3.5.1. Способы уравновешивания качающейся части орудия
Различают два способа уравновешивания качающейся части: грузовое и с помощью компенсаторов, то есть уравновешивающих механизмов.
При грузовом уравновешивании искусственно утяжеляют казенную часть ствола или задний конец люльки. Если исходить из условия прочности деталей затвора, то казенник должен иметь массу примерно 17...22 % от массы ствола. Однако реально масса казенника у корабельных орудий составляет до 55 %, а у танковых и самоходных орудий - до 35 % от массы ствола. Таким образом, применение грузового уравновешивания связано с увеличением массы орудия, что является его основным недостатком.
В буксируемых и самоходных артиллерийских орудиях, к которым предъявляются жесткие требования в отношении массы и маневренности, применяют уравновешивающие механизмы, которые представляют собой механизмы с упругим элементом между верхним станком и качающейся частью. В качестве упругого элемента используют либо предварительно поджатую пружину, либо сжатый газ (воздух или азот). Соответственно различают пружинные, пневматические и пневмопружинные уравновешивающие механизмы. В зависимости от направления действия на качающуюся часть выделяют уравновешивающие механизмы толкающего и тянущего типов.
Уравновешивающий механизм представляет собой устройство для компенсирования момента веса качающейся части орудия. Применение уравновешивающих механизмов позволяет разгрузить привод вертикальной наводки от действия момента силы тяжести качающейся части. Момент веса возникает по той причине, что центр тяжести качающейся части смещен относительно оси цапф:
, (3.34)
где QВ - сила тяжести качающейся части;
lв - расстояние от центра тяжести качающейся части до оси цапф орудия;
- угол возвышения орудия;
- угол, составленный радиусом от оси цапф до центра тяжести качающейся части орудия с направлением оси канала ствола (рис. 3.59).
Из вышеприведенного выражения следует, что: момент веса всегда изменяется по закону косинуса; максимальный момент веса равен при , т. е. момент веса принимает максимальное значение при таком угле возвышения качающейся части, когда ее центр
Рис. 3.59. К определению момента веса качающейся части орудия
тяжести находится на одном горизонте с осью цапф. Компенсирование осуществляется уравновешивающим механизмом путем создания момента Му, направленного в противоположную сторону. Поэтому моменты Мв и Му имеют различные знаки (рис 3.60.)Обычно считают весовой момент положительным, а момент компенсатора (уравновешивающего механизма) отрицательным. Для удобства их изображают на диафрагме по одну сторону от оси абсцисс, как показано на рис. 3.61.
Разница между абсолютными значениями Мв и Му называется моментом неуравновешенности:
∆ . (3.35)
Рассмотрим различные варианты диаграмм неуравновешенности качающейся части орудия (рис. 3.62). При рассмотрении диаграмм под моментом неуравновешенности ДМ понимается теоретическая неуравновешенность, определенная без учета потерь на трение и влияния веса самого механизма. Следует заметить, что для артиллерийских орудий вес выстрела (снаряда и заряда) в несколько десятков раз меньше веса качающейся части, поэтому моменты веса заряженного и незаряженного орудия мало отличаются друг от друга, и этой разницей пренебрегают.
На рис. 3.62, а изображен случай, когда на всем диапазоне углов вертикального наведения Мв = Му и момент неуравновешенности ∆М = 0. Это случай полного уравновешивания.
При постоянном перевесе дульной части на всем диапазоне углов наводки (рис. 3.62, б) момент веса Мв больше момента компенсатора My и , следовательно, ∆М > 0.
Диаграмма на рис. 3.62, в соответствует случаю, когда момент неуравновешенности ∆М меняет знак, то есть на одном промежутке углов наводки имеет место перевес казенной части, а на другом -перевес дульной части. Это приводит к тому, что при наведении в момент перехода (∆М = 0) все люфты в механизме вертикального наведения, выбранные в одну сторону, теперь выбираются в другую сторону и происходит самопроизвольный разворот качающейся части на величину углового люфта.
На рис. 3.62, г и 3.62, д представлены схемы с уравновешиванием в двух точках, то есть когда при двух углах возвышения ∆М = 0. Абсолютная величина момента неуравновешенности в схеме 3.62, д больше, чем в схеме 3.62, г, однако при наведении системы с компенсатором, выполненным по схеме 3.62, г, знак момента ДМ, а следовательно, и направление перевеса качающейся части дважды изменяется. Схема 3.62,д свободна от этого недостатка, но вследствие разброса в величинах Мв и Му она фактически может превратиться в схему 3.62, г.
В схеме 3.62,е кривые Мв и Му пересекаются в трех точках -при минимальном, максимальном и на одном из промежуточных углов возвышения. Указанная диаграмма носит название схемы уравновешивания в трех точках. Она дает меньшую величину момента неуравновешенности, но обладает тем же недостатком, что и схема 3.62,г. Если перемена знака момента неуравновешенности ДМ в процессе наводки орудия нежелательна, то можно уменьшить величину Му как показано на рис. 3.62, ж. По этой же причине вместо диаграммы 3.62, а, лучше принять диаграмму 3.62, и, которая обеспечивает гарантированный перевес дульной части на всех углах возвышения.
При выборе той или иной схемы руководствуются тем, какой из факторов является наиболее важным - получение наименьшей абсолютной величины момента неуравновешенности или постоянство знака этого момента на всем диапазоне углов вертикального наведения.
- Предисловие
- 1.2. Современные артиллерийские комплексы
- 1.2.1.Ствольные артиллерийские комплексы
- 1.2.2 Реактивные артиллерийские комплексы
- 1.3 Структура, общее устройство и принцип действия артиллерийского ствольного орудия
- 1.3.1. Общее устройство орудия
- 1.3.2. Явление выстрела в канале ствола
- 1.4. Основные характеристики орудий
- 1.5. Типы артиллерийских ствольных орудий. Классификация орудий
- 1.6. Требования, предъявляемые к артиллерийским системам
- Могущество боевого действия
- Маневренность
- Надежность и долговечность
- Физиологические нагрузки на орудийный расчет
- Эксплуатационные требования
- Производственно-экономические требования
- 2.Стволы, казенники и затворы
- 2.1.Стволы
- 2.1.1.Требования к стволам и условия их работоспособности
- 2.1.2. Типовые конструктивные схемы стволов.
- 2.1.3. Прочность стволов
- 2.1.4. Нагрев и искусственное охлаждение стволов
- 2.1.5. Живучесть стволов
- 2.2. Казенники
- 2.3. Затворы и их агрегаты
- 2.3.1. Типы узлов запирания канала ствола. Взаимодействие замкнутого узла запирания с гильзой при выстреле
- 2.3.2.Требования, предъявляемые к затворам. Классификация затворов
- 2.3.3. Клиновые затворы и их приводы
- 2.3.4. Поршневые затворы и их приводы
- 2.3.5.Экстрактирующие выбрасывающие устройства
- 2.3.6. Механизмы производства выстрела
- 2.4 Дульные газодинамические устройства
- 3. Лафеты
- Общее устройство
- Лафет как боевой станок
- 3.1.2. Лафет как повозка
- 3.2. Люльки
- 3.3. Противооткатные устройства
- 3.3.1. Накатники
- 3.3.2. Гидравлические тормоза отката
- 3.3.3. Газы и жидкости, применяемые в противооткатных устройствах
- 3.3.4. Уплотнения и вентили в противооткатных устройствах
- 3.48. Уплотнение методом точной пригонки
- 3.4. Верхние станки.
- 3.5. Уравновешивающие механизмы
- 3.5.1. Способы уравновешивания качающейся части орудия
- 3.5.2. Типы уравновешивающих механизмов
- 3.5.3. Сравнительная оценка и регулировка уравновешивающих , механизмов
- 3.6. Механизмы наводки
- 3.6.1. Подъемные механизмы
- 3.6.2. Поворотные механизмы
- 3.6.3. Сдающие устройства
- 3.7. Нижние станки
- 3.8. Ходовые части лафета
- 3.9. Транспортные базы
- 4. Механизация заряжания артиллерийских орудий
- 4.1.Обоснование механизации и автоматизации процессов заряжания артиллерийских орудий
- 4.2.Состав механизмов заряжания и требования к ним
- 4.3.Боеукладки орудий среднего и крупного калибров
- 4.4. Механизмы подачи
- 4.5. Артиллерийские досылатели
- 4.6. Некоторые пути совершенствования механизмов заряжания
- 4.7. Роботизация артиллерийских комплексов
- 5. Артиллерийские прицелы и приборы
- 5.1. Мера углов, принятая в артиллерии
- 5.2. Сущность прицеливания орудий
- 5.3. Требования к прицелам. Классификация прицелов
- 5.4.Основные элементы прицела. Орудийная панорама и квадрант
- 5.5. Горизонтальная наводка орудий
- 5.6. Вертикальная наводка орудий
- 5.7. Кинематические схемы прицелов
- 5.8. Противотанковые и танковые прицелы
- 5.9. Зенитные прицелы
- 5.10. Электронно-оптические приборы
- 5.11. Артиллерийская буссоль. Стереоскопические дальномеры
- 6. Самоходная, танковая и корабельная артиллерия
- 6.1. Артиллерийские боевые гусеничные машины
- 6.1.1. Классификация артиллерийских бгм
- 6.1.2. Составные части боевых военных гусеничных машин
- 6.1.3. Особенности устройства артиллерийских частей
- 6.1.4 Особенности обеспечения условий устойчивости артиллерийских бгм.
- 6.1.5. Направления развития артиллерийских бгм
- 6.2. Танковая артиллерия
- 6.2.1. Назначение танков
- 6.2.2. Система оружия танка
- 6.2.3. Основные характеристики системы оружия танка
- 6.2.4. Особенности танковых пушек
- 6.2.5. Автомат заряжания
- 6.2.6. Направления развития танковых пушек
- 6.3. Корабельное артиллерийское вооружение
- 6.3.1. Структура, общее устройство и принципы действия корабельных артиллерийских установок
- 6.3.2. Основные направления и эффективность боевого применения корабельной артиллерии
- 6.3.3. Тенденции развития корабельной артиллерии
- 7. Артиллерийские орудия особых схем
- 7.1. Минометы
- 7.2. Безоткатные орудия
- 7.3. Нетрадиционные методы повышения могущества ствольной артиллерии
- 7.3.1. Легкогазовые пушки
- 7.3.2. Электромагнитные пушки
- 7.3.3. Многокамерные орудия
- 7.3.4. Орудия на жидких метательных веществах
- 7.3.5. Орудия с выкатом ствола
- 8. Автоматическая артиллерия малых калибров
- 8.1. Области применения мап
- 8.2. Стрелковое оружие
- 8.2.1. Пистолеты и револьверы
- 8.2.2. Винтовки и карабины
- 8.2.3. Автоматы и пистолеты-пулеметы
- 8.2.4. Пулеметы
- 8.2.5. Гранатометы
- 8.2.6. Вопросы повышения темпа стрельбы
- 8.3. Двигатели автоматики
- 8.3.1. Структура автоматического оружия
- 8.3.2. Классификация двигателей автоматики
- 8.3.3. Системы с отдачей затвора
- 8.3.4. Системы с отдачей ствола
- 8.3.5. Газоотводные двигатели
- 8.3.6. Газовые регуляторы газоотводных устройств
- 8.4. Механизмы автоматического оружия
- 8.4. Общие требования к механизмам автоматического оружия
- 8.4.2. Особенности подающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.4. Механизмы открывания и закрывания канала ствола
- 8.4.5. Ускорительные механизмы
- 8.4.6. Подтяг патрона
- 8.4.7. Механизмы отпирания и запирания затвора
- 8.4.8. Механизмы воспламенения (производства выстрела)
- 8.5. Механизмы системы управления и регулирования автоматики
- 8.5.1. Спусковые механизмы
- 8.5.2. Предохранительные механизмы
- 8.5.3. Механизмы перезарядки оружия
- 8.5.4. Замедлительные механизмы
- 8.5.5. Механизмы противоотскока
- 8.5.6. Буферные устройства
- 8.6. Особенности охотничьего оружия
- 8.6.1. Механизмы охотничьего оружия
- Диаметры каналов стволов различных калибров
- 8.6.2. Типы охотничьего оружия
- 8.6.3. Боеприпасы охотничьего оружия
- 9. Боеприпасы артиллерии
- 9.1. Общее устройство боеприпасов
- Взрывчатые вещества и пороха. Боевые заряды
- Средства воспламенения
- 9 5. Снаряды
- 9.6. Взрыватели
- 9.7. Управляемые боеприпасы
- 9.7.1. Артиллерийские выстрелы с управляемыми боеприпасами объектов бронетанковой техники
- Ракета 9м119м (рис. 9.27) включает в себя:
- 9.7.2. Уас с полуактивным самонаведением на конечном участке траектории
- 9.7.3. Управляемые мины с пассивным инфракрасным самонаведением
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Калибр 35, 40, 50 мм
- Отечественные автоматические пушки
- Характеристики современных танковых пушек
- Тактико-технические данные корабельных артиллерийских установок
- Основные тактико-технические характеристики пистолетов-пулеметов
- Значения характеристик порохов