logo
ХКМ Мальгина 2

Глава 17. Торговое холодильное оборудование

Торговое холодильное оборудование предназначено для кратковременного хранения и демонстрации скоро­портящихся пищевых продуктов в процессе их реализа­ции на предприятиях торговли и общественного пи­тания.

К торговому холодильному оборудованию относят сборные камеры, шкафы, витрины, прилавки-витрины, прилавки, а также автоматы, предназначенные для про­дажи охлажденных напитков или фасованных мороже­ных продуктов.

Как правило, торговое холодильное оборудование загружается ранее охлажденными или замороженными продуктами. Однако холодильное оборудование (моду­лированные охлаждаемые секции — столы, шкафы, ох­лаждаемые прилавки в линиях самообслуживания и т. п.), применяемое в производственных цехах и торго­вых залах предприятий общественного питания, пред­назначено как для хранения, так и для охлаждения приготовленных холодных блюд.

В зависимости от температурного режима различают торговое холодильное оборудование среднетемпературное (для охлажденных продуктов) и низкотемператур­ное (для замороженных продуктов), от способа прода­жи — для предприятий с продавцами, для предприятий самообслуживания и охлаждаемые торговые автоматы. По климатическим зонам торговое оборудование выпус­кают в двух вариантах: для районов умеренного клима­та (температура окружающего воздуха до 32° С) и юж­ных районов (температура окружающего воздуха до 40° С). Оборудование, предназначенное для работы в южных районах, комплектуется холодильными машина­ми большей производительности.

Для охлаждения торгового оборудования применяют главным образом компрессорные автоматизированные холодильные агрегаты, работающие на хладонах. В от­дельных случаях используют абсорбционно-диффузионные машины и сухой лед. Холодильные агрегаты мож­но устанавливать как в контуре охлаждаемого оборудо­вания, так и вне его.

Торговое холодильное оборудование должно иметь хорошее внешнее оформление и не создавать шума, что особенно важно при размещении его в торговом зале. Однако опыт эксплуатации оборудования с индивиду­альными встроенными или рядом стоящими агрегатами показал, что шум, создаваемый работающими агрегата­ми в торговом зале, значительно превышает норму, по­этому не встроенные в контур агрегаты обычно выносят за пределы торгового зала. В последнем случае целесо­образно применять централизованное охлаждение, т. е. охлаждение нескольких объектов одним более мощным агрегатом. В настоящее время в больших магазинах ти­па «Универсам» холодильные агрегаты выносят за пре­делы торгового зала и организуют централизованное охлаждение, подсоединяя 2—3 единицы оборудования к одному агрегату соответствующей мощности. В неболь­ших магазинах применяют оборудование со встроенным агрегатом.