9.5.7. Якорь
Проверяется обмотка якоря на межвитковое замыкание, целостность ее и качество пайки методом падения напряжения. Разница между максимальными и минимальными показаниями прибора не должна превышать 20 % среднего значения.
Проверяется состояние бандажей и клиньев. При наличии нарушений целостности припоя между витками проволочных бандажей, слабо пропаянных скоб и окисления бандажи очищаются и пропаиваются с применением установленных припоев и флюсов. Проволочные бандажи, имеющие механические повреждения или оплавление витков, ослабление, сдвиг и обрыв замковых скоб или конца витка в замке, заменяются. Бандажи из стеклобандажной ленты заменяются, при наличии кольцевых трещин шириной и глубиной более 1 мм, протяженностью более 300 мм, располагающихся произвольно по окружности и по ширине стеклобандажа, зазора между лобовыми частями обмотки и поверхностью задней нажимной шайбы величиной более 2 мм и глубиной более 30 мм, зазора между бандажами и лобовыми частями (глухой звук при постукивании металлическим молотком массой не более 200 г), а также при наличии глубоких трещин, ослабления или разрушения кромок, отдельных полосок, обгорании поверхностного слоя.
При укладке нового бандажа из стеклобандажной ленты обязательно подкладывается под него прокладка из стеклотекстолита или пропитанного электрокартона. Поврежденный бандаж разрезается только в том месте, где уложена прокладка для защиты обмотки от повреждений. Клинья, имеющие повреждения или ослабшие, заменяются. Для плотной посадки разрешается ставить под клинья прокладки из стеклотекстолита, толщина прокладок определяется по месту.
При ремонте бандажей запрещается:
остукивать проволочные бандажи над пазом;
производить зачистку бандажей инструментом, наносящим поперечные риски на проволоке;
оставлять на бандажах и других местах поверхности якоря капли ли выплески припоя и флюса, а также выступающие над поверхностью бандажа концы витков в замке;
устанавливать общие скобы на два бандажа и более;
наматывать бандажи без контроля количества витков и величины натяжения.
Якори, имеющие выползание или разрывы изоляции под задними лобовыми частями, повреждение задних лобовых частей, ремонтируются капитальным ремонтом в условиях завода.
Вентиляторы якорей очищаются, осматриваются и проверяется крепление и прочность посадки. Изогнутые стальные вентиляторы разрешается выправлять и ремонтировать. Поврежденные сварные швы приваренных лопастей восстанавливаются. До установки вентилятор должен быть статически отбалансирован.
Проверяется дефектоскопом конус вала, а при снятии внутренних колец подшипников или упорных втулок и шейки вала с осмотром при помощи лупы не менее пятикратного увеличения. Неснятые кольца роликовых подшипников проверяются дефектоскопом на валу.
Якори, валы которых имеют после проточки под наплавку поперечные трещины независимо от их размеров и количества, подлежат капитальному ремонту в условиях завода.
Замеряются диаметры посадочных поверхностей шеек валов, расстояние между торцами упорных втулок на соответствие нормам. Посадочные поверхности валов вспомогательных электрических машин разрешается восстанавливать постановкой специальных втулок по утвержденному чертежу, а также вибродуговой наплавкой под слоем флюса в соответствии с действующей Инструкцией по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов с последующей обработкой и упрочняющей накаткой под чертежный размер. Натяг ремонтной втулки должен быть в пределах 0,06-0,08 мм. Толщина стенки должна быть не менее 3 мм. Посадочные поверхности валов тяговых электродвигателей восстанавливаются вибродуговой наплавкой.
При обработке шеек вала и других частей якоря на станке правильность центров вала предварительно проверяется относительно посадочной поверхности под подшипники или относительно беговых дорожек внутренних колец подшипников, биение которых не должно быть более нормы. Шероховатость поверхности шеек вала при обработке должна соответствовать чертежу. Если вал не обрабатывается, то разрешается на шейках оставлять риски глубиной не более 0,1 мм. Галтели радиусом менее установленного чертежом, не допускаются. Поперечные риски и подрезы на галтелях не допускаются.
Конусы для посадки шестерен зачищаются от заусенцев и забоин. Прилегание конусного кольцевого калибра по краске должно быть не менее 75 % посадочной поверхности, с равномерным распределением краски по всей поверхности конуса. Разрешается оставлять на конусной части вала отдельные вмятины или риски общей площадью не более 20 % посадочной поверхности конуса и. глубиной не более 1,5 мм без выступания краев. Притирка конуса с шестерней производится абразивным порошком.
Разрешается вибродуговая наплавка посадочной поверхности конуса вала под слоем флюса в соответствии с действующей Инструкцией по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов.
При выпуске якоря из ремонта должно быть обеспечено расстояние от калибра конуса до галтели по нормам допусков.
Шпоночные канавки на валах вспомогательных электрических машин и тягового генератора зачищаются от заусенцев и забоин. Разрешается электронаплавка поврежденных шпоночных канавок с последующей обработкой или уширение их до 1 мм, а также выпиловка трещин в углах канавки при длине их до 10 мм и глубине до 5 мм.
Поврежденная или разработанная резьба вала восстанавливается наплавкой с последующей нарезкой резьбы по чертежу.
Уплотнительные и другие кольца при наличии трещин и ослабления заменяются.
Разрешается восстановление электронаплавкой посадочные поверхности лабиринтных и упорных втулок.
Коллекторные болты должны быть хорошо затянуты и не иметь вибрации при их остукивании. Усилие подтяжки коллекторных болтов: 12-15 кг·м для электродвигателей ЭД-118А, ЭД-118Б; 35-40 кг·м для генераторов ГП-311Б, ГП-311В. Коллектор, имеющий ослабление болтов или нажимных гаек, нагревается до температуры 70-80С и подтягиваются болты.
Подтяжка болтов производится плавно не более чем на пол-оборота за один прием с диаметрально противоположной очередностью. После подтяжки производится механическая обработка коллектора.
Рабочая поверхность коллектора должна быть измерена для определения износа по диаметру и проточена с минимальным снятием металла. Торцы коллекторных пластин тяговых электродвигателей и вспомогательных электрических машин закругляются радиусом 3 мм.
При обработке коллектора при необходимости (значительная выработка, подгары и т.д.) разрешается:
углублять проточкой канавку у петушков до допускаемого размера;
выполнять ступенчатую обработку коллектора тягового генератора со стороны петушков для предотвращения образования щелей;
заплавлять тугоплавким припоем местные забоины на пластинах коллектора.
Запрещается:
обтачивать петушки коллектора;
опиливать рабочую поверхность коллектора;
устранять местные забоины на пластинах глубиной более 0,5 мм обточкой коллектора;
шлифовать коллектор наждачной бумагой или полотном;
обтачивать и шлифовать коллектор, если износ его не превышает 0,2 мм, превышать биение установленной нормы, разъединять якорь с остовом, если состояние рабочей поверхности нормальное.
Коллектор продороживается на глубину в соответствии с нормами допусков и износов. Вдоль продорожки не допускается наличие слюды у стенок пластин.
При продороживании коллектора запрещается подрезать стенки пластин или наносить риски на рабочей поверхности коллектора, допускать подрезы или забоины на петушках и уступы по длине коллектора на дне канавки.
После продорожки с кромок коллекторных пластин снимается фаска размером 0,5 мм х 45 по всей длине рабочей части, производится зачистка заусенцев, разделка ламелей и шлифовка коллектора брусками типа БКв 40x40x75 24АМ40 4,5Б или БКв 40x40x45 14АМ40 4,5Б (ГОСТ 2456-82) или бумагой Ш720х100 П215А 8-Н МА (ГОСТ 6456-82), закрепленной на твердом основании. Очищается коллектор жесткой волосяной щеткой.
Бандаж на переднем миканитовом конусе коллектора зачищается мелкой стеклянной бумагой до удаления верхнего слоя лака, протирается чистыми сухими салфетками и покрывается дугостойкой эмалью в соответствии с требованиями чертежей не менее двух раз до получения сплошной глянцевой поверхности. В случае ослабления, сдвига витков, вздутия, прожогов или поперечных трещин ленточный бандаж заменяется. Не допускается оставлять щели и углубления между торцом нажимного конуса коллектора и краем ленточного бандажа.
Сушка, пропитка и покрытие эмалью обмоток якорей производится в соответствии с общими положениями п.9.5.4. настоящего Руководства и действующими инструкциями. Ремонт якорей, пропитанных в эпоксидном компаунде, производится с соблюдением требований руководства по ремонту завода „Электротяжмаш".
После обточки коллектора, проверки межвиткового замыкания и целостности обмотки производится динамическая балансировка. Остаточный небаланс допускается не более установленной чертежом величины.
- Открытое акционерное общество
- 1. Организация ремонта
- 1.1. Организация и планирование ремонта
- 1.2. Постановка тепловоза на ремонт
- 1.3. Приемка тепловоза из ремонта
- 2. Общие указания по ремонту тепловозов
- 2.1. Разборка и очистка сборочных единиц и агрегатов для ремонта
- 2.2. Дефектация деталей и сборочных единиц тепловозов
- 2.3. Ремонт и сборка деталей типовых соединений
- 2.4. Подшипники качения
- 2.5. Зубчатые передачи
- 2.6. Сборочные единицы с сальниковыми уплотнениями, резино-технические изделия
- 2.7. Муфты, трубопроводы
- 2.8. Пружины
- 2.9. Детали контактных соединений, гибкие соединения электрических цепей
- 2.10. Сборка, испытание и монтаж объектов ремонта
- 2.11. Устройства автоматической локомотивной сигнализации, радиостанция и скоростемер
- 2.12. Общие положения по сварочным работам
- 2.13. Метрологическое обеспечение средств измерения
- 2.14. Основные рекомендации по организации диагностирования локомотивов
- 2.15. Охрана труда и техники безопасности
- 3. Техническое обслуживание то-2
- 3.1. Общие требования
- 3.1.5. Техническое обслуживание то-2 тепловозов производится в строгом соответствии с требованиями действующих инструкций (положений) по охране труда и пожарной безопасности.
- 3.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 3.3. Электрооборудование
- 3.4. Экипажная часть, тормоз, автосцепные устройства и устройства безопасности
- 4. Техническое обслуживание то-3
- 4.1. Общие указания
- 4.2. Дизель
- 4.2.5. Водяной насос
- 4.2.6. Турбокомпрессор
- 4.3. Вспомогательное оборудование
- 4.3.1. Привод вспомогательных агрегатов и холодильник
- 4.3.2. Контрольно-измерительные приборы
- 4.3.3. Фильтры топлива, масла и воздуха
- 4.3.4. Трубопроводы топливной, масляной,
- 4.4.2. Электроаппаратура и электрические цепи
- 4.4.3. Аккумуляторная батарея
- 4.5. Экипажная часть
- 4.5.6. Пружинная подвеска тяговых электродвигателей
- 5. Техническое обслуживание то-4
- 6. Техническое обслуживание то-5
- 7. Текущий ремонт тр-1
- 7.1. Общие требования
- 7.2. Дизель
- 7.2.1. Блок и рама дизеля
- 7.2.2. Коленчатый вал и его подшипники
- 7.2.3. Цилиндро-поршневая группа дизеля
- 7.2.4. Цилиндровые крышки и привод клапанов
- 7.2.5. Топливная аппаратура и регулятор частоты вращения
- 7.2.6. Привод масляного насоса
- 7.2.7. Водяной насос
- 7.2.8. Турбокомпрессор
- 7.2.9. Выхлопная система
- 7.3. Вспомогательное оборудование
- 7.3.6. Трубопроводы топливной, масляной, водяной
- 7.5. Экипажная часть
- 7.5.6. Пружинная подвеска тяговых электродвигателей
- 7.5.7. Кожухи тягового редуктора
- 7.5.8. Путеочистители
- 7.5.9. Кузов тепловоза
- 7.5.10. Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей и воздухопроводы
- 7.5.11. Автотормозное оборудование
- 7.5.12. Ударно-сцепное устройство
- 7.5.13. Система пескоподачи
- 7.6. Испытание тепловоза
- 8. Текущий ремонт тр-2
- 8.1. Общие требования
- 8.2. Дизель и вспомогательное оборудование
- 8.2.1. Блок и рама дизеля
- 8.2.2. Коренные подшипники коленчатого вала
- 8.2.3. Крышки коренных подшипников
- 8.2.4. Коленчатый вал
- 8.2.5. Втулки цилиндров
- 8.2.6. Распределительный вал
- 8.2.7. Цилиндровые крышки и привод рабочих клапанов
- 8.2.8. Топливная аппаратура и регулятор частоты вращения
- 8.3. Вспомогательное оборудование
- 8.3.1. Привод масляного насоса
- 8.3.2. Водяной насос дизеля и контура охлаждения воздуха
- 8.3.3. Центробежный очиститель масла
- 8.3.4. Турбокомпрессор
- 8.3.5. Выхлопная система
- 8.3.6. Привод вспомогательных агрегатов и холодильника
- 8.3.7. Секции холодильника
- 8.3.8. Фильтры топлива, масла и воздуха
- 8.3.9. Трубопроводы топливной, масляной, водяной и воздушных систем
- 8.3.10. Контрольно-измерительные приборы
- 8.3.11. Подшипники качения
- 8.3.12. Средства пожаротушения
- 8.4. Электрическое оборудование
- 8.4.1. Электрические машины
- 8.4.2. Электроаппаратура и электрические цепи
- 8.4.3. Аккумуляторная батарея
- 8.5.2. Кузов тепловоза
- 9. Текущий ремонт тр-3
- 9.1. Общие требования
- 9.2. Дизель
- 9.2.1. Блок и рама дизеля
- 9.2.2. Коленчатый вал и подшипники
- 9.2.3. Шатунно-поршневая группа
- 9.2.4. Цилиндровые крышки и привод рабочих клапанов
- 9.2.5. Распределительный механизм дизеля
- 9.2.6. Топливная аппаратура
- 9.2.7. Топливоподкачивающий и маслопрокачивающий насосы
- 9.2.8. Регулятор всережимный и его привод
- 9.2.9. Масляный насос и его привод
- 9.2.10. Водяной насос
- 9.2.11. Турбокомпрессор
- 9.2.12. Наддувочные, выпускные и водяные коллекторы и патрубки
- 9.2.13. Охладитель воздушный дизеля пд1м
- 9.2.14. Маслоочиститель центробежный, масляный насос
- 9.2.15. Фильтры
- 9.2.16. Требования по общей сборке дизеля Блок и рама дизеля
- Укладка коленчатого вала
- Установка поршней и шатунов в блок
- Установка крышек цилиндра
- Установка шестерен газораспределения
- Установка масляного насоса
- Соединение главного генератора с дизелем
- 9.3. Вспомогательное оборудование
- 9.3.1. Редуктор и подпятник вентилятора холодильника
- 9.3.2. Фрикционная муфта и механизм включения
- 9.3.3. Валы привода вентилятора холодильника и вентиляторное колесо
- 9.3.4. Вентиляторы тяговых двигателей
- 9.3.5. Секции холодильника, коллекторы и жалюзи
- 9.3.6. Топливоподогреватель
- 9.3.7. Топливный и водяной баки
- 9.3.8. Трубопроводы водяной, масляной и топливной систем
- 9.3.9. Калорифер
- 9.3.10. Выхлопная система
- 9.3.11. Привод скоростемера
- 9.3.12. Реле давления масла, манометры и термометры
- 9.4. Электрическое оборудование
- 9.4.1. Общие требования по ремонту электрических аппаратов, проводов
- 9.4.2. Контакторы электромагнитные
- 9.4.3. Контактор электропневматический
- 9.4.4. Реле
- 9.4.5. Панели контакторов и реле
- 9.4.6. Предохранители
- 9.4.7. Электропневматические вентили
- 9.4.8. Переключатель направления (реверсор)
- 9.4.9. Переключатель пневматический кулачковый
- 9.4.10. Контроллер
- 9.4.11. Регулятор напряжения типа трн
- 9.4.12. Регулятор напряжения типа брн
- 9.4.13. Реле времени пневматическое
- 9.4.14. Реле времени электромагнитное
- 9.4.15. Реле времени электронное
- 9.4.16. Выключатели и разъединители
- 9.4.17. Автоматические выключатели, универсальные выключатели
- 9.4.18. Элементы сопротивления типа кф, лс
- 9.4.19. Аккуммуяторная батарея
- 9.4.20. Арматура освещения
- 9.4.21. Межтепловозные соединения
- 9.4.22. Электрические провода
- 9.5. Электрические машины
- 9.5.1. Общие требования по организации ремонта и определению неисправностей
- 9.5.2. Объем ремонтных работ
- 9.5.3. Магнитная система и ее детали, корпус остова и полюсы
- 9.5.4. Основные технические требования по сушке и пропитке обмоток якорей, статоров и полюсных катушек
- 9.5.5. Подшипниковые щиты, крышки, кольца и корпуса моторно-осевых подшипников
- 9.5.6. Якорные подшипники
- 9.5.7. Якорь
- 9.5.8. Щеткодержатели и их кронштейны
- 9.5.9. Сборка электрических машин
- 9.5.10. Проверка, регулировка и испытание электрических машин после ремонта
- 9.6. Экипажная часть, кузов, тормозное оборудование, автосцепные устройства и устройства безопасности
- 9.6.1. Рама тепловоза и путеочиститель
- 9.6.2. Детали опор рамы
- 9.6.3. Ударно-тяговые устройства
- 9.6.4. Кузов тепловоза
- 9.6.5. Рама тележки
- 9.6.6. Буксы
- 9.6.7. Колесные пары
- 9.6.8. Кожух тягового редуктора
- 9.6.9. Подвеска тяговых электродвигателей
- 9.6.10. Рессорное подвешивание
- 9.6.11. Моторно-осевые подшипники
- 9.6.12. Сборка колесно-моторных блоков
- 9.6.13. Сборка тележки
- 9.6.14. Воздушные резервуары
- 9.6.15. Тифоны, клапаны тифона
- 9.6.16. Песочная система
- 9.6.17. Тормозное оборудование
- 9.7.3. Установка ударно-тяговых приборов и путеочистителей
- 9.7.4. Сборка трубопроводов
- 9.7. 5. Сборка ручного тормоза
- 9.7.6. Сборка элементов кузова
- 9.7.7. Сборка привода скоростемера
- 9.7.8. Испытание тепловоза
- 9.7.9. Окраска тепловоза