logo search
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов ТЭМ2 / Руководство ТО ТР ТЭМ2

9.5.3. Магнитная система и ее детали, корпус остова и полюсы

После очистки и продувки производится осмотр и освидетельст­вование электрической и механической частей остова (статора).

Проверяется расстояние между опорными поверхностями поддерживающих носиков в остовах тяговых электродвигателей. Забоины, заусенцы на опорных поверхностях носиков зачищаются, изношенные более чем на 1 мм пластины (опорные) заме­няются. При подготовке к приварке накладка прижимается к носику, прове­ряется прилегание (допускается прохождение щупа не более 0,3 мм на глубину не более 2 мм). Ослабшие пластины привариваются по контуру сплошным швом. Допускается наплавка носика при износе литой его части (износ не более 10 мм).

Выпуск в эксплуатацию, тяговых электродвигателей с поврежден­ными поддерживающими носиками запрещается.

Привалочные поверхности вентиляционных окон и коллек­торных люков зачищаются от забоин и заусенцев.

Вентиляционные сетки, заглушки вентиляционных отверс­тий, козырьки и крыши коллекторных люков при наличии неисправ­ностей и повреждений ремонтируются или заменяются. Крышки кол­лекторных люков должны плотно прилегать к остову, легко сниматься и устанавливаться. Прокладки, уплотнения надежно закрепляются на крышках. Внутренняя поверхность крышек коллекторных люков покрывается эмалью или лаком. Запоры проверяются на плотное закрытие крышек и при необходимости исправляются.

Деформации козырьков вентиляционных отверстий, препятствую­щие выходу охлаждающего воздуха, устраняются.

Главные и добавочные полюсы осматриваются и проверяются на исп­равность крепления, целостность изоляции и соответствие омического сопротивления обмоток нормам. Катушки полюсов проверяются на межвитковые замыкания. Проверяется состояние выводов катушек (состояние изоляции, нет ли трещин и других дефектов).

Проверяется прочность посадки катушек полюсных на сердеч­никах при затянутых полюсных болтах по видимым следам смещения (потертость, зашлифованность на пружинных фланцах и поверхности катушек, ослабление диамагнитных угольников на сердечниках добавочных полюсов, появление ржавчины и др.) при постукивании по фланцам, а также по перемещению катушек. Разрешается уплотнять посадку полюсных катушек на сердечники при помощи прокладок из пропитанного электрокартона, кроме катушек с кремнийорганической изоляцией и „Монолит-2".

Проверяются межполюсные расстояния и расстановка полюсов по окружности (только при замене полюсов), размеры должны соответствовать нормам.

Катушки с поврежденной изоляцией, а также имеющие признаки ослабления посадки на сердечниках ремонтируются со снятием с остова. Ремонт катушек при этом производится с выпрессовкой сердечников.

Проверяется затяжка полюсных болтов ключом. Полюсные болты с дефектами (оборванные, с изношенными или забитыми гранями головок, с трещинами и т.д.) заменяются; ослабшие отворачиваются и проверяются.

Болты, крепящие полюсы тяговых электродвигателей, проверяются ультразвуковым дефектоскопом. При обнаружении хотя бы одного болта с трещиной все болты данного полюса заменяются. Разрешается проверка болтов без их снятия. Под головки болтов устанавливаются пружинные шайбы. Затяжка полюсных болтов производится при подогретых до температуры 70-100°С катушках. Головки полюс­ных болтов, где это предусмотрено чертежом, залить компаундной массой. Головки болтов главных полюсов со стороны моторно-осевой горловины контрятся пластиной по чертежу.

Плотность контактных соединений в цепи полюсов прове­ряется нагревом двойным номинальным током в течение 8-10 мин. О надежности контактов судят по разнице нагрева мест соединений путем ощупывания после отключения тока, изменению показаний амперметра при качке мест соединений или по омическому сопротив­лению. Болты контактных соединений затягиваются динамометричес­кими ключами. Моменты затяжки должны соответствовать требованиям технической документации.

Кабельные наконечники, имеющие признаки перегрева, разъединяются, зачищаются и обслуживаются, а контактные поверхности прове­ряются на плотность прилегания. Дефектные наконечники, болты и гайки заменяются. Наконечники между собой должны иметь прочное соедине­ние и надежный контакт.

Провода, имеющие обрыв жил более 10 %, заменяются или ремонти­руются с перепайкой наконечников. Разрешается производить сращи­вание выводных проводов наконечниками на расстоянии не менее 200 мм от выводной коробки или клицы.

Поврежденная изоляция шин, проводов и межкатушечных соединений восстанавливается. Восстановление изоляции выводных прово­дов разрешается, если участок повреждения находится не ближе 200 мм от выводной коробки или клицы. Поврежденная изоляция проводов восстанавливается лентой из резины и лакотканью. Для этого изоляция провода в месте повреждения вырезается, края основной изоляции срезаются на конус длиной 20-25 мм. Новая изоляция накладывается плотно, без морщин, вполуперекрышу последовательно от одного края вырезанной части к другому. Каждый слой промазывается клеящим лаком. Общая толщина наложенных слоев должна быть не менее толщины основной изоляции. Сверху последнего (лакотканного) слоя накладываются вполуперекрышу два слоя прорезиненной изоляционной ленты, перекрывающих нижние слои на 5-10 мм.

Выводные провода и межкатушечные соединения должны быть заизолированы согласно чертежу.

Ослабшие бандажи соединений заменяются новыми. Изолированная часть должна быть плотной и не иметь признаков сползаний с провода.

Крепление проводов в остове должно быть прочным и исключать возможность вибрации, протирания и других повреждений изоляции, а также напряженного состояния мест соединений. Разреша­ется укреплять провода крученым шпагатом или устанавливаемыми на остове металлическими скобами с обязательной дополнительной изолировкой проводов в местах крепления.

Запрещается изгибать провода ближе 50 мм от наконечника и применять для бандажей и крепления проводов в остове киперную и другие виды лент, способных вытягиваться.

Провода плотно укрепляются в выводных коробках остова и в клицах кронштейна на остове. Поврежденные и слабо сидящие на проводе или в отверстии остова резиновые втулки заменяются. Защит­ные рукава на выводных проводах должны быть целыми, надежно закреплены и уплотнены на конце провода и у выводной коробки или клицы остова.

Сушка и покрытие эмалью катушек полюсов производится в остове без их снятия. Катушки очищаются и окрашиваются электроизоляцион­ной эмалью. Катушки, снятые с остова для ремонта, пропитываются в компаунде или лаке и покрываются эмалями соответствующего класса нагревостойкости в соответствии с действующей Инструкцией по пропитке.

Проверяются статорные стальные пластины вспомогательных машин переменного тока (сдвиг) и при необходимости закрепляются штифтами, в соответствии с чертежами; проверяется крепление обмоток.