logo
Физические основы функционирования вооружения

8.3.2. Классификация двигателей автоматики

Двигатель автоматического оружия - преобразователь энергии пороховых газов или какой-либо иной энергии в кинетиче­скую энергию ведущих звеньев.

Двигатели автоматики оружия могут использовать в качестве исходной энергии энергию газов, образовавшихся в баллистиче­ском двигателе при выстреле, либо энергию внешних источников (пружин, пороха, пневмомеханизмов, гидромеханизмов, электро­двигателей и т. п.).

Автоматическое оружие с внешним приводом не получило в Рос­сии широкого распространения из-за основного его недостатка -отсутствия автономности. Выход из строя обслуживающей батарею энергетической установки полностью исключает возможность про­должения стрельбы. Двигатели, работающие от внешних источни­ков энергии, находят более широкое применение как вспомога­тельные двигатели (перезарядка, подтяг ленты и т. д.).

Наиболее широкое распространение получили двигатели, ис­пользующие энергию порохового газа, образующегося в стволе при выстреле (газовые двигатели). Основное их преимущество заклю­чается в возможности создания оружия полностью автономного, не связанного с каким-либо энергоносителем. Это обстоятельство де­лает указанный двигатель совершенно незаменимым при проекти­ровании ручного стрелкового оружия и полевой малокалиберной артиллерии.

Автоматика орудия может иметь один или более двигателей ав­томатики. Различается три вида двигателей: основной двигатель автоматики; неосновной двигатель автоматики и вспомогательный двигатель автоматики.

Основной двигатель автоматики - двигатель, обеспечивающий энергией ведущее звено большинства исполнительных механизмов автоматики.

Неосновной двигатель автоматики - двигатель, обеспечиваю­щий энергией некоторые механизмы автоматики (пружинный дви­гатель магазина) или сообщающий ведущему звену автоматики до­полнительное количество энергии (усилитель отдачи).

Вспомогательный двигатель автоматики - двигатель, обеспечи­вающий энергией вспомогательные механизмы оружия (при подго­товке его к бою, при перезарядке, дульный тормоз, компенсатор опрокидывающего момента).

Для основных и неосновных двигателей автоматики, исполь­зующих в качестве исходной энергию пороховых газов, образую­щихся при выстреле, можно выделить два класса:

ствольные двигатели автоматики, рабочий процесс которых протекает в полости канала ствола;

газоотводные двигатели, рабочий процесс которых протекает в специальной полости, куда из канала ствола отводится часть по­роховых газов.

В двигателях первого класса ведущее звено воспринимает энер­гию непосредственно от порохового газа или через дно гильзы, или через скаты гильзы, или через дно пули. В этом случае можно го­ворить о непосредственной энергетической связи двигателя авто­матики с баллистическим двигателем огнестрельного оружия. Со­вершенно очевидно, что для всех двигателей этого класса закон изменения основной движущей силы, приложенной к поршню дви­гателя, будет тот же, что и у баллистического двигателя оружия.

В зависимости от подвижности ствола в первом классе двигате­лей различаются следующие их разновидности:

1) ствольные двигатели автоматики с неподвижным стволом (системы с отдачей затвора);

2) ствольные двигатели автоматики с подвижным стволом: г ствольные двигатели автоматики с движением ствола назад; ствольные двигатели автоматики с движением ствола вперед.