logo search
Физические основы функционирования вооружения

6.1.1. Классификация артиллерийских бгм

Артиллерийские БГМ классифицируются по признакам вооружения и по признакам носителя. По вооружению они класси­фицируются аналогично полевым орудиям: по калибру, степени автоматизации заряжания и т п. По признакам носителя их можно разделить на следующие виды:

по массе - легкие (до 15 т); средние (до 30 т); тяжелые (свыше 30 т);

по степени защищенности орудия - полностью бронирован­ные; частично бронированные; открытые;

по компоновочной схеме расположения боевого отделения — переднее; среднее; кормовое;

по степени подвижности установки орудия - неподвижные (рубки); с ограниченным сектором вращения; с круговым вра­щением;

по способу преодоления водных преград - плавающие; перепра­ва бродом;

по способу обеспечения устойчивости при выстреле - с под­вески; с выключением подвески; с использованием сошника

По конструктивному признаку БГМ подразделяются на откры­тые и закрытые. Закрытые (бронированные) могут быть с различ­ной степенью бронированности и подвижности башни.

Открытые артиллерийские БГМ (рис. 6.3) имеют верхний ста­нок для орудия и несущую раму-лафет, установленную на шасси. Эти установки, как правило, имеют ограниченный угол обстрела по горизонту.

Рис 6.3 Пример компоновки открытой БГМ с кормовым расположением орудий

Открытые артиллерийские БГМ могут быть без сошни­ков и без выключения подвесок ходовой части для стрельбы; с от­кидным сошником, упирающимся при стрельбе в грунт, и выклю­чением подвесок, если угол возвышения орудия велик. Выключе­ние подвесок или ограничение их хода может осуществляться переводом гидроамортизаторов ходовой части в режим стрельбы путем увеличения их сопротивления или опусканием корпуса на грунт, то есть приданием машине нулевого клиренса, что достига­ется применением управляемой гидропневматической подвеской в ходовой части машины.

Боевое отделение закрытых БГМ предназначено для размеще­ния системы оружия, включающей основное вооружение (пушеч­ное или ракетное), боекомплект, вспомогательное стрелковое оружие, СУО, средства связи и экипаж

Переднее расположение боевого отделения (рубки) позволяет уменьшить размер машины по высоте, что снижает вероятность ее обнаружения и поражения, а также увеличивает объем боевого от­деления (рис 6.1, кроме 6.1, а). Недостатками рассматриваемой схемы являются увеличение общей длины машины вследствие вы­движения ствола за корпус машины, что может привести к утыканию его в грунт при движении БГМ по пересеченной местности, а также ограничение углов наведения орудия по вертикали и гори­зонту, определяемых высотой и шириной корпуса Эта схема полу­чила распространение в годы второй мировой войны, когда ствол был относительно коротким и могущество действия боеприпаса поднимали за счет увеличенного калибра орудия, а не начальной скорости снаряда (например, СУ-100, СУ-122 и др.)

При среднем распоряжении боевого отделения (рис 6 4) СО и боевой расчет размещены во вращающейся башне или снаружи Преимуществами данной схемы являются возможность кругового ведения огня и сокращение длины машины за счет сдвига орудия назад Недостатками схемы являются увеличение высоты машины,

Рис 6.4 152-мм артилле­рийская БГМ «МСТА-С»

а, следовательно, повышение опрокидывающего момента при вы­стреле, ограничение объема боевого отделения.

Развитие других видов вооружения и средств обнаружения про­тивника требовало постоянного совершенствования технических характеристик самоходной артиллерии и решаемых ею задач. Так, в период Вьетнамского конфликта бронетанковая техника оказа­лась не готовой бороться с огнем вертолетов, которые находились вне зоны действия пулеметов По мере развития авиации и средств борьбы с воздушными целями, особенно после внедрения радиоло­кационных орудийных станций обнаружения и наводки, стало воз­можным создание эффективных зенитных самоходно-артиллерийских установок ЗСУ-37-2 - «Енисей», ЗСУ-23-4 - «Шилка», а в даль­нейшем - зенитных артиллерийско-ракетных комплексов (ЗАРК) «Тунгуска» 2С6.

При заднем расположении боевого отделения (рис 6 5) СО и боевой расчет располагаются во вращающейся башне или снару­жи в кормовой части машины Моторно-трансмиссионное отделе­ние (МТО) размещается в носовой части корпуса. Для увеличения опорной базы машины и снижения удельного давления на грунт в машинах с задним расположением боевого отделения вместо направляющего колеса гусеницы устанавливают опорный каток и опускают его на грунт Схема с задним расположением боевого отделения позволяет получить машину минимальной длины переме­щением орудия назад, исключить утыкание ствола орудия в грунт даже при установке длинных стволов, обеспечить стрельбу при пода­че боеприпасов с грунта, организовать удобный вход и выход в бое­вое отделение и обеспечить хорошую устойчивость орудия без применения сошников или с ними Недостатками рассматриваемой схемы являются увеличение высоты машины, обусловленное необходимостью обеспечить углы снижения орудия, ухудшение обзор­ности для механика-водителя.

Рис 6.5 152-мм самоходная гаубица 2СЗ «Акация»

Для создания нормальных условий вождения машины в установках с задним расположением боевого отделения (передним расположением МТО) необходимо распола­гать место механика-водителя в наивысшей точке боевого отделе­ния, либо принять решение об изолированном размещении в носо­вом отделении механика-водителя, или использовать перископное управление машиной. Примерами БГМ с установками в кормовой части шасси открытого орудия являются отечественная самоходка 2С5 152-мм «Гиацинт», 175-мм самоходная пушка Ml07 (США), 155-мм самоходная пушка F-3 (Франция). В качестве примера ниже приводится несколько современных БГМ.

2С1 «Гвоздика» — 122-мм гаубица, созданная в 70-х годах на базе удлиненного шасси легкого многоцелевого тягача МЛ-ЛБ. Данная БГМ плавающая, перемещение по воде осуществляется за счет гусениц, однако имеются ограничения по скорости течения воды и высоты волны. В передней части корпуса машины размещается МТО и отделение управления. Место механика-водителя отделено от силового отделения герметичными перегородками. Кормовую часть машины занимает боевое отделение 122-мм гаубицы Д-32 с баллистическими характеристиками, как и у буксируемой гауби­цы Д-30. БГМ выполнена по полноповоротной башенной схеме, заряжание ручное с полуавтоматической досылкой. Ствол орудия имеет эжекционное устройство и двухкамерный оконный дульный тормоз. Механизм продувания канала ствола обеспечивает удале­ние пороховых газов из канала ствола после выстрела, что умень­шает загазованность боевого отделения В башне размещается три члена экипажа: впереди слева - наводчик орудия, за ним - коман­дир боевой машины и справа от орудия - заряжающий. Для облег­чения заряжания гаубицы используется механизм досылания элек­тромеханического типа с раздельной досылкой снаряда и заряда в ствол после укладки их на лоток досылания.

2СЗМ - 152-мм самоходная гаубица с задним расположением боевого отделения, закрытого типа, не плавающая. Система оружия включает гаубицу 2АЗЗ, боеприпасы, боеукладку, транспортер, механизм заряжания и механизм для загрузки боеукладки.

Цепной досылатель с электроприводом повышает скорострель­ность и обеспечивает стабильность скорости досылки снаряда и заря­да. Редуктор досылателя - с червячной парой и приводной звездоч­кой, находящейся в зацеплении сцепным толкателем. Последователь­ность выполнения этапов досылания обеспечивается концевыми переключателями. В случае отказа возможна ручная досылка.

Боеукладка включает карусельную укладку для снарядов и со­товую укладку для зарядов и снарядов. Карусельная укладка пред­назначена для размещения 12 снарядов и состоит из барабана с 12 гнездами, направляющей с фиксатором снаряда. Сотовая укладка предназначена для размещения 33 снарядов, состоит из каркаса с 33 грубами, плиты запорной с тремя стопорами и его пневмопри­вода (воздушный редуктор, пневмоцилиндры и электропневмокла-паны). Транспортер предназначен для подачи выстрелов с грунта в боевое отделение и состоит из обрезиненной замкнутой ленты, ведущего и поддерживающих роликов, червячного редуктора с элек­тродвигателем и концевыми выключателями.

2С19 «Мста-С» - 152-ми самоходная гаубица (см. рис. 6.4) выполнена на гусеничном шасси, унифицированном с шасси танка Т-72, и оснащена многотопливным двигателем В84А мощ­ностью 840 л. с.

Ходовая часть имеет торсионную подвеску и гидроамортизаторы, обеспечивающие гашение колебаний установки как на ходу, так и во время стрельбы. Возможно преодоление рва шириной 2,5 м, стенки высотой 0,5 м и брода глубиной до 1,5 м. Запас хода до 500 км. Мощность двигателя позволяет развивать максимальную скорость до 60 км/ч. Обеспечено круговое вращение башни и углы наведе­ния по вертикали о г -4° до +68°. Наведение по углу возвышения при стрельбе корректируется без участия наводчика (контролиру­ется наведение лишь по азимуту). Экипаж - 5 человек (при стрельбе с грунта — 7 человек).

Система герметизации казенной части гаубицы предотвращает загазованность боевого отделения. Автомат заряжания имеет сис­тему механизированной подачи снарядов (включая конвейер пода­чи снарядов с грунта) и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки. Автоматизированная подача снарядов производится по заранее заданной программе. Компонов­ка внутреннего оборудования позволила разместить в самоходной установке боекомплект на 50 выстрелов. На башне имеется зенитно-пулеметная установка ПЗУ-5 с 12,7-мм зенитным пулеметом НСВТ «Утес», имеющим дистанционное управление из башни. Прицельная дальность стрельбы зенитной установки — 2 км. Скоро­стрельность крупнокалиберного пулемета - 700 ..800 выстрелов в минуту. Боекомплект - 300 патронов.

«Мста-С» имеет комплекс оборудования подводного вождения (ОПВТ), что позволяет преодолевать водные препятствия глубиной 5 м и шириной до 1 км. С помощью встроенного бульдозерного оборудования самоходная гаубица способна подготовить окоп. Стрельбу из орудия может вести как прямой наводкой, так и с за­крытых позиций, в том числе в горных условиях. Фильтровентиляционная установка (ФВУ) позволяет боевому расчету вести стрельбу в зараженной местности. Комплект термодымовой аппаратуры для создания маскирующей дымовой завесы дает возможность артил­лерийской установке действовать даже на открытой местности, что существенно повышает тактические характеристики этой боевой машины. «Мста-С» имеет агрегат бортового стояночного пита­ния с автономной топливной системой, систему связи, включаю­щую внутреннюю телефонную, внешнюю проводную и радиосвязь. Время перевода гаубицы из походного положения в боевое и об­ратно - от одной до двух минут. «Мста-С» может использовать все виды штатных боеприпасов данного калибра. Корректируемый ар­тиллерийский снаряд «Краснополь» может с высокой вероятностью (0,9) при стрельбе на дистанции 18 км поражать движущиеся и не­подвижные малоразмерные цели (танки, автомобили, артиллерий­ские орудия, укрепленные огневые точки и т. п.). Для подсветки цели лучом лазера используется переносной лазерный целеуказатель, установленный на треноге. Возможно размещение системы под­светки цели класса «танк» - около 5 км, длительность подсветки -6... 15 с. Головка самонаведения снаряда при стрельбе на макси­мальную дальность способна захватывать подсвеченные лазером цели в радиусе 1 км. При использовании одного лазерного целеуказателя в течение 30 с можно поразить три различные цели. Корректируемый снаряд снижает расход боеприпасов в 40...50 раз, скорость поражения цели возрастает в три-пять раз.