logo search
Физические основы функционирования вооружения

6.1.5. Направления развития артиллерийских бгм

Анализ развития вооружения показывает, что в последнее время особое внимание уделяется созданию и применению высоко­точного оружия, обеспечивающего эффективное поражение цели первым-вторым выстрелами Именно поэтому повышение скоро­стрельности и точности (меткости и кучности) стрельбы из АБГМ и стало главной задачей их модернизации Повышение маневрен­ности и подвижности при возрастающем могуществе АБГМ требу­ет постоянного совершенствования ходовой части и вспомогатель­ных механизмов орудия. По мере развития бронетанковой и авто­мобильной техники все большее применение получают различные электрогидравлические устройства, гидродинамические передачи и гидросистемы, что объясняется рядом преимуществ гидромашин и гидропередач по сравнению с механическими: меньшими габа­ритными размерами и весом при надежности в работе; простотой преобразования одного вида энергии в другой при независимом расположении в пространстве гидронасоса и гидродвигателя. Это создает большие удобства при компоновке машин: с широким диа­пазоном бесступенчатого регулирования выходных скоростей при достаточно высоких КПД; простотой управления режимом работы гидравлической машины и гидравлической передачи; простотой предохранения приводного двигателя или ведущего звена от пере­грузок или ударных нагрузок. Однако имеются и существенные не­достатки, связанные с замедлением скорости их функционирования при низких температурах.

Быстрое развитие радиоэлектроники и лазерных технологий способствуют совершенствованию систем обнаружения и выработ­ки исходных данных, сопровождения управляемых снарядов и, как результат, повышения эффективности и дальности стрельбы. Все это увеличивает стоимость системы управления огнем и всего об­разца вооружения.

За последние годы во многих армиях получили широкое рас­пространение боевые разведывательные машины (БРМ) - преиму­щественно колесные, легкобронированные с малокалиберным пу­шечным или пулеметным вооружением. В армии России и ряда других стран на вооружении состоят бронированные разведыва­тельно-дозорные машины (БРДМ), имеющие специальные навига­ционное и разведывательное оборудование.

Самоходные гаубицы, пушки-гаубицы, системы залпового огня и минометы традиционно выполняется на легком гусеничном шасси. Последним сейчас уделяется большое внимание. Достоинство са­моходного миномета перед транспортируемыми заключается в том, что он может вести огонь и меняет свою позицию раньше, чем про­тивник организует ответную стрельбу. Примером такой системы является 120-мм самоходная гаубица-миномет 2С9 «Нона», которая сочетает в себе возможности ведения навесного огня (мино­мет) и прямого огня (гаубица-пушка). Внешне 2С9 напоми­нает легкий танк (рис. 6 7), но его основным вооружением является 120-мм нарезной казнозарядный миномет с двухтактным затвором клин-рама

Рис. 120-мм самоходная гаубица миномет 2С9 «Нона»

для картузного заряжания. В башне находится наводчик и заря­жающий, командир машины расположен слева в передней части корпуса, также имеется механик-водитель. Боевые возможности установки значительно повышаются за счет того, что она плаваю­щая и может десантироваться на парашюте. При стрельбе установка опускается на гидропневматической подвеске. На базе БТР-80 в ко­лесном варианте исполнения был реализован самоходный нарезной миномет 2С23 «Нона-СВК» с уникальным орудием, не имеющим аналогов в мире. Все модификации «Ноны» имеют единый боеком­плект и баллистику. Такого сочетания боеприпасов, как у «Ноны», не было и нет ни у одной артсистемы. Колесный ход обеспечивает большую мобильность и надежность, особенно при переброске техники своим ходом на большие расстояния и по каменистым дорогам. Такие минометы планируется иметь практически во всех разрабатываемых семейства легких БМ. Например, во Франции создан 81-мм самоходный миномет на базе БМП АМХ-10Р, в Гер­мании проведены испытания 120-мм образца на шасси брониро­ванной машины «Пума», в Великобритании разработан 120-мм самоходный миномет на шасси БТР M 113.

Кроме того, желательно использовать принцип модульности конструкции, позволяющий переход с гусеничной базы на колес­ную и наоборот, что отвечает требованиям унификации и стандар­тизации.