среды, сравнительная дороговизна, сложность изготовле­ния и эксплуатации.

Возможен также вариант гидромеханической силовой переда­чи, в которой ведущее звено совершает поступательное движение под действием силы давления жидкости. В этом случае привод со­стоит из электродвигателя и гидронасоса.

Общие требования к механизмам наводки можно объединить в три группы: по угловым перемещениям; по скоростям и ускоре­ниям при наводке; по усилиям на маховиках при ручном приводе.

Выбор ведущей схемы лафета и его конструктивное оформле­ние накладывают на механизмы наводки специфические требова­ния по угловым перемещениям.

Для сокращения размеров непоражаемой зоны впереди орудия необходимо предусматривать возможность придания орудию углов склонения порядка 0,05.. .0,14 рад.

Максимальные углы возвышения устанавливаются в зависимо­сти от типа орудия и его назначения:

до 0,35...0,44 рад - для танковых и противотанковых пушек, которые ведут стрельбу на малые дальности;

до 0,75...0,98 рад - для пушек, используемых для стрельбы на максимально возможные дальности;

до 1,0... 1,2 рад - для гаубиц, что позволяет получать крутые траектории полета снаряда при стрельбе по скрытым целям.

Углы поворота ствола в горизонтальной плоскости зависят от количества станин в лафете:

0,05...0,09 рад от среднего положения - при одностанинном лафете (подобные лафеты в настоящее время применяются крайне редко);

до ±0,5 рад - при двухстанинном лафете, имеющем широкое применение;

круговой обстрел - наиболее желателен, но обязательно надо иметь 3—4 станины, что утяжеляет лафет, поэтому в полевых ору­диях встречается редко; для зенитных орудий, когда цель может появляться в различных направлениях, круговой обстрел применяется практически всегда; то же самое относится к танковым и большин­ству современных самоходных орудий.

Требования по скоростям наводки и ускорениям в момент раз­гона зависят от вида привода для наводки.

При ручном приводе, что характерно для большинства букси­руемых орудий, скорости и ускорения сравнительно невелики. Обычно скорость наводки не превосходит 0,03...0,07 рад/с, а уско­рение в период разгона-0,15...0,21 рад/с2.

Скорость и ускорение для зенитных орудий должны быть тако­выми, чтобы не только успевать следить за целью, но и опережать ее, ибо выстрел производится в так называемую упрежденную точку. У современных зенитных орудий скорость наводки составляет до 1,6...2,1 рад/с, а ускорение - до 3,5 рад/с2. Для обеспечения таких высоких скоростей и ускорений использовать ручной привод не­возможно, поэтому применяется один из видов механизированного привода.

Для корабельных орудий необходимо учитывать не только ско­рость и направление движения цели, но также углы качки корабля, его курс и скорость. В связи с этим корабельные орудия допускают поворот ствола в горизонтальной плоскости до 2л рад, углы возвыше­ния - до 0,79...0,96 рад, скорость наводки - до 0,7...0,96 рад/с, а ускорения-до 0,96... 1,0 рад/с2.

При ручной наводке усилия на рукоятке маховика подъемного или поворотного механизма ограничивается возможностями на­водчика и при страгивании может допускаться до 100 Н, при уста­новившемся движении - 20...40 Н. При этом скорость углового вращения маховика должна быть не более 4л рад/с при радиусе ма­ховика порядка 0,25 м.

При механизированной наводке определяется потребная мощ­ность двигателя.