logo search
Физические основы функционирования вооружения

4.6. Некоторые пути совершенствования механизмов заряжания

Процесс совершенствования механизмов заряжания по су­ти сводится к решению серии мероприятий, которыми являются:

улучшение их технических характеристик с целью повышения скорострельности орудия и его огневых возможностей (стремятся уменьшить время заряжания и увеличить объем возимого боеком­плекта или механизированной боеукладки);

автоматизация операций заряжания, которые в настоящее время производятся вручную;

изыскание возможностей повышения КПД механизмов, их эко­номичности, уменьшения их габаритов и массы;

повышение надежности процессов заряжания.

При разработке механизированных или автоматизированных боеукладок всегда актуальными вопросами являются:

увеличение полноты использования занимаемого объема;

обеспечение выбора типа боеприпаса и его полная подготовка к заряжанию.

Решение первой задачи затруднено жесткими конструктивными ограничениями, поэтому возможности разработчика во многих случаях исчерпаны.

Вторая задача решена неполностью даже для танкового A3 -например, для установки взрывателя на осколочное действие необходимо остановить процесс заряжания в момент, когда кассета с бо­еприпасами переместится в положение для досылки снаряда (вы­ключив досылатель) и вручную свинтить колпачок взрывателя (убедившись, что кран взрывателя установлен в положение О). Только после этого можно продолжить цикл автоматического за­ряжания.

Задача еще более усложняется, если орудие предназначено для стрельбы переменным зарядом (например, гаубица). В настоящее время при раздельно-гильзовом заряжании требуемый боевой заряд формируется непосредственно перед стрельбой вручную - автома­тизировать этот процесс без изменения конструкции заряда не представляется возможным. Решение пытаются найти, применив модульный боевой заряд, состоящий из нескольких отдельных час­тей - модулей. Один из них с капсюльной втулкой в несгораемом экстрактируемом после выстрела поддоне, а остальные полностью сгорающие. В этом случае автоматизированная боеукладка при формировании требуемого заряда должна выдать на лоток для дальнейшей подачи необходимое количество модулей и сцепить их в одно целое. Такая задача, хотя и является непростой, но пред­ставляется вполне разрешимой.

Видимо, и для обеспечения автоматизации установки взрывате­лей потребуется изменение их конструкции, например, создание новых электронных взрывателей с дистанционной установкой ре­жима. Только при решении этих задач появится возможность соз­дания A3 для самоходных гаубиц.

Известны и предложения по совершенствованию механизмов подачи боеприпасов. В частности, техническое решение В. О. Мосейко, представленное на рис. 4.29, предусматривает возможность заряжания орудия непосредственно из боеукладки. При этом пода­ча и досылка реализуются как единый непрерывный процесс. Боеприпас под действием давле­ния сжатого воздуха перемещают­ся по гибкому тракту в камору орудия. В качестве уплотнений в тракте установлены упругие лепестки из эластичного матери­ала с антифрикционным покры­тием. Достоинства такого устрой­ства очевидны: заряжание может производится при любом угле возвышения орудия; досылающее

Рис. 4.29. Схема механизма заряжания

в виде гибкого тракта:

1 - гибкая оболочка, 2 - эластичные лепестки

(уплотнения) с антифрикционным покрытием,

3 -боеприпас

(ведущее) звено - воздух - практически безинерционное; не требу­ется возврата ведущего звена в исходное положение; не требуется взведения механизма; устройство можно применять для продува­ния ствола с целью охлаждения.

Однако данному механизму, к сожалению, присущи и сущест­венные недостатки, препятствующие его использованию:

пониженная надежность вследствие возможных утечек воздуха и утыкания боеприпаса в лепестки при значительной кривизне тракта;

возможно только тандемное заряжание или только снарядом: раздельному (некомплектному) заряжанию, а именно досылке гильзы (особенно с неполным зарядом) препятствует воздушная подушка в каморе (как при бросковой досылке);

необходимо наличие пневмосистемы.

Совершенствование досылателей предполагает:

уменьшение времени заряжания (за счет выбора оптимально­го режима досылки, исключения обратного хода ведущего звена и т. п.);

обеспечение механизированного заряжания орудия перед пер­вым выстрелом без предварительного взведения досылателя;

обеспечение более экономичного использования мощности привода (за счет уменьшения массы подвижных частей досылателя, рационального выбора характеристик привода);

повышение надежности досылки (за счет увеличения пути при­нудительного движения боеприпаса, уменьшения его кинематиче­ских характеристик и т. п.);

уменьшение габаритов и массы устройства.

Досылатели, не требующие взвода и возврата ведущего звена в исходное положение, были известны и ранее - это, например, устройство, представленное на рис. 4.30. Однако оно не спо­собно обеспечить высокую ско­рость досылки. Пневматическая досылка боеприпаса по схеме, приведенной на рис. 4.29, лише­на этого недостатка. Причем она может производиться и не из гиб­кого тракта подачи, а из подан­ного на линию досылки замкну­того цилиндрического лотка. Та­кая досылка практически

Рис. 4.30. Схема роликового досылателя:

1 - досылающие обрезиненные ролики; 2 - привод роликов (ручной или механический);3 -лоток; 4 - казенник; 5 - поддерживающие

ролики

является бросковой со всеми присущими ей достоинствами и недостат­ками. На практике с использованием гибкого тракта удавалось обеспечить комплектную подачу и досылку 57-мм боеприпасов, а из цилиндрического лотка - досылку 152-мм снаряда и гильзы с полным зарядом.

Попытки создания компактного досылателя для буксируемых орудий, который бы не требовал взведения, привели к разработке устройства, использующего энергию сжатого газа из баллона или энергию холостого патрона (рис. 4.31). Такой досылатель обеспе­чивает бросковую досылку снаряда - гильза досылается вручную. В конце хода ведущего звена (штока) 2 газ выпускается из камеры 1 и пружина 3 возвращает шток в исходное положение. Достоинст­вами досылателя являются: компактность, малое время досылки, надежная досылка снаряда на всех углах возвышения. К недостат­кам следует отнести:

образование нагара на трущихся поверхностях рабочего цилин­дра от воздействия пороховых газов;

невозможность использования в САО боевого отделения при стрельбе из-за повышения загазованности;

невозможность досылки гильзы при раздельном заряжании (из-за образования в каморе воздушной подушки);

отсутствие регулировки скорости досылки в зависимости от уг­ла возвышения орудия (этот недостаток можно устранить, несколь­ко усложнив конструкцию устройства).

Как было отмечено ранее, бросковые досылатели способны обеспечить меньшее время досылки, чем устройства принудитель­ного действия (без торможения боеприпаса на конечном участке пути), но вместе с тем и меньшую ее надежность. Ударный харак­тер разгона боеприпаса на коротком пути (обычно 200...400 мм) до высоких скоростей (до 7 м/с, а иногда и более) приводит к нежела­тельным колебаниям элементов механизма заряжания (например, лотка), кинематическим возмущениям досылаемого элемента, а сле­довательно, и к его соударениям со стволом. Поэтому на инерци-

Рис. 4.31. Схема досылателя с подачей газа из баллона или от хо­лостого патрона

онном участке движения скорость боеприпаса может недопустимо уменьшиться. Смягчить разгон боеприпаса, сделать его более про­должительным и плавным можно, увеличив путь принудительной досылки, например, введением в конструкцию досылателя рычаж­ных, цепных, или полиспастных устройств (рис. 4.32).

Рычажное устройство действует на конечном участке принуди­тельной досылки, а цепное и полиспастное - на всем ее пути, то есть более плавно.

Известны и другие предложения по совершенствованию меха­низмов заряжания, однако многие из них не в полной мере отвеча­ют современным требованиям по надежности, по эксплуатации и дру­гим качествам, поэтому остаются нереализованными.

В итоге можно отметить, что дальнейшее повышение уровня ме­ханизации и автоматизации орудий среднего и крупного калибров, предназначенных для стрельбы снарядами разных типов с исполь­зованием переменного заряда, связано не только с совершенство­ванием механизмов заряжания, но и с созданием новых конструкций боеприпасов и их элементов (например, взрывателей), с модерни­зацией, а возможно, и с принципиальным изменением традицион­ных схем орудий.

Подтверждением тому могут являться хотя бы результаты ра­бот по созданию новой американской самоходной 155-мм гаубицы Crusader. Ее боеукладка состоит из двух магазинов со снарядами

Рис. 4.32. Варианты увеличения нуги принудительного досылания:

а - лапа досылателя с рычажным устройством: б - досылатсль с цепным устройством; в - досылатель с полиспастным устройством (1 - шток с лапой; 2 - шток с поршнем; 3 - ролик; 4 - трос; 5 - возвратная пружина)

(по 30 штук в каждом) и четырех магазинов с зарядами (в двух ма­газинах по 63 заряда, а в остальных - по 60). Заряды модульные (в зависимости от требуемой дальности стрельбы можно использо­вать от одного до шести модулей). Кроме того, орудие имеет ла­зерную систему воспламенения. Для снарядов применяются элек­тронные взрыватели, выбор режима действия которых и установку производят дистанционно при заряжании. Выбор, обработка бое­припасов и заряжание производятся с помощью органов управле­ния и мониторов. Орудие характеризуется максимальной скоро­стрельностью 10...12 выстрелов в минуту и временем подго­товки к стрельбе 15...30 секунд, что соответствует современным требованиям ВС США. Самоходная гаубица Crusader комплектует­ся самоходной бронированной машиной пополнения запасов, кото­рая выполняет функции ТЗМ и, кроме того, пополняет баки орудия топливом в полевых условиях. Полное время пополнения запасов составляет всего 10 мин.