logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ТЭМ2

2.4. Подшипники качения

2.4.1. Подшипники качения колесных пар, якорей тяговых электродвигателей, а также тяговых генераторов осматриваются и ремонтируются в соответствии с требованиями действующей Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

Дефектация подшипников качения производится следующим образом:

после демонтажа подшипники промываются в бензине с добавлением 4-6% минерального масла или в осветленном керосине в двух ваннах, промывка подшипников в дизельном топливе запрещается. Во второй ванне промывка производится с применением жесткой волосяной щетки. Вымытые подшипники продуваются сухим сжатым воздухом и осматриваются. При этом проверяется легкость вращения подшипников, особое внимание обращается на характер шума подшипников, наличие заедания и степень торможения. В случае ненормального вращения подшипник вторично промывается и проверяется вновь. Легкость вращения контролируемого подшипника должна сравниваться с вращением эталонного подшипника;

для осмотра сферических двухрядных ролико- и шарикоподшипников внутренние кольца вместе с сепараторами и шариками поворачиваются относительно наружных колец. Подшипники разборной конструкции при необходимости подлежат полной разборке и переукомплектовке. Для осмотра подшипников с двумя защитными шайбами последние снимаются.

2.4.2. Подшипники качения подлежат браковке при наличии:

следов заклинивания (защемления), цветов побежалости на шариках или роликах и беговых дорожках, появляющихся вследствие перегрева подшипника;

трещин, отколов и изломов деталей (колец, шариков, роликов и сепараторов);

выкрашивания и шелушения металла, мелких раковин, большого количества черных точек на беговых дорожках колец, шариках или роликах;

выбоин и отпечатков ударов на беговых дорожках колец, появляющихся вследствие ударной нагрузки;

раковин коррозионного характера, появляющихся вследствие нарушений условий хранения подшипников;

глубоких рисок, забоин на беговых дорожках колец, на шариках или роликах, появившихся вследствие попадания абразивных частиц в подшипники;

надломов, сквозных трещин на сепараторах, обрыва и ослабления заклепок, выработки гнезд сепаратора до выпадания роликов;

износа торцов наружного или внутреннего кольца на глубину более 0,3 мм;

зазора между стальным штампованным сепаратором и буртом внутреннего кольца и шарикоподшипника с диаметром отверстия до 30 мм - менее 0,2 мм, с отверстием диаметром более 30 мм – менее 0,3 мм;

выработки дорожек качения колец, поверхностей шариков и роликов, ползунов на поверхности роликов;

радиального или осевого зазора (игры) более норм, указанных соответственно в табл. 1 и 2:

Таблица 1

Внутренний диаметр

подшипника, мм

Взаимозаменяемые радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами

Сферические радиальные роликоподшипники

свыше

до

Максимальный радиальный зазор (игра), мкм

14

25

30

40

50

65

80

100

25

30

40

50

65

80

100

120

75

75

85

85

95

100

135

145

72

85

95

110

120

145

180

195

Таблица 2

Внутренний диаметр подшипника, мм

Однорядные подшипники

серии

Двухрядные самоустанавливающиеся подшипники

серии

100

200

300

400

1200

1300

1500

1600

свыше

до

Максимальный радиальный зазор (игра), мкм

-

10

20

30

40

50

65

80

100

120

140

160

10

20

30

40

50

65

80

100

120

140

160

180

-

200

240

280

300

360

400

520

640

760

800

880

180

250

260

340

360

400

490

600

730

790

910

-

300

300

300

370

370

450

550

680

850

-

-

-

-

370

370

450

450

570

710

770

-

-

-

-

-

133

145

180

180

230

230

260

260

-

-

-

-

95

130

140

140

160

160

170

170

-

-

-

-

55

60

85

110

120

120

130

130

-

-

-

-

45

50

60

60

70

70

80

80

-

-

-

Приведенные в табл. 1, 2 нормы, действительны для всех подшипников, не имеющих в условном их обозначении перед номером знака о группе радиального зазора (например, 6Н, 7Н или 8Н).

2.4.3. Подшипники качения при текущих ремонтах разрешается оставлять в работе при наличии:

царапин или рисок на посадочных поверхностях наружного или внутреннего колец подшипников, появляющихся вследствие слабой посадки подшипников;

забоин, вмятин и следов коррозии на сепараторе, не препятствующих нормальному движению шариков или роликов;

темных пятен коррозионного характера на беговых дорожках колец, шариках или роликах, появляющихся вследствие нарушения условий хранения подшипников и устраняемых зачисткой;

матовой поверхности шариков или роликов и беговых дорожек вследствие нормального износа;

деформации и небольшого износа гнезд сепаратора сферического роликового подшипника (дефект устраняется обжатием сепаратора);

выработки торца наружного или внутреннего кольца шарикоподшипника на глубину до 0,3 мм (при сборке такой подшипник устанавливается обратной стороной).

Коррозия посадочных и торцовых поверхностей, незначительные вмятины и риски зачищаются наждачной бумагой № 5 или 6 с дизельным маслом. Задиры и заусенцы на нерабочих поверхностях сепараторов зачищаются напильником. Темные пятна, незначительные вмятины и риски на беговых дорожках колец и рабочих поверхностях роликов зачищаются пастами из окиси алюминия, карбида бора или корундовыми (М-1, М-3, М-5, М-7, М-10, М-14, М-20, М-28 Кусковского завода консистентных смазок МПС). Применение других абразивных материалов и твердого инструмента (шаберов, напильников) для зачистки поверхностей беговых дорожек, шариков и роликов запрещается. После зачистки подшипники тщательно промываются.

2.4.4. Восстановление нормальной посадки колец подшипника на валах или в подшипниковых гнездах производится одним из способовуказанных в п. 2.3.7. Хромирование поверхностей внутренних и наружных колец подшипников качения не допускается.

2.4.5. При установке подшипников качения соблюдаются следующие требования:

натяг в соединениях выдерживается согласно требованиям чертежа. При вращающемся вале внутреннее кольцо подшипника должно иметь неподвижную посадку, а наружное кольцо подшипника в гнезде - подвижную, если вращается гнездо (корпус), то наружное кольцо подшипника должно иметь неподвижную насадку, а внутреннее - подвижную;

монтаж подшипников выполняется с предварительным нагревом его или его колец до температуры 60…1000С, с охлаждением вала или при помощи пресса. В последнем случае необходимо применять приспособления (оправки), обеспечивающие перпендикулярность направления усилия запрессовки в торец внутреннего кольца. Если подшипники монтируются на вал и в гнездо, оправка должна упираться одновременно в торцы обоих колец подшипника.

подшипник после монтажа на вал должен упираться в его заплечик, при посадке в корпус – в бурт гнезда;

качество сборки подшипника контролируется по посадочному зазору, т. е. по наличию осевого зазора у вала с шарикоподшипником, радиального зазора между роликами и кольцом у роликовых подшипников. Посадочный зазор в подшипниках должен быть в пределах установленных норм;

после сборки (если подшипник смазывается твердой смазкой) подшипниковая камера заполняется твердой смазкой не более чем на 2/3 объема. Разрешается щели между роликами и шариками заполнять смазкой до монтажа подшипника.

Монтировать подшипник (кольцо) ударами молотка непосредственно по подшипнику запрещается.