logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ТЭМ2

9.2.9. Масляный насос и его привод

Масляный насос и его привод снимаются и разбираются. Корпус насоса заменяется новым при достижении предельного зазора между корпусом и шестернями.

Нормальный торцевой зазор между шестернями и крышкой насоса устанавливается шабровкой торца корпуса и крышки. Поврежденная резьба в нижней крышке (насос чертеж 2Д50.12 сб-2) или корпусе разрешается не более одного раза перерезать на следующий размер по ГОСТу. При установке ступенчатой шпильки утопание утолщенной резьбы относительно торца нижней крышки должно быть не менее 0,5 мм.

Бронзовые втулки, запрессованные в корпус и крышки, при достижении предельного износа или ослаблении посадки заменяются. Стопорные винты не должны выступать над поверхностью втулки, после установки винты раскерниваются в трех точках. При замене втулок проверяется цилиндрической оправкой соосность одноименных поверхностей нижней и верхней втулок, неперпендикулярность осей втулок и торцовой поверхности крышек.

Непараллельность осей шестерен на длине 115 мм или 150 мм, в зависимости от типа дизеля допускается не более 0,05 мм. Несоосность рабочих поверхностей втулок в обеих крышках насоса допускается не более 0,03 мм, неперпендикулярность осей втулок и торцовой поверхности крышек не должна превышать 0,05 мм на длине 100 мм. Разрешается расточка бронзовых корпусов масляных насосов для постановки втулок под цапфы.

Проверяется износ зубьев и цапф шестерен. Шестерни, имеющие предельный износ, отколы более 2 мм от края или трещины в зубьях, заменяются. Цапфы шестерен шлифуются, если конусность или овальность цапф превышает 0,03 мм. После шлифовки поверхности цапф полируются, граненность и следы шлифовки не допускаются, биение вершин зубьев шестерни относительно цапф не должно превышать 0,05 мм.

Масляный насос собирается, проверяются зазоры между зубьями. Торцевой зазор между шестернями и крышками насоса устанавливается шабровкой торцов корпуса и крышки. Уменьшение высоты крышки допускается не более 1 мм. Рабочие торцевые поверхности пришабриваются по краске на плите, прилегание должно быть равномерным и не менее 12 пятен на квадрате 25х25 мм на площади внутренних очертаний корпуса.

Редукционный клапан разбирается и промывается. При наличии трещин и уменьшении толщины днища более 1 мм клапан заменяется. Клапан притирается по корпусу, прилегание должно быть по всей окружности с шириной пояска 1,7-2,3 мм. Пружина клапана заменяется при уменьшении свободной высоты, наличии излома или трещин в витках. Корпус клапана заменяется при уменьшении толщины более чем на 2 мм, наличии трещин или сорванных ниток резьбы.

Конический привод насоса разбирается. При наличии трещин корпус привода заменяется. Допускается заварка несквозных наружных трещин, отверстий под штифты. Приводной вал и поводок проверяется дефектоскопом, трещины в этих деталях не допускаются. Разрешается восстанавливать изношенные места вала привода хромированием, осталиванием или вибродуговой наплавкой под слоем флюса.

Допускается уменьшение диаметра вала привода до 89,5 мм, а вала ведущей конической шестерни до 111,5 мм.

Шестерни передачи, имеющие предельный износ, излом зубьев и групповые коррозийные язвы на рабочей стороне зуба, заменяется комплектно.

Цилиндрическая поверхность большой конической шестерни шлифуется, если овальность и конусность превышает 0,05 мм.

Подшипники вала привода заменяются, если зазор в сочленении превышает допуск. Бронзовый фланец допускается растачивать и зарессовывать в него втулки с толщиной стенки не менее 7 мм. Самоподжимной сальник заменяется новым.

При сборке конической передачи привода масляного насоса соблюдаются следующие требования:

соосность подшипников вала привода должна быть проверена ступенчатой оправкой на длине поверхностей подшипников, оправка должна свободно вращаться;

при нормальном зазоре в конических шестернях осевой разбег вала привода и вертикального валика должен быть в пределах допуска;

шлицевая втулка привода должна свободно перемещаться на шлицах валика привода и ведущего вала масляного насоса в любом положении при проворачивании вала привода;

вал привода отцентрирован с коленчатым валом при помощи технологической втулки;

зазор между поводком и кулачками кронштейнов поворотного диска должен быть в пределах нормы;

приводной шкив на конусе вала привода должен сидеть плотно и быть притертым по конусу, при этом прилегание должно быть не менее 75% площади. Радиальное и торцевое биение шкива допускается не более 0,4 мм.

Собранный масляный насос перед установкой на дизель испытывается на стенде согласно следующим технологическим требованиям:

дизельное масло в системе стенда нагревается до 8050С;

насос обкатывается на режимах, указанных в табл. 7.

Таблица 7

Частота

вращения, об/мин

Продолжительность испытания, мин

Давление в нагнетательной магистрали, МПа (кгс/см2)

Примечание

610

20

-

Обкатка, редукционный клапан заглушен

1000

5

0,2(2)

То же

1500

5

0,6(6)

То же

1680

5

0,8(8)

То же

герметичность собранного насоса проверяется после обкатки при 1680 об/мин, давлении 0,8 МПа (8 кгс/см2) в нагнетательном трубопроводе, температуре масла 8050С в течение 5 мин. течи масла через стенки, в стыках, по стягивающим болтам и по резьбе заглушки редукционного клапана не допускаются;

регулируется редукционный клапан на давление открытия 0,53 МПа (5,3 кгс/см2) при частоте вращения вала 1680 об/мин и противодавлении 0,6 МПа (6 кгс/см2);

проверяется производительность насоса, которая должна быть не менее 16000 л/ч при частоте вращения вала насоса 1680 об/мин, давлении 0,5 МПа (5 кгс/см2) и температуре масла 80+50С. При этих условиях производительность насоса 2Д50.12сб должна быть не менее 22000 л/ч;

Насосы, с неудовлетворительными результатами испытаний, требующие замены отдельных деталей (шестерни, корпуса, крышки и т.д.), после устранения дефектов подвергаются повторному испытанию.

После окончательной приемки насоса гайка редукционного клапана пломбируется.