logo
РЛЭ Су-27СК

Полет на пилотаж. Общие указания

На самолете разрешается выполнять фигуры простого, сложного и высшего пилотажа в широком диапазоне скоростей и высот полета в пределах допустимых углов атаки и перегрузок по УАП (по срабатыванию ОПР) с учетом особенностей, изложенных в настоящем подразделе.

В настоящем подразделе рассматривается пилотам на самолете с подвесками, которые условно разделены на группы:

1 группа - самолет без подвесок или с 2хР-73Э + 2хР-27Р1 (P-27T1), или с 2хР-73Э + до 2 АБ калибра до 500 кг, или 2хР-73Э + 2хС-25, или 2хР-73Э + 2хБ-8М (2хБ-13Л);

2 группа - самолет с 4хР-73Э + 6хР-27Р1 (P-27T1) или 2хР-73Э + до 6 АБ калибра до 500 кг, или 2хР-73Э + 4хБ-8М (4хБ-13Л) или 2хР-73Э + 4хС-25;

3 группа - самолет с 2хР-73Э + до 8 АБ калибра до 500 кг или 2хР-73Э + до 16 АБ калибра до 250 кг.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. С другими вариантами подвесок выполнение пилотажа ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Характеристики фигур пилотажа на боевом и учебно-боевом режимах работы двигателей с УР практически не отличаются, за исключением набора высоты за горку.

Пилотаж выполнять только при включенном ограничителе углов α и Пу. Выход на предельные углы атаки пли перегрузку сопровождается «упором» (ступенчатым увеличением усилий на ручке на 15 кг) и тряской ручки управления. При этом высвечивается сигнал «α, Пу КРИТИЧ», сопровождаемый речевой информацией «Предельный угол атаки, предельная перегрузка».

Система ОПР при правильной ее эксплуатации обеспечивает высокую маневренность самолета при безопасном пилотировании по границе предельных углов атаки и перегрузки.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Пересиливание «упора» при выполнении фигур пилотажа заметного роста маневренности не дает, но может привести к сваливанию самолета или к превышению Пу доп.

При создании заданной перегрузки с темпом менее 2 сек ОПР срабатывает на небольших углах атака и перегрузки. Темп выхода на допустимые углы атаки и перегрузки определяется «упором» при сохранении тянущих усилий на ручке управления.

При полетах на высотах менее 5000 м и больших приборных скоростях, соответствующих числам М = 0,95-1,2, могут иметь место упоры ручки управления по крену и педалей из-за недостаточной мощности гидроприводов флаперонов и рулей направления, однако управляемость в этом случае остается достаточной и составляет 25-30° в секунду.

Перед выполнением пилотажа необходимо подтянуть (застопорить) плечевые ремни. Проверить на РД-15 положение рукоятки ДАВЛ-ОТКЛ, которая должна быть в положении ДАВЛ.

ВИРАЖ

Виражи разрешается выполнять на форсажных и бесфорсажных режимах работы двигателей во всем эксплуатационном диапазоне высот и скоростей. Отличий в выполнении левого и правого виражей нет. Перед вводом в вираж установить заданную скорость и координированным движением ручки управления и педалей ввести самолет в разворот с одновременным увеличением тяги двигателей до необходимой (заданной) величины.

Правильность выполнения виража контролировать по естественному горизонту (авиагоризонту), вариометру, высотомеру, указателям скорости и перегрузки. На предельном по тяге вираже скорость следует выдерживать небольшими изменениями перегрузки, а высоту – изменением крена. Вывод из виража производить координированными движениями ручки и педалей с одновременным уменьшением тяги двигателей с темпом, обеспечивающим сохранение скорости.

При выполнении установившихся виражей с углами крена более 65-70° (ηу = 2,5 - 3) заданный режим дополнительно контролировать по величине нормальной перегрузки.

Зависимость перегрузки установившихся виражей от высоты и скорости полета показана на рис. 3, 4. При этом максимальные угловые скорости установившегося разворота самолета достигаются на скоростях, соответствующие максимальным перегрузкам установившегося виража.

Форсированные (неустановившиеся) виражи в диапазоне дозвуковых скоростей полета разрешается выполнять, не превышая допустимых углов атаки и максимальных эксплуатационных перегрузок по УАП или ОПР.

Наличие подвесок не оказывает существенного влияния на технику выполнения виража.