logo search
РЛЭ Су-27СК

Станция предупреждения об облучении самолёта спо-15лм.

  1. Станция предназначена для выдачи информации лётчику об облучении самолёта, определения направления на облучающее средство, его типа и режима работы.

Станция обеспечивает:

а) по азимуту ± 90° в ЗПС и ППС – при облучении РЛС большой мощности или на малых дальностях от них, и не менее ± 70° – на средних и больших дальностях;

б) по углу места не менее ± 30° в ЗПС и ППС;

Станция обеспечивает обнаружение облучающих РЛС и выдачу информации о них на дальности не менее 120 % от дальности действия оружия атакующего средства.

Полученная информация выдаётся на индикатор (рис. 38), расположенный на приборной доске лётчика.

На шкалах пеленга (внутренней – зелёные круглые метки, внешней – жёлтые оцифрованные метки в ППС и жёлтые треугольные метки в ЗПС) индицируется истинное положение цели по азимуту относительно силуэта самолёта.

Индикация азимута цели осуществляется высвечиванием зелёной метки пеленга на внутренней шкале.

Индикация главной цели осуществляется одновременным высвечиванием зеленой метки на внутренней шкале и жёлтой оцифрованной метки на внешней шкале.

Индикация типа облучающего средства осуществляется высвечиванием метки с обозначением:

П – облучение ЗРК «Терьер» или самолетами типа F-4, F-104 с одновременным включением подсвета для наведения ракет типа «Спарроу»;

З – облучение ЗРК типа «Чапарел», «Вулкан» или ЗРК «Сивульф»;

X – облучение ЗРК типа «Хок» или самолетами F-14, F-15, F-16 и F-18 (с больших дальностей);

Н – облучение ЗРК типа «Найк-Геркулес», «Патриот», «Талос»;

Г – облучение с малых дальностей самолета F-14, F-15, F-16 и F-18 или ракетой «Феникс» с РТС (возможно высвечивание сигнала Г совместно с сигналом X);

С – облучение самолетами типа F-4, F-5, F-104, F-111 (без включения канала подсвета), МИРАЖ, ЯГУАР, ЛАЙТНИНГ или ЗРК типа "Терьер", "Кроталь",

Индикация о типе цели осуществляется высвечиванием метки зеленого цвета на шкале типов. Индикация о главном типе осуществляется высвечиванием дополнительной метки жёлтого цвета над меткой типа.

Индикация динамики сближения с РЛС осуществляется высвечиванием меток на шкале градации мощности. Чем ближе самолет будет подлетать к РЛС, тем больше число меток подсвечивается одновременно (метки нарастают против часовой стрелки).

Индикация динамики сближения самолета с атакующей ракетой осуществляется миганием движущейся метки градации мощности. Метка ракеты движется по часовой стрелке, (поочередно начинают мигать и гаснуть метки градации мощности). Начало движения метки соответствует расчетному пуску ракеты, определяемому самой ракетой.

Индикация границы зоны поражения главным атакующим средством осуществляется миганием одной из меток на шкале градации мощности.

Индикация о режиме работы СОПРОВОЖДЕНИЕ главного типа осуществляется высвечиванием метки ЗАХВАТ красного цвета в центре индикатора (в режиме ОБЗОР метка не высвечивается). В наиболее опасной ситуации (при приближении ракеты к самолёту) метка ЗАХВАТ периодически мигает.

Индикация о режиме работы РЛС неглавных типов осуществляется постоянным высвечиванием метки неглавного пеленга и типа в режиме сопровождения и мигания с периодом обзора при работе РЛС в режиме обзора.

Индикация об относительном положении облучающей РЛС в вертикальной плоскости осуществляется высвечиванием жёлтых меток В (верх) или Н (низ), расположенных в центре индикатора.

При облучении самолета под углом ± 15° относительно самолета загорание меток В и Н не указывает однозначно направление приема в указанных углах, вследствие чего допускается загорание метки В на индикаторе при облучении снизу или одновременное загорание обеих меток.

Одновременно со световой индикацией в шлемофон выдается прерывистый звуковой сигнал низкой тональности при облучении РЛС, работающей в режиме ОБЗОР, или непрерывный звуковой сигнал высокой тональности – в режиме СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Громкость звучания звукового сигнала регулируется регулятором ЗВУК. При отключении звуковой сигнализации на индикаторе высвечивается табло ЗВУК ОТКЛ.

  1. Перед полётом для проверки исправности Л006ЛМ необходимо:

ОБЗОР – в верхнее положение,

ВЫСОТА-ТИП – в положение 1,5;

ДИАПАЗОН I, II - АВТОМАТ – в положение ДИАПАЗОН I, II;

При случайном нажатии переключателя КОНТР в положение РУЧН (на индикаторе гаснет метка сигнализации исправности) для восстановления работоспособности станции кратковременно установить его в положение АВТ;

  1. В полёте выделение типа главной РЛС противника осуществляется в автоматическом или ручном режиме.

Для автоматического выделения главной РЛС необходимо переключателем ВЫСОТА-ТИП установить высоту полёта в одно из положений 1, 5, 8, 16, 30, а переключатель АВТОМАТ-ДИАПАЗОН I, II – установить в положение ДИАПАЗОН I, II (положение АВТОМАТ используется при наличии устройств сопряжения станции СПО-15 с аппаратурой РЭБ).

При подходе к зоне боевых действий включить выключатель СУО ОБОРОНА. При полёте самолёта в зоне действия РЛС и совершении маневра с креном более 15° на индикаторе могут кратковременно индицироваться 3-4 главных пеленга. Направление на облучающую РЛС в этом случае определяется по среднему главному пеленгу при индицировании 3-х главных пеленгов и по двум средним главным пеленгам при индицировании 4-х главных пеленгов.

Высвечивание меток пеленгов 10° и 30° (слева и справа относительно контура самолёта на индикаторе) соответствует облучению самолета с указанных направлений, а высвечивание метки 50° – облучению самолета под углом 50°-85° слева или справа с передней полусферы.

Одновременное высвечивание меток пеленга 90° и 50° слева или справа свидетельствует об облучении самолёта со стороны 85° - 95° соответствующего направления на малых дальностях от РЛС (на большое дальностях метка 90° не высвечивается и возможно пропадание индикации).

Высвечивание только левой (правой) метки сектора задней полусферы свидетельствует об облучении самолета с соответствующего направления задней полусферы.

Управление индикацией в режиме работы облучающих средств производится с помощью выключателя ОБЗОР. В положении ОБЗОР на индикатор выдается информация о всех РЛС, работающих в зоне приема, в отключенном положении (в нижнем положении) – на индикатор выдается информация только об РЛС, работающих в режиме СОПРОВОЖДЕНИЕ (за исключением станций, работающих в режиме СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ПРОХОДЕ).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

  1. Режим работы БРЛС квазинепрерывного излучения, работающих в режиме СОПРОВОЖДЕНИЕ НА ПРОХОДЕ не определяется (метка ЗАХВАТ не индицируется).

  2. При облучении бортовыми РЛС квазинепрерывного излучения самолетов F-14, F-15, F-16, F-18 и ЗРК «Патриот» на больших и средних дальностях (до 5 градаций мощности) главным индицируется метка типа «Х» в мигающем режиме. На малых дальностях главным индицируется метка типа «F» с одновременным погасанием метки типа «Х» и уменьшением количества градации мощности с последующим их нарастанием.

Для ручного выделения главной РЛС необходимо переключатель ВЫСОТА-ТИП установить в положение интересующей РЛС (П, З, Х, Н, F, С), при этом на индикаторе станции индуцируется выбранная РЛС как главная. Индикация нетиповых целей может быть отключена установкой переключателя ВЫСОТА-ТИП в крайнее правое положение.

Используя информацию, определить тип атакующего средства, направление атаки и режим работы, принять решение на выполнение маневра для срыва захвата атакующего средства или применение помех.

При одновременной работе РЛПК и Л006ЛМ возможно индицирование ложной информации на индикаторе Л006ЛМ (высвечивание меток пеленгов 10, 30, 50, 90 слева и справа, типа X, градации мощности до 8, метки В, Н и ЗАХВАТ).

Для определения фактической обстановки необходимо (при возможности) на этапах поиска и обнаружения цели переключатель ИЗЛУЧ-ЭКВ-ОТКЛ на щитке управления РЛПК установить на 5-10 сек в положение ОТКЛ.

На работу Л006ЛМ оказывает влияние работа на излучение аппаратуры САП (изд. Л203ИЭ) – высвечиванием на индикаторе Л006ЛМ ложной информации (типы X и F, 90°,30°,10° неглавный слева, 50° главный слева, «низ», «захват», 12 градаций мощности, левый задний сектор).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При работе аппаратуры изд.Л203ИЭ на излучение информацией высвечиваемой на индикаторе Л006ЛМ не пользоваться.

После выполнения задания отключить станцию.