logo search
Физические основы функционирования вооружения

Маневренность

Маневренность артиллерийского орудия - совокупность свойств орудия, обеспечивающих быстрое перемещение его на большие расстояния, перемещение на пересеченной местности, бы­стрый переход из походного положения в боевое и обратно, а так­же, быстрый и точный перенос огня с одной цели на другую. Пер­вые два свойства определяют маневренность орудия на местности. Последние два, связанные с быстротой открытия огня и гибкостью огня, называют огневой маневренностью. Современная артиллерия позволяет вести непрерывное слежение за целью и почти непре­рывное ведение огня. Ее боеготовность, связанная с переходом в боевое положение, измеряется секундами.

Гибкость огня (маневр траекториями) определяется диапазоном углов вертикального и горизонтального обстрела и скоростями на­ведения. В современной артиллерии эти скорости достигают 50...60 °/с, а в автоматических зенитных малокалиберных установ­ках до 120 °/с и более. Гибкость огня повышается с увеличением дальнобойности, количества переменных боевых пороховых заря­дов на один выстрел и боезапаса.

Маневренность на честности определяется свойствами под­вижности, проходимости, поворотливости, плавучести и авиатранс­портабельности.

Подвижность оценивается, в основном, скоростью передвиже­ния, которая зависит от веса орудия, вида тяги и конструкции ходовой части. Снижение веса достигается применением дульных тормозов, уменьшающих силу отдачи до 50 % и более, использова­нием специальных легких алюминиевых, магниевых и титановых сплавов с высокими характеристиками прочности и более совер­шенными механизмами подрессоривания. В современных САО и танках в наибольшей степени сочетаются свойства подвижности и проходимости. Скорость их передвижения достигает 70 км/ч, а за­пас хода при одной заправке двигателя - до 500 км.

Проходимость - способность орудия передвигаться по бездо­рожью, вязким и сыпучим грунтам, пахоте, глубокому снегу, боло­там, а также преодолевать естественные и искусственные препят­ствия. Она зависит от удельного давления колес или гусениц на грунт и клиренса - наименьшего расстояния от нижней части ору­дия до грунта. Колесные машины значительно превосходят гусе­ничные по скорости передвижения, но не могут (даже многоосные) соперничать по проходимости. Гусеничные машины обладают зна­чительно большей поворотливостью - способностью разворачи­ваться или делать поворот на малых площадях. Это особенно ценно при передвижении в сложной пересеченной местности, в горах и на­селенных пунктах.

Большинство современных бронетранспортеров, боевых машин пехоты и легких танков являются плавающими, что позволяет им с ходу форсировать водные преграды и более эффективно воздей­ствовать на противника. Эти машины имеют водонепроницаемый корпус, обеспечивающий необходимую плавучесть - способность держаться на воде, не погружаясь ниже расчетной ватерлинии. В са­моходной артиллерии плавучесть обеспечивается плавающим шас­си или специальным легким складывающимся каркасом, обтяну­тым водонепроницаемой тканью.

В современных условиях ведения войн, включая локальные, важную роль играет авиатранспортабельность, которая определя­ется возможностью перевозить артиллерийские орудия на большие расстояния (до тысячи и более км) военно-транспортными самоле­тами, а на малые (десятки-сотни км) - армейскими вертолетами. Большинство артиллерийских орудий, сравнительно малого веса и габаритов, перевозятся одним самолетом. Для крупногабаритных САО (например, 175-мм пушка и 203-мм гаубица США), требуется два транспортных самолета.

Армейские вертолеты особенно эффективны при преодолении широких водных преград, зараженных, затопленных или просто непроходимых для наземного транспорта регионов.