8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия
Досылающие механизмы автоматического оружия осуществляют большие перемещения патронов за весьма малые промежутки времени, исчисляемые сотыми долями секунды. Эта особенность работы механизмов подачи патронов в патронник заставляет обращать особое внимание на величину и характер действия инерционных усилий и принимать все меры для уменьшения ускорений патрона, чтобы исключить нарушения прочности патрона и особенно прочности крепления снаряда и капсюля в гильзе.
Рис. 8.23. Схема досылания пушки АМ-23
Перемещение патрона в патронник при прямом досылании осуществляется одним движением затвора или досылателя вперед.
Перемещение патрона в патронник при непрямом досылании (ступенчатом) осуществляется в несколько этапов.
На рис. 8.23 показана схема прямого досылания (АМ-23, 2А7, 2А14).
Основной особенностью малокалиберной пушки АМ-23, позволяющей иметь высокий темп стрельбы, является небольшое, меньше длины патрона, перемещение затворной рамы 5. Для досылания патрона 6 используется специальный досылатель 1, который за счет поворота рычага 2, сжимающего пружину 3, вокруг точки, а неподвижного упора 4 получает более высокую, чем затворная рама 5, скорость перемещения. В начале досылания роль направляющей патрона 6 играет звено ленты. При таком укороченном досылании большую роль играет прочность самого патрона.
Непрямое (ступенчатое) досылание отличается разнообразием траекторий досылания и механизмов реализации. Рассмотрим некоторые схемы, встречающиеся в МАП.
Рис. 8.24. Схема клинового механизма досылания пушки ВЯ-23
На рис. 8.24 показан клиновой механизм досылания в пушке ВЯ-23.
Патронодосылающий механизм этого типа проще ранее рассмотренных и имеет небольшие габариты, однако для отражения последней гильзы в этом случае обычно необходимо иметь дополнительное устройство, усложняющее конструкцию. Досылание патрона 4 происходит при перемещении его с затвором 1 назад и под действием клина 2 вниз, при этом он отражает стреляную гильзу 3, становится на линию канала ствола 5. Окончательное досылание происходит при движении затвора 1 вперед.
Проектируя механизмы подачи патронов в патронник, особое внимание следует уделить исследованию движения патронов для устранения причин, которые могут вызвать остановку (утыкание) патронов при их подаче. При этом необходимо самым тщательным образом проследить весь путь патрона в оружии, обеспечить конструктивно единственно возможное, определенное движение патрону, устранив какие бы то ни было возможности уклонения патрона от намеченного для него пути. Отмеченная схема имеет принудительное досылание: досылатель воздействует на патрон на всем пути движения патрона.
Рис. 8.25. Схема инерционного досылания пушки ГШ-301 430
В авиационной пушке ГШ-301 спроектирован инерционный досылатель, схема которого впервые была выполнена в шведской 40-мм пушке "Бофорс". Принцип работы показан на рис. 8.25 и заключается в том, что при выстреле часть энергии отката ствола 1 запасается в пружине 2, при этом досылатель 3 стоит на шептале 4. При работе патроно-подающего механизма 5 патрон 6 нажимает на досылатель и он срывается с шептала. Досылатель под действием пружины толкает патрон вперед на небольшом участке, и патрон летит в патронник без взаимодействия с какими-либо направляющими, достигая скорости 24 м/с.
Продольные усилия, действующие на патрон при досылании, приложены или в начале его движения (досылающий удар), или в конце движения (удар при остановке патрона или тормозящее усилие). Характер возможных деформаций патрона и допустимые величины ускорений при этом различны, поэтому рассматривается отдельно прочность патрона при торможении и прочность патрона при разгоне.
Прочность патрона при торможении. Ввиду условностей понятий ударного и безударного торможения считают нагружение ударным, если патрон взаимодействует с деталью, имеющей до момента соприкосновения скорость, отличную от скорости патрона. Виды деформации патрона при ударном торможении различны. Они зависят от способов торможения патрона при фиксации патрона в патроннике, а также от того, к каким местам гильзы приложено тормозящее усилие.
В современных конструкциях пушек гильза может останавливаться следующим образом:
ударом буртика на гильзе о пенек ствола. При таком способе фиксации опасной деформацией является извлечение снаряда из гильзы (распатронирование); при распатронировании невозможна перезарядка пушки, так как снаряд не может быть извлечен из патронника;
ударом ската гильзы о скат патронника. Этот вид торможения применяется наиболее широко, в настоящее время существуют две различные схемы использования этого вида фиксации патрона в стволе.
Первая схема наиболее традиционная, когда патрон всей площадью ската садится на площадку ската патронника (углы скатов равны), при этом патрон останавливается почти мгновенно. При такой схеме останова размеры патрона должны быть выполнены достаточно точно, чтобы капсюль патрона занимал правильную позицию перед наколом. При больших скоростях
досылания возможен проскок патрона в патронник. В этом случае выбрасыватель не может захватить гильзу (невозможна перезарядка), и боек не может наколоть капсюль, так как патрон далеко отстоит от зеркала затвора.
Вторая схема - посадка гильзы происходит с перештамповкой скатов гильзы, при этом останов патрона более плавный, что положительно влияет на патрон. Процесс перештамповки легко получить, сделав различными углы скатов гильзы и скатов патронника (рис. 8.26). Начальное соприкасание происходит по кольцу малой площадью с постоянным увеличением ее деформацией гильзы. Такая схема подразумевает, что заранее неизвестно, где окажется капсюль-воспламенитель относительно бойка. Этот недостаток используется как положительный фактор - можно изготавливать гильзы с более грубыми допусками (патрон АО-18), но каждый раз перед выстрелом требуется осуществлять подтяг патрона к зеркалу затвора.
Прочность патрона при разгоне. Так же, как и при торможении, разгон может быть ударным и безударным. Характер деформации при ударном и безударном разгоне одинаков. При разгоне на патронах можно обнаружить следующие деформации:
выпучивание гильзы по дульцу или по конусу. Такой вид деформации обычно называют воротником;
осадка снаряда внутрь гильзы;
отпечатки на донце гильзы от удара досылателя.
Осадка снаряда внутрь гильзы наблюдается у патронов с пулей. В некоторых случаях такой вид деформации может наблюдаться при ведущем пояске, имеющем обратный конус, что часто встречается в большинстве авиационных боеприпасов; однако для них осаживание встречается только при слабой закатке.
При ведущем пояске, не имеющем обратного конуса, гильза опирается на торец ведущего пояска. При таком монтаже единственным видом деформации гильзы у дульца при досылающем ударе является образование воротника.
Отпечаток на донце гильзы получается при малой площади соприкосновения досылателя с гильзой. Деформация донца при досылающем ударе действует аналогично смятию буртика при торможении патрона и смягчает ударную нагрузку на патрон. Ввиду этого в ряде систем площадь соприкосновения досылателя с гильзой специально уменьшается с целью сокращения деформаций гильзы в районе дульца.
- Предисловие
- 1.2. Современные артиллерийские комплексы
- 1.2.1.Ствольные артиллерийские комплексы
- 1.2.2 Реактивные артиллерийские комплексы
- 1.3 Структура, общее устройство и принцип действия артиллерийского ствольного орудия
- 1.3.1. Общее устройство орудия
- 1.3.2. Явление выстрела в канале ствола
- 1.4. Основные характеристики орудий
- 1.5. Типы артиллерийских ствольных орудий. Классификация орудий
- 1.6. Требования, предъявляемые к артиллерийским системам
- Могущество боевого действия
- Маневренность
- Надежность и долговечность
- Физиологические нагрузки на орудийный расчет
- Эксплуатационные требования
- Производственно-экономические требования
- 2.Стволы, казенники и затворы
- 2.1.Стволы
- 2.1.1.Требования к стволам и условия их работоспособности
- 2.1.2. Типовые конструктивные схемы стволов.
- 2.1.3. Прочность стволов
- 2.1.4. Нагрев и искусственное охлаждение стволов
- 2.1.5. Живучесть стволов
- 2.2. Казенники
- 2.3. Затворы и их агрегаты
- 2.3.1. Типы узлов запирания канала ствола. Взаимодействие замкнутого узла запирания с гильзой при выстреле
- 2.3.2.Требования, предъявляемые к затворам. Классификация затворов
- 2.3.3. Клиновые затворы и их приводы
- 2.3.4. Поршневые затворы и их приводы
- 2.3.5.Экстрактирующие выбрасывающие устройства
- 2.3.6. Механизмы производства выстрела
- 2.4 Дульные газодинамические устройства
- 3. Лафеты
- Общее устройство
- Лафет как боевой станок
- 3.1.2. Лафет как повозка
- 3.2. Люльки
- 3.3. Противооткатные устройства
- 3.3.1. Накатники
- 3.3.2. Гидравлические тормоза отката
- 3.3.3. Газы и жидкости, применяемые в противооткатных устройствах
- 3.3.4. Уплотнения и вентили в противооткатных устройствах
- 3.48. Уплотнение методом точной пригонки
- 3.4. Верхние станки.
- 3.5. Уравновешивающие механизмы
- 3.5.1. Способы уравновешивания качающейся части орудия
- 3.5.2. Типы уравновешивающих механизмов
- 3.5.3. Сравнительная оценка и регулировка уравновешивающих , механизмов
- 3.6. Механизмы наводки
- 3.6.1. Подъемные механизмы
- 3.6.2. Поворотные механизмы
- 3.6.3. Сдающие устройства
- 3.7. Нижние станки
- 3.8. Ходовые части лафета
- 3.9. Транспортные базы
- 4. Механизация заряжания артиллерийских орудий
- 4.1.Обоснование механизации и автоматизации процессов заряжания артиллерийских орудий
- 4.2.Состав механизмов заряжания и требования к ним
- 4.3.Боеукладки орудий среднего и крупного калибров
- 4.4. Механизмы подачи
- 4.5. Артиллерийские досылатели
- 4.6. Некоторые пути совершенствования механизмов заряжания
- 4.7. Роботизация артиллерийских комплексов
- 5. Артиллерийские прицелы и приборы
- 5.1. Мера углов, принятая в артиллерии
- 5.2. Сущность прицеливания орудий
- 5.3. Требования к прицелам. Классификация прицелов
- 5.4.Основные элементы прицела. Орудийная панорама и квадрант
- 5.5. Горизонтальная наводка орудий
- 5.6. Вертикальная наводка орудий
- 5.7. Кинематические схемы прицелов
- 5.8. Противотанковые и танковые прицелы
- 5.9. Зенитные прицелы
- 5.10. Электронно-оптические приборы
- 5.11. Артиллерийская буссоль. Стереоскопические дальномеры
- 6. Самоходная, танковая и корабельная артиллерия
- 6.1. Артиллерийские боевые гусеничные машины
- 6.1.1. Классификация артиллерийских бгм
- 6.1.2. Составные части боевых военных гусеничных машин
- 6.1.3. Особенности устройства артиллерийских частей
- 6.1.4 Особенности обеспечения условий устойчивости артиллерийских бгм.
- 6.1.5. Направления развития артиллерийских бгм
- 6.2. Танковая артиллерия
- 6.2.1. Назначение танков
- 6.2.2. Система оружия танка
- 6.2.3. Основные характеристики системы оружия танка
- 6.2.4. Особенности танковых пушек
- 6.2.5. Автомат заряжания
- 6.2.6. Направления развития танковых пушек
- 6.3. Корабельное артиллерийское вооружение
- 6.3.1. Структура, общее устройство и принципы действия корабельных артиллерийских установок
- 6.3.2. Основные направления и эффективность боевого применения корабельной артиллерии
- 6.3.3. Тенденции развития корабельной артиллерии
- 7. Артиллерийские орудия особых схем
- 7.1. Минометы
- 7.2. Безоткатные орудия
- 7.3. Нетрадиционные методы повышения могущества ствольной артиллерии
- 7.3.1. Легкогазовые пушки
- 7.3.2. Электромагнитные пушки
- 7.3.3. Многокамерные орудия
- 7.3.4. Орудия на жидких метательных веществах
- 7.3.5. Орудия с выкатом ствола
- 8. Автоматическая артиллерия малых калибров
- 8.1. Области применения мап
- 8.2. Стрелковое оружие
- 8.2.1. Пистолеты и револьверы
- 8.2.2. Винтовки и карабины
- 8.2.3. Автоматы и пистолеты-пулеметы
- 8.2.4. Пулеметы
- 8.2.5. Гранатометы
- 8.2.6. Вопросы повышения темпа стрельбы
- 8.3. Двигатели автоматики
- 8.3.1. Структура автоматического оружия
- 8.3.2. Классификация двигателей автоматики
- 8.3.3. Системы с отдачей затвора
- 8.3.4. Системы с отдачей ствола
- 8.3.5. Газоотводные двигатели
- 8.3.6. Газовые регуляторы газоотводных устройств
- 8.4. Механизмы автоматического оружия
- 8.4. Общие требования к механизмам автоматического оружия
- 8.4.2. Особенности подающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.4. Механизмы открывания и закрывания канала ствола
- 8.4.5. Ускорительные механизмы
- 8.4.6. Подтяг патрона
- 8.4.7. Механизмы отпирания и запирания затвора
- 8.4.8. Механизмы воспламенения (производства выстрела)
- 8.5. Механизмы системы управления и регулирования автоматики
- 8.5.1. Спусковые механизмы
- 8.5.2. Предохранительные механизмы
- 8.5.3. Механизмы перезарядки оружия
- 8.5.4. Замедлительные механизмы
- 8.5.5. Механизмы противоотскока
- 8.5.6. Буферные устройства
- 8.6. Особенности охотничьего оружия
- 8.6.1. Механизмы охотничьего оружия
- Диаметры каналов стволов различных калибров
- 8.6.2. Типы охотничьего оружия
- 8.6.3. Боеприпасы охотничьего оружия
- 9. Боеприпасы артиллерии
- 9.1. Общее устройство боеприпасов
- Взрывчатые вещества и пороха. Боевые заряды
- Средства воспламенения
- 9 5. Снаряды
- 9.6. Взрыватели
- 9.7. Управляемые боеприпасы
- 9.7.1. Артиллерийские выстрелы с управляемыми боеприпасами объектов бронетанковой техники
- Ракета 9м119м (рис. 9.27) включает в себя:
- 9.7.2. Уас с полуактивным самонаведением на конечном участке траектории
- 9.7.3. Управляемые мины с пассивным инфракрасным самонаведением
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Калибр 35, 40, 50 мм
- Отечественные автоматические пушки
- Характеристики современных танковых пушек
- Тактико-технические данные корабельных артиллерийских установок
- Основные тактико-технические характеристики пистолетов-пулеметов
- Значения характеристик порохов