logo search
Физические основы функционирования вооружения

6.1.3. Особенности устройства артиллерийских частей

Особенности устройства артиллерийских частей БГМ оп­ределяются спецификой их боевого применения:

устройство пушки с механизмом продувки ствола;

наличие механизма заряжания и досылки боеприпасов;

наличие системы обеспечения жизнедеятельности;

применение электрических и гидравлических механизмов наве­дения;

введение конструктивных изменений в противооткатные уст­ройства;

способы установки качающейся части (КЧ) орудия в САУ.

Устройство пушки БГМ мало отличается от аналогичных кон­струкций буксируемых орудий, но в этих орудиях отсутствует ниж­ний станок, роль которого выполняет сам носитель и, как правило, применяется мощный дульный тормоз.

Продувка канала ствола необходима для очистки боевого отде­ления от пороховых газов после выстрела, а также исключение об­ратного пламени при открывании затвора после выстрела. Приме­няются как вентиляционные установки, так и эжекторы (2.55), установленные концентрично или эксцентрично со стволом. Вен­тиляционные устройства требуют наличия баллона с высоким давлением или автономного нагнетателя. Эжектор на стволе не обеспечивает эффективную продувку придонных пороховых газов и создает концентратор напряжений в стволе, ухудшающий его прочность. Эффективность того или иного устройства определяет­ся максимальным перепадом давления и объема продуваемого газа, а также временем продувки. Наибольшую эффективность получают при совместном их использовании

На современных артиллерийских БГМ, как и в танках, широко используются механизмы заряжания или автоматы заряжания (A3), которые обеспечивают повышение скорострельности артиллерий­ского орудия. При этом подача может быть с грунта (ленточными подавателями, электрическими или гидравлическими подъемни­ками) или из боеукладки специализированными механизмами заряжания.

Для бронированных БГМ условия обитаемости и работы экипажа должны удовлетворять требованиям необходимого объема. Так, для наводчика рабочий объем должен быть не менее 0,7...0,8 м3 для командира 0,6. .0,7 м3 и при ручном заряжании 1,0. .1,1 м3.

Для создания нормальных условий рабочие места не должны стеснять действия экипажа. Исполнительные органы механизмов наведения и управления должны быть расположены таким образом, чтобы доступ к ним был легким, и работа на них не вызывала фи­зического утомления и напряжения. Для исключения травмирова­ния экипажа в зоне работы механизмов должны быть предусмотрены соответствующие ограждения и блокировки. Воздух, поступающий в боевое отделение, должен быть чистым, охлажденным и в долж­ном количестве. Кресла экипажа должны иметь регулировку уста­новки по высоте и длине, а также откидные спинки, позволяющие обеспечивать удобную посадку и возможность отдыха экипажа на марше.

Для преодоления зоны химического заражения или зоны, на­сыщенной продуктами ядерного взрыва, машина должна быть оборудована комплектом приборов и систем, обеспечивающих полную герметизацию мест нахождения экипажа с одновремен­ным обеспечением условий его жизнедеятельности в герметизи­рованном объеме.

Для входа в боевое отделение в корпусе машины должно быть предусмотрено необходимое количество люков и лазов, обеспечи­вающих удобный вход и выход экипажа, его общение между собой, а также подачу боекомплекта извне.

В силу малости боевого отделения (для уменьшения силуэта САУ), более жесткие требования предъявляются к работе ПОУ, так как длины отката должны быть не более 300 ..500 мм, а, следователь­но, более высокие значения будут иметь силы сопротивления отка­ту и более тяжелые температурные условия для функционирования ПОУ. В связи с этим на стволах орудий используются дульные тормоза повышенной эффективности (как правило, более 50 %), однако высокая эффективность дульного тормоза увеличивает пыль­ную завесу при стрельбе.

Размеры машины определяются, прежде всего, допустимыми габаритами при транспортировке по железной дороге (ширина не более 3,25 м, высота не более 3,9 м и длина не более длины плат­формы), а также выполнением требований по плавучести машины при преодолении водных преград Минимальный запас плавучести должен быть не менее 25 % от веса машины