3.3.4. Уплотнения и вентили в противооткатных устройствах
Уплотнительные устройства, или уплотнения, предназначены для герметизации жидкости или газа в подвижных и неподвижных разъемных соединениях противооткатных устройств. К ним предъявляются следующие требования:
надежное запирание жидкости или газа во всех возможных диапазонах температур и давлений;
сохранение своих конструктивных и эксплуатационных характеристик в течение длительного времени при контакте с рабочими жидкостями и газами;
отсутствие коррозии деталей и порчи жидкости в противооткатных устройствах;
малый коэффициент трения по стали, малый износ трущихся поверхностей, отсутствие надиров и царапин при монтаже и в процессе работы;
простота изготовления и сборки, возможность быстрой замены деталей.
Конструктивные особенности уплотнений зависят от типа соединений, в которых они применяются: неподвижные или подвижные соединения.
Для неподвижных соединений, как правило, применяют кольца из отожженной красной меди. Отжиг колец необходим для уменьшения твердости меди, что позволяет снизить требуемые усилия при завинчивании пробок (крышек). Удельное давление на кольцо во время сборки должно превосходить предел текучести меди, примерно равный 80 мН/м . На рис. 3.42 изображены различные варианты уплотнений для неподвижных соединений.
В варианте рис. 3.42, а медное кольцо 1 зажимается и деформируется между буртиком вставного дна 2 и цилиндром 3. На вставное дно давит затяжная пробка 4. При больших диаметрах цилиндров для облегчения сборки на вставное дно 2 (рис. 3.42, б] давит не затяжная пробка, а специальные нажимные винты 5, располагаемые по окружности (8... 12 винтов) и позволяющие обеспечить необходимую большую силу надавливания на кольцо. При относительно небольших диаметрах цилиндров вставное дно 2 и затяжная пробка 4 могут составлять одну деталь. В этом случае предъявляются повышенные требования к шероховатости поверхности буртика дна 2, соприкасающейся с кольцом 1.
При повышении давления в цилиндре из-за упругих деформаций в соединениях дна с цилиндром в уплотнении уменьшается внутреннее напряжение, что может привести к утечкам газа (жидкости). В этом отношении более надежным является уплотнение, приведенное на рис. 3.42, в. Конструкция вставного дна в виде грибовидного стержня обеспечивает автоматическое повышение напряжения в кольце 7, зажатом между буртиком дна (грибовидного стержня) и опорным кольцом 6, если будет повышаться давление внутри цилиндра. Предварительное поджатие кольца осуществляется гайкой 7, навинчиваемой на выступающий наружу конец вставного дна 2. Необходимое напряжение в кольце 8 обеспечивается за счет выбора диаметра D цилиндра и диаметра d вставного дна.
Рис. 3.42. Уплотнения в неподвижных соединениях
Рис. 3.43. Форма уплотнительного кольца: 1 - кольцо; 2 - вставное дно; 3 - цилиндр
Для предотвращения возможных утечек газа (жидкости) из-за постепенной осадки колец рекомендуется периодическое их поджатие затяжной пробкой 4, нажимными винтами 5 или гайкой 7.
С целью облегчения деформации колец их можно изготавливать по форме, показанной на рис. 3.43. Острые углы кольца при сборке необходимо устанавливать в глухие выемки цилиндра и дна, как изображено на рисунке.
Кроме уплотнительных колец из отожженной красной меди в некоторых случаях применяют прокладки из специальной кожи или резины. Особенно часто это встречается при постановке пробок, варианты установки уплотнений под пробки показаны на рис. 3.44.
В первом варианте (рис. 3.44, а) прокладка 1 уплотняется между выточкой в цилиндре и буртиком пробки 2. Из-за больших сил трения при закручивании пробки кольцо может проворачиваться и перекашиваться, что будет уменьшать надежность герметизации. Для лучшей работы уплотнения площадь кольца следует уменьшать. Такой вариант показан на рис. 3.44, б; кольцо поджимается не буртиком, а специальным уступом на пробке с гораздо меньшей площадью соприкосновения с кольцом. В этом случае несколько увеличиваются размеры уплотнительного устройства в осевом направлении.
Для уплотнения подвижных соединений применяются уплотнительные устройства следующих типов: сальниковые; воротниковые; кольцевые; уплотнения методом точной пригонки.
-
Рис. 3.44. Постановка пробок
Рис. 3.45. Сальниковое уплотнение
Работа сальникового уплотнения (рис. 3.45) основана на использовании упруго-пластических свойств сальниковой набивки 1, изготовленной из хлопчатобумажных или асбестовых шнуров, пропитанных церезиновым составом и спрессованных при температуре ~ 350 К. Для осуществления обтюрации сальниковая набивка может поджиматься пружиной 8; применяются также сальниковые уплотнения без пружины; тогда набивка прижимается гайкой 4. Между отдельными элементами набивки вставляются распорные кольца 2 ромбоидального или трапецеидального сечения, что обеспечивает автоматическое перемещение материала набивки к уплотняемой поверхности штока 5. Все элементы сальникового уплотнения монтируются в корпусе 3 сальника, который соединен с цилиндром 7. С целью предохранения от попадания к набивке пыли и грязи в корпусе устанавливается войлочная уплотняющая прокладка 6. Для удобства извлечения распорных колец при разборке сальникового уплотнения в кольцах делаются резьбовые отверстия для рыма.
Давление в сальниковой набивке находится обычно в пределах 1,0... 1,5 МПа. Этого вполне достаточно для надежного удерживания жидкости в тормозах отката до выстрела. При откате давление в тормозе резко повышается, сальниковое устройство при этом может пропускать жидкость. Для уменьшения протекания сальниковое устройство состоит из двух-трех секций набивки. Поскольку время действия повышенного давления в тормозе невелико (порядка 0,1 с), то вынос жидкости незначителен. Техническими условиями для таких уплотнений допускается вынос / кубического сантиметра жидкости за один выстрел.
Общую длину сальниковой набивки принимают в зависимости от величины запираемого давления и диаметра уплотняемой поверхности. Приблизительно она равна: , (3.33) где h - толщина сечения набивки.
-
Рис. 3.46. Воротниковое уплотнение
Действие воротникового уплотнения показано на рис. 3.46 и основано на плотном прижатии рабочих кромок воротника 3 к уплотняемым поверхностям штока 6 и цилиндра 4 давлением жидкости, поступающей из полости 1 цилиндра. Для надежности действия воротникового уплотнения необходим подвод жидкости, находящейся под давлением Р, к рабочим кромкам воротника, поэтому в подворотниковых кольцах 2 делаются специальные проходные отверстия а. Эффективность действия воротников будет лучше, если надворотниковое кольцо 5 обеспечит при сборке наличие зазора б порядка 0,5.. .2,0 мм; пережатый воротник работает хуже.
Воротники изготавливаются из кожи или маслостойкой и морозостойкой резины. На рис. 3.46 показан резиновый воротник с плоской поверхностью соприкосновения воротника с надворотниковым кольцом. При применении кожаных воротников в надворотниковых кольцах делается выемка, частично облегающая воротник с наружной стороны. В настоящее время кожаные воротники применяются редко из-за их дороговизны и умения создавать специальные резины с необходимыми свойствами.
Воротниковые уплотнения могут применяться в комбинации с сальниковыми, что позволяет их использовать для тормозов отката, при этом утечки жидкости практически исключаются. Устройство уплотнений, состоящих только из воротников, применяются при наличии постоянно имеющегося в полости цилиндра давления, то есть в накатниках.
Принцип действия кольцевых уплотнений основан на деформации резинового кольца за счет его натяга. Примеры кольцевых уплотнений показаны на рис. 3.47.
Канавка для закладывания резиновых колец изготавливается или прямоугольной, или трапецеидальной. Размеры канавки и кольца назначаются такими, чтобы при сборке по поверхностям уплотняемых деталей образовывался некоторый натяг. Слишком большой натяг приводит к увеличенному трению в подвижном соединении, к остаточным деформациям кольца и его повышенному износу, а слишком малый натяг может приводить к утечкам.
Рис. 3.47. Кольцевые уплотнения: 1 - резиновое кольцо; 2 - защитная шайба
Во избежание выдавливания в процессе работы таких уплотнений через имеющиеся зазоры в подвижных соединениях, в канавки для колец устанавливают фторопластовые защитные шайбы. Шайба устанавливается со стороны, противоположной давлению жидкости. При давлении с двух сторон устанавливаются две шайбы. В зависимости от диаметра уплотняемой поверхности толщину защитной шайбы принимают в пределах 1,5...3,0 мм. Применение защитных шайб в кольцевых уплотнениях позволяет применять последние при давлениях до 35 МПа.
Для обеспечения надежной работы кольцевых уплотнений рабочие поверхности цилиндров и штоков должны иметь шероховатость не более 0,8 мкм, а для поверхностей канавок - не более 6,3 мкм.
Достоинством кольцевых уплотнений является простота устройства, сборки и ремонта.
Уплотнения методом точной пригонки широко применяются в артиллерийской технике, особенно в тех случаях, когда утечка жидкости через такое уплотнение допускается, но она должна быть в минимальных объемах. Пример такого уплотнения показан на рис. 3.48.
Принцип работы уплотнения заключается в следующем. При движении штока 3 относительно цилиндра 7 жидкость из полости высокого давления протекает через окно а и зазор между регулирующим кольцом 4 и верете- ном 5 в полость низкого давления.
- Предисловие
- 1.2. Современные артиллерийские комплексы
- 1.2.1.Ствольные артиллерийские комплексы
- 1.2.2 Реактивные артиллерийские комплексы
- 1.3 Структура, общее устройство и принцип действия артиллерийского ствольного орудия
- 1.3.1. Общее устройство орудия
- 1.3.2. Явление выстрела в канале ствола
- 1.4. Основные характеристики орудий
- 1.5. Типы артиллерийских ствольных орудий. Классификация орудий
- 1.6. Требования, предъявляемые к артиллерийским системам
- Могущество боевого действия
- Маневренность
- Надежность и долговечность
- Физиологические нагрузки на орудийный расчет
- Эксплуатационные требования
- Производственно-экономические требования
- 2.Стволы, казенники и затворы
- 2.1.Стволы
- 2.1.1.Требования к стволам и условия их работоспособности
- 2.1.2. Типовые конструктивные схемы стволов.
- 2.1.3. Прочность стволов
- 2.1.4. Нагрев и искусственное охлаждение стволов
- 2.1.5. Живучесть стволов
- 2.2. Казенники
- 2.3. Затворы и их агрегаты
- 2.3.1. Типы узлов запирания канала ствола. Взаимодействие замкнутого узла запирания с гильзой при выстреле
- 2.3.2.Требования, предъявляемые к затворам. Классификация затворов
- 2.3.3. Клиновые затворы и их приводы
- 2.3.4. Поршневые затворы и их приводы
- 2.3.5.Экстрактирующие выбрасывающие устройства
- 2.3.6. Механизмы производства выстрела
- 2.4 Дульные газодинамические устройства
- 3. Лафеты
- Общее устройство
- Лафет как боевой станок
- 3.1.2. Лафет как повозка
- 3.2. Люльки
- 3.3. Противооткатные устройства
- 3.3.1. Накатники
- 3.3.2. Гидравлические тормоза отката
- 3.3.3. Газы и жидкости, применяемые в противооткатных устройствах
- 3.3.4. Уплотнения и вентили в противооткатных устройствах
- 3.48. Уплотнение методом точной пригонки
- 3.4. Верхние станки.
- 3.5. Уравновешивающие механизмы
- 3.5.1. Способы уравновешивания качающейся части орудия
- 3.5.2. Типы уравновешивающих механизмов
- 3.5.3. Сравнительная оценка и регулировка уравновешивающих , механизмов
- 3.6. Механизмы наводки
- 3.6.1. Подъемные механизмы
- 3.6.2. Поворотные механизмы
- 3.6.3. Сдающие устройства
- 3.7. Нижние станки
- 3.8. Ходовые части лафета
- 3.9. Транспортные базы
- 4. Механизация заряжания артиллерийских орудий
- 4.1.Обоснование механизации и автоматизации процессов заряжания артиллерийских орудий
- 4.2.Состав механизмов заряжания и требования к ним
- 4.3.Боеукладки орудий среднего и крупного калибров
- 4.4. Механизмы подачи
- 4.5. Артиллерийские досылатели
- 4.6. Некоторые пути совершенствования механизмов заряжания
- 4.7. Роботизация артиллерийских комплексов
- 5. Артиллерийские прицелы и приборы
- 5.1. Мера углов, принятая в артиллерии
- 5.2. Сущность прицеливания орудий
- 5.3. Требования к прицелам. Классификация прицелов
- 5.4.Основные элементы прицела. Орудийная панорама и квадрант
- 5.5. Горизонтальная наводка орудий
- 5.6. Вертикальная наводка орудий
- 5.7. Кинематические схемы прицелов
- 5.8. Противотанковые и танковые прицелы
- 5.9. Зенитные прицелы
- 5.10. Электронно-оптические приборы
- 5.11. Артиллерийская буссоль. Стереоскопические дальномеры
- 6. Самоходная, танковая и корабельная артиллерия
- 6.1. Артиллерийские боевые гусеничные машины
- 6.1.1. Классификация артиллерийских бгм
- 6.1.2. Составные части боевых военных гусеничных машин
- 6.1.3. Особенности устройства артиллерийских частей
- 6.1.4 Особенности обеспечения условий устойчивости артиллерийских бгм.
- 6.1.5. Направления развития артиллерийских бгм
- 6.2. Танковая артиллерия
- 6.2.1. Назначение танков
- 6.2.2. Система оружия танка
- 6.2.3. Основные характеристики системы оружия танка
- 6.2.4. Особенности танковых пушек
- 6.2.5. Автомат заряжания
- 6.2.6. Направления развития танковых пушек
- 6.3. Корабельное артиллерийское вооружение
- 6.3.1. Структура, общее устройство и принципы действия корабельных артиллерийских установок
- 6.3.2. Основные направления и эффективность боевого применения корабельной артиллерии
- 6.3.3. Тенденции развития корабельной артиллерии
- 7. Артиллерийские орудия особых схем
- 7.1. Минометы
- 7.2. Безоткатные орудия
- 7.3. Нетрадиционные методы повышения могущества ствольной артиллерии
- 7.3.1. Легкогазовые пушки
- 7.3.2. Электромагнитные пушки
- 7.3.3. Многокамерные орудия
- 7.3.4. Орудия на жидких метательных веществах
- 7.3.5. Орудия с выкатом ствола
- 8. Автоматическая артиллерия малых калибров
- 8.1. Области применения мап
- 8.2. Стрелковое оружие
- 8.2.1. Пистолеты и револьверы
- 8.2.2. Винтовки и карабины
- 8.2.3. Автоматы и пистолеты-пулеметы
- 8.2.4. Пулеметы
- 8.2.5. Гранатометы
- 8.2.6. Вопросы повышения темпа стрельбы
- 8.3. Двигатели автоматики
- 8.3.1. Структура автоматического оружия
- 8.3.2. Классификация двигателей автоматики
- 8.3.3. Системы с отдачей затвора
- 8.3.4. Системы с отдачей ствола
- 8.3.5. Газоотводные двигатели
- 8.3.6. Газовые регуляторы газоотводных устройств
- 8.4. Механизмы автоматического оружия
- 8.4. Общие требования к механизмам автоматического оружия
- 8.4.2. Особенности подающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.4. Механизмы открывания и закрывания канала ствола
- 8.4.5. Ускорительные механизмы
- 8.4.6. Подтяг патрона
- 8.4.7. Механизмы отпирания и запирания затвора
- 8.4.8. Механизмы воспламенения (производства выстрела)
- 8.5. Механизмы системы управления и регулирования автоматики
- 8.5.1. Спусковые механизмы
- 8.5.2. Предохранительные механизмы
- 8.5.3. Механизмы перезарядки оружия
- 8.5.4. Замедлительные механизмы
- 8.5.5. Механизмы противоотскока
- 8.5.6. Буферные устройства
- 8.6. Особенности охотничьего оружия
- 8.6.1. Механизмы охотничьего оружия
- Диаметры каналов стволов различных калибров
- 8.6.2. Типы охотничьего оружия
- 8.6.3. Боеприпасы охотничьего оружия
- 9. Боеприпасы артиллерии
- 9.1. Общее устройство боеприпасов
- Взрывчатые вещества и пороха. Боевые заряды
- Средства воспламенения
- 9 5. Снаряды
- 9.6. Взрыватели
- 9.7. Управляемые боеприпасы
- 9.7.1. Артиллерийские выстрелы с управляемыми боеприпасами объектов бронетанковой техники
- Ракета 9м119м (рис. 9.27) включает в себя:
- 9.7.2. Уас с полуактивным самонаведением на конечном участке траектории
- 9.7.3. Управляемые мины с пассивным инфракрасным самонаведением
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Калибр 35, 40, 50 мм
- Отечественные автоматические пушки
- Характеристики современных танковых пушек
- Тактико-технические данные корабельных артиллерийских установок
- Основные тактико-технические характеристики пистолетов-пулеметов
- Значения характеристик порохов