4.5. Артиллерийские досылатели
Досылка боеприпаса (перемещение его в камору орудия), как и подача может быть комплектной и некомплектной. При комплектной досылке не обязательно досылается унитарный патрон -совместно могут досылаться и не соединенные между собой снаряд и заряд (тандем). Кроме того, досылка может быть ручной, механизированной и автоматической. Механизированная досылка производится с помощью механизмов, управляемых вручную, а автоматическая - без вмешательства человека.
Боеприпас может досылаться принудительно на всем пути, либо только на начальном участке, а далее перемещаться по инерции. В первом случае досылку называют принудительной, а во втором -инерционной или бросковой. Характерные графики изменения скорости досылки для этих случаев приведены на рис. 4.23. Из этих графиков следует,
что одна и та же конечная скорость боеприпаса vt)K при различных способах досылки достигается за различное время. Наименьшее время процесса обеспечивается в случае принудительной досылки с
Рис 4.23. Графики изменения скорости досылки боеприпаса от его перемещения:
1 - принудительная досылка; 2 - бросковая (инерционная) досылка; 3 - принудительная досылка с торможением досылающего звена и боеприпаса на конечном участке движения
дополнительным торможением боеприпаса и ведущего звена досылателя на конечном участке движения.
Это обусловлено максимальной средней скоростью боеприпаса. Однако необходимость усложнения механизмов заряжания вследствие ввода специального тормозного устройства препятствует широкому распространению этого способа досылки.
Из оставшихся двух вариантов меньшее время процесса обеспечивает бросковая досылка. Однако ее существенным недостатком является наличие большого инерционного участка движения, на котором он неуправляем. Например, инерционный путь досылаемого крупнокалиберного снаряда обычно составляет более 1,5 м. Вследствие даже незначительных случайно возникающих кинематических возмущений снаряда (поворота, колебаний и т. п.) становятся неизбежными его соударения с лотком, стволом (иногда и с другими элементами орудия), в результате боеприпас может потерять значительную часть кинетической энергии (иногда до 50 %), и его конечная скорость досылки может оказаться меньше допустимого значения. Таким образом, условие работоспособности досылателя будет нарушено, следовательно надежность не будет обеспечена.
Принудительная досылка характеризуется более высокой надежностью, поскольку досылающее звено ведет боеприпас до конца, обеспечивая при минимальных кинематических возмущения его необходимую скорость и положение. Только ее можно применять, например, в танковых орудиях, которые способны вести стрельбу с ходу.
Однако существенным недостатком принудительной досылки является не только большое время перемещения боеприпаса в зарядную камору, но и дополнительные потери времени на возврат в исходное положение досылающего звена, особенно при раздельно-гильзовом заряжании с помощью одного досылателя. С учетом того, что ход досылающего звена, например, при досылке крупнокалиберного снаряда может составлять примерно 2 м и более, эти потери времени оказываются существенными.
Следует отметить, что с наименьшими трудностями удается обеспечить надежность досылки унитарного патрона или тандемной досылки снаряда и заряда. В случае раздельно-гильзового заряжания сначала досылается снаряд и его ведущий поясок заклинивается в опорном конусе каморы, перекрывая канал ствола. Таким образом при последующей досылке гильзы в каморе возникает избыточное давление - воздушная подушка, которая существенно препятствует движению гильзы вперед. При бросковой досылке из-за потери скорости гильза может не сбить захваты экстракторов с кулачков клина, отскочив от них. Опыт показывает, что даже сбивая захваты экстракторов гильза отбрасывается назад настолько, что препятствует закрыванию клинового затвора. Чем тяжелее гильза, тем легче она пробивает воздушную подушку. Практика показывает, что, например, для 152-мм орудия гильзу с полным зарядом броском дослать можно, а с минимальным не удавалось. Поэтому отдельно гильзу досылают принудительно (вручную или с помощью механизмов). При тандемной досылке (совместно снаряда и гильзы) воздушная подушка не образуется.
Досылка боеприпасов является весьма ответственной операцией. Ее неправильное выполнение может приводить к задержкам при стрельбе, механическим повреждениям боеприпаса. Чтобы этого не случилось, артиллерийские досылатели должны удовлетворять следующим требованиям:
1) обеспечивать конечную скорость досылки боеприпаса в допустимых пределах;
2) обеспечивать стабильность параметров досылки, а также их постоянство при изменении угла возвышения орудия;
3) обеспечить максимальное удобство и безопасность работы номеров расчета;
4) обеспечить возможность ручной досылки в случае отказа досылающих устройств;
5) при компоновке САО или танка применение досылающих устройств не должно приводить к уменьшению углов наводки орудия и возимого боекомплекта.
При досылке унитарного патрона минимальная конечная его скорость определяется из условия надежного сбивания захватов выбрасывателя с кулачков клина - она должна быть в пределах 0,6...1 м/с.
При большой конечной скорости досылки патрона возможны негативные явления: отскок боеприпаса от казенного среза ствола; ,его распатронирование; повреждение фланца гильзы или ее корпуса, осадка снаряда вовнутрь гильзы. Для исключения этих негативных явлений указанная скорость не должна превышать 4...6,5 м/с. На практике установлено, что наиболее вероятным повреждением боеприпаса является его распатронирование. Оно особенно опасно, если при попытке разрядить орудие, когда снаряд, заклиненный в опорном конусе, не извлекается вместе с гильзой, заряд высыпется в камору разогретого ствола.
При раздельно-гильзовом заряжании конечная скорость досылки снаряда определяется из условия надежного заклинивания его ведущего пояска в опорном конусе каморы. При качании ствола в вертикальной плоскости заклиненный снаряд не должен выпадать в камору. В противном случае он может повредить боевой заряд, в результате чего давление пороховых газов при выстреле может недопустимо возрасти, а это может привести к раздутию или хрупкому разрыву ствола. Кроме того, в этом случае ведущий поясок снаряда подойдет к нарезам с большой скоростью и в результате сильного удара может быть срезан. В этих условиях снаряд не будет стабилизирован и значительно отклонится от заданной траектории. До подхода ведущего пояска к нарезам пороховые газы под высоким давлением будут истекать через кольцевой зазор между снарядом и стенкой каморы, что приведет к эрозии канала ствола.
Минимальная допустимая конечная скорость досылки снаряда составляет 0,8 м/с. Однако на практике ее принимают не менее 1,2...1,5 м/с. Максимальная скорость досылки снаряда не должна превышать 9,5 м/с.
Усилие выпрессовки досланного снаряда должно быть не менее 7...8 его весов, но обычно это соотношение принимают гораздо большим. Например, для 152-мм орудия усилие выпрессовки может достигать 30 кН и более.
Минимальная скорость досылки зарядной гильзы определяется из условия надежного сбивания захватов выбрасывателей с кулачков клина (как и для унитарного патрона), а максимальная - из условия отсутствия выползания из нее боевого заряда. Рекомендуемая величина конечной скорости досылки зарядной гильзы должна находиться в пределах 1...3 м/с.
В общем случае досылатель состоит из привода, ведущего звена, механизма взвода (если он необходим) и вспомогательных приспособлений и устройств.
Привод досылателя предназначен для перемещения ведущего звена; он может быть внутренним (используется энергия выстрела) или внешним (с посторонним источником энергии).
Внутренними приводами являются аккумуляторы энергии выстрела: пружинные, пневматические и гидропневматические.
Внешние приводы могут быть электрическими, гидравлическими или газовыми.
В качестве ведущего звена, досылающего боеприпас, используются стержень (шток), лента, цепь, рычаг, каретка, ролики.
Механизм взвода предназначен для приведения ведущего звена (и других деталей досылателя) в исходное положение перед досылкой, сжатия упругого элемента внутреннего привода досылателя (пружины или газа), аккумулирующего энергию, и стопорения устройства во взведенном состоянии. Взведение досылателя может производиться как при откате, так и при накате ствола с использованием энергии выстрела (в некоторых случаях энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола).
Если для взведения досылателя недостаточно длины хода откатных частей, то необходимо предусмотреть в конструкции орудия ускорительный механизм.
При использовании внешних приводов взводить досылатель не требуется - ведущее звено отводится в исходное положение либо самим приводом, либо возвратной пружиной.
В настоящее время на практике применяются следующие типы артиллерийских досылателей: пружинный, пневматический, гидропневматический и с механическим приводом.
Схема конструкции пружинного досылателя представлена на рис. 4.24. Досылатель устанавливается на откатных частях и взводится при накате с момента, когда стопор 5 будет остановлен упором 6 на люльке. После подачи боеприпаса в нужный момент стопор 5 расцепляется с упором 6 и под действием пружины 4 шток 1 с лапой 2 и клоцем 3 перемещается вперед, досылая боеприпас.
Рис. 4.24. Пружинный досылатель
Рис. 4.25. Пример схемы пружинного досылателя автоматического орудия
В конце хода досылающее звено упирается в буфер 7. В некоторых досылателях применяют и более сложные конструкции буфера - гидравлические.
Пример автоматической досылки патрона с помощью пружинного досылателя приведен на рис. 4.25. При откате досылатель перемещается назад вместе с казенником. В начале наката шток 1 досылателя упирается в шептало 2 и останавливается, а корпус 3 продолжает движение вперед, сжимая пружину 4. После подачи патрона 5 на линию досылки зуб а корпуса досылателя 3 взаимодействует с промежуточным шепталом 6, которое поворачиваясь нажимает на шептало 2, и шток 1 освобождается. Патрон 5 под действием пружины 4 досылается в камору орудия, причем в конце досылки лапки штока 7, ведущие боеприпас, расходятся, освобождая его (в дальнейшем патрон движется по инерции). Шток 1 ударяется в буфер 8 и останавливается. Поскольку лапки штока 7 разведены, то они не препятствуют последующей экстракции гильзы.
Достоинствами пружинного досылателя являются его простота и надежность, а к недостаткам следует отнести изменение скорости досылки боеприпаса при изменении угла возвышения орудия, отсутствие автоматического взвода перед первым выстрелом, существенное возрастание массы рабочей пружины с увеличением калибра орудия. Для облегчения досылателя пружину можно заменить газовым цилиндром, однако в этом случае необходимо предусматривать уплотнения штока и поршня, в которых при досылке возникают значительные силы трения, препятствующие движению штока. Кроме того, в рабочем цилиндре необходимо контролировать и постоянно поддерживать необходимое давление. Очевидно, что наличие уплотнений снижает надежность устройства.
Пружинный досылатель в орудия среднего и крупного калибров обычно обеспечивает бросковую досылку боеприпасов, что также ограничивает его область применения, например, их не используют в танках, поскольку при стрельбе с ходу бросковая досылка не удовлетворяет требованиям по надежности.
Такие досылатели применяют в орудиях калибра до 152 мм включительно. Некоторые данные по пружинным досылателям приведены в табл. 4.1
Таблица 4.1
Примерные характеристики пружинных досылателей
Характеристики
| Калибр орудия, мм
| |||
76
| 100
| 130
| ||
Тип досылаемого элемента
| Унитарный патрон
| Снаряд
| ||
Масса досылаемого элемента, кг
| 12,66
| 26,49
| 53,07
| 33,40
|
Путь принудительной досылки, мм
| 1100
| 300
| 400
| 230.. .250
|
Полный путь досылки, мм
| 1100
| 1400
| 1550
| 1350
|
Минимальная и максимальная скорости досылки, м/с
| 12 4,3
| 5,1 7,9
| 3,4 5,2
| 3,5...5,4 5,5…7,9
|
Усилия пружины досылателя в начале и в конце досылки, кН
| 14,6 1,3
| 14.9 5,9
| 18,0 5,8
| 12,2...14,0 4,3...6,3
|
Углы возвышения орудия, °
| -12.. .+85
| -10.. .+85
| -12.. .+80
| -4.. .+40
|
Пример пневматического досылателя с посторонним источником энергии представлен на рис. 4.26. Для досылки поданного патрона воздух под давлением (например, из баллона) подается через штуцер / в полость цилиндра досылателя 2 и перемещает поршень 3, шток 4, каретку 5 с клоцем 6 вперед, досылая снаряд. Скорость досылки регулируется поворотом золотника 7, то есть изменением проходного сечения отверстий, через которые истекает вытесняемый из цилиндра 2 воздух. В конце досылки каретка упирается в буфер 8 для смягчения удара. Затем воздух из подпоршневой полости цилиндра 2 выпускается и каретка 5 со штоком 4 и поршнем 3 отводится в исходное положение под действием возвратной пружины 9. В конце перемещения каретка ударяется в буфер 10 и останавливается.
Рис. 4.26. Схема пневматического досылателя
Такие досылатели могут иметь большой ход ведущего звена и осуществляют принудительную досылку.
Достоинствами досылателей указанного типа является возможность регулирования скорости досылки, надежность досылки на всех углах возвышения орудия, отсутствие тяжелой рабочей пружины, а недостатками - необходимость постороннего источника энергии, наличие уплотнений и возвратной пружины (увеличивается сила сопротивления движению боеприпаса при досылке).
В табл. 4.2 приведены некоторые из основных параметров пневматических досылателей.
Таблица 4.2 Примерные характеристики пневматических досылателей
Характеристики
| Калибр орудия,мм
| |
100
| 130
| |
Тип досылаемого элемента
| Унитарный патрон
| Тандем
|
Масса досылаемого элемента, кг
| 32
| 62
|
Ход досылателя, мм
| 1300
| 1700
|
Минимальная и максимальная скорости досылки, м/с
| М 3,8
| |
Начальное давление воздуха (газа) в цилиндре, МПа
| 4,5
| 3,8
|
Углы возвышения орудия, °
| -8...+8S
|
Пример схемы гидропневматического досылателя приведен на рис. 4.27. Досылатель устанавливается на откатных частях и взводится при накате - цилиндр ускорителя 1 упирается в стопор 2 на люльке и останавливается. При этом цилиндр досылателя 3 продолжает движение вперед, вследствие чего жидкость из цилиндра ускорителя 1 через отверстия в штоке 4, клапане 5 и корпусе клапана 6 перетекает в полость цилиндра 3. Клапан 5 давлением жидкости удерживается в заднем (левом) положении так, что все отверстия в корпусе б открыты. Поршень 7 со штоком 8 и лапой 9 с клоцем 10 перемещается назад, сжимая газ в полости А. В конце наката досылатель находится во взведенном состоянии. После подачи боеприпаса цилиндр ускорителя 1 освобождается от стопора 2 и под действием давления р в полости А поршень 7 вытесняет жидкость из цилиндра досылателя 3 в цилиндр ускорителя 1. При этом клапан 5 под действием пружины 11 перемещается вперед (вправо) и перекрывает боковые отверстия в корпусе 6, обеспечивая перстекание жидкости только через центральное отверстие, то
Рис. 4.27. Схема гидропневматического досылателя
есть требуемую силу гидравлического сопротивления. Вместе с поршнем 7 вперед перемещается и шток 8 с лапой 9 и клоцем 10, досылая боеприпас. В конце досылки лапа 9 упирается в буфер 12, который смягчает удар.
Такие досылатели, как и пневматические с посторонним источником энергии, имеют большой ход лапы и обеспечивают принудительную досылку.
Основным достоинством гидропневматических досылателей является возможность регулирования скорости досылки при изменении углов возвышения (для этого достаточно изменять площадь поперечного сечения отверстия, через которое перетекает жидкость - с увеличением угла возвышения она должна увеличиваться).
К недостаткам следует отнести: необходимость обеспечения герметичности устройства и требуемого давления газа в полости цилиндра досылателя, большие силы трения, возникающие в уплотнениях при досылке боеприпаса, отсутствие автоматического взвода перед первым выстрелом. Характеристики гидропневматических досылателей представлены в табл. 4.3.
Таблица 4.3 Примерные характеристики гидропневматических досылателей
Характеристики
| Калибр орудия.мм
| |
125
| 152
| |
Тип досылаемого элемента
| Тандем
| |
Масса досылаемого элемента, кг
| 33
| 95
|
Ход досылателя, мм
| 1200
| 1950
|
Минимальная и максимальная скорости досылки, м/с
| L1 1,7
| 1.6 4,5
|
Начальное давление воздуха (газа) или жидкости в цилиндре, МПа
| 2,5
| 1,8
|
Углы возвышения, °
| -4.. .+30
| -3...+88
|
Рис. 4.28. Схема электромеханического досылателя
Досылатели с механическим приводом (электрическим или гидравлическим) получили наибольшее распространение в артиллерии среднего и крупного калибров. Пример электромеханического досылателя приведен на рис. 4.28. Работает такое устройство следующим образом. Заряжающий укладывает снаряд на лоток 7 качалки 2, снимает со стопора поперечную каретку 3 и перемещает ее по направляющим 4 в положение для досылки. В этом положении каретка фиксируется и автоматически включается электродвигатель 5 (он может быть не один), который через валик 6 приводит в движение червяк 7, червячное колесо 8, ведущую звездочку 9 и цепь 10. В начале движения концевое звено 11 цепи 10 находится в зацеплении с продольной кареткой 12 и тянет ее вперед. При этом ролик 13 качалки 2 перемещается по пазу 14, вследствие чего качалка с лотком опускается вниз, пока ось снаряда не совпадет с линией досылки. В этом положении качалка 2 фиксируется, а концевое звено 11 расцепляется с зацепом 15 продольной каретки 12, и она останавливается. Цепь 10 продолжает выдвигаться из улитки 16 и досылает снаряд до заклинивания его ведущего пояска в опорном конусе каморы ствола. В конце хода цепи срабатывает конечный выключатель (на схеме не указан) и электродвигатель 5 реверсируется. Цепь возвращается в исходное положение. На конечном участке движения ее концевое звено 11 упирается в продольную каретку 12, перемещая ее и качалку 2 также в исходное положение, и сцепляется с зацепом 15.
Зарядная гильза досылается аналогично. В конце досылки она своим фланцем сбивает захваты экстракторов с кулачков клина, и затвор закрывается. При движении клина срабатывают переключатели и электродвигатель 5 реверсируется. В конце хода цепи электродвигатель отключается, а каретка 3 освобождается от стопора и под действием возвратных пружин смещается в поперечном направлении в исходное положение. Таким образом досылатель отводится в сторону и не препятствует движению откатных частей при выстреле, а также экстракции гильзы. Следует отметить, что в досылате-лях с гидроприводом используется не червячная, а коническая передача, поскольку гидродвигатель обеспечивает меньшее число оборотов и требуемое передаточное число редуктора также невелико. Коническая передача характеризуется высоким КПД - 0,95...0,99, а червячная низким - 0,3...0,6, что, конечно, является ее недостатком. Кроме того, для червячной передачи характерны жесткие требования к точности установки червяка, при невыполнении которых КПД может оказаться недопустимо низким. Однако опыт показывает, что электромеханические досылатели работают более надежно - в устройствах с гидроприводом отказы возникают чаще (обычно от динамических нагрузок ломаются детали гидродвигателя).
Достоинствами досылателей с механическим приводом, обусловившими их широкое распространение, является следующее: надежность досылки боеприпаса на всех углах возвышения орудия; компактность; возможность использования одного досылателя для досылки снаряда и гильзы при раздельном заряжании; не требуется взведения досылателя.
Однако указанным устройствам свойственны и определенные недостатки: они обеспечивают принудительную досылку боеприпасов более продолжительную, чем бросковая; значительный обратный ход ведущего звена при возвращении в исходное положение после досылки боеприпаса (дополнительные потери времени); большая масса ведущего звена - цепи (для орудий среднего и крупного калибров около 12... 15 кг и более) и, как следствие, большие затраты мощности привода на разгон подвижных частей досылателя (без учета боеприпаса). Следует отметить, что цепные досылатели могут быть и двухручьевыми, то есть содержать две цепи с одним клоцем; относительно сложная конструкция; необходимо наличие дополнительных посторонних источников энергии для приведения в действие привода.
Некоторые данные по досылателям с механическим приводом приведены в табл. 4.4.
Таблица 4.4 Примерные характеристики досылателей с механическим приводом
Характеристики
| Калибр орудия, мм
| |||
76
| 122
| 152
| 203
| |
Тип досылаемого элемента
| Унитарный патрон
| Снаряд
| ||
Масса досылаемого элемента, кг
| 3,5
| 25 | 43,56
| ПО
| |
Ход досылателя, мм
| 850
| 1500
| 3000
| |
Скорость досылки, м/с
| 1,4
| 1,8
| 2,1
| |
Мощность привода, кВт
| 0,4
| 1,6
| -
| |
Углы возвышения орудия, °
| -
| -4..М5
| -4...+60
| 0...+60 |
Применяемые в настоящее время артиллерийские досылатели устанавливаются на качающейся части орудия (на люльке или откатных частях) и на вращающейся части (внутри башни танка). Установка досылателя на откатные части приводит к увеличению их массы, то есть к уменьшению длины отката, что всегда желательно для САО. Кроме того, в этом случае досылатель не требуется отводить с пути откатных частей. Однако такое крепление досылателя не всегда возможно из-за конструктивных ограничений.
При расположении досылателя на люльке его перед выстрелом необходимо отводить с пути откатывающегося при выстреле казенника, что усложняет конструкцию.
При креплении досылателя на вращающейся части, например, на башне танка, для досылки боеприпаса ствол орудия необходимо каждый раз приводить на угол заряжания. Такая схема применима для танковых орудий, характеризующихся небольшим диапазоном углов возвышения (-5...+20°), а следовательно, малыми затратами времени на установку ствола на угол заряжания.
- Предисловие
- 1.2. Современные артиллерийские комплексы
- 1.2.1.Ствольные артиллерийские комплексы
- 1.2.2 Реактивные артиллерийские комплексы
- 1.3 Структура, общее устройство и принцип действия артиллерийского ствольного орудия
- 1.3.1. Общее устройство орудия
- 1.3.2. Явление выстрела в канале ствола
- 1.4. Основные характеристики орудий
- 1.5. Типы артиллерийских ствольных орудий. Классификация орудий
- 1.6. Требования, предъявляемые к артиллерийским системам
- Могущество боевого действия
- Маневренность
- Надежность и долговечность
- Физиологические нагрузки на орудийный расчет
- Эксплуатационные требования
- Производственно-экономические требования
- 2.Стволы, казенники и затворы
- 2.1.Стволы
- 2.1.1.Требования к стволам и условия их работоспособности
- 2.1.2. Типовые конструктивные схемы стволов.
- 2.1.3. Прочность стволов
- 2.1.4. Нагрев и искусственное охлаждение стволов
- 2.1.5. Живучесть стволов
- 2.2. Казенники
- 2.3. Затворы и их агрегаты
- 2.3.1. Типы узлов запирания канала ствола. Взаимодействие замкнутого узла запирания с гильзой при выстреле
- 2.3.2.Требования, предъявляемые к затворам. Классификация затворов
- 2.3.3. Клиновые затворы и их приводы
- 2.3.4. Поршневые затворы и их приводы
- 2.3.5.Экстрактирующие выбрасывающие устройства
- 2.3.6. Механизмы производства выстрела
- 2.4 Дульные газодинамические устройства
- 3. Лафеты
- Общее устройство
- Лафет как боевой станок
- 3.1.2. Лафет как повозка
- 3.2. Люльки
- 3.3. Противооткатные устройства
- 3.3.1. Накатники
- 3.3.2. Гидравлические тормоза отката
- 3.3.3. Газы и жидкости, применяемые в противооткатных устройствах
- 3.3.4. Уплотнения и вентили в противооткатных устройствах
- 3.48. Уплотнение методом точной пригонки
- 3.4. Верхние станки.
- 3.5. Уравновешивающие механизмы
- 3.5.1. Способы уравновешивания качающейся части орудия
- 3.5.2. Типы уравновешивающих механизмов
- 3.5.3. Сравнительная оценка и регулировка уравновешивающих , механизмов
- 3.6. Механизмы наводки
- 3.6.1. Подъемные механизмы
- 3.6.2. Поворотные механизмы
- 3.6.3. Сдающие устройства
- 3.7. Нижние станки
- 3.8. Ходовые части лафета
- 3.9. Транспортные базы
- 4. Механизация заряжания артиллерийских орудий
- 4.1.Обоснование механизации и автоматизации процессов заряжания артиллерийских орудий
- 4.2.Состав механизмов заряжания и требования к ним
- 4.3.Боеукладки орудий среднего и крупного калибров
- 4.4. Механизмы подачи
- 4.5. Артиллерийские досылатели
- 4.6. Некоторые пути совершенствования механизмов заряжания
- 4.7. Роботизация артиллерийских комплексов
- 5. Артиллерийские прицелы и приборы
- 5.1. Мера углов, принятая в артиллерии
- 5.2. Сущность прицеливания орудий
- 5.3. Требования к прицелам. Классификация прицелов
- 5.4.Основные элементы прицела. Орудийная панорама и квадрант
- 5.5. Горизонтальная наводка орудий
- 5.6. Вертикальная наводка орудий
- 5.7. Кинематические схемы прицелов
- 5.8. Противотанковые и танковые прицелы
- 5.9. Зенитные прицелы
- 5.10. Электронно-оптические приборы
- 5.11. Артиллерийская буссоль. Стереоскопические дальномеры
- 6. Самоходная, танковая и корабельная артиллерия
- 6.1. Артиллерийские боевые гусеничные машины
- 6.1.1. Классификация артиллерийских бгм
- 6.1.2. Составные части боевых военных гусеничных машин
- 6.1.3. Особенности устройства артиллерийских частей
- 6.1.4 Особенности обеспечения условий устойчивости артиллерийских бгм.
- 6.1.5. Направления развития артиллерийских бгм
- 6.2. Танковая артиллерия
- 6.2.1. Назначение танков
- 6.2.2. Система оружия танка
- 6.2.3. Основные характеристики системы оружия танка
- 6.2.4. Особенности танковых пушек
- 6.2.5. Автомат заряжания
- 6.2.6. Направления развития танковых пушек
- 6.3. Корабельное артиллерийское вооружение
- 6.3.1. Структура, общее устройство и принципы действия корабельных артиллерийских установок
- 6.3.2. Основные направления и эффективность боевого применения корабельной артиллерии
- 6.3.3. Тенденции развития корабельной артиллерии
- 7. Артиллерийские орудия особых схем
- 7.1. Минометы
- 7.2. Безоткатные орудия
- 7.3. Нетрадиционные методы повышения могущества ствольной артиллерии
- 7.3.1. Легкогазовые пушки
- 7.3.2. Электромагнитные пушки
- 7.3.3. Многокамерные орудия
- 7.3.4. Орудия на жидких метательных веществах
- 7.3.5. Орудия с выкатом ствола
- 8. Автоматическая артиллерия малых калибров
- 8.1. Области применения мап
- 8.2. Стрелковое оружие
- 8.2.1. Пистолеты и револьверы
- 8.2.2. Винтовки и карабины
- 8.2.3. Автоматы и пистолеты-пулеметы
- 8.2.4. Пулеметы
- 8.2.5. Гранатометы
- 8.2.6. Вопросы повышения темпа стрельбы
- 8.3. Двигатели автоматики
- 8.3.1. Структура автоматического оружия
- 8.3.2. Классификация двигателей автоматики
- 8.3.3. Системы с отдачей затвора
- 8.3.4. Системы с отдачей ствола
- 8.3.5. Газоотводные двигатели
- 8.3.6. Газовые регуляторы газоотводных устройств
- 8.4. Механизмы автоматического оружия
- 8.4. Общие требования к механизмам автоматического оружия
- 8.4.2. Особенности подающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.4. Механизмы открывания и закрывания канала ствола
- 8.4.5. Ускорительные механизмы
- 8.4.6. Подтяг патрона
- 8.4.7. Механизмы отпирания и запирания затвора
- 8.4.8. Механизмы воспламенения (производства выстрела)
- 8.5. Механизмы системы управления и регулирования автоматики
- 8.5.1. Спусковые механизмы
- 8.5.2. Предохранительные механизмы
- 8.5.3. Механизмы перезарядки оружия
- 8.5.4. Замедлительные механизмы
- 8.5.5. Механизмы противоотскока
- 8.5.6. Буферные устройства
- 8.6. Особенности охотничьего оружия
- 8.6.1. Механизмы охотничьего оружия
- Диаметры каналов стволов различных калибров
- 8.6.2. Типы охотничьего оружия
- 8.6.3. Боеприпасы охотничьего оружия
- 9. Боеприпасы артиллерии
- 9.1. Общее устройство боеприпасов
- Взрывчатые вещества и пороха. Боевые заряды
- Средства воспламенения
- 9 5. Снаряды
- 9.6. Взрыватели
- 9.7. Управляемые боеприпасы
- 9.7.1. Артиллерийские выстрелы с управляемыми боеприпасами объектов бронетанковой техники
- Ракета 9м119м (рис. 9.27) включает в себя:
- 9.7.2. Уас с полуактивным самонаведением на конечном участке траектории
- 9.7.3. Управляемые мины с пассивным инфракрасным самонаведением
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Калибр 35, 40, 50 мм
- Отечественные автоматические пушки
- Характеристики современных танковых пушек
- Тактико-технические данные корабельных артиллерийских установок
- Основные тактико-технические характеристики пистолетов-пулеметов
- Значения характеристик порохов