2.1.3. Прочность стволов
Нагрузки, действующие на ствол. Разнообразные нагрузки, действующие на ствол, так или иначе связаны с процессом выстрела. Рассмотрим те нагрузки, которые необходимо учитывать при анализе прочности стволов.
Давление пороховых газов на стенки ствола. Характерная кривая баллистического давления пороховых газов в канале ствола в зависимости от пути снаряда р представлена на рис. 2.8.
Баллистическое давление в канале ствола определяется как давление, осредненное по длине заснарядного пространства от дна снаряда до дна каморы. На участке от точки максимального баллистического давления до дульного среза давление на стенки ствола принимается равным давлению на дно снаряда и определяется по формуле:
(2.4)
где р - наибольшее в каждом сечении ствола баллистическое давление с учетом его колебаний при различной начальной температуре заряда от -50° до +50 °С;
- полный коэффициент учета второстепенных работ - коэффициент фиктивности массы;
1 - коэффициент, учитывающий второстепенные работы пороховых газов на преодоление сил сопротивления движению снаряда.
Рис 2.8 Давления пороховых газов по длине канала ствола
Давление на стенки ствола от точки pcн m до дна каморы принимается изменяющимся по линейному закону от pcн m до
(2.5)
Давление пороховых газов на стенки ствола направлено по нормали к поверхности ствола, уравновешивается внутренними напряжениями в стенке ствола и на движение ствола в откат не влияет. Это основная нагрузка, по которой производится расчет поперечной прочности ствола. От давления пороховых газов в канале ствола возникают сила давления на дно каморы ркн и сила давления пороховых газов на конические скаты каморы рск (рис. 2.9). Это основные силы, под действием которых совершается откат ствола. Характер их изменения аналогичен изменению давления пороховых газов. На максимальное значение силы pкн производится расчет деталей затвора и казенника.
Силы взаимодействия снаряда со стволом обусловлены воздействием ведущих элементов снаряда (ведущего пояска, центрирующего утолщения, поддона и др.) на ствол, движением неуравновешенного снаряда по каналу, имеющему кривизну от силы собственного веса.
Радиальное давление ведущего пояска является радиальной составляющей реакции ведущего пояска и возникает вследствие обжатия пояска в конусе каморы из-за разницы диаметров ведущего пояска и канала и одновременного врезания ведущего пояска в нарезы. В этот момент радиальное давление наибольшее и во многих случаях превосходит наибольшее давление пороховых газов в стволе. После полного врезания пояска в нарезы оно уменьшается, чему способствует и упругое расширение канала под действием давления пороховых газов, близкого к наибольшему Далее по мере движения снаряда по каналу величина реакции обусловлена расширением корпуса снаряда за счет сил инерции, уменьшением расширения канала от действия пониженного давления пороховых газов, а также изменением податливости стенок ствола.
Сила давления ведущего пояска на боевую грань нареза N, возникновение которой обусловлено инерционным сопротивлением снаряда вращению по нарезам, направлена по нормали к поверхности контакта боевой грани нареза и боевой грани ведущего пояска. Сумма сил N, приложенных к боевой грани выступа ведущего пояска, сообщает снаряду вращательное движение.
Для нарезки переменной крутизны:
N = , (2.6)
где: n - число нарезов;
S - площадь поперечного сечения канала ствола;
q - масса снаряда;
v - скорость снаряда;
х - координата пути снаряда;
= 0,56...0,68 - инерционный коэффициент; = const при постоянной крутизне.
Применение сложных в изготовлении нарезов прогрессивной крутизны позволяет уменьшить силу Nmах на З0-40 % и сместить точку ее приложения относительно точки ртах, что благоприятно сказывается на условия ведения снаряда, на прочность и живучесть ствола. Сила давления ведущего пояска на боевые грани нарезов вызывает момент, заставляющий снаряд вращаться.
Схема возникновения реакции центрирующего утолщения снаряда представлена на рис. 2.9, где b - расстояние между средними плоскостями центрирующего утолщения и ведущего пояска; -односторонний зазор; l - расстояние от ведущего пояска до центра масс снаряда; - угол между геометрическими осями снаряда и канала; ec - эксцентриситет снаряда; lд - плечо пары центробежных сил Fj от динамической неуравновешенности снаряда; ед - расстояние динамически неуравновешенных масс m1 до геометрической оси снаряда.
Реакция центрирующего утолщения снаряда на стенки ствола из-за непостоянства ее составляющих является величиной случайной, меняющейся от выстрела к выстрелу, и влияет на рассеивание снаряда. Это следует иметь в виду при проектировании ствола и снаряда, в частности, при назначении допусков на их размеры.
Рис 2.9. Схема возникновения реакции центрирующего утолщения снаряда.
Силы, приложенные к стволу со стороны люльки, противооткатных и надульных устройств, зависят от способов их соединения со стволом. Силы инерции обусловлены движением ствола в составе откатных частей при откате и накате. Величина силы инерции зависит от места расположения сечения. Максимальное ее значение будет у казенного среза при максимальном давлении в канале ствола. Силы инерции ствола учитываются при расчете элементов ствола (бурт трубы, казенник, дульный тормоз) на прочность.
Напряжения и деформации в стенках ствола. Напряженно-деформированное состояние стенок артиллерийского ствола может быть в первом приближении определено с помощью известных зависимостей для толстостенных сосудов (задача Ляме-Гадолина), нагруженных по наружной и внутренней поверхностям давлениями и вдоль оси продольной силой.
Представим поперечное сечение ствола как сечение толстостенной цилиндрической трубы, нагруженной по внутренней и наружной поверхностям равномерно распределенными давлениями и осевой силой вдоль продольной оси (рис. 2.10). Примем дополнительно следующие допущения:
1) труба - бесконечно длинный полый цилиндр;
2) труба сохраняет цилиндрическую форму при нагружении, и все поперечные ее сечения остаются плоскими;
3) труба изготовлена из упругого, однородного и изотропного материала;
4) труба под действием статически приложенных сил находится в равновесии.
Действительное состояние ствола при выстреле не вполне соответствует принятым условиям, но получаемые при этом теоретические зависимости с достаточным для практики приближением могут быть для анализа прочности стволов артиллерийских орудий.
Напряженно-деформированное состояние (НДС) трубы будем рассматривать в системе цилиндрических координат r, , z (рис. 2.10). Таким образом, в каждой точке трубы будем иметь три напряжения, - радиальное, действующее в направлении радиуса, равное по величине и обратное по знаку давлению; — тангенциальное (окружное), действующее по касательной к окружности, проведенной через рассматриваемую точку в поперечном сечении; - осевое напряжение, действующее в направлении продольной оси трубы. Данным напряжениям соответствуют относительные деформации , и . Общее решение данной задачи получено в замкнутом виде и носит название формул Ляме-Гадолина:
Рис 2.10 К задаче Ляме-Гадолина.
, (2.7)
, (2.8)
, (2.9)
E , (2.10)
E , (2.11)
E . (2.12)
Осевые напряжения в рассмотренном случае целиком зависят от величины суммарной продольной силы N и определяются соотношением = N/ (rн2-rн2) Осевые напряжения в стенках ствола артиллерийского орудия возникают от действия давления пороховых газов на дно каморы и дно снаряда, от силы инерции ствола, от тянущей силы дульного тормоза. Действие этих сил не совпадает во времени. Из представленных формул видно, что нормальные напряжения не зависят от значений осевых напряжений, а относительные радиальные и тангенциальные деформации под их влиянием уменьшаются. Поэтому пренебрежение осевыми напряжениями при расчете поперечной прочности ствола приводит к увеличению запаса прочности.
На рис. 2.11 представлены эпюры распределения напряжений и деформаций в поперечном сечении трубы. Эпюры построены по формулам Ляме-Гадолина для двух крайних случаев и в предположении отсутствия осевой силы; относительные деформации для удобства изображения на эпюре домножены на модуль упругости Е. Это произведение принято в теории артиллерийских стволов условно называть приведенным напряжением.
Обратим внимание на некоторые особенности напряженно-деформированного состояния в двух рассмотренных случаях.
Во-первых, наибольшие по абсолютной величине значения всех напряжений и деформаций, за исключением , при Рн = 0, соответствуют внутренней поверхности ствола. Во-вторых, тангенциальные напряжения и деформации в обоих рассмотренных случаях по абсолютной величине больше радиальных. В-третьих, тангенциальные и радиальные напряжения и деформации при наружном и внутреннем нагружениях противоположны друг другу по знаку, что позволяет использовать наружное нагружение для компенсации напряжений и деформаций от внутреннего нагружения, что в свою очередь дает основание скреплению как способу упрочнения стволов.
Рис 2.11 Напряжения и деформации (эпюры) в стенке трубы при действии внутреннего (а) и наружного (о) давлений
Прочность ствола-моноблока. В качестве расчетной схемы для каждого поперечного сечения моноблока в первом приближении может быть принято поперечное сечение рассмотренной в задаче Ляме-Гадолина цилиндрической трубы, нагруженной только внутренним давлением ркн (рис 2.11) Таким образом, ствол-моноблок рассматривается при допущениях задачи Ляме-Гадолина, что, несмотря на известную погрешность такой расчетной схемы, дает в совокупности с известными требуемыми запасами прочности надежный расчетный аппарат для назначения прочных толщин стенок стволов-моноблоков.
Поскольку при выстреле ствол-моноблок нагружен только внутренним давлением, а тангенциальные напряжения являются
наибольшими, то при рв = ркн, rн = r2 и rв = r1= + t выражение (2.11)
можно представить в виде :
E . (2.13)
Отсюда можно найти то давление в канале ствола, при котором наибольшее приведенное тангенциальное напряжение на внутренней поверхности ствола достигает величины предела упругости металла ( = E ):
p . (2.14)
Оно называется пределом упругого сопротивления ствола-моноблока (по теории наибольших деформаций). Аналогичные зависимости могут быть получены и по другим теориям прочности
Это фундаментальное понятие теории артиллерийских стволов близко по сути к понятию несущей способности сечения ствола по отношению к внутреннему давлению, и поэтому фактический запас прочности 77фак1 в сечении определяется как отношение предела упругого сопротивления к действующему в данном сечении давлению пороховых газов, а условие прочности в сечении ствола записывается в виде.
nфакт=p1/pкн>nтреб . (2.15)
Увеличение предела упругого сопротивления означает повышение прочностного ресурса ствола, допускает повышение давления пороховых газов в канале ствола, то есть увеличение мощности орудий. Из полученного выражения видно, что повышение предела упругого сопротивления может быть достигнуто, во-первых, за счет увеличения предела упругости материала (повышения категории прочности стали) и, во-вторых, за счет увеличения толщины стенок ствола. Первый путь ограничивается возможностями металлургии, технологическими трудностями получения толстостенных заготовок из высоколегированной стали, их термообработки до высокой категории прочности.
Второй путь - повышение прочности стволов-моноблоков за счет увеличения толщины стенки - иллюстрирует рис. 2.12, на котором изображены график р1/ и кривая роста массы ствола Q (единичной длины) с увеличением толстостенности r2 / r1 График показывает, что даже при бесконечном увеличении толщины стенки предел упругого сопротивления ограничен определенной величиной; для второй теории прочности р1 < 0,75 .
Из рис 2.12 и эпюры напряжений и деформаций в стенке моноблока можно сделать следующие выводы.
1. При давлении пороховых газов, больших некоторой определенной для каждой теории прочности величины (р1 < 0,75 по второй теории), при любой толщине стенки на внутренней поверхности моноблока появляются остаточные деформации; получить прочную конструкцию ствола-моноблока в этом случае невозможно.
2. При увеличении толщины стенок ствола свыше 0,8... 1,0 калибра (r2/r1 > 2,5...3,0) увеличение прочности моноблока идет медленно, а масса ствола растет быстро, что ведет к нерациональной конструкции. Область рациональных отношений r2/r1 лежит в пределах 1,8...2,8.
3. Применение стволов-моноблоков ограничивается давлением в канале ствола, меньшем, чем 0,6 (по второй теории прочности) с учетом соображений п. 2 и требуемого запаса прочности. При
1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5
Рис 2.12 Зависимость упругого сопротивления (вторая теория прочности) и массы моноблока от толщины стенки
ркн > 0,6 следует переходить к конструкциям стволов, в которых приняты специальные конструкторские и технологические меры по повышению прочности (скрепленные и автоскрепленные стволы).
Прочность скрепленного ствола. Недостатком ствола-моноблока является неодинаковое участие его слоев в сопротивлении действию пороховых газов: при предельной нагрузке внутренних слоев наружные слои в значительной мере недогружены. Повысить прочность ствола можно, применяя скрепление тех его участков, на которых прочность моноблока недостаточна. Здесь рассмотрим стволы, скрепленные цилиндрами и кольцами (короткими цилиндрами), что принципиальных отличий не имеет.
Сущность скрепления состоит в том, что в стенке ствола при его изготовлении создаются напряжения, которые на внутренней наиболее напряженной поверхности ствола противоположны по знаку напряжениям, возникающим при выстреле. Во время выстрела эти специально созданные напряжения частично компенсируют напряжения от выстрела во внутренних слоях ствола, что и приводит к повышению прочности.
Для создания предварительных напряжений ствол изготавливается из двух или более слоев так, чтобы наружный радиус (i-l)-гo слоя был больше внутреннего диаметра наружного i-го слоя (рис. 2.13)
Введем обозначения: qi =2riн-2ri, - абсолютный диаметральный натяг (натяжение); уi =qi /2ri - относительный натяг (натяжение). Например, для двухслойного (i = 2) ствола q2 = 2r2н- 2r2 и у2 = q2 /2r2. Чтобы надеть слои друг на друга, необходимо либо нагреть наружный слой (кожух), либо охладить внутренний слой (трубу), либо одновременно нагреть наружный слой и охладить внутренний
Обычно из-за простоты идут первым путем: нагревают только наружный слой. В дальнейшем при остывании слои плотно прилегают друг к другу по контактной поверхности радиуса г,.
Температура нагрева кожуха не должна превышать 400 °С, чтобы не получать структурных превращений в стали, а следовательно, изменение ее механических свойств. Этим ограничивается и наибольший допустимый относительный натяг у, = 0,0025.
Рис 2.13 Схема скрепления и размеры слоев скрепленного ствола
Рис 2.14 Эпюры давлений и приведенных напряжений в скрепленном стволе.
После остывания между слоями устанавливается давление, называемое давление, произведенное скреплением и обозначаемое р' Давление р' есть на скрепленных участках ствола до выстрела, при выстреле и остается после выстрела. Оно зависит от величины натяжения и размеров слоев.
При выстреле между слоями ствола появляется давление от выстрела, которое принято называть дополнительным давлением и обозначать . Оно зависит от давления в канале ствола и от размеров слоев.
На рис. 2.14 представлены эпюры давлений и напряжений в стенке двухслойного скрепленного ствола: а - эпюра произведенных скреплением давлений и приведенных напряжений; б - эпюра дополнительных (от выстрела) давлений и приведенных напряжений; в - эпюра суммарных давлений и приведенных напряжений в стенке ствола при выстреле. Последняя эпюра получена алгебраическим суммированием давлений и напряжений от скрепления и от выстрела, то есть, использован принцип независимости действия сил. Как видно из суммарной эпюры, приведенные напряжения от выстрела на внутренней поверхности частично компенсированы, в чем и состоит эффект скрепления; напряжения распределены по толщине скрепленного ствола более равномерно, чем это было бы у моноблока тех же габаритов. При увеличении числа скрепляющих слоев эта равномерность увеличивается. В настоящее время применяются, в основном, двухслойные скрепленные стволы, так как, с одной стороны, возросли показатели прочности орудийных сталей, а, с другой стороны, применение большого числа скрепляющих слоев неоправданно по производственно-экономическим соображениям.
Прочность автоскрепленного ствола Идея автоскрепления сходна с идеей упрочнения скрепленных стволов и состоит, в основном, в создании в стенке ствола до выстрела благоприятно ориентированных остаточных напряжений. Однако получаются эти остаточные напряжения не за счет натяжения слоев, а за счет упругопластического деформирования металла ствола в процессе автоскрепления, то есть в процессе нагружения ствола (трубы, лейнера, оболочки) или заготовки ствола однократно внутренним давлением, превосходящим их упругое сопротивление. При нагружении давлением автоскрепления Ра>Р1 в металле стенки ствола имеют место два явления: так называемое непрерывное скрепление и наклеп.
При нагружении давлением автоскрепления в стенке трубы образуется примыкающая к внутренней поверхности зона радиуса р (рис. 2.15), в которой напряжения превысили предел упругости металла и которая после разгрузки имеет остаточные деформации. Эта зона препятствует возврату упруго деформированных наружных слоев трубы (зоны упругих деформаций) в исходное положение после снятия нагрузки. В результате взаимодействия зон остаточных и упругих деформаций внутренние слои трубы оказываются сжатыми, а наружные растянутыми. В стенке ствола создается так называемое непрерывное скрепление.
В зависимости от соотношения между Ра и Р1 различают два случая:
1) полуупругий период - когда зона пластических деформаций составляет часть толщины трубы р < r2 (рис. 2.15, а);
2) период полной перегрузки - вся толщина трубы составляет зону пластических деформаций р = r2 (рис. 2.15, б).
Механизм образования непрерывного скрепления при полной перегрузке определяется тем, что наибольшие остаточные деформации возникают на внутренней поверхности и уменьшаются по мере удаления к наружной поверхности. Взаимодействие элементарных слоев трубы с разными по величине остаточными деформациями и приводит к сжатию внутренней поверхности.
Рис 2.15 Зоны автоскрепления и схема образования наклепа
Явление наклепа металла, имеющее место при автоскреплении, можно определить как повышение предела упругости металла при повторных нагружениях, если при первом нагружении напряжения превысили предел упругости (рис. 2.15, в, где - новое значение предела упругости).
В применении автоскрепления прослеживаются два направления. Первое игнорирует эффект непрерывного скрепления и использует большие наклепы; процесс автоскрепления проводится в период полной перегрузки с достижением относительных остаточных деформаций на внутренней поверхности порядка 0,06...0,1. Второе направление базируется на теории непрерывного скрепления (без больших наклепов). Величины остаточных деформаций на внутренней поверхности лежат в пределах 0,02...0,04, что соответствует полуупругому периоду для r2/r1 = 2,5...3 (несколько увеличенное по сравнению с моноблоками соотношение радиусов объясняется тем, что автоскреплению, как правило, подвергается заготовка с припусками под мехобработку). Полная перегрузка может быть оправдана при автоскреплении отдельных элементов стволов (лейнеров, свободных труб, оболочек), имеющих малую относительную толщину стенок.
Процесс автоскрепления может быть осуществлен тремя способами: внутренним гидравлическим давлением; усиленным выстрелом; дорнированием, то есть протягиванием специального инструмента дорна через канал ствола. Однако практика показала, что характеристики автоскрепления могут быть гарантированы только при первом способе, когда организован тщательный контроль процесса.
В соответствии с использованием автоскрепления различают два способа его производства: закрытый и открытый. При закрытом способе заготовка помещается в составные матрицы и нагружается внутренним давлением. Матрицы изготавливаются так, чтобы зазоры между их внутренними поверхностями и наружной поверхностью заготовки обеспечивали в процессе нагружения нужную величину автоскрепления. При открытом способе скрепления заготовка представляет собой цилиндрическую трубу с радиусами R1 и R2 соответственно с учетом припусков. При открытом способе относительно просто организовывается скрепление ступенчатой заготовки, имеющей разное давление автоскрепления на разных участках.
Рассмотрим напряжения в стенке толстостенной трубы-заготовки с радиусами R1 и R2, подвергнутой давлению автоскрепления Ра, в результате чего зона остаточных деформаций доведена до радиуса р.
Рис. 2.16. Эпюры напряжений и давлений в стенке автоскрепленного ствола.
Эпюры распределения давления по толщине трубы в процессе автоскрепления представлены на рис. 2.16, а. На внутренней поверхности трубы давление равно Ра, на окружности радиуса р - пределу упругого сопротивления упругой зоны Рр, а на наружной поверхности — нулю.
После снятия давления автоскрепления вследствие остаточных деформаций зоны r1 - p возникнут произведенные автоскреплением давления и соответствующие им напряжения. Закон их распределения по толщине трубы подчиняется зависимостям задачи Ляме-Гадолина при условии отсутствия вторичных остаточных деформаций. При выполнении этого условия характер распределения произведенных давлений и приведенных напряжений (или касательных напряжений) представлен на рис. 2.16. б.
После проведения механической обработки и снятия припусков происходит перераспределение произведенных давлений и напряжений в сторону их уменьшения, однако общий характер их сохраняется.
При выстреле в стенках ствола возникают дополнительные давления и напряжения .Суммарные давления и напряжения определяются алгебраической суммой произведенных дополнительных давлений и напряжений (рис. 2.16, б).
Прочность лейнированного ствола. Лейнированные стволы, как и стволы, скрепленные цилиндрами, являются составными по толщине. Лейнирование является радикальным средством повышения фактической живучести ствола, так как в лейнированном стволе внутренний слой может быть сравнительно просто заменен при его износе. Это обеспечивается предусмотренным между слоями конструктивным зазором, который, как правило, выбирается при выстреле и восстанавливается после окончания стрельбы. Наличие зазора дает и другие возможности. Такая конструкция позволяет осуществить дуплексирование, то есть унификацию лафета и некоторых узлов ствольно-затворной группы, для орудий разных калибров. При составной по толщине конструкции ствола можно обеспечить рациональный выбор материалов для слоев, применять сталь с различной категорией прочности в соответствии с напряженным состоянием слоев, а также специальные жаропрочные износостойкие материалы для внутреннего слоя. Данная конструктивная схема для крупных калибров заменяет моноблок с толщиной стенки больше допустимой по условию прокаливаемости. Для стволов с непрерывным охлаждением наиболее просто организуется охлаждающий тракт.
Выделяют три конструктивные разновидности лейнированных стволов: со свободным лейнером, со свободной трубой и с лейнирующей жаропрочной втулкой. Свободный лейнер, представляющий собой длинную трубу с толщиной порядка (0,1...0,2)d, чрезвычайно сложен в изготовлении — необходимы высокие чистота и точность обработки поверхностей и отсутствие коробления. Возможность замены внутренней трубы через затворное гнездо без съема казенника, а также возможность организовать тракт межслойного охлаждения по всей длине ствола определяют применимость стволов со свободным лейнером для высокотемпных артиллерийских автоматов малого и среднего калибров.
Свободная труба, имеющая толщину порядка (0,3...0,5)d, более технологична, так как тщательно обрабатывается лишь на участке, покрываемом оболочкой, она обеспечивает возможность рационального выбора материалов для слоев. Однако замена свободной трубы возможна лишь в заводских условиях. Таким образом, применение свободной трубы имеет смысл для орудий крупного калибра, в которых невозможно применение моноблоков с высокой категорией прочности стали из-за большой толщины стенки.
Применение сменных лейнирующих втулок целесообразно для стволов высокотемпных автоматических орудий, имеющих интенсивный износ в начале калиберной части канала.
Для лейнированных стволов различают два гарантированных диаметральных зазора: наименьший 2еmin и наибольший 2еmax. Наименьший зазор определяется возможностью замены внутренней трубы и принимается в пределах 0,02...0,05 мм. Для облегчения смены наружную поверхность лейнера (или контактную поверхность свободной трубы) делают коническими с конусностью 0,0025 ..0,0004. Наибольший зазор обусловлен необходимой прочностью внутреннего слоя и принимается в пределах 0,1...0,3 мм, для крупных калибров до 0,4 мм. Меньшие из указанных зазоров относятся к лейнированным стволам и стволам с лейнирующими втулками, большие - к стволам со свободными трубами.
Сопротивление стенок лейнированного ствола давлению пороховых газов при выстреле можно условно разделить на два этапа: до выбора зазора между лейнером и оболочкой и после выбора зазора. В дальнейшем лейнером будем называть внутренний слой, а оболочкой - наружный.
До выбора зазора лейнер один оказывает сопротивление давлению пороховых газов, напряжения в оболочке от давления пороховых газов отсутствуют. Давление в канале ствола р1°, при котором происходит выбор зазора и прилегание наружной поверхности лейнера к внутренней поверхности оболочки, называется давлением прилегания:
р1°=Eе(р2-r2)/2рr2. (2.16)
Если р1° меньше давления в канале ствола при выстреле, то оболочка участвует в сопротивлении действию давления пороховых газов.
После выбора зазора прочность ствола будет обеспечиваться совместной работой лейнера и оболочки. Таким образом, давление пороховых газов можно представить как сумму давления прилегания p1° и некоторого дополнительного давления ркн”, осуществляющего совместную деформацию лейнера и оболочки:
Pкн=P10+ ркн”, . (2.17)
Расчеты показывают, что в стволах с зазором между слоями наиболее нагруженным является первый (внутренний) слой. Это позволяет для второго (наружного) слоя применять материал с пониженными прочностными характеристиками.
Во время выстрела лейнер или лейнирующая втулка подвергается растяжению осевой силой и кручению моментом, вызванным давлением снаряда на боевую грань нарезов. Вследствие малой толщины лейнера или лейнирующей в гулки при расчете прочности необходимо, в отличие от толстостенных конструкций стволов, учитывать указанные воздействия.
- Предисловие
- 1.2. Современные артиллерийские комплексы
- 1.2.1.Ствольные артиллерийские комплексы
- 1.2.2 Реактивные артиллерийские комплексы
- 1.3 Структура, общее устройство и принцип действия артиллерийского ствольного орудия
- 1.3.1. Общее устройство орудия
- 1.3.2. Явление выстрела в канале ствола
- 1.4. Основные характеристики орудий
- 1.5. Типы артиллерийских ствольных орудий. Классификация орудий
- 1.6. Требования, предъявляемые к артиллерийским системам
- Могущество боевого действия
- Маневренность
- Надежность и долговечность
- Физиологические нагрузки на орудийный расчет
- Эксплуатационные требования
- Производственно-экономические требования
- 2.Стволы, казенники и затворы
- 2.1.Стволы
- 2.1.1.Требования к стволам и условия их работоспособности
- 2.1.2. Типовые конструктивные схемы стволов.
- 2.1.3. Прочность стволов
- 2.1.4. Нагрев и искусственное охлаждение стволов
- 2.1.5. Живучесть стволов
- 2.2. Казенники
- 2.3. Затворы и их агрегаты
- 2.3.1. Типы узлов запирания канала ствола. Взаимодействие замкнутого узла запирания с гильзой при выстреле
- 2.3.2.Требования, предъявляемые к затворам. Классификация затворов
- 2.3.3. Клиновые затворы и их приводы
- 2.3.4. Поршневые затворы и их приводы
- 2.3.5.Экстрактирующие выбрасывающие устройства
- 2.3.6. Механизмы производства выстрела
- 2.4 Дульные газодинамические устройства
- 3. Лафеты
- Общее устройство
- Лафет как боевой станок
- 3.1.2. Лафет как повозка
- 3.2. Люльки
- 3.3. Противооткатные устройства
- 3.3.1. Накатники
- 3.3.2. Гидравлические тормоза отката
- 3.3.3. Газы и жидкости, применяемые в противооткатных устройствах
- 3.3.4. Уплотнения и вентили в противооткатных устройствах
- 3.48. Уплотнение методом точной пригонки
- 3.4. Верхние станки.
- 3.5. Уравновешивающие механизмы
- 3.5.1. Способы уравновешивания качающейся части орудия
- 3.5.2. Типы уравновешивающих механизмов
- 3.5.3. Сравнительная оценка и регулировка уравновешивающих , механизмов
- 3.6. Механизмы наводки
- 3.6.1. Подъемные механизмы
- 3.6.2. Поворотные механизмы
- 3.6.3. Сдающие устройства
- 3.7. Нижние станки
- 3.8. Ходовые части лафета
- 3.9. Транспортные базы
- 4. Механизация заряжания артиллерийских орудий
- 4.1.Обоснование механизации и автоматизации процессов заряжания артиллерийских орудий
- 4.2.Состав механизмов заряжания и требования к ним
- 4.3.Боеукладки орудий среднего и крупного калибров
- 4.4. Механизмы подачи
- 4.5. Артиллерийские досылатели
- 4.6. Некоторые пути совершенствования механизмов заряжания
- 4.7. Роботизация артиллерийских комплексов
- 5. Артиллерийские прицелы и приборы
- 5.1. Мера углов, принятая в артиллерии
- 5.2. Сущность прицеливания орудий
- 5.3. Требования к прицелам. Классификация прицелов
- 5.4.Основные элементы прицела. Орудийная панорама и квадрант
- 5.5. Горизонтальная наводка орудий
- 5.6. Вертикальная наводка орудий
- 5.7. Кинематические схемы прицелов
- 5.8. Противотанковые и танковые прицелы
- 5.9. Зенитные прицелы
- 5.10. Электронно-оптические приборы
- 5.11. Артиллерийская буссоль. Стереоскопические дальномеры
- 6. Самоходная, танковая и корабельная артиллерия
- 6.1. Артиллерийские боевые гусеничные машины
- 6.1.1. Классификация артиллерийских бгм
- 6.1.2. Составные части боевых военных гусеничных машин
- 6.1.3. Особенности устройства артиллерийских частей
- 6.1.4 Особенности обеспечения условий устойчивости артиллерийских бгм.
- 6.1.5. Направления развития артиллерийских бгм
- 6.2. Танковая артиллерия
- 6.2.1. Назначение танков
- 6.2.2. Система оружия танка
- 6.2.3. Основные характеристики системы оружия танка
- 6.2.4. Особенности танковых пушек
- 6.2.5. Автомат заряжания
- 6.2.6. Направления развития танковых пушек
- 6.3. Корабельное артиллерийское вооружение
- 6.3.1. Структура, общее устройство и принципы действия корабельных артиллерийских установок
- 6.3.2. Основные направления и эффективность боевого применения корабельной артиллерии
- 6.3.3. Тенденции развития корабельной артиллерии
- 7. Артиллерийские орудия особых схем
- 7.1. Минометы
- 7.2. Безоткатные орудия
- 7.3. Нетрадиционные методы повышения могущества ствольной артиллерии
- 7.3.1. Легкогазовые пушки
- 7.3.2. Электромагнитные пушки
- 7.3.3. Многокамерные орудия
- 7.3.4. Орудия на жидких метательных веществах
- 7.3.5. Орудия с выкатом ствола
- 8. Автоматическая артиллерия малых калибров
- 8.1. Области применения мап
- 8.2. Стрелковое оружие
- 8.2.1. Пистолеты и револьверы
- 8.2.2. Винтовки и карабины
- 8.2.3. Автоматы и пистолеты-пулеметы
- 8.2.4. Пулеметы
- 8.2.5. Гранатометы
- 8.2.6. Вопросы повышения темпа стрельбы
- 8.3. Двигатели автоматики
- 8.3.1. Структура автоматического оружия
- 8.3.2. Классификация двигателей автоматики
- 8.3.3. Системы с отдачей затвора
- 8.3.4. Системы с отдачей ствола
- 8.3.5. Газоотводные двигатели
- 8.3.6. Газовые регуляторы газоотводных устройств
- 8.4. Механизмы автоматического оружия
- 8.4. Общие требования к механизмам автоматического оружия
- 8.4.2. Особенности подающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.4. Механизмы открывания и закрывания канала ствола
- 8.4.5. Ускорительные механизмы
- 8.4.6. Подтяг патрона
- 8.4.7. Механизмы отпирания и запирания затвора
- 8.4.8. Механизмы воспламенения (производства выстрела)
- 8.5. Механизмы системы управления и регулирования автоматики
- 8.5.1. Спусковые механизмы
- 8.5.2. Предохранительные механизмы
- 8.5.3. Механизмы перезарядки оружия
- 8.5.4. Замедлительные механизмы
- 8.5.5. Механизмы противоотскока
- 8.5.6. Буферные устройства
- 8.6. Особенности охотничьего оружия
- 8.6.1. Механизмы охотничьего оружия
- Диаметры каналов стволов различных калибров
- 8.6.2. Типы охотничьего оружия
- 8.6.3. Боеприпасы охотничьего оружия
- 9. Боеприпасы артиллерии
- 9.1. Общее устройство боеприпасов
- Взрывчатые вещества и пороха. Боевые заряды
- Средства воспламенения
- 9 5. Снаряды
- 9.6. Взрыватели
- 9.7. Управляемые боеприпасы
- 9.7.1. Артиллерийские выстрелы с управляемыми боеприпасами объектов бронетанковой техники
- Ракета 9м119м (рис. 9.27) включает в себя:
- 9.7.2. Уас с полуактивным самонаведением на конечном участке траектории
- 9.7.3. Управляемые мины с пассивным инфракрасным самонаведением
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Калибр 35, 40, 50 мм
- Отечественные автоматические пушки
- Характеристики современных танковых пушек
- Тактико-технические данные корабельных артиллерийских установок
- Основные тактико-технические характеристики пистолетов-пулеметов
- Значения характеристик порохов