2.4 Дульные газодинамические устройства
Практически все современные образцы артиллерийских орудий, особенно автоматического оружия, имеют дульные газодинамические устройства (ДГУ), выполняющие те или иные функции по уменьшению влияния на стреляющего или на орудие нежелательных эффектов, сопровождающих выстрел. ДГУ работают в периоде последействия и используют энергию газов, выходящих из канала ствола вслед за зарядом. Вследствие этого они не ухудшают баллистические характеристики образцов. Кроме того, они, как правило, просты по устройству и отличаются высокой надежностью.
За счет ДГУ можно существенно снизить энергию отдачи, уменьшить пламенность выстрела и звуковое воздействие, а также исключить обратное пламя, уменьшить загазованность боевых отделений танков и самоходных орудий, повысить кучность стрельбы из автоматического оружия и так далее При этом часто различные функциональные назначения совмещаются в одном устройстве.
Основными требованиями к ДГУ являются следующие:
-они должны обеспечивать целевое назначение;
-звуковое воздействие выстрела на стреляющих должно находиться в допустимых пределах;
-видимость пламени, воздействие на грунт (пыль, снежные вихри) при выстреле должны быть минимальными и не демаскировать боевую позицию;
-кучность стрельбы из-за воздействия ДГУ на характер движения ствола не должна ухудшаться;
-применение ДГУ не должно заметно увеличивать массу и габариты всего оружия;
-конструкция ДГУ должна иметь простую форму, быть технологичной для производства;
-прочность элементов ДГУ и его живучесть не должны уступать прочности и живучести ствола.
Из приведенных требований следует, что, выполняя заданные функции, ДГУ не должны ухудшать (или, в крайнем случае, доводить до недопустимых пределов) другие эксплуатационные характеристики.
Наибольшее распространение среди ДГУ получили дульные тормоза, предназначенные для уменьшения энергии отдачи ствола или всего оружия за счет преобразования части энергии отдачи, возникающей при выстреле. Сущность работы дульного тормоза заключается в том, что после вылета снаряда (пули) из канала ствола пороховые газы попадают в полость дульного тормоза и через переднее и боковые отверстия истекают в атмосферу. Истечение пороховых газов через боковые каналы, которые могут быть направлены под различными углами к оси канала ствола, уменьшает осевую составляющую суммарного вектора количества движения пороховых газов, уменьшает осевую реакцию, действующую на ствол. К достоинству такой конструкции можно отнести то, что она не передает усилия на лафет, а замыкает его на ствол.
Эффективность дульного тормоза оценивается его энергетической характеристикой, которую принято выражать в процентах по следующей
, (2.21)
где Mo - масса откатных частей (полагают, что она практически не зависит от наличия дульного тормоза);
Wt - скорость свободного отката в конце периода последействия при отсутствии дульного тормоза;
Wtд - скорость свободного отката в конце периода последействия при наличии дульного тормоза.
Повышение эффективности дульного тормоза, как правило, сопровождается усилением звукового воздействия вследствие направленности возникающей дульной волны в сторону стреляющего, что является сдерживающим фактором для полного использования потенциальных возможностей дульного тормоза как противооткатного устройства.
Дульные тормоза классифицируют по конструктивным признакам, главными из которых являются: наличие или отсутствие диафрагмы (передней стенки); число камер; число рядов боковых отверстий; форма боковых отверстий.
Дульные тормоза без диафрагмы называют бескамерными (рис. 2.52). Внутренний диаметр полости бескамерного дульного тормоза чаще всего бывает больше калибра (рис. 2.52, а). Однако встречаются и калиберные дульные тормоза, у которых диаметр полости равен калибру (рис. 2.52, б). В ряде случаев они могут быть предпочтительнее, поскольку скорость снаряда, проходящего по такому тормозу, увеличивается до 2 %. К тому же он не влияет на начальные условия движения снаряда по траектории и поэтому не ухудшает кучность стрельбы. Бескамерные дульные тормоза могут выполняться как цельными со стволом, так и в виде отдельных насадок.
Дульные тормоза с диафрагмами называются камерными (рис. 2.53). Наибольшее распространение получили однокамерные
Рис 2.52 Бескамерные дульные тормоза
а - цилиндрический. 6 –ствольный
Рис 2.53 Камерные дульные тормоза
а - однокамерный оконным б - двухкамерный оконный, в - однокамерный сотовый, г - однокамерный щелевой.
и двухкамерные тормоза. По сравнению с бескамерными они могут обеспечивать большую эффективность за счет удара истекающего газа о диафрагму.
Форма боковых отверстий выбирается в виде квадратных или прямоугольных окон, поперечных или продольных щелей, круглых отверстий. В соответствии с этим они называются оконными, щелевыми или сотовыми. В пределах каждой камеры отверстия могут располагаться в один или несколько рядов.
В табл. 2.6 приведены некоторые конструктивные характеристики ряда отечественных артиллерийских орудий. В таблице приняты следующие обозначения: LT- расстояние от дульного среза ствола до переднего среза дульного тормоза; S - площадь канала ствола, So - площадь сечения бокового отверстия в передней диафрагме, SF - суммарная площадь боковых отверстий; - конструктивная характеристика дульного тормоза, вычисленная по методу Б. В Орлова; Е - энергетическая характеристика дульного тормоза при приведенном значении а.
При анализе работы дульных тормозов следует иметь в виду, что, уменьшая скорость отката и нагрузку на лафет, они ухудшают условия уравновешивания качающейся части артиллерийских орудий, создают повышенные избыточные давления в зоне работы обслуживающего персонала, демаскируют местонахождение орудия и затрудняют стрельбу прямой наводкой.
В стрелковом оружии применяются камерные оконные однорядные дульные тормоза.
Таблица 2.6
Характеристики дульных тормозов.
Индекс орудия | Калибр, d, мм | Тип дульного тормоза | LT/d | S0/S | SF/S |
|
|
2А-55 | 85 | Ствольный с 14 рядами круглых отверстий | 8,53 | 1,00 | 5,56 | 0,097 | - |
МТ-12 | 100 | Ствольный с 16 рядами круглых отверстий | 4,30 | 1,00 | 2,15 | 0,289 | 66,4 |
КИБ-227 | 100 | Ствольный с 14 рядами круглых отверстий | 10.20 | 1,00 | 5,50 | 0,017 | 81,9 |
С-60 | 57 | Цилиндрический с круглыми боковыми отверстиями | 4,38 | 1,66 | 4,94 | 0,431 | 37,3 |
М-46 | 130 | Цилиндрический с круглыми боковыми отверстиями | 3,54 | 1,31 | 2,90 | 0.560 | 28,6 |
С-23А | 180 | Однокамерный с круглыми боковыми отверстиями | 3,31 | 1,23 | 2,37 | 0,659 | - |
С-23А4 | 203,2 | Однокамерный с круглыми боковыми отверстиями | 3,18 | 1.19 | 2,71 | 0,478 | - |
Д-48 | 85 | Однокамерный с круглыми боковыми отверстиями | 4 94 | 1,38 | 7.73 | 0,347 | 49,7 |
Д-30 | 122 | Цилиндрический с поперечными пазами (5 рядов) | 4,22 | 1,22 | 4,66 | -0,261 | 44,9 |
М62-Т2 | 122 | Цилиндрический с поперечными пазами (6 рядов) | 4,05 | 1,17 | 1.09 | -0,015 | 58,8 |
МЛ-20 | 152.4 | Цилиндрический с поперечными пазами (12 рядов) | 3.51 | 1 13 | 3,51 | 0,328 | 31,5 |
2А-36 | 1524 | Цилиндрический с поперечными пазами (5 рядов) | 4,17 | 1,24 | 4 70 | 0,103 |
|
КС-19 | 100 | Однокамерный, с поперечными пазами (7 рядов) | 5,50 | 1,26 | 4.80 | 0,306 | 41.6 |
2Б-16 | 120 | Однокамерный решетчатый | 3.02 | 1.27 | 6.70 | 0,222 | — |
Д-13К | 125 | Однокамерный оконный | 2,72 | 2.56 | 8.68 | 0,026 | 47.3 |
4-26 | 57 | Двухкамерный оконный | 4.32 | 1.38 | 2.86 | -0.210 | 71,5 |
ЗИС-3 | 76,2 | Двухкамерный оконный | 3,82 | 1.22 | 4.93 | 0,052 | 43,0 |
Д-44 | 85 | Двухкамерный оконный | 3,41 | 1.38 | 6.66 | -0,183 | 62,2 |
Д-13 | 125 | Двухкамерный оконный | 2,64 | 2.74 | 5.84 | -0,149 | 54.2 |
Д-50 | 152.4 | Двухкамерный оконный | 2,82 | 1,13 | 4,56 | -0.075 | 32.4 |
2А-33 | 152,4 | Двухкамерный оконный | 4,13 | 1.13 | 7,55 | -0,026 | 45.7 |
Газовые локализаторы предназначены для формирования определенным образом истекающих из канала струй с целью предотвращения воздействия их на находящиеся вблизи предметы. Локализаторы авиапушек предназначаются для отвода пороховых газов в стороны в плоскости, безопасной для работы компрессора турбореактивного самолета. При истечении пороховых газов из канала ствола происходит настолько сильный отсос (эжекция) воздуха от воздухозаборника двигателя, что возникающее разрежение атмосферы в этой части самолета, может привести к его нестабильной работе и даже к полному выключению в случае стрельбы очередями.
При внешнем сходстве с дульными тормозами локализаторы обеспечивают отвод максимального количества пороховых газов в стороны при меньшем, чем обычно у тормозов, изменении импульса отдачи. Локализаторы имеют камеру увеличенной длины с многорядным расположением окон.
Газовые компенсаторы или стабилизаторы устойчивости оружия при выстреле представляют собой надульные устройства типа дульного тормоза, имеющие в отличие от последнего несимметрично расположенные относительно оси канала ствола боковые каналы (рис. 2.54). Несимметричное расположение окон боковых каналов позволяет создать поперечную (боковую) реакцию на-Дульного устройства на ствол и тем самым компенсировать действие момента от динамической пары, опрокидывающей оружие при выстреле. Боковые каналы могут быть выполнены с несимметричным расположением окон (рис. 2.54, а) и с симметричным
Рис 2.54 Схемы компенсаторов
Рис. 2.55. Кососрезанный компенсатор автомата Калашникова
расположением окон разного размера (рис. 2.54, б). Главная задача — подобрать размеры боковых каналов и их взаимное расположение так, чтобы возникающие осевые и боковые усилия обеспечивали требуемое положение оси канала ствола перед очередным выстрелом.
Типичные компенсаторы автоматического оружия имеют вид кососрезанных цилиндрических и конических насадок (рис. 2.55) и могут стабилизировать оружие в одной или двух плоскостях.
Пламягасители - дульные газодинамические устройства, служащие для уменьшения демаскирующего действия пламени за счет снижения температуры и давления пороховых газов, вытекающих из канала ствола (рис. 2.56). Обычно они применяются для стрелкового оружия.
Пламегасители с коническим раструбом позволяют использовать их для увеличения скорости откатных частей. Они называются также усилителями отдачи.
Рис 2.56 Конструктивные типы пламегасителей
а — конический (сопловой), б - щелевой, в – комбинированный
Рис 2.57 Схема глушителя звука выстрела
Щелевые пламегасители можно назвать устройствами распылительного действия, работа их основана на расчленении струи пороховых газов на ряд мелких составляющих, направленных перпендикулярно оси канала ствола. Такой пламегаситель является более эффективным, так как в нем обеспечивается интенсивное догорание пороховых частиц и охлаждение газов вследствие большой площади поверхности контакта газовой струи с воздухом.
При несимметричном отводе газов через боковые щели пламегасителя такое устройство работает в качестве компенсатора.
Глушители предназначены для уменьшения звукового эффекта, возникающего при выстреле, и представляют собой емкость для поступающих из канала ствола пороховых газов (рис. 2.57).
Сущность действия глушителей состоит в резком увеличении времени выхода пороховых газов в атмосферу, а также в снижении их кинетической энергии за счет охлаждения при расширении и соприкосновении с металлическими стенками корпуса глушителя или специальными теплоемкими устройствами, помещаемыми в глушитель.
Одним из простых конструктивных решений является задержка пороховых газов при помощи специальной упругой обтюрирующей прокладки. Она устанавливается в первой камере глушителя, пробивается пулей и отсекает пороховые газы при упругом восстановлении. Применение указанного способа является неудобным из-за необходимости частой смены обтюратора для получения эффективного глушения звука.
Следует иметь в виду, что установкой глушителя невозможно устранить звук, возникающий при образовании баллистической волны, сопровождающей движение пули со сверхзвуковой скоростью. Поэтому для бесшумного оружия применяются специальные патроны с уменьшенным зарядом и дозвуковой начальной скоростью пули.
Эжекторы - особый вид ДГУ. При стрельбе из артиллерийского орудия, находящегося в башне (танка, самоходной установки, корабля, каземата и др), происходит задымление боевого отделения пороховыми газами, остающимися в экстрактированных гильзах, а также газами, частично вытекающими из каморы при открывании затвора. Это вызывает вредное воздействие на обслуживающий боевой расчет (газы содержат до 40 % окиси углерода).
Для надежного и быстрого удаления пороховых газов применяются различные специальные механизмы и устройства для продувания канала ствола. Например, часто применяется механизм продувания сжатым воздухом Работа этого механизма заключается в том, что после открывания затвора или экстрактирования гильзы в канал ствола через сопла, расположенные в казеннике, подается воздух под давлением 1...4 МПа, который, протекая с большой скоростью через канал ствола, увлекает за собой оставшиеся пороховые газы и несгоревшие частицы пороха. Это предотвращает и появление обратного пламени. При этом способе продувания необходимо иметь баллоны с сжатым воздухом или компрессорные установки. Расход воздуха на каждое продувание составляет 20.. 40 % от объема канала ствола.
Более современным и наиболее распространенным способом продувания является продувка с использованием эжектора.
Эжектор (рис. 2.58) представляет собой цилиндр (ресивер), надетый на ствол так, что между внутренней поверхностью последнего и наружной поверхностью ствола образуется резервуар, объем которого определяется заранее.
Ресивер эжекционного устройства располагается на расстоянии 8...10 калибров, считая от дульного среза до середины ресивера, и может крепиться к стволу при помощи неразъемного (сварного) или разъемного соединения. В случае неразъемного соединения ресивер приваривается только с одной стороны для исключения влияния температурных расширений.
Полость ресивера соединяется с полостью канала ствола отверстиями, имеющими наклон а в сторону дульного среза. Во время выстрела, после прохождения снарядом зоны эжекционных отверстий, пороховые газы заполняют полость ресивера. Заполнение проходит до тех пор, пока давление в полости ресивера и канала ствола не сравняются. После вылета снаряда при снижении
Рис 2 58 Схема эжектора с клапаном
1 - цилиндр (ресивер), 2 – клан, 3 - втулка ,4,5 – уплотнения
давления в канале ствола начнется обратное перетекание газов из резервуара по направлению к дульному срезу. Из-за наклона отверстий в сторону дульного среза резко возрастает скорость истечения пороховых газов.
Увеличение скорости газов приводит к падению давления в истекающем потоке. При этом пороховые газы, находящиеся в казенной части ствола, а также воздух, проникающий в канал при открывании затвора, будут эжектироваться (засасываться) с определенной скоростью в сторону дульного среза и продувать канал ствола.
Время истечения пороховых газов из резервуара должно быть больше времени последействия и больше времени открывания затвора и экстрактирования гильзы.
Проектирование механизма эжекторного типа обычно заключается в установлении количества сопел, их наклона к оси канала, наименьшего диаметра, объема резервуара и времени действия механизма для надежного продувания канала ствола.
Описанный способ наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к механизмам продувания, которые включают в себя, полное продувание канала; автоматическое действие после каждого выстрела; сохранение скорострельности орудия; простота устройства и безопасность работы его.
Следует отметить, что применение эжекторов из-за наличия отверстий в стенке ствола накладывает дополнительные требования при обеспечении прочности ствола в зоне их расположения. Кроме того, горячие, истекающие через отверстия пороховые газы могут вызывать эрозию металла ствола, особенно в зоне острой кромки при выходе из отверстий в канал ствола. Для уменьшения этого отрицательного явления обычно в отверстия вставляются специальные втулки, изготовленные из тугоплавких металлов.
- Предисловие
- 1.2. Современные артиллерийские комплексы
- 1.2.1.Ствольные артиллерийские комплексы
- 1.2.2 Реактивные артиллерийские комплексы
- 1.3 Структура, общее устройство и принцип действия артиллерийского ствольного орудия
- 1.3.1. Общее устройство орудия
- 1.3.2. Явление выстрела в канале ствола
- 1.4. Основные характеристики орудий
- 1.5. Типы артиллерийских ствольных орудий. Классификация орудий
- 1.6. Требования, предъявляемые к артиллерийским системам
- Могущество боевого действия
- Маневренность
- Надежность и долговечность
- Физиологические нагрузки на орудийный расчет
- Эксплуатационные требования
- Производственно-экономические требования
- 2.Стволы, казенники и затворы
- 2.1.Стволы
- 2.1.1.Требования к стволам и условия их работоспособности
- 2.1.2. Типовые конструктивные схемы стволов.
- 2.1.3. Прочность стволов
- 2.1.4. Нагрев и искусственное охлаждение стволов
- 2.1.5. Живучесть стволов
- 2.2. Казенники
- 2.3. Затворы и их агрегаты
- 2.3.1. Типы узлов запирания канала ствола. Взаимодействие замкнутого узла запирания с гильзой при выстреле
- 2.3.2.Требования, предъявляемые к затворам. Классификация затворов
- 2.3.3. Клиновые затворы и их приводы
- 2.3.4. Поршневые затворы и их приводы
- 2.3.5.Экстрактирующие выбрасывающие устройства
- 2.3.6. Механизмы производства выстрела
- 2.4 Дульные газодинамические устройства
- 3. Лафеты
- Общее устройство
- Лафет как боевой станок
- 3.1.2. Лафет как повозка
- 3.2. Люльки
- 3.3. Противооткатные устройства
- 3.3.1. Накатники
- 3.3.2. Гидравлические тормоза отката
- 3.3.3. Газы и жидкости, применяемые в противооткатных устройствах
- 3.3.4. Уплотнения и вентили в противооткатных устройствах
- 3.48. Уплотнение методом точной пригонки
- 3.4. Верхние станки.
- 3.5. Уравновешивающие механизмы
- 3.5.1. Способы уравновешивания качающейся части орудия
- 3.5.2. Типы уравновешивающих механизмов
- 3.5.3. Сравнительная оценка и регулировка уравновешивающих , механизмов
- 3.6. Механизмы наводки
- 3.6.1. Подъемные механизмы
- 3.6.2. Поворотные механизмы
- 3.6.3. Сдающие устройства
- 3.7. Нижние станки
- 3.8. Ходовые части лафета
- 3.9. Транспортные базы
- 4. Механизация заряжания артиллерийских орудий
- 4.1.Обоснование механизации и автоматизации процессов заряжания артиллерийских орудий
- 4.2.Состав механизмов заряжания и требования к ним
- 4.3.Боеукладки орудий среднего и крупного калибров
- 4.4. Механизмы подачи
- 4.5. Артиллерийские досылатели
- 4.6. Некоторые пути совершенствования механизмов заряжания
- 4.7. Роботизация артиллерийских комплексов
- 5. Артиллерийские прицелы и приборы
- 5.1. Мера углов, принятая в артиллерии
- 5.2. Сущность прицеливания орудий
- 5.3. Требования к прицелам. Классификация прицелов
- 5.4.Основные элементы прицела. Орудийная панорама и квадрант
- 5.5. Горизонтальная наводка орудий
- 5.6. Вертикальная наводка орудий
- 5.7. Кинематические схемы прицелов
- 5.8. Противотанковые и танковые прицелы
- 5.9. Зенитные прицелы
- 5.10. Электронно-оптические приборы
- 5.11. Артиллерийская буссоль. Стереоскопические дальномеры
- 6. Самоходная, танковая и корабельная артиллерия
- 6.1. Артиллерийские боевые гусеничные машины
- 6.1.1. Классификация артиллерийских бгм
- 6.1.2. Составные части боевых военных гусеничных машин
- 6.1.3. Особенности устройства артиллерийских частей
- 6.1.4 Особенности обеспечения условий устойчивости артиллерийских бгм.
- 6.1.5. Направления развития артиллерийских бгм
- 6.2. Танковая артиллерия
- 6.2.1. Назначение танков
- 6.2.2. Система оружия танка
- 6.2.3. Основные характеристики системы оружия танка
- 6.2.4. Особенности танковых пушек
- 6.2.5. Автомат заряжания
- 6.2.6. Направления развития танковых пушек
- 6.3. Корабельное артиллерийское вооружение
- 6.3.1. Структура, общее устройство и принципы действия корабельных артиллерийских установок
- 6.3.2. Основные направления и эффективность боевого применения корабельной артиллерии
- 6.3.3. Тенденции развития корабельной артиллерии
- 7. Артиллерийские орудия особых схем
- 7.1. Минометы
- 7.2. Безоткатные орудия
- 7.3. Нетрадиционные методы повышения могущества ствольной артиллерии
- 7.3.1. Легкогазовые пушки
- 7.3.2. Электромагнитные пушки
- 7.3.3. Многокамерные орудия
- 7.3.4. Орудия на жидких метательных веществах
- 7.3.5. Орудия с выкатом ствола
- 8. Автоматическая артиллерия малых калибров
- 8.1. Области применения мап
- 8.2. Стрелковое оружие
- 8.2.1. Пистолеты и револьверы
- 8.2.2. Винтовки и карабины
- 8.2.3. Автоматы и пистолеты-пулеметы
- 8.2.4. Пулеметы
- 8.2.5. Гранатометы
- 8.2.6. Вопросы повышения темпа стрельбы
- 8.3. Двигатели автоматики
- 8.3.1. Структура автоматического оружия
- 8.3.2. Классификация двигателей автоматики
- 8.3.3. Системы с отдачей затвора
- 8.3.4. Системы с отдачей ствола
- 8.3.5. Газоотводные двигатели
- 8.3.6. Газовые регуляторы газоотводных устройств
- 8.4. Механизмы автоматического оружия
- 8.4. Общие требования к механизмам автоматического оружия
- 8.4.2. Особенности подающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.4. Механизмы открывания и закрывания канала ствола
- 8.4.5. Ускорительные механизмы
- 8.4.6. Подтяг патрона
- 8.4.7. Механизмы отпирания и запирания затвора
- 8.4.8. Механизмы воспламенения (производства выстрела)
- 8.5. Механизмы системы управления и регулирования автоматики
- 8.5.1. Спусковые механизмы
- 8.5.2. Предохранительные механизмы
- 8.5.3. Механизмы перезарядки оружия
- 8.5.4. Замедлительные механизмы
- 8.5.5. Механизмы противоотскока
- 8.5.6. Буферные устройства
- 8.6. Особенности охотничьего оружия
- 8.6.1. Механизмы охотничьего оружия
- Диаметры каналов стволов различных калибров
- 8.6.2. Типы охотничьего оружия
- 8.6.3. Боеприпасы охотничьего оружия
- 9. Боеприпасы артиллерии
- 9.1. Общее устройство боеприпасов
- Взрывчатые вещества и пороха. Боевые заряды
- Средства воспламенения
- 9 5. Снаряды
- 9.6. Взрыватели
- 9.7. Управляемые боеприпасы
- 9.7.1. Артиллерийские выстрелы с управляемыми боеприпасами объектов бронетанковой техники
- Ракета 9м119м (рис. 9.27) включает в себя:
- 9.7.2. Уас с полуактивным самонаведением на конечном участке траектории
- 9.7.3. Управляемые мины с пассивным инфракрасным самонаведением
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Калибр 35, 40, 50 мм
- Отечественные автоматические пушки
- Характеристики современных танковых пушек
- Тактико-технические данные корабельных артиллерийских установок
- Основные тактико-технические характеристики пистолетов-пулеметов
- Значения характеристик порохов