logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ТЭМ2

9.2.11. Турбокомпрессор

Турбокомпрессор снимается и разбирается, детали очищаются и промываются. Водяная полость корпуса очищается от накипи. Корпус или часть его заменяется при наличии кольцевых трещин длиной более 1/5 окружности, трещин в местах постановки подшипников и по воздушной, газовой или водяной полости с внутренней стороны. Трещины меньшей длины разрешается заваривать с последующей опрессовкой давлением 1 МПа (10 кгс/см2) с выдержкой под этим давлением в течение 5 минут.

Разрешается резьбу на фланцах перерезать на следующий больший диаметр. Термоизоляция восстанавливается. Экран при наличии трещин заменяется.

Осматриваются сопловой аппарат. При наличии трещин в сопловом венце, в лопатках, секторе или кольце, заменяется.

Допускается замена отдельных секторов с неисправными лопатками с соблюдением требований чертежа. При сборке допускается местный зазор между лопатками и наружным кольцом не более 0,2 мм, биение лопаток соплового венца по наружному диаметру – не более 0,1 мм. Штифты кернятся после их установки в наружном кольце в двух точках.

Ротор тщательно осматривается на предмет наличия трещин в сварочных швах лопаток (с травлением), дефектоскопируются подшипниковые шейки и полувалы в местах сварки около газового колеса. При наличии трещин ротор заменяется.

При проверке ротора в центрах допускается биение не более:

0,02 мм – поверхностей под подшипники и торцовое биение поверхности прилегания к пяте на диаметре 60 мм;

0,1 мм - воздушного и газового колес по наружному диаметру лопаток;

0,05 мм – в местах лабиринтов и поверхности диаметром 100 мм;

0,5 мм – входных кромок торцов лопаток на диаметре 250 мм;

0,7 мм – выходных кромок торцов лопаток на диаметре 250 мм.

Погнутые или порванные лабиринтные уплотнения, а также кольца, независимо от состояния, заменяются новыми.

При наличии выработок, рисок или задиров более 1,5 мм, подшипниковые шейки ротора допускается протачивать и напрессовывать втулки толщиной 3-4 мм с последующей обработкой до чертежного размера.

После шлифовки шейки должны быть отполированы, граненность и следы шлифовки не допускаются.

Втулки изготавливаются из стали с последующей закалкой до твердости 45 единиц по HRC.

Производится динамическая балансировка ротора (без уплотнительных колец), при этом остаточный небаланс допускается не более 2,5 гсм с каждой стороны. Уменьшение дисбаланса производить путем съема металла с внутренних торцовых бортов газового и воздушного колес согласно условиям чертежа.

Втулки в корпусах подшипников заменяются, подпятник заменяется при износе плоской поверхности упорной части, когда размер “М” (ширина смазочной клиновой выработки) будет менее 19 мм. Плоские участки рабочей части подпятника проверяются по плите “на краску”. Прилегание должно быть не менее 80%.

У отремонтированного опорно-упорного подшипника контроль размера “М” () производится в сжатом состоянии, под нагрузкой 200-300 кг. При этом пластины в набранном пакете должны быть сухими, чистыми, без вмятин и заусенцев. Размер “М” (высота) регулируется постановкой пластин. Общее их количество должно быть не более 11 штук.

Пята проверяется магнитным дефектоскопом на отсутствие трещин, после проверки размагничиваются. На рабочей поверхности пяты риски не допускаются. Плоскостность рабочей поверхности проверяется по плите "на краску". Прилегание должно быть не менее 80% .

При сборке турбокомпрессора следует руководствоваться техническими условиями завода-изготовителя. Зазоры во всех соединениях подшипника, лабиринтах и других частях должны быть в пределах допусков.

Масляный фильтр турбокомпрессора разбирается и очищается, порванные сетки элементов заменяются, соблюдая требования чертежа.

Корпус фильтра, имеющий трещины, заваривается. Место заварки обрабатывается заподлицо с основным металлом. Фильтр в сборе опрессовывается дизельным топливом давлением 0,7+0,1 МПа (7+1 кгс/см2) в течение

5 минут. Течи и потение соединений и сварных швов не допускаются.