logo
Физические основы функционирования вооружения

8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия

Досылающие механизмы автоматического оружия осуще­ствляют большие перемещения патронов за весьма малые проме­жутки времени, исчисляемые сотыми долями секунды. Эта особен­ность работы механизмов подачи патронов в патронник заставляет обращать особое внимание на величину и характер действия инер­ционных усилий и принимать все меры для уменьшения ускорений патрона, чтобы исключить нарушения прочности патрона и осо­бенно прочности крепления снаряда и капсюля в гильзе.

Рис. 8.23. Схема досылания пушки АМ-23

Перемещение патрона в патронник при прямом досылании осуществляется одним движением затвора или досылателя вперед.

Перемещение патрона в патронник при непрямом досылании (ступенчатом) осуществляется в несколько этапов.

На рис. 8.23 показана схема прямого досылания (АМ-23, 2А7, 2А14).

Основной особенностью малокалиберной пушки АМ-23, позво­ляющей иметь высокий темп стрельбы, является небольшое, мень­ше длины патрона, перемещение затворной рамы 5. Для досылания патрона 6 используется специальный досылатель 1, который за счет поворота рычага 2, сжимающего пружину 3, вокруг точки, а неподвижного упора 4 получает более высокую, чем затворная ра­ма 5, скорость перемещения. В начале досылания роль направляю­щей патрона 6 играет звено ленты. При таком укороченном досы­лании большую роль играет прочность самого патрона.

Непрямое (ступенчатое) досылание отличается разнообразием траекторий досылания и механизмов реализации. Рассмотрим не­которые схемы, встречающиеся в МАП.

Рис. 8.24. Схема клинового механизма досылания пушки ВЯ-23

На рис. 8.24 показан клиновой механизм досылания в пушке ВЯ-23.

Патронодосылающий механизм этого типа проще ранее рас­смотренных и имеет небольшие габариты, однако для отражения последней гильзы в этом случае обычно необходимо иметь допол­нительное устройство, усложняющее конструкцию. Досылание па­трона 4 происходит при перемещении его с затвором 1 назад и под действием клина 2 вниз, при этом он отражает стреляную гильзу 3, становится на линию канала ствола 5. Окончательное досылание происходит при движении затвора 1 вперед.

Проектируя механизмы подачи патронов в патронник, особое внимание следует уделить исследованию движения патронов для устранения причин, которые могут вызвать остановку (утыкание) патронов при их подаче. При этом необходимо самым тщательным образом проследить весь путь патрона в оружии, обеспечить кон­структивно единственно возможное, определенное движение па­трону, устранив какие бы то ни было возможности уклонения па­трона от намеченного для него пути. Отмеченная схема имеет при­нудительное досылание: досылатель воздействует на патрон на всем пути движения патрона.

Рис. 8.25. Схема инерционного досылания пушки ГШ-301 430

В авиационной пушке ГШ-301 спроектирован инерционный досылатель, схема которого впервые была выполнена в шведской 40-мм пушке "Бофорс". Принцип работы показан на рис. 8.25 и за­ключается в том, что при выстреле часть энергии отката ствола 1 запасается в пружине 2, при этом досылатель 3 стоит на шептале 4. При работе патроно-подающего механизма 5 патрон 6 нажимает на досылатель и он срывается с шептала. Досылатель под действием пружины толкает патрон вперед на небольшом участке, и патрон летит в патронник без взаимодействия с какими-либо направляю­щими, достигая скорости 24 м/с.

Продольные усилия, действующие на патрон при досылании, приложены или в начале его движения (досылающий удар), или в конце движения (удар при остановке патрона или тормозящее усилие). Характер возможных деформаций патрона и допустимые величины ускорений при этом различны, поэтому рассматривается отдельно прочность патрона при торможении и прочность патрона при разгоне.

Прочность патрона при торможении. Ввиду ус­ловностей понятий ударного и безударного торможения считают нагружение ударным, если патрон взаимодействует с деталью, имеющей до момента соприкосновения скорость, отличную от ско­рости патрона. Виды деформации патрона при ударном торможе­нии различны. Они зависят от способов торможения патрона при фиксации патрона в патроннике, а также от того, к каким местам гильзы приложено тормозящее усилие.

В современных конструкциях пушек гильза может останавли­ваться следующим образом:

ударом буртика на гильзе о пенек ствола. При таком способе фиксации опасной деформацией является извлечение снаряда из гильзы (распатронирование); при распатронировании невозможна перезарядка пушки, так как снаряд не может быть извлечен из па­тронника;

ударом ската гильзы о скат патронника. Этот вид торможения применяется наиболее широко, в настоящее время существуют две различные схемы использования этого вида фиксации патрона в стволе.

Первая схема наиболее традиционная, когда патрон всей пло­щадью ската садится на площадку ската патронника (углы скатов равны), при этом патрон останавливается почти мгновенно. При такой схеме останова размеры патрона должны быть выполнены достаточно точно, чтобы капсюль патрона занимал правильную по­зицию перед наколом. При больших скоростях

досылания возможен проскок патрона в патрон­ник. В этом случае выбрасыва­тель не может захватить гиль­зу (невозможна перезарядка), и боек не может наколоть кап­сюль, так как патрон далеко отстоит от зеркала затвора.

Вторая схема - посадка гильзы происходит с перештамповкой скатов гильзы, при этом останов патрона более плавный, что поло­жительно влияет на патрон. Процесс перештамповки легко полу­чить, сделав различными углы скатов гильзы и скатов патронника (рис. 8.26). Начальное соприкасание происходит по кольцу малой площадью с постоянным увеличением ее деформацией гильзы. Та­кая схема подразумевает, что заранее неизвестно, где окажется капсюль-воспламенитель относительно бойка. Этот недостаток ис­пользуется как положительный фактор - можно изготавливать гильзы с более грубыми допусками (патрон АО-18), но каждый раз перед выстрелом требуется осуществлять подтяг патрона к зеркалу затвора.

Прочность патрона при разгоне. Так же, как и при торможении, разгон может быть ударным и безударным. Характер деформации при ударном и безударном разгоне одинаков. При раз­гоне на патронах можно обнаружить следующие деформации:

выпучивание гильзы по дульцу или по конусу. Такой вид де­формации обычно называют воротником;

осадка снаряда внутрь гильзы;

отпечатки на донце гильзы от удара досылателя.

Осадка снаряда внутрь гильзы наблюдается у патронов с пулей. В некоторых случаях такой вид деформации может наблюдаться при ведущем пояске, имеющем обратный конус, что часто встреча­ется в большинстве авиационных боеприпасов; однако для них осаживание встречается только при слабой закатке.

При ведущем пояске, не имеющем обратного конуса, гильза опирается на торец ведущего пояска. При таком монтаже единст­венным видом деформации гильзы у дульца при досылающем уда­ре является образование воротника.

Отпечаток на донце гильзы получается при малой площади со­прикосновения досылателя с гильзой. Деформация донца при до­сылающем ударе действует аналогично смятию буртика при тор­можении патрона и смягчает ударную нагрузку на патрон. Ввиду этого в ряде систем площадь соприкосновения досылателя с гиль­зой специально уменьшается с целью сокращения деформаций гильзы в районе дульца.