logo search
Физические основы функционирования вооружения

3.9. Транспортные базы

Транспортные средства в артиллерийских и ракетных сис­темах могут выполнять функции тягачей для буксируемых систем и носителей для самоходных. К ним предъявляются следующие основные требования:

1.Высокие скорости движения, маневренность, определяемая поворотливостью и полноприводностью.

2.Высокая проходимость - способность передвигаться по пло­хим дорогам и бездорожью, преодолевать водные преграды по мостам и вброд или вплавь.

3.Высокая плавность хода, обеспечиваемая качеством подрес-соривания.

4.Достаточная грузоподъемность и необходимая мощность.

5.Независимость переднего хода от заднего.

6.Безопасность движения и обслуживания: высокая эффектив­ность торможения, пожаробезопасность и т. п.

7.Достаточный запас хода.

8.Большой межремонтный гарантийный пробег.

9.Плавучесть и аэротранспортабельность.

10. Соблюдение железнодорожных габаритов.

Кроме того, существует также много специфичных требований, предъявляемых к конкретным машинам и их узлам. Далеко не всегда удается выполнить все требования, ибо часть из них противоре­чивы (например, компактность и простота обслуживания). Искус­ство конструирования, в частности, заключается в умении найти оптимальное соотношение в удовлетворении предъявляемых тре­бований.

Тягачи и носители могут иметь колесный и гусеничный ход.

Быстроходные гусеничные тягачи предназначены, в основном, для буксирования и разделяются на три категории: легкие (АТЛ), средние (АТС) и тяжелые (АТТ). Для развития большой силы тяги на крюке им необходимо иметь достаточный сцепной вес, поэтому они обладают сравнительно большой массой при относительно малой грузоподъемности. Их грузоподъемность назначается, исходя из необходимости обеспечения работы буксируемых систем и раз­мещения обслуживающего персонала. Основные характеристики гусеничных тягачей приведены в табл. 3.5. Там же приведены ха­рактеристики гусеничных тягачей-транспортеров, при разработке которых были поставлены следующие требования: увеличить гру­зоподъемность и сохранить тяговые возможности тягачей; увели­чить скорости движения; увеличить проходимость; разместить большее число людей (в кабине и в кузове).

Таблица 3.5

Основные характеристики гусеничных тягачей

Показатель, единицы измерения

Тягачи

Тягачи-транспортеры

АТЛ

АТС

АТТ

ГТ-Му

МТЛ

МТЛБ

МТТ

Масса, т

6,3

13

20

4,8

8,5

9,7

25

Масса прицепа, т

6

14

25

2

7

2

25

Грузоподъемность, т

2

3

5

1,2

2,5

2,5

12

Число мест

3

3

3

2+10

8+10

1+12

5+18

Длина, мм

5310

6280

6990

5150

6360

6450

8630

Ширина, мм

2210

2780

3140

2470

2850

2850

3420

Высота, мм

2200

2500

2845

1700

2010

1870

2990

Клиренс, мм

350

425

425

350

400

400

425

Максим, скорость, км/ч

42

39

35

55

61

61

65

Мощность двигателя, кВт

96

220

305

85

176

176

522

Среднее давление на грунт, МПа

0,045

0,052

0,068

0,022

0,043

0,044

0,072

Таблица 3.6 Основные характеристики отечественных колесных машин

Характери­стика, еди­ницы изме­рения

Типы автомобилей

ЛУАЗ-967 М

УАЗ-468

ГАЗ-66

ЗИЛ-131

Урал-375

КрАЗ-255Б

ЗИЛ-255ЛМ

МАЗ-537

МАЗ-543

Колесная формула

4x4

4x4

4x4

6x6

6x6

6x6

8x8

8x8

8x8

Масса, т

0,93

1,65

3,64

6,7

8,5

12,0

12,8

22,3

23

Масса прице-па, т

0,3

0,75

2

4

7,0

10

10

15

15

Грузоподъемность, т

0,32

0,6

2

3,5

5,0

7,5

9,0

18

18,5

Мощн-ость двига-теля, КВТ(л.с)

29/45

56,5/77

84,5/115

110/150

129/175

176/240

132,5/

180

386/

525

386/

525

Максималь-ная скоро-сть

движения, км/ч

75

100

95

80

75

71

65

55

60

Габариты: длина, мм

3680

4025

5655

7040

7350

8640

9270

8960

11260

Шири-на, мм

1710

1805

2320

2500

2690

2750

2800

2880

3050

Высо-та, мм

1550

2050

2440

2480

2680

2940

2530

3100

2670

Клире-нс, мм

285

300

315

330

400

360

475

500

400

Радиус

пово-рота, м

5

6

9,5

10,2

10,5

13,0

12,5

15,5

13,5

Глубина брода, м

-

0,7

0,8

1,4

1,65

1,0

1,2

1,0

1,1

Угол подъе-ма, °

40

31

30

30

30

30

30

8

30

Угол крена, °

25

20

20

20

20

20

20

-

20

В последние годы стали широко применяться полноприводные (все оси - ведущие) автомобили, способные реализовать высокую тягу на слабых грунтах и выполнять функции тягово-транспортных машин. Некоторые характеристики отечественных колесных ма­шин приведены в табл. 3.6.