logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ТЭМ2

9.2.2. Коленчатый вал и подшипники

Коленчатый вал и вынимается из рамы дизеля. Проверяется его состояние и выявляются дефекты коренных и шатунных шеек.

Коленчатый вал до ремонта и после ремонта (шлифовки и полировки шеек) проверяется дефектоскопом. После ремонта коленчатого вала размеры по коренным и шатунным шейкам должны соответствовать размерам ремонтных градаций согласно табл.3. настоящего Руководства и не должны отличаться более чем на одну градацию.

При ремонте коленчатого вала допускается удаление металлических дефектов вырубкой, засверловкой и зачисткой. При этом их общее количество на одном валу допускается не более трех. Разрешается на шатунной или коренной шейках одна засверловка или зачистка, а на щеке, нерабочей шейке, фланце не более двух вырубок или засверловок.

Допускаются размеры:

зачистки – глубиной не более 2 мм, длиной не более 20 мм, шириной не более 12 мм;

засверловки – диаметром не более 8 мм глубиной не более 10 мм;

вырубки – глубиной не более 5 мм, длиной не более 30 мм, шириной не более 20 мм.

Края вырубки и зачистки округляются по радиусу не менее 5 мм, засверловки по радиусу не менее 3 мм. Сопряжение внутренних поверхностей вырубок должно быть плавным по радиусу не менее 2 мм. Поверхность вырубок зачищается, наружные округления поверхности – полируются.

Ширина и длина вырубок измеряется по наибольшему размеру с учетом округлений.

Коленчатый вал после ремонта должен удовлетворять следую­щим требованиям:

овальность, конусность коренных и шатунных шеек должны быть в пределах норм, а шейки галтели отполированы; риски и царапины на поверхностях шатунных и коренных шеек не допускаются;

корсетность, рифленость поверхностей ко­ренных и шатунных шеек не допускаются;

биение коренных шеек и центрующего бурта большого фланца относительно оси вала должно быть в пределах допуска, указанного в приложении 1 настоящего Руководства;

непараллельность шатунных шеек относительно вала на всей рабочей длине шейки до­пускается не более 0,03 мм, проверяется при установке вала на призмах со специальными вкладышами или на станке.

Размеры диаметров коренных шеек, радиальное и торцевое биение шеек и концевых фланцев после ремонта коленчатого вала записываются в карты измерений и паспорт дизеля.

Разрешается укладка коленчатых валов в раму дизеля, у которых на поверхности коренной или шатунной шейки имеются:

забоины общей площадью 120 мм2, но не более двух. Площадь одной из забоин не должна быть более 70 мм2 и по глубине 2 мм. Острые кромки и края забоин должны быть зачищены и заполированы так, чтобы обеспечивался плавный переход от наиболее глубокого места к цилиндрической поверхности шейки. В тех случаях, когда глубина и площадь забоин превышают указанные в настоящем пункте величины, разрешается обработать шейку до следующего градационного ремонтного размера;

линейные неметаллические включения (волосовины) не более семи на шейке длиной до 8 мм при условии их расположения цепочкой не более трех штук в одной линии и под углом не более 450 к оси вала и не более двух на одной шейке длиной от 8 до 20 мм, при условии, что они не расположены цепочкой под углом не более 200 к оси вала;

групповые неметаллические включения до 15 точек диаметром 0,5-1,5 мм, расположенных на площади не более 6 см2.

Вкладыши коренных подшипников осматриваются. Вкладыши, имеющие натяг менее допускаемых размеров, коррозию более 30% или выкрашивание более 20% поверхности баббитовой заливки, трещину в теле, наклеп на поверхности стыков и износ по толщине более 0,25 мм по сравнению с первоначальной, задир по баббитовой поверхности шириной более 3 мм, заменяются.

При укладке коленчатого вала допускается полная или частичная замена вкладышей коренных подшипников. При замене вкладышей работы по установке новых вкладышей выполняются в соответствии с требованиями п.8.2.2 настоящего Руководства. Толщина новых вкладышей должна соответствовать размерам, указанным в таблице 4 настоящего Руководства.

При укладке коленчатого вала запрещается:

устанавливать на дизель реставрированные вкладыши коренных и шатунных подшипников;

устанавливать на дизель коленчатый вал с трещинами;

устранять увеличенный развал щек шестого кривошипа постановкой прокладок между статором и подшипниковым щитом генератора;

устранять несовпадение торцов вкладышей подпиловкой или обжатием их фиксирующих болтов.