logo
Физические основы функционирования вооружения

6.1.4 Особенности обеспечения условий устойчивости артиллерийских бгм.

При выстреле артиллерийская БГМ должна быть непод­вижна и устойчива. Под неподвижностью понимается отсутствие продольного смещения БГМ при выстреле Устойчивость опреде­ляется отсутствием отрыва его передних опорных устройств от грунта (исключение опрокидывания БГМ). Для анализа принимают сле­дующие допущения, подрессоривание при выстреле выключено; АБГМ установлена на твердой горизонтальной поверхности; силы, действующие на орудие, лежат в вертикальной плоскости; переме­щения орудия при выстреле отсутствуют; стрельба ведется на не­котором угле возвышения орудия. Условие неподвижности и ус­тойчивости самоходной артиллерийской установки в простейшем виде может быть определено из равновесия всех действующих сил в проекции на координатные оси и уравнения моментов этих сил относительно произвольной точки (рис. 6.6).

В результате рассмотрения уравнения проекций сил на линию горизонта можно получить следующее соотношение:

(6.4)

где Тс - сила сцепления гусениц с грунтом по горизонтали; R - приведенная сила сопротивления откату;

- угол возвышения орудия;

Qb - боевой вес АБГМ.

Условия устойчивости определяются из решения уравнения моментов, для которого реакция N должна быть больше нуля.

, (6.5)

где Ркн - сила давления на дно канала ствола в процессе выстрела; D - расстояние от линий действия силы тяжести АБГМ до крайней задней опорной точки по горизонтали; h - кратчайшее расстояние от центра тяжести откатных час­тей орудия до линии, параллельной оси ствола, проходя­щей через крайнюю заднюю опорную точку;

Рис 6.6 Расчетная схема устойчивости БГМ при выстреле

Qo - сила тяжести откатных частей орудия АБГМ;

е - кратчайшее расстояние от центра тяжести откатных частей орудия до оси канала ствола;

b - кратчайшее расстояние от линии действия результирую­щей опорной реакции грунта до крайней задней опорной точки по горизонтали.

В действительности АБГМ при выстреле перемещается, так как при наличии гусениц и упругих подвесок, которые при выстреле не всегда выключаются, возникают линейные и угловые колебания, а в зависимости от степени заторможенности гусениц продольное смещение может быть существенным. При выстреле возникают значительные продольные и вертикальные перегрузки, которые могут достигать нескольких g.

Существует также понятие устойчивости машины при движе­нии, при этом следует различать продольную и поперечную устой­чивость. При рассмотрении продольной устойчивости необходимо учитывать возможность юза (сползания при преодолении крутых подъемов или спусков). Задача расчета поперечной устойчивости (движение по косогору) гораздо сложнее. При ее решении следует учесть следующие факторы:

естественный боковой уклон местности;

инерционные силы, вызванные кривизной траектории центра тяжести неравномерностью движения машины;

сила ветра,

конструктивные параметры машины: высота расположения центра тяжести, ширина колеи, длина базы машины;

неравномерность сил сопротивления на левой и правой опорах;

изменение осадки грунта из-за неравномерности нагрузки на опорах