6.1.1. Классификация артиллерийских бгм
Артиллерийские БГМ классифицируются по признакам вооружения и по признакам носителя. По вооружению они классифицируются аналогично полевым орудиям: по калибру, степени автоматизации заряжания и т п. По признакам носителя их можно разделить на следующие виды:
по массе - легкие (до 15 т); средние (до 30 т); тяжелые (свыше 30 т);
по степени защищенности орудия - полностью бронированные; частично бронированные; открытые;
по компоновочной схеме расположения боевого отделения — переднее; среднее; кормовое;
по степени подвижности установки орудия - неподвижные (рубки); с ограниченным сектором вращения; с круговым вращением;
по способу преодоления водных преград - плавающие; переправа бродом;
по способу обеспечения устойчивости при выстреле - с подвески; с выключением подвески; с использованием сошника
По конструктивному признаку БГМ подразделяются на открытые и закрытые. Закрытые (бронированные) могут быть с различной степенью бронированности и подвижности башни.
Открытые артиллерийские БГМ (рис. 6.3) имеют верхний станок для орудия и несущую раму-лафет, установленную на шасси. Эти установки, как правило, имеют ограниченный угол обстрела по горизонту.
Рис 6.3 Пример компоновки открытой БГМ с кормовым расположением орудий
Открытые артиллерийские БГМ могут быть без сошников и без выключения подвесок ходовой части для стрельбы; с откидным сошником, упирающимся при стрельбе в грунт, и выключением подвесок, если угол возвышения орудия велик. Выключение подвесок или ограничение их хода может осуществляться переводом гидроамортизаторов ходовой части в режим стрельбы путем увеличения их сопротивления или опусканием корпуса на грунт, то есть приданием машине нулевого клиренса, что достигается применением управляемой гидропневматической подвеской в ходовой части машины.
Боевое отделение закрытых БГМ предназначено для размещения системы оружия, включающей основное вооружение (пушечное или ракетное), боекомплект, вспомогательное стрелковое оружие, СУО, средства связи и экипаж
Переднее расположение боевого отделения (рубки) позволяет уменьшить размер машины по высоте, что снижает вероятность ее обнаружения и поражения, а также увеличивает объем боевого отделения (рис 6.1, кроме 6.1, а). Недостатками рассматриваемой схемы являются увеличение общей длины машины вследствие выдвижения ствола за корпус машины, что может привести к утыканию его в грунт при движении БГМ по пересеченной местности, а также ограничение углов наведения орудия по вертикали и горизонту, определяемых высотой и шириной корпуса Эта схема получила распространение в годы второй мировой войны, когда ствол был относительно коротким и могущество действия боеприпаса поднимали за счет увеличенного калибра орудия, а не начальной скорости снаряда (например, СУ-100, СУ-122 и др.)
При среднем распоряжении боевого отделения (рис 6 4) СО и боевой расчет размещены во вращающейся башне или снаружи Преимуществами данной схемы являются возможность кругового ведения огня и сокращение длины машины за счет сдвига орудия назад Недостатками схемы являются увеличение высоты машины,
Рис 6.4 152-мм артиллерийская БГМ «МСТА-С»
а, следовательно, повышение опрокидывающего момента при выстреле, ограничение объема боевого отделения.
Развитие других видов вооружения и средств обнаружения противника требовало постоянного совершенствования технических характеристик самоходной артиллерии и решаемых ею задач. Так, в период Вьетнамского конфликта бронетанковая техника оказалась не готовой бороться с огнем вертолетов, которые находились вне зоны действия пулеметов По мере развития авиации и средств борьбы с воздушными целями, особенно после внедрения радиолокационных орудийных станций обнаружения и наводки, стало возможным создание эффективных зенитных самоходно-артиллерийских установок ЗСУ-37-2 - «Енисей», ЗСУ-23-4 - «Шилка», а в дальнейшем - зенитных артиллерийско-ракетных комплексов (ЗАРК) «Тунгуска» 2С6.
При заднем расположении боевого отделения (рис 6 5) СО и боевой расчет располагаются во вращающейся башне или снаружи в кормовой части машины Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) размещается в носовой части корпуса. Для увеличения опорной базы машины и снижения удельного давления на грунт в машинах с задним расположением боевого отделения вместо направляющего колеса гусеницы устанавливают опорный каток и опускают его на грунт Схема с задним расположением боевого отделения позволяет получить машину минимальной длины перемещением орудия назад, исключить утыкание ствола орудия в грунт даже при установке длинных стволов, обеспечить стрельбу при подаче боеприпасов с грунта, организовать удобный вход и выход в боевое отделение и обеспечить хорошую устойчивость орудия без применения сошников или с ними Недостатками рассматриваемой схемы являются увеличение высоты машины, обусловленное необходимостью обеспечить углы снижения орудия, ухудшение обзорности для механика-водителя.
Рис 6.5 152-мм самоходная гаубица 2СЗ «Акация»
Для создания нормальных условий вождения машины в установках с задним расположением боевого отделения (передним расположением МТО) необходимо располагать место механика-водителя в наивысшей точке боевого отделения, либо принять решение об изолированном размещении в носовом отделении механика-водителя, или использовать перископное управление машиной. Примерами БГМ с установками в кормовой части шасси открытого орудия являются отечественная самоходка 2С5 152-мм «Гиацинт», 175-мм самоходная пушка Ml07 (США), 155-мм самоходная пушка F-3 (Франция). В качестве примера ниже приводится несколько современных БГМ.
2С1 «Гвоздика» — 122-мм гаубица, созданная в 70-х годах на базе удлиненного шасси легкого многоцелевого тягача МЛ-ЛБ. Данная БГМ плавающая, перемещение по воде осуществляется за счет гусениц, однако имеются ограничения по скорости течения воды и высоты волны. В передней части корпуса машины размещается МТО и отделение управления. Место механика-водителя отделено от силового отделения герметичными перегородками. Кормовую часть машины занимает боевое отделение 122-мм гаубицы Д-32 с баллистическими характеристиками, как и у буксируемой гаубицы Д-30. БГМ выполнена по полноповоротной башенной схеме, заряжание ручное с полуавтоматической досылкой. Ствол орудия имеет эжекционное устройство и двухкамерный оконный дульный тормоз. Механизм продувания канала ствола обеспечивает удаление пороховых газов из канала ствола после выстрела, что уменьшает загазованность боевого отделения В башне размещается три члена экипажа: впереди слева - наводчик орудия, за ним - командир боевой машины и справа от орудия - заряжающий. Для облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа с раздельной досылкой снаряда и заряда в ствол после укладки их на лоток досылания.
2СЗМ - 152-мм самоходная гаубица с задним расположением боевого отделения, закрытого типа, не плавающая. Система оружия включает гаубицу 2АЗЗ, боеприпасы, боеукладку, транспортер, механизм заряжания и механизм для загрузки боеукладки.
Цепной досылатель с электроприводом повышает скорострельность и обеспечивает стабильность скорости досылки снаряда и заряда. Редуктор досылателя - с червячной парой и приводной звездочкой, находящейся в зацеплении сцепным толкателем. Последовательность выполнения этапов досылания обеспечивается концевыми переключателями. В случае отказа возможна ручная досылка.
Боеукладка включает карусельную укладку для снарядов и сотовую укладку для зарядов и снарядов. Карусельная укладка предназначена для размещения 12 снарядов и состоит из барабана с 12 гнездами, направляющей с фиксатором снаряда. Сотовая укладка предназначена для размещения 33 снарядов, состоит из каркаса с 33 грубами, плиты запорной с тремя стопорами и его пневмопривода (воздушный редуктор, пневмоцилиндры и электропневмокла-паны). Транспортер предназначен для подачи выстрелов с грунта в боевое отделение и состоит из обрезиненной замкнутой ленты, ведущего и поддерживающих роликов, червячного редуктора с электродвигателем и концевыми выключателями.
2С19 «Мста-С» - 152-ми самоходная гаубица (см. рис. 6.4) выполнена на гусеничном шасси, унифицированном с шасси танка Т-72, и оснащена многотопливным двигателем В84А мощностью 840 л. с.
Ходовая часть имеет торсионную подвеску и гидроамортизаторы, обеспечивающие гашение колебаний установки как на ходу, так и во время стрельбы. Возможно преодоление рва шириной 2,5 м, стенки высотой 0,5 м и брода глубиной до 1,5 м. Запас хода до 500 км. Мощность двигателя позволяет развивать максимальную скорость до 60 км/ч. Обеспечено круговое вращение башни и углы наведения по вертикали о г -4° до +68°. Наведение по углу возвышения при стрельбе корректируется без участия наводчика (контролируется наведение лишь по азимуту). Экипаж - 5 человек (при стрельбе с грунта — 7 человек).
Система герметизации казенной части гаубицы предотвращает загазованность боевого отделения. Автомат заряжания имеет систему механизированной подачи снарядов (включая конвейер подачи снарядов с грунта) и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки. Автоматизированная подача снарядов производится по заранее заданной программе. Компоновка внутреннего оборудования позволила разместить в самоходной установке боекомплект на 50 выстрелов. На башне имеется зенитно-пулеметная установка ПЗУ-5 с 12,7-мм зенитным пулеметом НСВТ «Утес», имеющим дистанционное управление из башни. Прицельная дальность стрельбы зенитной установки — 2 км. Скорострельность крупнокалиберного пулемета - 700 ..800 выстрелов в минуту. Боекомплект - 300 патронов.
«Мста-С» имеет комплекс оборудования подводного вождения (ОПВТ), что позволяет преодолевать водные препятствия глубиной 5 м и шириной до 1 км. С помощью встроенного бульдозерного оборудования самоходная гаубица способна подготовить окоп. Стрельбу из орудия может вести как прямой наводкой, так и с закрытых позиций, в том числе в горных условиях. Фильтровентиляционная установка (ФВУ) позволяет боевому расчету вести стрельбу в зараженной местности. Комплект термодымовой аппаратуры для создания маскирующей дымовой завесы дает возможность артиллерийской установке действовать даже на открытой местности, что существенно повышает тактические характеристики этой боевой машины. «Мста-С» имеет агрегат бортового стояночного питания с автономной топливной системой, систему связи, включающую внутреннюю телефонную, внешнюю проводную и радиосвязь. Время перевода гаубицы из походного положения в боевое и обратно - от одной до двух минут. «Мста-С» может использовать все виды штатных боеприпасов данного калибра. Корректируемый артиллерийский снаряд «Краснополь» может с высокой вероятностью (0,9) при стрельбе на дистанции 18 км поражать движущиеся и неподвижные малоразмерные цели (танки, автомобили, артиллерийские орудия, укрепленные огневые точки и т. п.). Для подсветки цели лучом лазера используется переносной лазерный целеуказатель, установленный на треноге. Возможно размещение системы подсветки цели класса «танк» - около 5 км, длительность подсветки -6... 15 с. Головка самонаведения снаряда при стрельбе на максимальную дальность способна захватывать подсвеченные лазером цели в радиусе 1 км. При использовании одного лазерного целеуказателя в течение 30 с можно поразить три различные цели. Корректируемый снаряд снижает расход боеприпасов в 40...50 раз, скорость поражения цели возрастает в три-пять раз.
- Предисловие
- 1.2. Современные артиллерийские комплексы
- 1.2.1.Ствольные артиллерийские комплексы
- 1.2.2 Реактивные артиллерийские комплексы
- 1.3 Структура, общее устройство и принцип действия артиллерийского ствольного орудия
- 1.3.1. Общее устройство орудия
- 1.3.2. Явление выстрела в канале ствола
- 1.4. Основные характеристики орудий
- 1.5. Типы артиллерийских ствольных орудий. Классификация орудий
- 1.6. Требования, предъявляемые к артиллерийским системам
- Могущество боевого действия
- Маневренность
- Надежность и долговечность
- Физиологические нагрузки на орудийный расчет
- Эксплуатационные требования
- Производственно-экономические требования
- 2.Стволы, казенники и затворы
- 2.1.Стволы
- 2.1.1.Требования к стволам и условия их работоспособности
- 2.1.2. Типовые конструктивные схемы стволов.
- 2.1.3. Прочность стволов
- 2.1.4. Нагрев и искусственное охлаждение стволов
- 2.1.5. Живучесть стволов
- 2.2. Казенники
- 2.3. Затворы и их агрегаты
- 2.3.1. Типы узлов запирания канала ствола. Взаимодействие замкнутого узла запирания с гильзой при выстреле
- 2.3.2.Требования, предъявляемые к затворам. Классификация затворов
- 2.3.3. Клиновые затворы и их приводы
- 2.3.4. Поршневые затворы и их приводы
- 2.3.5.Экстрактирующие выбрасывающие устройства
- 2.3.6. Механизмы производства выстрела
- 2.4 Дульные газодинамические устройства
- 3. Лафеты
- Общее устройство
- Лафет как боевой станок
- 3.1.2. Лафет как повозка
- 3.2. Люльки
- 3.3. Противооткатные устройства
- 3.3.1. Накатники
- 3.3.2. Гидравлические тормоза отката
- 3.3.3. Газы и жидкости, применяемые в противооткатных устройствах
- 3.3.4. Уплотнения и вентили в противооткатных устройствах
- 3.48. Уплотнение методом точной пригонки
- 3.4. Верхние станки.
- 3.5. Уравновешивающие механизмы
- 3.5.1. Способы уравновешивания качающейся части орудия
- 3.5.2. Типы уравновешивающих механизмов
- 3.5.3. Сравнительная оценка и регулировка уравновешивающих , механизмов
- 3.6. Механизмы наводки
- 3.6.1. Подъемные механизмы
- 3.6.2. Поворотные механизмы
- 3.6.3. Сдающие устройства
- 3.7. Нижние станки
- 3.8. Ходовые части лафета
- 3.9. Транспортные базы
- 4. Механизация заряжания артиллерийских орудий
- 4.1.Обоснование механизации и автоматизации процессов заряжания артиллерийских орудий
- 4.2.Состав механизмов заряжания и требования к ним
- 4.3.Боеукладки орудий среднего и крупного калибров
- 4.4. Механизмы подачи
- 4.5. Артиллерийские досылатели
- 4.6. Некоторые пути совершенствования механизмов заряжания
- 4.7. Роботизация артиллерийских комплексов
- 5. Артиллерийские прицелы и приборы
- 5.1. Мера углов, принятая в артиллерии
- 5.2. Сущность прицеливания орудий
- 5.3. Требования к прицелам. Классификация прицелов
- 5.4.Основные элементы прицела. Орудийная панорама и квадрант
- 5.5. Горизонтальная наводка орудий
- 5.6. Вертикальная наводка орудий
- 5.7. Кинематические схемы прицелов
- 5.8. Противотанковые и танковые прицелы
- 5.9. Зенитные прицелы
- 5.10. Электронно-оптические приборы
- 5.11. Артиллерийская буссоль. Стереоскопические дальномеры
- 6. Самоходная, танковая и корабельная артиллерия
- 6.1. Артиллерийские боевые гусеничные машины
- 6.1.1. Классификация артиллерийских бгм
- 6.1.2. Составные части боевых военных гусеничных машин
- 6.1.3. Особенности устройства артиллерийских частей
- 6.1.4 Особенности обеспечения условий устойчивости артиллерийских бгм.
- 6.1.5. Направления развития артиллерийских бгм
- 6.2. Танковая артиллерия
- 6.2.1. Назначение танков
- 6.2.2. Система оружия танка
- 6.2.3. Основные характеристики системы оружия танка
- 6.2.4. Особенности танковых пушек
- 6.2.5. Автомат заряжания
- 6.2.6. Направления развития танковых пушек
- 6.3. Корабельное артиллерийское вооружение
- 6.3.1. Структура, общее устройство и принципы действия корабельных артиллерийских установок
- 6.3.2. Основные направления и эффективность боевого применения корабельной артиллерии
- 6.3.3. Тенденции развития корабельной артиллерии
- 7. Артиллерийские орудия особых схем
- 7.1. Минометы
- 7.2. Безоткатные орудия
- 7.3. Нетрадиционные методы повышения могущества ствольной артиллерии
- 7.3.1. Легкогазовые пушки
- 7.3.2. Электромагнитные пушки
- 7.3.3. Многокамерные орудия
- 7.3.4. Орудия на жидких метательных веществах
- 7.3.5. Орудия с выкатом ствола
- 8. Автоматическая артиллерия малых калибров
- 8.1. Области применения мап
- 8.2. Стрелковое оружие
- 8.2.1. Пистолеты и револьверы
- 8.2.2. Винтовки и карабины
- 8.2.3. Автоматы и пистолеты-пулеметы
- 8.2.4. Пулеметы
- 8.2.5. Гранатометы
- 8.2.6. Вопросы повышения темпа стрельбы
- 8.3. Двигатели автоматики
- 8.3.1. Структура автоматического оружия
- 8.3.2. Классификация двигателей автоматики
- 8.3.3. Системы с отдачей затвора
- 8.3.4. Системы с отдачей ствола
- 8.3.5. Газоотводные двигатели
- 8.3.6. Газовые регуляторы газоотводных устройств
- 8.4. Механизмы автоматического оружия
- 8.4. Общие требования к механизмам автоматического оружия
- 8.4.2. Особенности подающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.3. Особенности досылающих механизмов автоматического оружия
- 8.4.4. Механизмы открывания и закрывания канала ствола
- 8.4.5. Ускорительные механизмы
- 8.4.6. Подтяг патрона
- 8.4.7. Механизмы отпирания и запирания затвора
- 8.4.8. Механизмы воспламенения (производства выстрела)
- 8.5. Механизмы системы управления и регулирования автоматики
- 8.5.1. Спусковые механизмы
- 8.5.2. Предохранительные механизмы
- 8.5.3. Механизмы перезарядки оружия
- 8.5.4. Замедлительные механизмы
- 8.5.5. Механизмы противоотскока
- 8.5.6. Буферные устройства
- 8.6. Особенности охотничьего оружия
- 8.6.1. Механизмы охотничьего оружия
- Диаметры каналов стволов различных калибров
- 8.6.2. Типы охотничьего оружия
- 8.6.3. Боеприпасы охотничьего оружия
- 9. Боеприпасы артиллерии
- 9.1. Общее устройство боеприпасов
- Взрывчатые вещества и пороха. Боевые заряды
- Средства воспламенения
- 9 5. Снаряды
- 9.6. Взрыватели
- 9.7. Управляемые боеприпасы
- 9.7.1. Артиллерийские выстрелы с управляемыми боеприпасами объектов бронетанковой техники
- Ракета 9м119м (рис. 9.27) включает в себя:
- 9.7.2. Уас с полуактивным самонаведением на конечном участке траектории
- 9.7.3. Управляемые мины с пассивным инфракрасным самонаведением
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Калибр 35, 40, 50 мм
- Отечественные автоматические пушки
- Характеристики современных танковых пушек
- Тактико-технические данные корабельных артиллерийских установок
- Основные тактико-технические характеристики пистолетов-пулеметов
- Значения характеристик порохов