3.1.2. Лафет как повозка
Артиллерийские орудия должны иметь возможность передвижения по шоссейным и грунтовым дорогам, а также и по бездорожью. В зависимости от качества дороги скорость передвижения артиллерийского поезда (орудие в походном положении вместе с тягачом) должна достигать до 70...80 км/ч, а по бездорожью - порядка 15 км/ч. Для обеспечения надежной транспортировки артиллерийский поезд должен удовлетворять ряду требований по проходимости, маневренности, устойчивости, легкости и плавности хода.
Проходимость - способность артиллерийского поезда к передвижению в различных дорожных условиях. Ее можно охарактеризовать следующими параметрами:
-клиренс (или просвет орудия) - расстояние от грунта до нижней точки орудия. Различают клиренс между колесами кл (рис. 3.4) и по сошнику кс. Как правило кл > кс. Для орудий массой в походном положении Мпох<3000 кг величина клиренса составляет 300...320 мм, а массой более 10000 кг - 320.. .350 мм;
передний и задний углы проходимости (рис. 3.4) характеризуют высоту препятствий, в которые не упирается ствол при заднем ходе артиллерийского поезда, а станины (сошники) - при движении вперед;
удельное давление колес на грунт, что особенно важно для слабых заболоченных, заснеженных грунтов; уменьшение удельного давления достигается за счет широких шин, двойных колес, увеличения числа осей или применения гусеничного хода; в зависимости от массы орудия (3...10 т) удельное давление рекомендуется не более 3,5...5,5 кгс/см2;
правильный подбор тягача для буксируемого орудия; для надежного перемещения орудия, особенно по слабым грунтам, общая масса тягача должна быть больше 40 % массы всего артиллерийского поезда и составлять не менее 0,60...0,75 массы орудия.
В качестве тягачей применяются колесные автомобили повышенной проходимости со всеми ведущими колесами. Для более тяжелых орудий применяются тягачи на гусеничном ходу. Тип тягача выбирается с учетом сопротивления движению орудия. При постоянной скорости это сопротивление определяется по формуле:
Рис. 3.4. К определению клиренса орудия:
R и r - радиусы продольной и поперечной проходимости
(3.9),
где М'пох - масса орудия, приходящаяся на колеса лафета (она несколько меньше массы Мпох, так как часть ее передается непосредственно на крюк тягача);
- угол подъема дороги по ходу движения артиллерийского поезда;
- коэффициент сопротивления движению, который для ориентировочных расчетов можно принять: 0,03...0,04 -для асфальтированного шоссе; 0,06...0,08 - для щебенчатого шоссе; 0,09...0,12 - для грунтовой дороги в хорошем состоянии; 0,18...0,24 - для грунтовой дороги в плохом состоянии.
При разгоне усилие на крюке должно учесть силы инерции:
Pуск = Pc+Mпох ∙ (3.10)
где V- скорость движения.
Необходимая мощность на крюке (без учета сопротивления воздуха) будет:
N=Pуск∙V (3.11)
Мощность двигателя тягача определяется по величине N с учетом коэффициента полезного действия всей трансмиссии и сопротивления движению тягача.
Маневренность характеризует способность артиллерийского поезда производить повороты на малых радиусах, а также его гибкость. Оценка качества поворотливости осуществляется по наименьшему габаритному радиусу поворота Rr (рис. 3.5) и ширине полосы, необходимой для поворота поезда на 180° (ее принимают с учетом некоторого запаса, равной 2Rr +1 м). Кроме того, в понятие маневренности включают также углы поворотливости (рис. 3.5) и углы продольной (Р) и поперечной ( ) гибкости (рис. 3.6).
Рис. 3.5. Поворотливость орудия с тягачом
Рис. 3.6. Гибкость орудия с тягачом
Угол продольной гибкости достигает в некоторых орудиях 60°, а поперечной до 50°.
Устойчивость характеризует способность артиллерийского поезда не опрокидываться при движении по косогору. Продольная устойчивость определяется достаточной длиной артиллерийского поезда. Более жесткие требования предъявляются к поперечной устойчивости (рис. 3.7). Она характеризуется предельно допустимым углом крена:
.
Рис. 3.7. Поперечная устойчивость орудия
где (3.12)
В - ширина колеи орудия; h - расстояние от грунта до центра массы орудия, измеряемое по нормали к грунту; Куст= 0,3.. .0,4 - коэффициент уменьшения устойчивости, учитывающий влияние сил инерции при повороте, силу бокового ветра, неравномерность срабатывания механизмов подрессоривания. Предельный угол крена должен быть не менее 30°. Легкость и плавность хода достигается в основном конструктивными решениями. Для легкости хода используют колеса большого диаметра с широкими шинами, применяют подшипники качения на осях. Очень часто для походного положения орудия производят его перекомпоновку: ствол отсоединяется от противооткатных устройств и закрепляется на станинах; станины разворачиваются и прикрепляются к стволу, на котором смонтирована шворневая лапа. Плавность хода обеспечивается подрессориванием ходовой части; конструкцией узла сцепления с тягачом, обеспечивающей безударную передачу нагрузок от тягача к лафету; креплением всех механизмов по-походному.
Быстрота перехода из походного положения в боевое и обратно позволяет получать быструю смену позиций, что особенно важно в скоротечном бою. Она обеспечивается:
-расположением агрегатов сцепки, при котором требуется небольшое усилие (до 500 Н) от каждого члена боевого расчета для разъединения или соединения шворневой лапы станин с крюком тягача;
Рис. 3.8. Компенсатор силы тяжести:
1 - рычаг; 2 - цепь; 3 - пружина; 4 - станина; 5 - тарель домкрата; 6 - стопор; 7 - поршень; 8 - ось
применением простейших конструкций крепления шворневой лапы с крюком и всех стопоров крепления по-походному, не требующих специальных инструментов, приспособлений и больших усилий для работы с ними, но не допускающих самопроизвольного расстопорения на походе;
применением специальных приспособлений и механизмов в тяжелых системах, особенно при разборке их на части.
Для обеспечения работ, связанных с подъемом и опусканием орудий большого веса при переводе их из походного положения и обратно, применяют специальные компенсаторы силы тяжести. Такие устройства характерны для зенитных орудий. Компенсаторы силы тяжести представляют собой своеобразные уравновешивающие механизмы (рис. 3.8).
Для перехода в боевое положение освобождают стопор, под действием силы тяжести орудие опускается на тарели домкратов, а колеса поднимаются вверх относительно платформы. При повороте осей (переднего и заднего хода) рычаг поворачивается и увлекает за собой цепь, соединенную с поршнем. Последний давит на пружину и сжимает ее. В сжатом состоянии пружина фиксируется стопором на оси. Накопленная энергия пружин компенсатора облегчает подъем орудия при переходе из боевого положения в походное.
В качестве компенсатора силы тяжести может также использоваться гидравлическая система, состоящая из гидравлического домкрата и гидравлического ручного насоса.
- Предисловие
- 1.2. Современные артиллерийские комплексы
- 1.2.1.Ствольные артиллерийские комплексы
- 1.2.2 Реактивные артиллерийские комплексы
- 1.3 Структура, общее устройство и принцип действия артиллерийского ствольного орудия
- 1.3.1. Общее устройство орудия
- 1.3.2. Явление выстрела в канале ствола
- 1.4. Основные характеристики орудий
- 1.5. Типы артиллерийских ствольных орудий. Классификация орудий
- 1.6. Требования, предъявляемые к артиллерийским системам
- Могущество боевого действия
- Маневренность
- Надежность и долговечность
- Физиологические нагрузки на орудийный расчет
- Эксплуатационные требования
- Производственно-экономические требования
- 2.Стволы, казенники и затворы
- 2.1.Стволы
- 2.1.1.Требования к стволам и условия их работоспособности
- 2.1.2. Типовые конструктивные схемы стволов.
- 2.1.3. Прочность стволов
- 2.1.4. Нагрев и искусственное охлаждение стволов
- 2.1.5. Живучесть стволов
- 2.2. Казенники
- 2.3. Затворы и их агрегаты
- 2.3.1. Типы узлов запирания канала ствола. Взаимодействие замкнутого узла запирания с гильзой при выстреле
- 2.3.2.Требования, предъявляемые к затворам. Классификация затворов
- 2.3.3. Клиновые затворы и их приводы
- 2.3.4. Поршневые затворы и их приводы
- 2.3.5.Экстрактирующие выбрасывающие устройства
- 2.3.6. Механизмы производства выстрела
- 2.4 Дульные газодинамические устройства
- 3. Лафеты
- Общее устройство
- Лафет как боевой станок
- 3.1.2. Лафет как повозка
- 3.2. Люльки
- 3.3. Противооткатные устройства
- 3.3.1. Накатники
- 3.3.2. Гидравлические тормоза отката
- 3.3.3. Газы и жидкости, применяемые в противооткатных устройствах
- 3.3.4. Уплотнения и вентили в противооткатных устройствах
- 3.48. Уплотнение методом точной пригонки
- 3.4. Верхние станки.
- 3.5. Уравновешивающие механизмы
- 3.5.1. Способы уравновешивания качающейся части орудия
- 3.5.2. Типы уравновешивающих механизмов
- 3.5.3. Сравнительная оценка и регулировка уравновешивающих , механизмов
- 3.6. Механизмы наводки
- 3.6.1. Подъемные механизмы
- 3.6.2. Поворотные механизмы
- 3.6.3. Сдающие устройства
- 3.7. Нижние станки
- 3.8. Ходовые части лафета
- 3.9. Транспортные базы
- 4. Механизация заряжания артиллерийских орудий
- 4.1.Обоснование механизации и автоматизации процессов заряжания артиллерийских орудий
- 4.2.Состав механизмов заряжания и требования к ним
- 4.3.Боеукладки орудий среднего и крупного калибров
- 4.4. Механизмы подачи
- 4.5. Артиллерийские досылатели
- 4.6. Некоторые пути совершенствования механизмов заряжания
- 4.7. Роботизация артиллерийских комплексов
- 5. Артиллерийские прицелы и приборы
- 5.1. Мера углов, принятая в артиллерии
- 5.2. Сущность прицеливания орудий
- 5.3. Требования к прицелам. Классификация прицелов
- 5.4.Основные элементы прицела. Орудийная панорама и квадрант
- 5.5. Горизонтальная наводка орудий
- 5.6. Вертикальная наводка орудий
- 5.7. Кинематические схемы прицелов
- 5.8. Противотанковые и танковые прицелы
- 5.9. Зенитные прицелы
- 5.10. Электронно-оптические приборы
- 5.11. Артиллерийская буссоль. Стереоскопические дальномеры
- 6. Самоходная, танковая и корабельная артиллерия
- 6.1. Артиллерийские боевые гусеничные машины
- 6.1.1. Классификация артиллерийских бгм
- 6.1.2. Составные части боевых военных гусеничных машин
- 6.1.3. Особенности устройства артиллерийских частей
- 6.1.4 Особенности обеспечения условий устойчивости артиллерийских бгм.
- 6.1.5. Направления развития артиллерийских бгм
- 6.2. Танковая артиллерия
- 6.2.1. Назначение танков
- 6.2.2. Система оружия танка
- 6.2.3. Основные характеристики системы оружия танка
- 6.2.4. Особенности танковых пушек
- 6.2.5. Автомат заряжания
- 6.2.6. Направления развития танковых пушек
- 6.3. Корабельное артиллерийское вооружение
- 6.3.1. Структура, общее устройство и принципы действия корабельных артиллерийских установок
- 6.3.2. Основные направления и эффективность боевого применения корабельной артиллерии
- 6.3.3. Тенденции развития корабельной артиллерии
- 7. Артиллерийские орудия особых схем
- 7.1. Минометы
- 7.2. Безоткатные орудия
- 7.3. Нетрадиционные методы повышения могущества ствольной артиллерии
- 7.3.1. Легкогазовые пушки
- 7.3.2. Электромагнитные пушки
- 7.3.3. Многокамерные орудия
- 7.3.4. Орудия на жидких метательных веществах
- 7.3.5. Орудия с выкатом ствола
- 8. Автоматическая артиллерия малых калибров
- 8.1. Области применения мап
- 8.2. Стрелковое оружие
- 8.2.1. Пистолеты и револьверы
- 8.2.2. Винтовки и карабины
- 8.2.3. Автоматы и пистолеты-пулеметы
- 8.2.4. Пулеметы
- 8.2.5. Гранатометы
- 8.2.6. Вопросы повышения темпа стрельбы
- 8.3. Двигатели автоматики
- 8.3.1. Структура автоматического оружия
- 8.3.2. Классификация двигателей автоматики
- 8.3.3. Системы с отдачей затвора
- 8.3.4. Системы с отдачей ствола
- 8.3.5. Газоотводные двигатели
- 8.3.6. Газовые регуляторы газоотводных устройств
- 8.4. Механизмы автоматического оружия
- 8.4. Общие требования к механизмам автоматического оружия
- 8.4.2. Особенности подающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.4. Механизмы открывания и закрывания канала ствола
- 8.4.5. Ускорительные механизмы
- 8.4.6. Подтяг патрона
- 8.4.7. Механизмы отпирания и запирания затвора
- 8.4.8. Механизмы воспламенения (производства выстрела)
- 8.5. Механизмы системы управления и регулирования автоматики
- 8.5.1. Спусковые механизмы
- 8.5.2. Предохранительные механизмы
- 8.5.3. Механизмы перезарядки оружия
- 8.5.4. Замедлительные механизмы
- 8.5.5. Механизмы противоотскока
- 8.5.6. Буферные устройства
- 8.6. Особенности охотничьего оружия
- 8.6.1. Механизмы охотничьего оружия
- Диаметры каналов стволов различных калибров
- 8.6.2. Типы охотничьего оружия
- 8.6.3. Боеприпасы охотничьего оружия
- 9. Боеприпасы артиллерии
- 9.1. Общее устройство боеприпасов
- Взрывчатые вещества и пороха. Боевые заряды
- Средства воспламенения
- 9 5. Снаряды
- 9.6. Взрыватели
- 9.7. Управляемые боеприпасы
- 9.7.1. Артиллерийские выстрелы с управляемыми боеприпасами объектов бронетанковой техники
- Ракета 9м119м (рис. 9.27) включает в себя:
- 9.7.2. Уас с полуактивным самонаведением на конечном участке траектории
- 9.7.3. Управляемые мины с пассивным инфракрасным самонаведением
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Калибр 35, 40, 50 мм
- Отечественные автоматические пушки
- Характеристики современных танковых пушек
- Тактико-технические данные корабельных артиллерийских установок
- Основные тактико-технические характеристики пистолетов-пулеметов
- Значения характеристик порохов