logo
РЛЭ Су-27СК

Петля нестерова

Ввод в петлю, из условий обеспечения в верхней точке заданной скорости, выполнять на максимальном или форсажном режиме работы двигателей в диапазоне высот и скоростей, показанных на рис. 9 и 10.

Минимальные скорости ввода в полупетлю или петлю Нестерова, показанные на рисунках, определены из условия обеспечения на траекториях скорости не менее 300 км/ч для 50 % остатка нормальной заправки топлива в стандартных температурных условиях. При увеличении (уменьшении) остатка топлива на 500 кг минимальные скорости ввода увеличиваются (уменьшаются) на 20 км/ч.

Перед вводом в петлю установить заданные режим работы двигателей, скорость и высоту полета, затем взятием ручки управления на себя создать за 2-3 сек перегрузку 4,5-5,5, контролируя её величину по указателю, не превышая эксплуатационной перегрузки для данного варианта подвесок.

Темп выбора ручки управления на восходящей части петли должен быть таким, чтобы сохранить указанную перегрузку до достижения углов атаки 14-16°, а затем выдерживать эти углы атаки до подхода самолета к верхней точке петли.

В верхней точке петли скорость должна быть не менее 300 км/ч.

При проходе верхней точки (нос самолета «ложится» на горизонт) отключить форсаж и плавно уменьшить, если это предусмотрено заданием, обороты двигателей, оценить высоту и скорость полета.

Если в верхней точке петли высота меньше минимальной для выполнения переворота, закончить фигуру полубочкой.

После прохода верхней точки петли и опускания носа самолета ниже горизонта в целях уменьшения потери высоты разрешается пилотировать по границе срабатывания ОПР. Дальнейшее пилотирование осуществлять так же, как и при выполнении переворота.

При выполнении формированных петель и полупетель (с минимальным радиусом) необходимо за 3-4 сек создать перегрузку или угол атаки, близкие к максимально допустимым для данной скорости ввода и варианта подвесок, и в дальнейшем выдерживать эти значения утла атаки и перегрузки, не пересиливая ОПР вплоть до окончания фигуры.

На рис.9 показана область выполнимости форсированных петель Нестерова и полупетель.

Набор высоты на восходящей части петли составляет 1000-2000 м в зависимости от высоты, скорости ввода в петлю и перегрузки.

Примечание. При выполнении петель и полупетель в сверхзвуковой области в диапазоне трансзвуковых скоростей наблюдается «подхват».

При выполнении петель и полупетель в сверхзвуковой области на высотах более 11000 м с прохождением трансзвукового диапазона скоростей при полностью взятой ручке управления «на себя» возможен заброс по углу атаки выше допустимого, вплоть до α св.

Во избежание заброса по углу атаки при добирании ручки управления «на себя» в процессе торможения в момент уменьшения перегрузки (стабилизатор находится на упоре) зафиксировать ручку управления (не выбирая «свободный ход») и при подходе к числу М = 1,0 отдать её «от себя» на 1/5-1/4 хода.

Н пр. вв (м)

8000

7000

6000

5000

4000

3000

2000

1000

0

Полный форсаж

2хР-73 + 2хР-27

Закон управления Пэу макс, α доп

Минимальная скорость на траектории 300 км/ч

2 группа

1 группа

3 группа

Зона неустойчивых показаний приборов

М=0,85

М=0,9

М=1,1

400 500 600 700 800 900 1000 1100 1200 1300 V пр. вв (км/ч)

Рис. 9

Область выполнимости петель Нестерова и полупетель для самолета с 50 % остатком нормальной заправки топлива в стандартных температурных условиях. Закон управления Пу = 4,5-5,5; α = 14°-16°. При увеличении (уменьшении) остатка топлива на 500 кг минимальные скорости ввода увеличиваются на (уменьшаются) на 20 км/ч.

Н пр. вв. (м)

5000

4000

3000

2000

1000

0

Максимал

Минимальная скорость на траектории 300 км/ч

1 группа

2 группа

М=0,9

М=0,85

3 группа

600 700 800 900 1000 V пр. вв (км/ч)

Рис. 10

Область выполнимости петель Нестерова и полупетель для самолета с 50 % остатком нормальной заправки топлива в стандартных температурных условиях. Закон управления Пу = 4,5-5,5; α = 14°-16°. При увеличении (уменьшении) остатка топлива на 500 кг минимальные скорости ввода увеличиваются на (уменьшаются) на 20 км/ч.