logo search
Физические основы функционирования вооружения

4.3.Боеукладки орудий среднего и крупного калибров

Боеукладками называют устройства для хранения боепри­пасов в корпусе САО или танка. Они могут быть немеханизиро­ванными и механизированными (или автоматизированными).

К боеукладкам предъявляются следующие специфические тре­бования:

максимальная емкость и полнота использования объема при обеспечении удобства работы личного состава, при эксплуатации орудия;

надежное крепление боеприпасов в боеукладке;

минимальные время и трудозатраты на извлечение требуемого боеприпаса из боеукладки;

минимальная масса конструкции боеукладки.

Кроме того, желательно, чтобы снаряды в боеукладке распола­гались горизонтально, во избежание нарушения работоспособного состояния взрывателей некоторых типов при подрыве под днищем САО противотанковой мины.

Немеханизированные боеукладки представляют собой жесткие крепления боеприпасов, например, в баках-стеллажах (в танке), на броне внутри башни или корпуса и т. п. Выбранный боеприпас из них извлекается вручную. Примеры таких укладок приведены на рис. 4.2—4.4. Крепление боеприпасов в таких укладках может быть лирочным, барашковым, хомутовым, стеллажным.

Рис. 4.2. Крепление снарядов в переднем баке-стеллаже:

а - осколочно-фугасного; б - кумулятивного; 1 - диск; 2 - защелка (стрелками показаны направления перемещения соответственно диска, защелок и снарядов при их извлечении

из боеукладки)

Рис. 4.3. Крепление снарядов в хомутовой укладке:

а - бронейбойно-подкалиберного; б - кумуля­тивного; в - осколочно-фугасного; 1 — чашка; 2 - хомут; 3 - замок хомута

Рис. 4.4. Карусельная и стеллажная бое­укладки:

1 - карусель с гнездами для снарядов; 2 - по­гон карусели; 3 - стеллаж с ячейками для сна­рядов; 4 - плита для крепления боеприпасов на походе; 5 - пневмопружинный стопор

Механизированные или автоматизированные боеукладки вы­полняют и дополнительные функции - выбор и выдачу (или пода­чу) по команде требуемого боеприпаса.

Они могут располагаться на качающейся части орудия, в нише башни, в корпусе танка или САО. Для САО характерно расположе­ние этих устройств на качающейся части орудия (например, для безбашенного орудия VK-155), в нише башни (отечественное 152-мм САО «Мста-С»), а для танков - в нижней части корпуса (1-12 и др.).

Это обусловлено тем, что танки в ходе боевых действий явля­ются, как правило, наблюдаемой целью и подвергаются обстрелу (обычно прямой наводкой), поэтому их боекомплект должен нахо­диться в максимально защищенном месте. Кроме того, чтобы пони­зить вероятность поражения танка, минимизируют его размеры, в частности, размеры башни. Это существенно препятствует раз­мещению в ней механизированной укладки с достаточным количе­ством боеприпасов, хотя известны примеры и таких компоновок. САО, как правило, не являются наблюдаемой целью, обеспечивают возможность стрельбы на больших углах возвышения, поэтому ха­рактеризуются большими габаритами. Объем башни САО позволя­ет разместить в ее нише механизированную боеукладку с приемле­мым количеством боеприпасов.

Следует отметить, что расположение укладки на качающейся части орудия, несмотря на такое важное преимущество, как ее по­стоянное согласование с положением казенника, имеет и очень су­щественные недостатки: малая емкость боеукладки; значительное нарушение уравновешенности качающейся части при расходова­нии боеприпасов; большая мощность приводов наводки.

Поэтому наиболее рациональной является компоновка боеук­ладки в нише башни САО, обеспечивающая ее согласование с плос­костью стрельбы. Согласование механизированной укладки с ка­чающейся частью орудия в вертикальной плоскости обеспечивается с помощью, например, рычажного механизма подачи (согласователя), представленного на рис. 4.5.

Некоторые типы боеукладок для орудий малого калибра могут быть совмещены с механизмами подачи, например, магазины, по­этому их рассмотрим ниже при анализе механизмов подачи.

В САО средних и крупных калибров и в танках получили рас­пространение механизированные боеукладки карусельного типа и в виде замкнутого транспортера, состоящего из шарнирно соеди­ненных звеньев. Эти звенья представляют собой гнезда для бое­припасов, оси которых располагаются параллельно.

Рис. 4.5. Схема механизмов заряжания САО:

1 - цепной транспортер; 2 - снаряд; 3 - боеукладка (замкнутые транспортеры); 4 - рычажный механизм подачи (согласователь); 5 - лоток согласователя; 6 - рабочий цилиндр лотка согласователя (поворачивает лоток согласователя для скатывания снаряда на лоток орудия); 7 - ра­бочий цилиндр механизма подачи (поворачивает согласователь); 8 - цепной досылатель

Карусельные боеукладки (вращающиеся транспортеры, кольце­вые конвейеры) могут быть с различным расположением боеприпа­сов: параллельным (вертикальным) (рис. 4.4); радиальным (гори­зонтальным) (рис. 4.6); комбинированным (рис. 4.7).

В последнем случае снаряды располагаются радиально (гори­зонтально), а заряды - параллельно (вертикально).

Карусель, представленная на рис. 4.4, может поворачиваться с по­мощью электропривода или вручную. Подача снаряда на лоток досылателя производится вручную.

Вращающиеся транспортеры, установленные на танках (рис. 4.6 и 4.7), приводятся в действие с помощью электро- или гидромеха­нического привода, а в случае необходимости - с помощью ручного

Рис. 4.6. Схема автомата заряжания Рис. 4.7. Схема автомата заряжанияс

с расположением боеприпа- комбинированным расположением сов в боеукладке бое припасов в боеукладке

Рис. 4.8. Замкнутый транспортер с горизонтальным расположением снарядов

привода. Боеприпасы в лотках или кассетах крепятся защелками. Эти боеукладки обеспечивают выдачу требуемого типа выстрела по команде. При загрузке в них боеприпасов тип выстрела в каж­дой ячейке фиксируется с помощью специального устройства.

Замкнутые транспортеры могут быть с вертикальным и гори­зонтальным расположением боеприпасов. Пример такой боеуклад­ки с горизонтальным расположением боеприпасов представлен на рис. 4.8. Конструкция замкнутого транспортера позволяет обеспе­чить выбор требуемого типа боеприпаса. Это производится сле­дующим образом. Лоток с необходимым типом снаряда с помощью электропривода 1 перемещается напротив лотка 2. При этом вилка 3 расстопаривается и освобождает снаряд. Устройство 4, подобное цепному досылателю, приводится в действие своим электроприво­дом 5 и выдвигает клоцем 6 снаряд на лоток 2. Далее снаряд пере­мещается на лоток, например, рычажного механизма подачи (согласователя), который подает его к орудию при любом угле воз­вышения (см. рис. 4.5). При наличии места в башне САО механи­зированная укладка может содержать и два замкнутых транспорте­ра, расположенных один под другим.

Известны также случаи использования и других типов механи­зированных боеукладок для орудий среднего и крупного калибров, установленных на качающейся части, например, магазина, бараба­на. Однако их широкому исполь­зованию препятствует малая вме­стимость, обусловленная ограни­чениями по массе и габаритам. На рис. 4.9 показана стеллажная ме­ханизированная укладка.

Следует отметить, что меха­низированные укладки орудий среднего и крупного калибров обычно вмещают не более 50 бое­припасов. С учетом современ­ных требований возимый бое­комплект необходимо увеличи­вать и желательно, чтобы макси­мальное количество боеприпасов находилось в механизированной укладке.

Обеспечению необходимой автономности и тактической под­вижности артиллерийского под-

Рис. 4.9. Элемент стеллажной механизи­рованной укладки:

1 - наклонная полка; 2 - отсекатель; 3 - бое­припасы; 4 - крепежная планка; 5 - пневмо-цилиндр; б-запирающий паз; 7-запирающая тяга (шарнирно связана с крепежной планкой и штоком пневмоцилиндра); 8 - окно выдачи боеприпасов; 9-лоток (перемещается от пол­ки к окну выдачи); 10 - замкнутый транспор­тер (установлен на лотке - перемещает боепри-пас к окну выдачи и выдает его из боеукладки)

Рис. 4.10. САО с транспортно-заряжаюшей машиной:

1 - САО; 2 - выдвигающийся лоток; 3 - ТЗМ на самоходном шасси

разделения способствовало бы создание транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) на самоходном шасси или в виде прицепа (рис. 4.10).

ТЗМ на самоходном шасси имеет ряд преимуществ:

может иметь бронирование;

перевозить большое количество боеприпасов (1,5...2 боеком­плекта);

имеет достаточную подвижность для обслуживания нескольких батарей;

может обеспечить высокую степень механизации и автоматиза­ции подготовки боеприпасов.

Однако ТЗМ на базе прицепа значительно легче и дешевле, но при этом снижается маневренность САО и ТЗМ является легко уяз­вимым объектом. В обоих случаях для транспортировки боеприпа­сов с ТЗМ на борт САО можно использовать гибкий тракт, а саму транспортировку производить сжатым воздухом.

В настоящее время для создаваемого американского 155-мм САО Crusader разрабатывается самоходная бронированная машина пополнения запасов, выполняющая функции ТЗМ и обеспечиваю­щая пополнение баков орудия топливом в полевых условиях. На борту машины может находиться 130 снарядов и 480 зарядов. Их подача к нужным отсекам САО осуществляется с помощью регу­лируемой стрелы.