6.1.2. Составные части боевых военных гусеничных машин
Вне зависимости от типа конструкции в любой боевой машине можно выделить следующие основные части: артиллерийское оружие с СУО; корпус, силовая установка и трансмиссия; ходовая часть; электрооборудование и вспомогательное оборудование, которые объединены в трех отделениях: боевом, МТО и управления К комплексу вооружения относятся, орудия с механизмами наведения, СУО, уравновешивающий механизм, прицельные приспособления, возимый боекомплект с механизмом заряжания, боеукладки и пулеметные установки.
Корпус представляет собой сварную конструкцию, на которой устанавливаются все части САУ и который воспринимает усилия, действующие на САУ при выстреле и на марше. В бронированной САУ корпус изготавливается из бронелистов толщиной 5...30 мм. Сварной корпус САУ состоит из двух лонжеронов коробчатой формы закрытого типа, связанных между собой в кормовой и носовой частях связями, а также днища. К днищу и лонжеронам приварены блоки подвесок. Блоки подвесок служат для установки ходовой части машины. В средней части машины лонжероны связаны между собой центральной коробчатой связью, в которой монтируется верхний станок. Кормовая часть корпуса машины выполнена в виде отливки, в которой в специальных расточках устанавливаются бортовые редукторы трансмиссии машины.
В кормовой части машины на бортах смонтирован постамент, на котором устанавливается двигатель. Установка постамента двигателя на бортах обеспечивает большую стабильность положения двигателя в корпусе, чем установка его на днище, вследствие большой жесткости бортов машины, выполненных в виде лонжеронов. Для обеспечения устойчивости листов лонжеронов в процессе эксплуатации в центральной их части введена обечайка, что обеспечивает высокую прочность и жесткость лонжеронов при работе их на кручение и изгиб.
Для изготовления корпусов применяется хорошо свариваемая листовая сталь. Для обеспечения устойчивости тонких стенок в корпусе подобного типа применяются наборы в виде жесткостей, состоящих из угольников и швеллеров, что приводит к неоправданному увеличению веса и трудоемкости
Для исключения этого недостатка в последнее время в конструкциях, где требование по пулестойкости не выполняется, начали применять легкие сплавы Применение алюминиево-магниевых сплавов, имеющих примерно в три раза меньший удельный вес по сравнению со сталью, позволяет соответственно увеличить толщину листов и отказаться от применения дополнительных приварных жесткостей. Однако следует отметить, что корпуса, изготовленные из алюминиево-магниевых сплавов, будут иметь значительно большую стоимость, чем изготовленные из стали. Корпус САУ делается герметичным для защиты экипажа от действия поражающих факторов оружия массового поражения (ОМП) и для преодоления водных преград.
К силовым установкам относятся: двигатель, со всеми его системами; главный фрикцион; коробки перемены передач, бортовые фрикционы и бортовая передача МТО САУ состоит из двигателя, системы его обслуживания, трансмиссии, обеспечивающей преобразование передаваемого от двигателя крутящего момента на гусеничный движитель, осуществляющий движение и поворот машины. В качестве двигателей для большинства отечественных военных машин применяются двигатели внутреннего сгорания - дизели, работающие на тяжелом топливе с самовоспламенением от сжатия смеси в цилиндрах двигателя, или газотурбинные установки.
Дизель как тепловая машина характеризуется следующими параметрами:
эффективной мощностью и крутящим моментом при определенных оборотах коленчатого вала и определенной подаче топлива;
экономичностью его работы, которая определяется удельным и секундным расходом топлива;
коэффициентом приспособляемости двигателя, определяющим степень изменения крутящего момента двигателя при его работе.
Для обеспечения высокого коэффициента использования мощности двигателя при широком изменении внешних нагрузок необходимо устанавливать за дизелем или газотурбинным (ГТД) специальные устройства - трансмиссии, позволяющие в значительных пределах изменять крутящий момент, передаваемый от двигателя к гусеничному движителю.
Для нормального функционирования дизеля и трансмиссии в машине необходимо иметь системы охлаждения дизеля и трансмиссии; очистки воздуха от пыли; питания топливом и маслом; запуска при температуре окружающей среды от +50 до -50 °С.
Система охлаждения дизеля и трансмиссии обеспечивает заданный тепловой режим при их работе. Она состоит из насосов, осуществляющих прокачку воды через охлаждающие рубашки цилиндров двигателя и масла через наиболее напряженные трущиеся поверхности дизеля и трансмиссии, и пластинчатых масляных и водяных радиаторов, обладающих большой рассеивающей способностью тепла при продувании через них атмосферного воздуха. Продувание воздуха через радиаторы осуществляют либо высоконапорные вентиляторы, либо инжекторные устройства, не имеющие движущихся частей. В качестве охлаждающей жидкости используют антифриз.
Для уменьшения износа подвижных частей дизеля требуется тонкая очистка воздуха с высокой производительностью, независимо от климатических условий. В качестве устройств, осуществляющих очистку воздуха от пыли, применяются циклонные аппараты Степень пропуска пыли после прохождения через циклонный аппарат составляет 0,4 ..0,5%. Окончательная очистка воздуха осуществляется второй ступенью воздухоочистителя, выполненной в виде проволочных кассет, пропитанных маслом. В целях создания благоприятных условий для работы воздухоочистителей целесообразно располагать их в местах с наименьшей запыленностью воздуха и наиболее близко от двигателя.
В качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания используется дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ, ДА. Топливо и масло размещается в специальных баках и подаются в двигатель и трансмиссию с помощью насосов. Для облегчения запуска двигателя при минусовых температурах, применяется система обогрева двигателя и трансмиссии путем пропускания подогретой жидкости через места, создающие дополнительное трение.
Двигатели внутреннего сгорания могут изменять величину крутящего момента до 30 %. Кроме того, диапазон рабочих оборотов двигателей может изменяться не более чем в два раза, скорость движения гусеничной машины должна меняться от 3 до 70 км/ч. Таким образом, возникает необходимость создания специальных планетарных редукторов, называемых трансмиссией. Применение трансмиссий позволяет в широких диапазонах изменять тягу машины, скорость ее движения, а также осуществлять ее поворот и торможение. В гусеничных машинах нашли применение гидромеханические трансмиссии вследствие их простоты и надежности в эксплуатации. В настоящее время нашли применение гидрообъемные и электромеханические трансмиссии, позволяющие плавно в широком диапазоне изменять скорость движения машины.
Помимо обеспечения прямолинейного движения, трансмиссия гусеничной машины должна иметь механизмы, позволяющие осуществлять ее поворот. Поворот гусеничных машин достигается с помощью изменения скорости движения гусеничных лент путем создания поворачивающего момента, создаваемого силами тяги на отстающей и забегающей гусеницах.
Эти функции в трансмиссии гусеничных машин выполняет специальный механизм поворота, предназначенный для изменения скорости и силы тяги на отстающей и забегающей гусеницах.
К ходовой части гусеничной САУ относятся гусеницы, ведущие (звездочки) и ведомые (ленивцы) колеса с натяжным устройством, опорные и поддерживающие катки, а также подвеска (рессоры с амортизаторами и механизмами выключения рессор и амортизаторов при стрельбе).
Подвеска машины состоит из упругих элементов-торсионов, обеспечивающих высокую комфортабельность движения, и гидравлических амортизаторов, позволяющих быстро гасить колебания корпуса машины в процессе ее движения.
Ходовые части машины должны удовлетворять следующим основным требованиям: высокая средняя скорость движения машины, малая утомляемость экипажа, высокая проходимость, стабильность работы, удобство обслуживания и ремонта.
Проходимость гусеничных машин оценивается по ее способности движения в тяжелых дорожных условиях (мягкий грунт, снежный покров, подъемы, спуски и косогоры).
Основной характеристикой, позволяющей оценивать проходимость гусеничной машины, является среднее давление на грунт:
(6.1)
где М - масса машины;
L - длина опорной поверхности гусеницы;
h - ширина гусеницы.
Опытом установлено, что проходимость машины начинает заметно ухудшаться, когда среднее удельное давление на грунт достигает значения 80000 Н/м», поэтому оно не должно превышать этой величины.
Существенное влияние на проходимость машины оказывают конструктивные параметры отдельных узлов ее ходовой части. При неправильно выбранных размерах между опорными катками, вследствие прогиба гусениц, резко возрастают контактные напряжения, действующие на грунт со стороны гусениц в месте ее соприкосновения с катком.
Установлено, что более широкая гусеница менее повреждает грунт в плоскости, поперечной движению машины, что приводит к заметному повышению ее проходимости, особенно при движении по слабым грунтам.
Стабильность работы гусеничного движителя обеспечивается повышением износостойкости шарниров траков или применением резинометаллических шарниров.
Современные подвески гусеничных машин должны иметь высокую плавность хода, отсутствие пробоев подвески при движении по пересеченной местности и тряски при движении по мелким неровностям, быстрое гашение угловых колебаний машины.
Показатели плавности хода оцениваются величиной суммарной перегрузки, действующей на экипаж, и частотой ее воздействия.
В общем случае ускорения, действующие на экипаж в процессе движения машины, могут быть определены из следующей зависимости:
(6.2)
где максимальное ускорение линейных колебаний центра
тяжести машины;
Ф - максимальное значение ускорения угловых продольных колебаний машины;
l - расстояние от центра тяжести (упругости) машины до сидений, на которых размещен экипаж.
Величина периода собственных угловых колебаний корпуса машины определяется выражением:
(6.3)
где Jy - осевой момент инерции корпуса;
— угловая жесткость подвески;
Ск - модуль жесткости подвески.
Опытом установлено, что при движении с большими скоростями по мелким неровностям машины, имеющие подвеску с периодом менее 0,5 с (жесткая подвеска), вследствие тряски вызывают сильную утомляемость экипажа. При очень мягкой подвеске, с периодом колебаний больше 1,8 с, у экипажа наблюдаются признаки морской болезни.
Линейные ускорения до lg легко переносятся и не утомляют экипаж в течение длительного времени. Периодическое возникновение перегрузок, достигающих значение 4g, также легко переносятся экипажем. При перегрузках, достигающих 10g, у экипажа наблюдаются травмы. Высокие эксплуатационные показатели плавности хода в современных машинах достигаются путем применения упругой подвески и гидропневматических амортизаторов.
В современных гусеничных машинах наибольшее распространение получили индивидуальные торсионные подвески вследствие их простоты, технологичности изготовления, высокого коэффициента использования занимаемого объема, малой уязвимости в процессе боевой эксплуатации. Монтаж и демонтаж этих подвесок прост и выполняется силами экипажа в короткое время. Упругие элементы в виде винтовых пружин в современных гусеничных и колесных машинах применяются редко вследствие большого объема, который необходимо отводить для их размещения.
В последние годы в гусеничных машинах применяются пневматические и гидропневматические подвески, обладающие рядом преимуществ, в том числе и возможностью создания переменного клиренса или опускания машины днищем на грунт. Эти подвески позволяют объединить в едином блоке демпфирующие элементы, гасящие колебания машины, без применения амортизаторов. Однако этот тип подвески более сложен в производстве.
Существенную роль в гашении колебания машины при ее движении играют гидравлические амортизаторы, работающие на принципе превращения кинетической энергии колебательного движения машины в тепловую с последующим ее рассеиванием в окружающую среду. Характеристики гидравлических амортизаторов рассчитываются из условия, обеспечивающего быстрое поглощение энергии при прямом ходе катка и исключающего раскачивание машины при его обратном ходе. Обычно гидравлические амортизаторы устанавливаются на крайних балансирах катков.
Ведущие колеса - звездочки работают в очень тяжелых условиях - в абразивной среде и подвергаются сильному износу. Для увеличения срока службы ведущих колес поверхности зубьев наплавляются твердыми сплавами, а сами венцы делаются съемными. Гусеницы с резинометаллическим шарниром, нашедшие широкое распространение в современных боевых машинах, имеют ряд существенных преимуществ перед обычными металлическими. Они обеспечивают больший срок службы и больший коэффициент полезного действия при перематывании гусеничной ленты вследствие замены в шарнирах гусеницы сухого трения скольжения металла по металлу трением внутри резинового шарнира. При работе резиновые втулки, запрессованные в проушины трака, подвергаются скручиванию и сжатию. Чем меньше углы закручивания, тем больше срок ее службы. Недостатком гусениц с резинометаллическим шарниром является значительно большее время, необходимое для их замены.
Опорный каток имеет упругую резиновую шину. Толщина резинового массива шины катка и его диаметр выбираются из условия обеспечения прочности и температурных режимов работы резины. Наряду с ошинованными катками в гусеничных машинах применяются опорные катки с внутренней амортизацией, а также цельнометаллические. Использование катков с цельнометаллическим ободом ухудшает условия работы подшипников и гусениц. Катки этого типа применяются в тех случаях, когда использование катков с наружным резиновым ободом становится нецелесообразным по весовым и конструктивным соображениям.
Направляющее колесо обеспечивает направление и натяжение гусеницы при движении машины. Натяжение гусеницы осуществляет червяк и червячное колесо путем поворота кривошипа, на котором на подшипниках эксцентрично посажено направляющее колесо.
Электрооборудование состоит из источников электроэнергии и потребителей. Источниками энергии САУ служат генераторы, работающие от маршевого двигателя, и аккумуляторные батареи. Основными потребителями электроэнергии являются маршевый двигатель, освещение, светосигнализация, средства связи, электрические и гидравлические привода, механизмы наведения и другое специальное оборудование.
- Предисловие
- 1.2. Современные артиллерийские комплексы
- 1.2.1.Ствольные артиллерийские комплексы
- 1.2.2 Реактивные артиллерийские комплексы
- 1.3 Структура, общее устройство и принцип действия артиллерийского ствольного орудия
- 1.3.1. Общее устройство орудия
- 1.3.2. Явление выстрела в канале ствола
- 1.4. Основные характеристики орудий
- 1.5. Типы артиллерийских ствольных орудий. Классификация орудий
- 1.6. Требования, предъявляемые к артиллерийским системам
- Могущество боевого действия
- Маневренность
- Надежность и долговечность
- Физиологические нагрузки на орудийный расчет
- Эксплуатационные требования
- Производственно-экономические требования
- 2.Стволы, казенники и затворы
- 2.1.Стволы
- 2.1.1.Требования к стволам и условия их работоспособности
- 2.1.2. Типовые конструктивные схемы стволов.
- 2.1.3. Прочность стволов
- 2.1.4. Нагрев и искусственное охлаждение стволов
- 2.1.5. Живучесть стволов
- 2.2. Казенники
- 2.3. Затворы и их агрегаты
- 2.3.1. Типы узлов запирания канала ствола. Взаимодействие замкнутого узла запирания с гильзой при выстреле
- 2.3.2.Требования, предъявляемые к затворам. Классификация затворов
- 2.3.3. Клиновые затворы и их приводы
- 2.3.4. Поршневые затворы и их приводы
- 2.3.5.Экстрактирующие выбрасывающие устройства
- 2.3.6. Механизмы производства выстрела
- 2.4 Дульные газодинамические устройства
- 3. Лафеты
- Общее устройство
- Лафет как боевой станок
- 3.1.2. Лафет как повозка
- 3.2. Люльки
- 3.3. Противооткатные устройства
- 3.3.1. Накатники
- 3.3.2. Гидравлические тормоза отката
- 3.3.3. Газы и жидкости, применяемые в противооткатных устройствах
- 3.3.4. Уплотнения и вентили в противооткатных устройствах
- 3.48. Уплотнение методом точной пригонки
- 3.4. Верхние станки.
- 3.5. Уравновешивающие механизмы
- 3.5.1. Способы уравновешивания качающейся части орудия
- 3.5.2. Типы уравновешивающих механизмов
- 3.5.3. Сравнительная оценка и регулировка уравновешивающих , механизмов
- 3.6. Механизмы наводки
- 3.6.1. Подъемные механизмы
- 3.6.2. Поворотные механизмы
- 3.6.3. Сдающие устройства
- 3.7. Нижние станки
- 3.8. Ходовые части лафета
- 3.9. Транспортные базы
- 4. Механизация заряжания артиллерийских орудий
- 4.1.Обоснование механизации и автоматизации процессов заряжания артиллерийских орудий
- 4.2.Состав механизмов заряжания и требования к ним
- 4.3.Боеукладки орудий среднего и крупного калибров
- 4.4. Механизмы подачи
- 4.5. Артиллерийские досылатели
- 4.6. Некоторые пути совершенствования механизмов заряжания
- 4.7. Роботизация артиллерийских комплексов
- 5. Артиллерийские прицелы и приборы
- 5.1. Мера углов, принятая в артиллерии
- 5.2. Сущность прицеливания орудий
- 5.3. Требования к прицелам. Классификация прицелов
- 5.4.Основные элементы прицела. Орудийная панорама и квадрант
- 5.5. Горизонтальная наводка орудий
- 5.6. Вертикальная наводка орудий
- 5.7. Кинематические схемы прицелов
- 5.8. Противотанковые и танковые прицелы
- 5.9. Зенитные прицелы
- 5.10. Электронно-оптические приборы
- 5.11. Артиллерийская буссоль. Стереоскопические дальномеры
- 6. Самоходная, танковая и корабельная артиллерия
- 6.1. Артиллерийские боевые гусеничные машины
- 6.1.1. Классификация артиллерийских бгм
- 6.1.2. Составные части боевых военных гусеничных машин
- 6.1.3. Особенности устройства артиллерийских частей
- 6.1.4 Особенности обеспечения условий устойчивости артиллерийских бгм.
- 6.1.5. Направления развития артиллерийских бгм
- 6.2. Танковая артиллерия
- 6.2.1. Назначение танков
- 6.2.2. Система оружия танка
- 6.2.3. Основные характеристики системы оружия танка
- 6.2.4. Особенности танковых пушек
- 6.2.5. Автомат заряжания
- 6.2.6. Направления развития танковых пушек
- 6.3. Корабельное артиллерийское вооружение
- 6.3.1. Структура, общее устройство и принципы действия корабельных артиллерийских установок
- 6.3.2. Основные направления и эффективность боевого применения корабельной артиллерии
- 6.3.3. Тенденции развития корабельной артиллерии
- 7. Артиллерийские орудия особых схем
- 7.1. Минометы
- 7.2. Безоткатные орудия
- 7.3. Нетрадиционные методы повышения могущества ствольной артиллерии
- 7.3.1. Легкогазовые пушки
- 7.3.2. Электромагнитные пушки
- 7.3.3. Многокамерные орудия
- 7.3.4. Орудия на жидких метательных веществах
- 7.3.5. Орудия с выкатом ствола
- 8. Автоматическая артиллерия малых калибров
- 8.1. Области применения мап
- 8.2. Стрелковое оружие
- 8.2.1. Пистолеты и револьверы
- 8.2.2. Винтовки и карабины
- 8.2.3. Автоматы и пистолеты-пулеметы
- 8.2.4. Пулеметы
- 8.2.5. Гранатометы
- 8.2.6. Вопросы повышения темпа стрельбы
- 8.3. Двигатели автоматики
- 8.3.1. Структура автоматического оружия
- 8.3.2. Классификация двигателей автоматики
- 8.3.3. Системы с отдачей затвора
- 8.3.4. Системы с отдачей ствола
- 8.3.5. Газоотводные двигатели
- 8.3.6. Газовые регуляторы газоотводных устройств
- 8.4. Механизмы автоматического оружия
- 8.4. Общие требования к механизмам автоматического оружия
- 8.4.2. Особенности подающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.4. Механизмы открывания и закрывания канала ствола
- 8.4.5. Ускорительные механизмы
- 8.4.6. Подтяг патрона
- 8.4.7. Механизмы отпирания и запирания затвора
- 8.4.8. Механизмы воспламенения (производства выстрела)
- 8.5. Механизмы системы управления и регулирования автоматики
- 8.5.1. Спусковые механизмы
- 8.5.2. Предохранительные механизмы
- 8.5.3. Механизмы перезарядки оружия
- 8.5.4. Замедлительные механизмы
- 8.5.5. Механизмы противоотскока
- 8.5.6. Буферные устройства
- 8.6. Особенности охотничьего оружия
- 8.6.1. Механизмы охотничьего оружия
- Диаметры каналов стволов различных калибров
- 8.6.2. Типы охотничьего оружия
- 8.6.3. Боеприпасы охотничьего оружия
- 9. Боеприпасы артиллерии
- 9.1. Общее устройство боеприпасов
- Взрывчатые вещества и пороха. Боевые заряды
- Средства воспламенения
- 9 5. Снаряды
- 9.6. Взрыватели
- 9.7. Управляемые боеприпасы
- 9.7.1. Артиллерийские выстрелы с управляемыми боеприпасами объектов бронетанковой техники
- Ракета 9м119м (рис. 9.27) включает в себя:
- 9.7.2. Уас с полуактивным самонаведением на конечном участке траектории
- 9.7.3. Управляемые мины с пассивным инфракрасным самонаведением
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Калибр 35, 40, 50 мм
- Отечественные автоматические пушки
- Характеристики современных танковых пушек
- Тактико-технические данные корабельных артиллерийских установок
- Основные тактико-технические характеристики пистолетов-пулеметов
- Значения характеристик порохов