logo
Физические основы функционирования вооружения

6.2.5. Автомат заряжания

Автомат заряжания (A3) является подсистемой танковой системы оружия и важным элементом компоновки боевого отделе­ния и танка в целом. A3 танков предназначен для заряжания пушки требуемым типом боеприпаса в заданный промежуток времени, определяемый продолжительностью цикла заряжания. При подго­товке прицельного выстрела цикл A3 является составной частью общего цикла СО и СУО с участием операторов (наводчика и/или командира).

На современных танках органы управления A3 устанавливаются на узлах СУО (например, клавиши назначения типа боеприпаса одно­временно вводят в танковый баллистический вычислитель соответствующую баллистику), системы управления интегрируются в единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС).

Оснащению танков A3 предшествовал этап механизации от­дельных операций, появление которого было следствием ограни­ченности возможностей заряжающего доставать из укладок, пере­мещать на казенную часть орудия и дослать в камору тяжелые, значительных габаритов боеприпасы. Для выполнения этих функ­ций, а также манипуляций с гильзой после выстрела, заряжающий должен иметь моторное поле (часть рабочего места оператора, в котором осуществляются его двигательные действия) значитель­ной величины. Из всех членов экипажа заряжающий занимает наи­больший объем и требует наибольшей высоты занимаемого про­странства, так как для выполнения тяжелой физической работы он должен работать стоя.

Высокий уровень физической нагрузки на заряжающего огра­ничивает скорострельность и количество выстрелов, заряжание которых может произвести человек в ограниченном промежутке времени. Для снижения негативного влияния этих факторов на тан­ке Т-10М для досылания снарядов калибра 122 мм и зарядов (вы­стрел в раздельно-гильзовом исполнении) был введен электромехани­ческий досылатель, управляемый заряжающим; на танке Т-62 был введен механизм улавливания и удаления из боевого отделения экстрактируемых гильз унитарного выстрела калибра 115 мм.

В настоящее время все отечественные танки (Т-72, Т-80, Т-90) выполнены с A3. Эти A3 разрабатывались в конце 60-х - начале 70-х годов XX века, когда СУО с оптическим дальномером имели довольно значительную продолжительность цикла подготовки при­цельного выстрела и продолжительность цикла заряжания этих A3 его не лимитировала. Автоматы заряжания на этих танках стали определяющим компоновочным элементом боевого отделения и тан­ка в целом, обеспечив увеличение плотности компоновки и снижение высоты (за счет исключения заряжающего, работающего стоя), увеличение количества боеприпасов во вращающейся части боево­го отделения, увеличение числа выстрелов, которые могут быть произведены с максимальной скорострельностью без потери цели из поля зрения наводчика.

За рубежом танк с A3 серийно начал выпускаться только во Франции (танк «Леклерк», 1993). Для танкопроизводящих стран оснащение танков автоматами заряжания является значительным резервом повышения характеристик их СО и танков в целом, при­чем эти A3 разрабатываются в соответствии с современным уровнем требований и современным уровнем технологий.

На рис. 6.10 показан общий вид автомата заряжания танка Т-90. Боеукладка A3 - вращающийся транспортер с автоматизированным боекомплектом в количестве 22 выстрелов раздельно-гильзового заряжания калибра 125 мм, размещен в нижней части боевого от­деления.

Вращающийся транспортер через двухрядный опорный под­шипник 2 установлен на днище танка соосно с погоном башни подшипником диаметром примерно 2000 мм. Приводом стабилиза­ции по горизонту обеспечивается круговое вращение башни и свя­занного с ней через свой привод вращения вращающегося транс­портера. Радиально во вращающемся транспортере установлены 22 кассеты 1, в каждой из которых размещается снаряд (внизу) и заряд (над снарядом); в каждой кассете может быть размещен и зафикси­рован любой из четырех типов применяемых снарядов: БПС, ОФС, КМ и управляемый.

Вращающийся транспортер снабжен электромеханическим при­водом, обеспечивающим поворот боеукладки относительно башни с установленной в ней пушкой; в режиме заряжания поворот вра­щающегося транспортера после его расстопорения производится до положения вывода в плоскость, проходящую через ось орудия, кассеты со снарядом требуемого типа. В этом положении вращаю­щийся транспортер стопорится на башню, а кассета останавливается под механизмом подъема 3.

Рис 6.10. Общий вид автомата заряжания танка Т-90

1 - кассета, 2 - опорный по1шипник, 3 - механизм подъема, 4 - механизм

досылания. 5 - люк для удаления поддона. 6 - пушка, 7 - стопор пушки на

угле заряжания, 8 – механизм улавливания поддона, 9 - рамка механизма

улавливания 10 - привод механизма улавливания.

Одновременно с расстопориванием вращающегося транспортера начинается приведение пушки (приводом вертикального наведения стабилизатора) к углу заряжания и фиксация качающейся части 6 на башне электромеханическим стопором 7. Приведение пушки на угол заряжания совмещено во времени с вращением транспортера до подачи кассеты со снарядом требуемого типа в плоскость подъ­ема на линию досылания. На ограждении пушки шарнирно уста­новлена рамка 9, на которой смонтирован механизм улавливания 8 поддона (после выстрела и экстракции) и его выброса из боевого отделения через люк 5 в крыше башни. С некоторым смещением во времени после начала подъема рамки механизма улавливания и удаления поддонов его электромеханическим приводом 10 начи­нается подъем кассеты механизмом подъема до положения вывода снаряда на линию досылания. После фиксации кассеты механизмом подъема и отстопорения снаряда от кассеты, производится досыла­ние снаряда со средней скоростью примерно 2 м/с. Далее следует возврат цепи досылателя, открывание люка 5 и удаление поддона. После окончания возврата цепи досылателя механизм подъема 3 опускает кассету, выводя заряд на линию досылания. Досылание заряда и закрывание люка также совмещены во времени. В конце хода досылания заряда (скорость примерно 2 м/с) гильза смещает экстракторы, удерживающие клин в открытом положении, после чего начинается закрывание затвора и возврат цепи досылателя. После возврата цепи досылателя в исходное положение появляется воз­можность опускания кассеты во вращающийся транспортер, что и производится механизмом подъема. Опускание кассеты из поло­жения досылания заряда, позволяет начать опускание рамки меха­низма улавливания поддона и только после полного завершения этих двух перемещений появляется возможность расстопорить пушку и привести ее стабилизатором к углу стрельбы.

Далее оператор уточняет наводку, пушка попадает в зону, оп­ределяемую контактами разрешения выстрела, и производится вы­стрел. В начале наката производится открывание клина, экстракция поддона и его фиксация в механизме улавливания, о чем подается сигнал в систему управления. Если поддон не зафиксирован в ме­ханизме улавливания (электрический сигнал с контакта механизма улавливания не поступил в систему управления), цикл заряжания прерывается и в информационном поле наводчика загорается транспарант: «Вставь поддон» Наводчик должен взять упавший напол боевого отделения поддон и вручную вставить его в механизм улавливания до положения надежной фиксации, о чем будет свиде­тельствовать потухание аварийного сигнала. Неулавливание под­дона является наиболее частым отказом A3.

На рис 6.11 приведена циклограмма работы A3 и производства выстрела танка Т-90.

Рис 6.11 Циклограмма автомата заряжания и производства выстрела танка Т-90.

I - в корме качающейся башни; II - в корме обычной башни-III - в нижней части боевого отделения.

Как видно из приведенных циклограмм, переход от схемы III к схеме II приводит к снижению продолжительности цикла заря­жания на 3,2 с, а реализация схемы АЗ по схеме I сопровождается уменьшением продолжительности цикла на 0,3 с. Однако недостат­ками качающейся башни являются:

изменение уравновешенности качающейся части по мере ис­пользования боекомплекта;

необходимость увеличения массы для обеспечения защиты качающейся части;

уменьшение плотности компоновки ввиду увеличения обме­таемого качающейся частью пространства.

Общие направления снижения продолжительности цикла АЗ включают повышение скорости движения боеприпаса во всех опе­рациях цикла и реверса исполнительных механизмов; сокращение пути перемещения боеприпаса от его положения в боеукладке до каморы орудия; совмещение операций во времени.

В А3 отечественных танков скорость досылания не превосходит 2 м/с, на корабельных автоматических артиллерийских установках такого же калибра достигает 12 м/с.

Уменьшение пути перемещения боеприпаса достигается воз­можностью вращения боеукладки в обе стороны и порядком рас­кладки боеприпасов по типам (если имеется дополнительная информация по номенклатуре предполагаемых целей) чередовани­ем или группами. Очевидно, чем меньше габариты (калибр), чем меньше типов боеприпасов, чем меньше величина автоматизиро­ванного боекомплекта, тем меньше продолжительность цикла за­ряжания.