2.3.1. Типы узлов запирания канала ствола. Взаимодействие замкнутого узла запирания с гильзой при выстреле
Узлом запирания называется совокупность деталей, обеспечивающих перезаряжание орудия и воспринимающих силу давления пороховых газов во время выстрела.
Обычно конструкция узла запирания (рис. 2.28) включает ствол 1, казенник или ствольную коробку 2, затвор 3 и детали крепления ствола с казенником (муфта 4).
В зависимости от характера связи между стволом и затвором можно выделить три типа узлов запирания:
-незамкнутый узел запирания или свободный затвор;
-полузамкнутый узел запирания или полусвободный затвор;
-замкнутый узел запирания.
Незамкнутый узел запирания - узел запирания, у которого ствол и затвор во время выстрела не взаимосвязаны друг с другом, то есть детали узла запирания образуют незамкнутый контур (рис. 2.28, а). Затвор удерживается в крайнем переднем положении только усилием предварительного поджатия возвратной пружины, движение затвора начинается в тот момент, когда сила давления пороховых газов на дно гильзы превысит сумму сопротивлений, приложенных к затвору и гильзе. Отбрасываясь назад вместе с гильзой давлением пороховых газов на дно гильзы, затвор сжимает возвратную пружину, аккумулируя энергию для своего возвращения в исходное положение. Экстракция гильзы происходит при достаточно высоком давлении пороховых газов в канале ствола. При этом возникает опасность разрыва гильзы. Во избежание разрыва
Рис 2.28 Типы узлов запирания.
а - незамкнутый, б - полузамкнутый.
в - замкнутый
гильзы и для обеспечения обтюрации пороховых газов требуется замедлить движение затвора на начальном участке, что достигается увеличением массы затвора, причем с увеличением калибра масса затвора прогрессивно возрастает.
Схема узла запирания с полусвободным затвором (рис. 2.28, б) отличается тем, что во избежание разрыва гильз на начальном участке отката устанавливается кинематическая связь затвора со стволом, которая автоматически нарушается в процессе выстрела.
Описанные схемы наиболее просто реализуют процесс перезаряжания, но из-за необходимости существенного увеличения массы затвора используются в основном в стрелковом оружии и в маломощных орудиях малого калибра.
Наиболее широкое применение в артиллерийских орудиях имеет замкнутый узел запирания (рис. 2.28, в). В таком узле запирания жесткая связь ствола и затвора сохраняется в течение всего процесса выстрела.
В зависимости от способа сцепления затвора и ствола узлы запирания подразделяются на четыре вида:
а) узел запирания, в котором сцепление затвора и ствола производится поворотом запирающей детали вокруг оси, параллельной или перпендикулярной оси канала ствола, - это узел запирания с поршневым или качающимся затвором;
б) узел запирания, в котором сцепление затвора и ствола производится перемещением запирающей детали в направлении, перпендикулярном оси канала ствола, - это узел запирания с клиновым затвором;
в) узел запирания, в котором сцепление затвора и ствола осуществляется перемещением специальных упоров или защелок, находящихся на затворе;
г) узел запирания, в котором сцепление ствола и затвора производится кривошипно-шатунным механизмом.
Рис 2.29 Схема работы замкнутого узла запирания с гильзой
Из-за жестких требований, предъявляемых к оружию, особенно к оружию автоматическому, детали узла запирания должны иметь минимальные массы и размеры. При этом детали узла запирания должны быть не только прочными, но и работать только в пределах упругих деформаций, величина которых часто ограничивается, исходя из условия обеспечения прочности гильзы.
Прочность гильзы при выстреле зависит не только от ее конструкции, но также и от жесткости узла запирания. Рассмотрим взаимодействие при выстреле гильзы и замкнутого узла запирания.
После досылки патрона в камору между наружной поверхностью корпуса гильзы 2 и стенками патронника 1 (каморы) имеется начальный диаметральный зазор (рис 2.29). Независимо от конструкции затвора между дном гильзы и зеркалом затвора 3, как правило, имеется начальный осевой зазор . Для орудий среднего калибра = 0,15 ..0,4 мм, = 0,4 ..1,5 мм. В клиновых затворах осевой зазор необходим для обеспечения точной установки бойка ударного механизма строго на оси канала ствола и надежного воспламенения капсюля при работе ударного механизма.
В поршневых затворах этот зазор обеспечивает гарантированный поворот поршня на строго определенный угол для полного сцепления боевых выступов поршня с нарезными секторами гнезда затвора в казеннике
Указанный зазор необходим также для быстрого и надежного заряжания орудия при тяжелых условиях эксплуатации, когда в камору или на гильзу и затвор может попасть некоторое количество пыли, песка и т. п.
При выстреле (до начала смещения снаряда относительно дульца гильзы) гильзу можно рассматривать как замкнутую тонкостенную оболочку, деформирующуюся сначала упруго, а затем и пластически Наибольшие деформации распространяются на скат и переднюю часть корпуса гильзы, где стенки имеют наименьшую толщину и более низкий предел упругого сопротивления
К моменту времени, соответствующему достижению величины давления форсирования пороховых газов (10.. 50 МПа), в канале ствола радиальный зазор ц0, как правило, выбирается всей гильзой за исключением придонного участка, на котором стенки гильзы имеют значительную толщину. С момента смещения снаряда из дульца гильза становится незамкнутой оболочкой, в результате чего под действием силы давления пороховых газов на дно гильзы последняя может смещаться в сторону затвора. Усилие, удерживающее гильзу от этого смещения, определяется силой сопротивления, возникающей на скате гильзы, и силой трения на корпусе гильзы. С этого момента времени начинается выбор осевого зазора , который в зависимости от соотношения указанных выше осевых сил определяется либо смещением гильзы в сторону затвора (если сила давления на дно гильзы больше сил сопротивления, удерживающих гильзу), либо деформациями гильзы в случае обратного соотношения сил. В некоторый момент времени дно гильзы плотно прижимается к зеркалу затвора При этом в стенках нижней части корпуса гильзы возникают осевые растягивающие напряжения, на величину которых влияет начальный осевой затвор.
По мере роста давления увеличиваются радиальные и осевые деформации гильзы за счет увеличения упругих радиальных деформаций стенок каморы и упругих осевых деформаций деталей узла запирания.
К моменту максимального давления пороховых газов вся поверхность гильзы (за исключением незначительных участков, прилегающих ко дну и срезу дульца) оказывается плотно прижатой к стенкам патронника. Усилие, препятствующее смещению гильзы в сторону затвора, к этому моменту значительно возрастает, передняя часть гильзы не может смещаться, то есть гильза заклинивается. При этом из-за упругих осевых деформаций узла запирания происходит смещение зеркала затвора в сторону казенной части ствола. Указанные обстоятельства при недостаточной прочности стенок гильзы и при больших осевых деформациях могут привести к поперечному разрыву гильзы.
Осевое смещение дна гильзы, как за счет выбора начального осевого зазора, так и из-за осевой упругой деформации узла запирания, приводит к увеличению и радиальных пластических деформаций, особенно нижней части корпуса гильзы. Это объясняется тем, что даже так называемые цилиндрические гильзы имеют некоторую конусность, которой соответствует и поверхность каморы.
При спаде давления пороховых газов и уменьшении упругих радиальных деформаций каморы и упругих осевых деформаций деталей узла запирания конусная гильза, получившая пластические радиальные и осевые деформации, зеркалом затвора продвигается вперед в конусную камору, в результате чего конечный радиальный зазор между каморой и гильзой уменьшается, а в отдельных случаях между гильзой и каморой образуется натяг, особенно в задней части корпуса гильзы.
После выстрела зеркало затвора не возвращается в исходное положение, гильза защемляется в каморе, в результате образуется натяг между зеркалом затора и дном гильзы, между опорными поверхностями затвора и казенника.
Появление указанного натяга приводит, с одной стороны, к увеличению энергии, потребной для открывания затвора после выстрела, а, с другой стороны, к необходимости придавать клину или поршню такую форму, чтобы в начале их движения при открывании осуществлялся отход зеркала затвора от дна стреляной гильзы. Защемление гильзы в каморе приводит к ухудшению условий экстракции гильзы и необходимости ее страгивания относительно каморы в начале процесса зкстрактирования.
- Предисловие
- 1.2. Современные артиллерийские комплексы
- 1.2.1.Ствольные артиллерийские комплексы
- 1.2.2 Реактивные артиллерийские комплексы
- 1.3 Структура, общее устройство и принцип действия артиллерийского ствольного орудия
- 1.3.1. Общее устройство орудия
- 1.3.2. Явление выстрела в канале ствола
- 1.4. Основные характеристики орудий
- 1.5. Типы артиллерийских ствольных орудий. Классификация орудий
- 1.6. Требования, предъявляемые к артиллерийским системам
- Могущество боевого действия
- Маневренность
- Надежность и долговечность
- Физиологические нагрузки на орудийный расчет
- Эксплуатационные требования
- Производственно-экономические требования
- 2.Стволы, казенники и затворы
- 2.1.Стволы
- 2.1.1.Требования к стволам и условия их работоспособности
- 2.1.2. Типовые конструктивные схемы стволов.
- 2.1.3. Прочность стволов
- 2.1.4. Нагрев и искусственное охлаждение стволов
- 2.1.5. Живучесть стволов
- 2.2. Казенники
- 2.3. Затворы и их агрегаты
- 2.3.1. Типы узлов запирания канала ствола. Взаимодействие замкнутого узла запирания с гильзой при выстреле
- 2.3.2.Требования, предъявляемые к затворам. Классификация затворов
- 2.3.3. Клиновые затворы и их приводы
- 2.3.4. Поршневые затворы и их приводы
- 2.3.5.Экстрактирующие выбрасывающие устройства
- 2.3.6. Механизмы производства выстрела
- 2.4 Дульные газодинамические устройства
- 3. Лафеты
- Общее устройство
- Лафет как боевой станок
- 3.1.2. Лафет как повозка
- 3.2. Люльки
- 3.3. Противооткатные устройства
- 3.3.1. Накатники
- 3.3.2. Гидравлические тормоза отката
- 3.3.3. Газы и жидкости, применяемые в противооткатных устройствах
- 3.3.4. Уплотнения и вентили в противооткатных устройствах
- 3.48. Уплотнение методом точной пригонки
- 3.4. Верхние станки.
- 3.5. Уравновешивающие механизмы
- 3.5.1. Способы уравновешивания качающейся части орудия
- 3.5.2. Типы уравновешивающих механизмов
- 3.5.3. Сравнительная оценка и регулировка уравновешивающих , механизмов
- 3.6. Механизмы наводки
- 3.6.1. Подъемные механизмы
- 3.6.2. Поворотные механизмы
- 3.6.3. Сдающие устройства
- 3.7. Нижние станки
- 3.8. Ходовые части лафета
- 3.9. Транспортные базы
- 4. Механизация заряжания артиллерийских орудий
- 4.1.Обоснование механизации и автоматизации процессов заряжания артиллерийских орудий
- 4.2.Состав механизмов заряжания и требования к ним
- 4.3.Боеукладки орудий среднего и крупного калибров
- 4.4. Механизмы подачи
- 4.5. Артиллерийские досылатели
- 4.6. Некоторые пути совершенствования механизмов заряжания
- 4.7. Роботизация артиллерийских комплексов
- 5. Артиллерийские прицелы и приборы
- 5.1. Мера углов, принятая в артиллерии
- 5.2. Сущность прицеливания орудий
- 5.3. Требования к прицелам. Классификация прицелов
- 5.4.Основные элементы прицела. Орудийная панорама и квадрант
- 5.5. Горизонтальная наводка орудий
- 5.6. Вертикальная наводка орудий
- 5.7. Кинематические схемы прицелов
- 5.8. Противотанковые и танковые прицелы
- 5.9. Зенитные прицелы
- 5.10. Электронно-оптические приборы
- 5.11. Артиллерийская буссоль. Стереоскопические дальномеры
- 6. Самоходная, танковая и корабельная артиллерия
- 6.1. Артиллерийские боевые гусеничные машины
- 6.1.1. Классификация артиллерийских бгм
- 6.1.2. Составные части боевых военных гусеничных машин
- 6.1.3. Особенности устройства артиллерийских частей
- 6.1.4 Особенности обеспечения условий устойчивости артиллерийских бгм.
- 6.1.5. Направления развития артиллерийских бгм
- 6.2. Танковая артиллерия
- 6.2.1. Назначение танков
- 6.2.2. Система оружия танка
- 6.2.3. Основные характеристики системы оружия танка
- 6.2.4. Особенности танковых пушек
- 6.2.5. Автомат заряжания
- 6.2.6. Направления развития танковых пушек
- 6.3. Корабельное артиллерийское вооружение
- 6.3.1. Структура, общее устройство и принципы действия корабельных артиллерийских установок
- 6.3.2. Основные направления и эффективность боевого применения корабельной артиллерии
- 6.3.3. Тенденции развития корабельной артиллерии
- 7. Артиллерийские орудия особых схем
- 7.1. Минометы
- 7.2. Безоткатные орудия
- 7.3. Нетрадиционные методы повышения могущества ствольной артиллерии
- 7.3.1. Легкогазовые пушки
- 7.3.2. Электромагнитные пушки
- 7.3.3. Многокамерные орудия
- 7.3.4. Орудия на жидких метательных веществах
- 7.3.5. Орудия с выкатом ствола
- 8. Автоматическая артиллерия малых калибров
- 8.1. Области применения мап
- 8.2. Стрелковое оружие
- 8.2.1. Пистолеты и револьверы
- 8.2.2. Винтовки и карабины
- 8.2.3. Автоматы и пистолеты-пулеметы
- 8.2.4. Пулеметы
- 8.2.5. Гранатометы
- 8.2.6. Вопросы повышения темпа стрельбы
- 8.3. Двигатели автоматики
- 8.3.1. Структура автоматического оружия
- 8.3.2. Классификация двигателей автоматики
- 8.3.3. Системы с отдачей затвора
- 8.3.4. Системы с отдачей ствола
- 8.3.5. Газоотводные двигатели
- 8.3.6. Газовые регуляторы газоотводных устройств
- 8.4. Механизмы автоматического оружия
- 8.4. Общие требования к механизмам автоматического оружия
- 8.4.2. Особенности подающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.4. Механизмы открывания и закрывания канала ствола
- 8.4.5. Ускорительные механизмы
- 8.4.6. Подтяг патрона
- 8.4.7. Механизмы отпирания и запирания затвора
- 8.4.8. Механизмы воспламенения (производства выстрела)
- 8.5. Механизмы системы управления и регулирования автоматики
- 8.5.1. Спусковые механизмы
- 8.5.2. Предохранительные механизмы
- 8.5.3. Механизмы перезарядки оружия
- 8.5.4. Замедлительные механизмы
- 8.5.5. Механизмы противоотскока
- 8.5.6. Буферные устройства
- 8.6. Особенности охотничьего оружия
- 8.6.1. Механизмы охотничьего оружия
- Диаметры каналов стволов различных калибров
- 8.6.2. Типы охотничьего оружия
- 8.6.3. Боеприпасы охотничьего оружия
- 9. Боеприпасы артиллерии
- 9.1. Общее устройство боеприпасов
- Взрывчатые вещества и пороха. Боевые заряды
- Средства воспламенения
- 9 5. Снаряды
- 9.6. Взрыватели
- 9.7. Управляемые боеприпасы
- 9.7.1. Артиллерийские выстрелы с управляемыми боеприпасами объектов бронетанковой техники
- Ракета 9м119м (рис. 9.27) включает в себя:
- 9.7.2. Уас с полуактивным самонаведением на конечном участке траектории
- 9.7.3. Управляемые мины с пассивным инфракрасным самонаведением
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Калибр 35, 40, 50 мм
- Отечественные автоматические пушки
- Характеристики современных танковых пушек
- Тактико-технические данные корабельных артиллерийских установок
- Основные тактико-технические характеристики пистолетов-пулеметов
- Значения характеристик порохов