3.5.2. Типы уравновешивающих механизмов
Уравновешивающие механизмы толкающего типа. Схема уравновешивания качающейся части механизмом толкающего типа приведена на рис. 3.63.
Уравновешивающий механизм шарнирно соединен одним концом (точка А) с люлькой, а другим (точка В) - с верхним станком. В результате действия силы упругого тела Р на плече h относительно оси цапф появляется момент Му = Ph, направленный навстречу моменту силы тяжести. При повороте качающейся части центр А перемещается по дуге окружности радиуса г с центром в точке О (ось цапф). В результате меняется плечо h и расстояние между шарнирными опорами механизма АО, от которого зависит величина Р.
Рассмотрим конструкции основных типов механизмов.
Пружинный уравновешивающий механизм толкающего типа (рис. 3.64) представляет собой колонку, в которой между внутренним цилиндром (штоком) и наружным цилиндром размещена цилиндрическая винтовая пружина круглого или прямоугольного поперечного сечения. Внутренний цилиндр опирается на сферический подпятник, расположенный на верхнем станке, а наружный цилиндр - шарнирно соединяется с люлькой. Надо иметь в виду, что расстояние между неподвижным и подвижным шарнирами может быть меньше высоты пружины, что видно на рис. 3.64. Пружина часто состоит из нескольких секций. Соседние секции имеют разное направление витков и разделены промежуточными шайбами. Это упрощает изготовление пружины, способствует обеспечению продольной устойчивости и уменьшает закручивание от моментов трения, появляющихся на опорных торцевых поверхностях. Поперечное перемещение витков пружины ограничивается цилиндром или штоком.
-
Рис. 3.63. Схема уравновешивания механизмом толкающего типа
Рис. 3.64. Схема пружинного уравновешивающего механизма толкающего типа
Если момент от силы уравновешивающего механизма действует не только в плоскости стрельбы, то возникают моменты от силы уравновешивающего механизма, разворачивающие качающуюся часть в плоскости оси цапф люльки. В связи с этим, а также для удобства компоновки обычно на орудии устанавливают две колонки, расположенные симметрично по отношению к плоскости стрельбы.
Заметим, что механизмы толкающего типа не обеспечивают полного уравновешивания в заданном диапазоне углов возвышения. Для достижения наиболее высокой точности уравновешивания и максимального сокращения массы пружины необходимо механизм расположить так на орудии, чтобы его неподвижный шарнир В (рис. 3.63) находился на линии, проходящей через точки А0 и А„„ которые соответствуют положениям подвижного шарнира при нулевом и наибольшем углах возвышения. Выполнение указанного условия позволяет добиться полного уравновешивания в трех точках - на границах диапазона углов возвышения и при некотором промежуточном значении угла (рис. 3.62, е).
Пневматический уравновешивающий механизм толкающего типа приведен на рис. 3.65. Как и пружинный механизм, он имеет вид колонки, концы которой шарнирно связаны с верхним станком и люлькой. Между цилиндром 1 и поршнем 2 находится сжатый воздух или азот. Для уменьшения размеров механизма поршень делается пустотелым с учетом определенного объема газа, установленного расчетным путем. При повороте качающейся части происходит политропическое изменение состояния газа в колонке. В месте подвижного сочленения поршня и цилиндра размещается уплотняющее устройство 3. Во избежание утечек газа из колонки доступ его к уплотняющему устройству перекрывается жидкостью (стеолом или веретенным маслом), заливаемой в цилиндр. Для наполнения колонки жидкостью и газом предусматривается вентильное устройство 4. Объем и давление газа устанавливаются из расчета полного уравновешивания качающейся части в трех точках (рис. 3.62, е), как и для пружинного механизма.
Рис.3.65.Схема пневматического уравновешивающего механизма толкающего типа.
Теоретически достижимая точность пружинного и пневматического уравновешивающих механизмов толкающего типа примерно одинакова. Пневматические механизмы легче и компактнее пружинных. Однако им присущи следующие недостатки:
давление газа в колонке зависит от температуры окружающей среды, что отрицательно влияет на точность уравновешивания и обусловливает необходимость частой регулировки механизма;
в уплотняющих устройствах действуют сравнительно большие силы трения, которые не могут быть уравновешены при повороте качающейся части в разных направлениях и потому нагружают привод вертикальной наводки;
пневматические механизмы менее надежны в эксплуатации; с помощью пневматического механизма можно добиться высокой точности уравновешивания в сравнительно малом интервале заданного диапазона углов возвышения, но тогда в остальном интервале (интервалах) неуравновешенность окажется слишком большой.
Пневмопружинные механизмы имеют более сложную конструкцию по сравнению с пружинными и пневматическими механизмами. По конструкции они представляют собой пневматические
механизмы, в которые введены одна или две пружины, вступающие в работу при тех углах возвышения, при которых неуравновешенность наиболее велика. Здесь наличие пружин уменьшает неуравновешенность. В большинстве случаев удовлетворительный результат достигается с помощью одной контрпружины, которая сжимается только в интервале больших углов возвышения. Контрпружина размещается в Цилиндре (рис. 3.66, а) или полом штоке (рис. 3.66, б). Соответствующими конструктивными решениями можно обеспечить работу одной и той же пружины в начале и в конце диапазона углов возвышения (рис. 3.66, в). При помощи пружины сначала увеличивается усилие, создаваемое газом, а потом уменьшается. Для лучшей корректировки диаграммы изменения усилия пневматического механизма иногда приходится ставить две пружины (рис. 3.66, г). В интервале небольших углов возвышения действует в основном пружина малой жесткости 2, тогда как пружина большой жесткости 1 почти не работает. В среднем интервале диапазона углов возвышения пружины выключаются, а затем частично компенсируют действие сжатого газа.
Рис. 3.66. Схемы пневмопружинных уравновешивающих механизмов
Типы уравновешивающих механизмов современных артиллерийских орудий приведены в табл. 3.3.
Уравновешивающие механизмы толкающего типа не позволяют добиться полной компенсации момента веса качающейся части на всех углах возвышения. Этот недостаток проявляется тем сильнее, чем шире диапазон углов возвышения и больше моменты силы тяжести. Кроме того, при уравновешивании значительных по величине моментов веса качающейся части возникают трудности размещения таких механизмов на орудии.
Уравновешивающие механизмы тянущего типа воздействуют на задний конец люльки при помощи тягового звена (штока, цепи или троса). Обычно такие механизмы используют для зенитных и тяжелых орудий.
Наибольшее распространение получили пружинные механизмы, позволяющие добиться теоретически полного уравновешивания во всем диапазоне углов поворота качающейся части. Колонка с цилиндрической винтовой пружиной размещается на верхнем станке неподвижно или таким образом, что имеет возможность качаться в вертикальной плоскости.
Схема уравновешивания механизмом тянущего типа с качающейся колонкой, совмещенная в одной вертикальной плоскости, изображена на рис. 3.67.
Данная схема допускает возможность полного уравновешивания качающейся части при всех углах возвышения, если в качестве упругого тела механизма используется пружина.
Рис. 3.67. Схема уравновешивания механизмом тянущего типа с качающейся колонкой
Таблица 3.3
Орудие
| Калибр, мм
|
Тип
| Кол-во механизмов на орудии
| Максимальное усилие, кг
| Рабочий ход, мм
| Начальное давление, КГ/СМ2
| Масса, кг
| Расположение механизма
|
МТ-12
| 100
| Пружинный тянущего типа
| 1
| 7220
| -
| -
| 93,14
| Выше оси цапф на 230 мм, слева от оси ствола на 220 мм
|
ДТ-74
| 122
| Пневмопружинный толкающего типа
| 2
| 4908
| 316
| 86,5
| 60,6
| Симметрично относительно ствола
|
ДТ-30
| 122
| Пневопружинный толкающего типа
| 1
| 7000
| 370
| 100
| 34,3
| Справа относительно ствола
|
М-46
| 130
| Пневматический толкающего типа
| 2
| 5154
| 382
| 42
| 89
| Симметрично относительно ствола
|
2А36
| 152
| Пневматический толкающего типа
| 2
| 9570,8
| 370
| 78
| 126,5
| Симметрично относительно ствола
|
2А31
| 122
| Пневмопружинный толкающего типа с компенсатором
| 1
| 3080
| 375
| 50
| 25,5
| Ниже оси канала ствола, впереди оси цапф
|
2СЗМ
| 152
| Пневмопружинный толкающего типа
| 1
| 5668
| 310
| 87
| 50
| Справа от ствола, сзади оси цапф
|
2А37
| 152
| Пневматический толкающего типа
| 2
| 6380,4
| 400
| 52
| 118
| Симметрично относительно ствола
|
2А44
| 203
| Пневмопружинный толкающего типа
| 2
| 14300
| 816
| 68,5
| 380
| Симметрично относительно ствола
|
Требуемое равенство момента силы веса качающейся части и момента, создаваемого уравновешивающим механизмом (при принятых на рис. 3.67 обозначениях), можно записать в виде условия:
. (3.36)
Можно показать, что это условие будет выполняться при всех углах у, если
- жесткость пружины;
l - текущая стрела сжатия пружины;
при = 0 линия ОА0 перпендикулярна линии ОО1.
При этом следует иметь в виду, что суммарные силы трения во всех подвижных соединениях будут нарушать равенство (3.36).
Пружинный механизм тянущего типа с качающейся колонкой представлен на рис. 3.68. Цилиндрические цапфы 2 колонки 1 шарнирно сочленяются с кронштейном 3 верхнего станка. Сжатая пружина 4 упирается одним торцом в головку штока 5, другим - в дно 6. Шток 7 шарнирно связан с люлькой орудия.
Недостатком механизмов с качающейся колонкой является то, что при проектировании орудия требуется предусмотреть свободное пространство для беспрепятственного поворота колонки. Кроме того, наличие момента от силы тяжести самого механизма относительно оси цапф люльки отрицательно сказывается на точности уравновешивания качающейся части.
При тяжелых уравновешивающих механизмах, которые к тому же имеют и большие размеры, колонка крепится неподвижно на верхнем станке (рис. 3.69). При этом усилие пружины передается качающейся части чаще всего через цепь 1, огибающую направляющий блок 2. Для уравновешивания больших моментов веса качающейся части используются мощные пружины, обладающие большой жесткостью при значительной рабочей стреле сжатия. При этом пружины состоят из нескольких секций, которые размещаются в двух -трех параллельных рядах.
С целью уменьшения размеров и массы колонки применяют пневматические механизмы тянущего типа. Однако в этом случае возникают трудности обеспечения приемлемой точности компенсации момента веса качающейся части. Устройство колонки пневматического механизма тянущего типа принципиально такое же, как пневматического накатника.
Хорошего уравновешивания удается достигнуть при помощи кулачка, который охватывается гибкой связью (рис. 3.70). Профиль
Рис. 3.68. Пружинный уравновешивающий механизм тянущего типа с качающейся колонкой
Рис. 3.69. Схема уравновешивающегося механизма тянущего типа с неподвижной колонкой
Рис. 3.70. Схема уравновешивания при помощи кулачка
Рис. 3.71. Схема уравновешивания торсионным механизмом: а - вид сзади; б - вид сбоку
кулачка выбирается так, чтобы при повороте качающейся части усилие механизма и плечо его действия относительно оси цапф менялись бы в соответствии с величиной момента веса.
Торсионные уравновешивающие механизмы. До настоящего времени торсионные уравновешивающие механизмы, в которых упругим телом является торсион, не находят широкого применения. Связано это с тем, что момент при закручивании торсиона пропорционален углу поворота, а момент силы тяжести качающейся части - косинусу угла. Кроме того, торсионные валики имеют большую длину и допускают сравнительно небольшие углы закручивания. Поэтому в большинстве случаев требуется введение промежуточных передач от торсионного валика к качающейся части, что усложняет механизм и снижает его КПД. Имеются варианты размещения торсионов вдоль люльки и в полом коренном вале механизма вертикальной наводки.
Весьма удачно решен вопрос об уравновешивании качающейся части торсионным механизмом применительно к танковым установкам, которые имеют небольшие углы возвышения. Торсионные валики размещаются на крыше 2 башни (рис. 3.71). Момент от закрученных валиков передается качающейся части 3 через рычаг 4 с роликом. Силы трения на оси ролика можно свести к минимуму введением подшипников качения. Схема довольно проста и при небольшом диапазоне углов возвышения обеспечивает требуемое уравновешивание.
При небольших весовых моментах и ограниченных габаритах может применяться торсионный механизм с редуктором (рис. 3.72). Однако применение редуктора снижает общий КПД механизма, а при больших моментах резко увеличиваются усилия на зуб шестерни. Для обеспечения уравновешивания могут применяться торсионные механизмы с копиром (рис. 3.73). Подбирая профиль копира можно добиться полного уравновешивания на всех углах возвышения.
Рис. 3.72. Схема торсионного механизма Рис. 3.73. Схема торсионного механизма с редуктором:
1 - редуктор; 2 - гибкая связь; 3 - шкив / - копир; 2 - ролик; 3 - рычаг; 4 - торсион
Рис. 3.74. Схемы уменьшения длины торсиона:
а - телескопический торсион:1 - торсион; 2 - труба торсиона;
б - пластинчатый торсион:1/ - пластины; 2 - обоймы
Торсион, как упругий элемент, может применяться не только для уравновешивания качающейся части, но часто применяется также для уравновешивания отдельных частей артсистем, например, различных крышек, створок, откидных домкратов и др. Если расчетная длина торсиона превышает допустимую по конструктивным соображениям, то длина механизма может быть уменьшена одним из следующих способов: применением телескопического торсиона (рис. 3.74, а); применением пучкового или пластинчатого торсиона (рис. 3.74, б).
- Предисловие
- 1.2. Современные артиллерийские комплексы
- 1.2.1.Ствольные артиллерийские комплексы
- 1.2.2 Реактивные артиллерийские комплексы
- 1.3 Структура, общее устройство и принцип действия артиллерийского ствольного орудия
- 1.3.1. Общее устройство орудия
- 1.3.2. Явление выстрела в канале ствола
- 1.4. Основные характеристики орудий
- 1.5. Типы артиллерийских ствольных орудий. Классификация орудий
- 1.6. Требования, предъявляемые к артиллерийским системам
- Могущество боевого действия
- Маневренность
- Надежность и долговечность
- Физиологические нагрузки на орудийный расчет
- Эксплуатационные требования
- Производственно-экономические требования
- 2.Стволы, казенники и затворы
- 2.1.Стволы
- 2.1.1.Требования к стволам и условия их работоспособности
- 2.1.2. Типовые конструктивные схемы стволов.
- 2.1.3. Прочность стволов
- 2.1.4. Нагрев и искусственное охлаждение стволов
- 2.1.5. Живучесть стволов
- 2.2. Казенники
- 2.3. Затворы и их агрегаты
- 2.3.1. Типы узлов запирания канала ствола. Взаимодействие замкнутого узла запирания с гильзой при выстреле
- 2.3.2.Требования, предъявляемые к затворам. Классификация затворов
- 2.3.3. Клиновые затворы и их приводы
- 2.3.4. Поршневые затворы и их приводы
- 2.3.5.Экстрактирующие выбрасывающие устройства
- 2.3.6. Механизмы производства выстрела
- 2.4 Дульные газодинамические устройства
- 3. Лафеты
- Общее устройство
- Лафет как боевой станок
- 3.1.2. Лафет как повозка
- 3.2. Люльки
- 3.3. Противооткатные устройства
- 3.3.1. Накатники
- 3.3.2. Гидравлические тормоза отката
- 3.3.3. Газы и жидкости, применяемые в противооткатных устройствах
- 3.3.4. Уплотнения и вентили в противооткатных устройствах
- 3.48. Уплотнение методом точной пригонки
- 3.4. Верхние станки.
- 3.5. Уравновешивающие механизмы
- 3.5.1. Способы уравновешивания качающейся части орудия
- 3.5.2. Типы уравновешивающих механизмов
- 3.5.3. Сравнительная оценка и регулировка уравновешивающих , механизмов
- 3.6. Механизмы наводки
- 3.6.1. Подъемные механизмы
- 3.6.2. Поворотные механизмы
- 3.6.3. Сдающие устройства
- 3.7. Нижние станки
- 3.8. Ходовые части лафета
- 3.9. Транспортные базы
- 4. Механизация заряжания артиллерийских орудий
- 4.1.Обоснование механизации и автоматизации процессов заряжания артиллерийских орудий
- 4.2.Состав механизмов заряжания и требования к ним
- 4.3.Боеукладки орудий среднего и крупного калибров
- 4.4. Механизмы подачи
- 4.5. Артиллерийские досылатели
- 4.6. Некоторые пути совершенствования механизмов заряжания
- 4.7. Роботизация артиллерийских комплексов
- 5. Артиллерийские прицелы и приборы
- 5.1. Мера углов, принятая в артиллерии
- 5.2. Сущность прицеливания орудий
- 5.3. Требования к прицелам. Классификация прицелов
- 5.4.Основные элементы прицела. Орудийная панорама и квадрант
- 5.5. Горизонтальная наводка орудий
- 5.6. Вертикальная наводка орудий
- 5.7. Кинематические схемы прицелов
- 5.8. Противотанковые и танковые прицелы
- 5.9. Зенитные прицелы
- 5.10. Электронно-оптические приборы
- 5.11. Артиллерийская буссоль. Стереоскопические дальномеры
- 6. Самоходная, танковая и корабельная артиллерия
- 6.1. Артиллерийские боевые гусеничные машины
- 6.1.1. Классификация артиллерийских бгм
- 6.1.2. Составные части боевых военных гусеничных машин
- 6.1.3. Особенности устройства артиллерийских частей
- 6.1.4 Особенности обеспечения условий устойчивости артиллерийских бгм.
- 6.1.5. Направления развития артиллерийских бгм
- 6.2. Танковая артиллерия
- 6.2.1. Назначение танков
- 6.2.2. Система оружия танка
- 6.2.3. Основные характеристики системы оружия танка
- 6.2.4. Особенности танковых пушек
- 6.2.5. Автомат заряжания
- 6.2.6. Направления развития танковых пушек
- 6.3. Корабельное артиллерийское вооружение
- 6.3.1. Структура, общее устройство и принципы действия корабельных артиллерийских установок
- 6.3.2. Основные направления и эффективность боевого применения корабельной артиллерии
- 6.3.3. Тенденции развития корабельной артиллерии
- 7. Артиллерийские орудия особых схем
- 7.1. Минометы
- 7.2. Безоткатные орудия
- 7.3. Нетрадиционные методы повышения могущества ствольной артиллерии
- 7.3.1. Легкогазовые пушки
- 7.3.2. Электромагнитные пушки
- 7.3.3. Многокамерные орудия
- 7.3.4. Орудия на жидких метательных веществах
- 7.3.5. Орудия с выкатом ствола
- 8. Автоматическая артиллерия малых калибров
- 8.1. Области применения мап
- 8.2. Стрелковое оружие
- 8.2.1. Пистолеты и револьверы
- 8.2.2. Винтовки и карабины
- 8.2.3. Автоматы и пистолеты-пулеметы
- 8.2.4. Пулеметы
- 8.2.5. Гранатометы
- 8.2.6. Вопросы повышения темпа стрельбы
- 8.3. Двигатели автоматики
- 8.3.1. Структура автоматического оружия
- 8.3.2. Классификация двигателей автоматики
- 8.3.3. Системы с отдачей затвора
- 8.3.4. Системы с отдачей ствола
- 8.3.5. Газоотводные двигатели
- 8.3.6. Газовые регуляторы газоотводных устройств
- 8.4. Механизмы автоматического оружия
- 8.4. Общие требования к механизмам автоматического оружия
- 8.4.2. Особенности подающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.4. Механизмы открывания и закрывания канала ствола
- 8.4.5. Ускорительные механизмы
- 8.4.6. Подтяг патрона
- 8.4.7. Механизмы отпирания и запирания затвора
- 8.4.8. Механизмы воспламенения (производства выстрела)
- 8.5. Механизмы системы управления и регулирования автоматики
- 8.5.1. Спусковые механизмы
- 8.5.2. Предохранительные механизмы
- 8.5.3. Механизмы перезарядки оружия
- 8.5.4. Замедлительные механизмы
- 8.5.5. Механизмы противоотскока
- 8.5.6. Буферные устройства
- 8.6. Особенности охотничьего оружия
- 8.6.1. Механизмы охотничьего оружия
- Диаметры каналов стволов различных калибров
- 8.6.2. Типы охотничьего оружия
- 8.6.3. Боеприпасы охотничьего оружия
- 9. Боеприпасы артиллерии
- 9.1. Общее устройство боеприпасов
- Взрывчатые вещества и пороха. Боевые заряды
- Средства воспламенения
- 9 5. Снаряды
- 9.6. Взрыватели
- 9.7. Управляемые боеприпасы
- 9.7.1. Артиллерийские выстрелы с управляемыми боеприпасами объектов бронетанковой техники
- Ракета 9м119м (рис. 9.27) включает в себя:
- 9.7.2. Уас с полуактивным самонаведением на конечном участке траектории
- 9.7.3. Управляемые мины с пассивным инфракрасным самонаведением
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Калибр 35, 40, 50 мм
- Отечественные автоматические пушки
- Характеристики современных танковых пушек
- Тактико-технические данные корабельных артиллерийских установок
- Основные тактико-технические характеристики пистолетов-пулеметов
- Значения характеристик порохов