Вагоны и поезда-рефрижераторы
Для охлаждения железнодорожных вагонов применяют автоматизированные компрессорные холодильные машины, которые позволяют создать любые температуры в кузове вагона. В таких вагонах максимально используется грузовой объем, ускоряется их оборот (экономится время, расходуемое на загрузку вагонов льдом), заметно снижаются эксплуатационные расходы и потери продуктов. Однако возрастает стоимость оборудования, требуются энергия для привода компрессора холодильной машины и квалифицированный обслуживающий персонал.
В настоящее время уже более 50% вагонов-холодильников имеет машинное охлаждение, и в ближайшие годы ими будут заменены вагоны-ледники.
Вагоны охлаждаются либо отдельными холодильными агрегатами, расположенными в каждом вагоне (индивидуальное охлаждение), либо от центральной холодильной установки, рассчитанной на несколько вагонов или целый состав поезда (централизованное охлаждение).
При индивидуальном охлаждении применяют два варианта энергоснабжения: от самостоятельной энергетической установки, расположенной в том же вагоне (автономный вагон), и от центральной электростанции, рассчитанной на несколько вагонов (пятивагонная секция). Автономные вагоны и пятивагонные секции охлаждаются автоматизированными агрегатами, работающими на хладонах.
Поезда и секции с централизованным охлаждением имеют аммиачные холодильные установки, смонтированные в отдельном вагоне — машинном отделении, из которого охлажденный рассол СаСl2 подается в грузовые вагоны. Такую систему охлаждения имеет 21- и 23-вагон-ные рефрижераторные поезда и 12-вагонные рефрижераторные секции.
Все вагоны с машинным охлаждением имеют электрическое отопление.
Автономные вагоны-рефрижераторы. Эти вагоны имеют индивидуальное охлаждение и собственное энергоснабжение. Они имеют более дорогое оборудование, но их автономность определяет значительное преимущество и целесообразность их производства. Такие вагоны-рефрижераторы могут прицепляться к любому составу и в разном количестве подаваться к холодильным предприятиям.
В автономных вагонах-рефрижераторах привод компрессора и вентиляторов можно осуществить непосредственно от двигателя внутреннего сгорания, от двигателя внутреннего сгорания с генератором электрического тока, а также от оси вагона к генератору электрического тока. В последнем случае параллельно генератору включается большая батарея аккумуляторов электрического тока для компенсации колебаний напряжения, возникающих при изменении скорости движения, и для обеспечения работы компрессора при стоянке поезда.
Наиболее распространен привод от двигателя внутреннего сгорания с генератором электрического тока, дающего питание электродвигателям компрессора и вентилятора. Автономный вагон-рефрижератор с таким приводом (рис. ) имеет грузовое помещение площадью 42,6 м2 и два машинных отделения по торцам. В каждом машинном отделении установлено по одному дизель-генераторному и холодильному агрегату.
Рис. . Размещение холодильного оборудования в автономном
вагоне-рефрижераторе:
1 — дизель-генератор; 2 — топливный бак дизель-генератора; 3- холодильный агрегат;
4 — воздухозаборник системы вентиляции; 5 — воздухоохладитель.
Грузоподъемность вагона 40 т, длина грузового помещения 15,8 м, общая длина кузова вагона 19 м. Кузов цельнометаллический (со стороны грузового помещения обшит оцинкованными стальными листами). Между стальной обшивкой помещена теплоизоляция — пенополистирол с толщиной слоя 200 мм в стенах, 250 мм в крыше и 140 мм в полу. Пол грузового помещения покрыт резиной, и на него уложены металлические напольные решетки, рассчитанные на восприятие нагрузки от колес погрузчика, который въезжает в вагон. Двери грузового помещения одностворчатые с резиновым уплотнением по контуру. В полу предусмотрено четыре водостока с гидравлическими затворами для отвода промывной воды и конденсата.
Компрессорно-конденсаторные холодильные агрегаты размещены под крышей каждого машинного отделения (см. рис. ). Агрегаты работают на R12. Компрессоры бессальниковые, U-образные, четырехцилиндровые (три цилиндра низкой ступени, один — высокой), двухступенчатые без промежуточного охлаждения. Конденсаторы с воздушным охлаждением поверхностью 72 м2 каждый. В грузовом помещении расположены воздухоохладители поверхностью 64 м2 с терморегулирующими вентилями и двумя вентиляторами, а также электронагреватель. Щели вдоль стен, потолка и пола создают направленное движение воздуха в грузовом пространстве, что обеспечивает равномерную температуру. Грузовое помещение имеет приточно-вытяжную вентиляцию.
Холодопроизводительность агрегата 9300 Вт при t0= —15° С и tк=50°C. Холодильная установка может работать с температурой кипения —40ч—\-Ь° С при максимальной температуре конденсации 50—65° С.
В охлаждаемом помещении температуру регулируют с помощью реле температуры, обеспечивающим цикличную работу холодильного агрегата. С поверхности воздухоохладителя иней оттаивается горячими парами холодильного агента.
Для сбора талой воды под испарительными батареями установлены поддоны, покрытые со стороны грузового помещения теплоизоляцией и оборудованные электронагревателями (мощностью 0,4 кВт у каждого поддона).
Привод холодильной установки осуществляется двумя дизель-генераторными установками трехфазного тока напряжением 380 В. Дизель четырехтактный с воздушным охлаждением мощностью 20,2 л. с. каждый при частоте вращения 25 с-1. Каждый генератор предназначен для привода в действие холодильной установки, размещенной в том же машинном отделении (см. рис. ), но коммутация электрокабелей позволяет каждому дизель-генератору работать на любую из двух холодильных установок в вагоне.
Пятивагонная рефрижераторная секция. Она состоит из четырех грузовых вагонов-холодильников длиной 21 м и одного вспомогательного вагона с дизель-электростанцией и помещением для обслуживающего персонала, расположенного в середине секции.
Каждый вагон-холодильник имеет грузовое помещение и машинное отделение, в котором смонтировано по два холодильных агрегата, расположенных в два яруса (рис. ). Холодильные агрегаты работают на R12. Компрессор восьмицилиндровый, веерообразный, бессальниковый, холодопроизводительностью 6600 Вт при t0=—28° С и tк = 45°С. Конденсатор с воздушным охлаждением поверхностью 90 м2.
В грузовом помещении размещены испарительные секции воздухоохладителя, под которыми установлены поддоны и электронагреватели.
Электроснабжение осуществляется от центральной дизель-электростанции, расположенной во вспомогатель ном вагоне. В дизельном отделении этого вагона размещены два четырехтактных дизель-генератора мощностью по 84,5 кВт. Каждый дизель-генератор обеспечивает электроэнергией два вагона-холодильника. Помещение дизель-электростанции сообщается с помещением для обслуживающего персонала, расположенного в том же вагоне. Пятивагонную секцию обслуживает бригада, состоящая из 3—4 человек.
Рефрижераторные поезда. Они состоят из 21 и 23 вагонов и имеют централизованное холодоснабжение. Схема рефрижераторного поезда показана на рис. , а. В состав 21-вагонного поезда входят 18, а в состав 23-ва-гонного — 20 грузовых вагонов-холодильников и по три вспомогательных вагона. Каждый вагон-холодильник имеет грузоподъемность 30—42 т. Вспомогательные вагоны размещают в середине состава, а по обеим сторонам к ним примыкает по девять или десять грузовых вагонов-холодильников. В одном из трех вспомогательных вагонов (Д) размещена дизель-электростанция, во втором (М) — машинное отделение централизованной аммиачной холодильной установки, третий вагон (С) предназначен для обслуживающего персонала. Состав обслуживает бригада из семи человек. Все три служебных вагона соединены между собой закрытыми переходами. В машинном отделении 23-вагонного рефрижераторного поезда (рис. ,6) установлено два аммиачных, четырехцилиндровых, одноступенчатых компрессора хо-лодопроизводительностью при стандартном режиме 102 кВт каждый, два конденсатора воздушного охлаждения поверхностью 800 мг каждый с двумя вентиляторами производительностью по 38 000 м3/ч, два рассольных кожухотрубных испарителя поверхностью по 35,5 м2 каждый.
Грузовые вагоны охлаждаются рассольными ребристыми батареями. Рассол (раствор хлористого кальция) подается из машинного отделения по магистральным трубопроводам двумя насосами производительностью по 35 м3/ч. Рассолопроводы, проходящие между вагонами, соединены гибкими резиновыми шлангами. При средней температуре наружного воздуха 30° С в вагонах поддерживается температура —10 ÷ —12° С. Такая температура для перевозки мороженых грузов недостаточна, поэтому в поездах более позднего изготовления (21-вагонные поезда) установлены двухступенчатые аммиачные компрессоры. В грузовых вагонах таких поездов поддерживается температура до —18° С. В зимнее время при перевозке охлажденных продуктов вагоны подогревают электропечами, позволяющими поддерживать в вагоне (при температуре наружного воздуха —45° С) температуру 6—14° С. Каждый вагон оборудован вентиляцией и устройством для принудительной циркуляции воздуха. Контроль за температурой грузовых вагонов осуществляется ртутно-контактными термометрами, показания которых снимают в вагоне дизель-электростанции. Температуру в вагонах регулируют периодической подачей рассола в батареи посредством соленоидных вентилей, установленных на подводящих рассолопроводах каждого вагона.
Применяют также 12-вагонные рефрижераторные секции с централизованным холодоснабжением. Устройство их аналогично устройству рефрижераторных поездов. В состав 12-вагонной секции входят два вспомогательных вагона; вагон (машинное отделение) и комбинированный вагон, в котором размещены дизель-электростанция и помещение для обслуживающего персонала.
Рис. . Поезд-рефрижератор:
а — схема поезда;
б — машинное отделение 23-вагонного поезда-холодильника: 1 — электродвигатель компрессора; 2— компрессор; 3 — вентилятор конденсатора; 4—конденсатор; 5 — испарители; 5 —линейные ресиверы; 7 —выход воздуха; 8— рассольный насос; 9 — маслоотделитель; 10 — запасной бак для рассола; II — расширительный рассольный бак; 12 — поступление воздуха в конденсатор.
Рефрижераторные поезда и секции с централизованным холодоснабжением предназначены для перевозки больших партий грузов и, как правило, на дальние расстояния. Существенным недостатком их является необходимость большой длины фронта загрузки и разгрузки на холодильниках. Длина 23-вагонного состава около 370 м, а 21-вагонного около 291 м. Весь состав целиком практически не может принять ни одно предприятие, поэтому его приходится расцеплять и подавать к платформам по частям. Даже 12-вагонную секцию (ее длина 220 м) целиком может принять только крупное предприятие. В расцепленных вагонах прекращается охлаждение, кроме того, при расцеплении возможны потери рассола.
Передвижные железнодорожные холодильные установки. Их применяют для замораживания продуктов в вагонах-морозилках, а также при производстве льда на передвижных льдозаводах. Установки предназначены для работы в местах, где недостаточны мощности и большое количество продуктов поступает в короткие сроки. Такие передвижные установки представляют собой секцию, в состав которой входят 2—4 вагона. В одном из вагонов размещают дизель-электростанцию и машинное отделение холодильной установки, в другом — скороморозильные устройства для замораживания продуктов или льдогенераторы, остальные вагоны предназначены для размещения замороженных продуктов или произведенного льда.
Холодильное оборудование вагонов-ресторанов. Такое оборудование, входящее в состав всех пассажирских поездов дальнего следования, предназначено для хранения скоропортящихся продуктов, готовых блюд и кулинарных изделий. Продукты размещают в охлаждаемых шкафах, демонстрационных витринах и в подвагонных ящиках. Эти устройства охлаждаются автоматизированными хладоновыми холодильными агрегатами типа ВС, ФГК, ФАК. В подвагонных ящиках температура поддерживается —1÷ +1° С, в шкафах и витринах — 2—8° С, в низкотемпературных прилавках— —10 ÷ —12° С.
- Компрессорно-конденсаторные агрегаты
- Открытые агрегаты типа фак
- Агрегаты средней и большой производительности
- Комплексные агрегаты
- Глава 12. Абсорбционные и пароэжекторные холодильные машины
- Абсорбционные холодильные машины
- Пароэжекторные холодильные машины
- Раздел II холодильники и холодильные установки
- Глава 13. Холодильники
- Типы холодильников и их особенности
- Определение емкости и основных размеров помещений холодильников
- Планировка холодильников
- Общие требования к планировке холодильников
- Типовые планировки холодильников
- Требования к машинным отделениям холодильников
- Требования к планировкам холодильников торговых предприятий
- Грузовой фронт холодильников
- Изоляционные материалы холодильников Теплоизоляционные материалы
- Паро- и гидроизоляционные материалы
- Изоляционные конструкции ограждений холодильника
- Расчет толщины теплоизоляционного слоя
- Глава 14. Способы охлаждения камер
- Непосредственное охлаждение
- Охлаждение посредством жидкого хладоносителя
- Расположение охлаждающих приборов в камерах
- Выбор системы охлаждения
- Устройства для замораживания продуктов
- Глава 15. Схемы холодильных компрессорных машин и установок
- Схемы агрегатированных холодильных машин Схемы малых холодильных машин
- Схемы средних и крупных аммиачных холодильных установок
- Схемы систем с жидким хладоносителем
- Глава 16. Расчет теплопритоков в камеры холодильника и выбор холодильного оборудования
- Расчет теплопритоков в камеры холодильника
- Теплопритоки через ограждения
- Теплопритоки от продуктов
- Теплопритоки с наружным воздухом при вентиляции камер
- Эксплуатационные теплопритоки
- Теплопритоки от плодов и овощей в результате их «дыхания»
- Расчет и подбор холодильного оборудования
- Расчет и подбор малых агрегатированных холодильных машин
- Глава 17. Торговое холодильное оборудование
- Сборные холодильные камеры
- Холодильные шкафы
- Охлаждаемые витрины и прилавки
- Охлаждаемые торговые автоматы
- Глава 18. Кондиционирование воздуха
- Тепловой и влажностный баланс помещения
- Схемы установок кондиционирования воздуха
- Выбор расчетных параметров воздуха
- Системы кондиционирования воздуха
- Центральная система
- Глава 19. Производство и применение водного и сухого льда
- Сухой лед
- Раздел III эксплуатация холодильных установок
- Глава 20. Организация эксплуатации
- Глава 21. Оптимальный режим работы холодильной установки
- Глава 22. Пуск, остановка и обслуживание холодильной установки
- Особенности пуска и обслуживания установок двухступенчатого сжатия
- Обслуживание теплообменных аппаратов
- Обслуживание вспомогательных аппаратов
- Особенности эксплуатации фреоновых холодильных установок
- Глава 23. Основные отклоненияот оптимального режима в работе холодильных установок и способы их устранения
- Глава 24. Вспомогательные работы при обслуживании холодильных установок
- Добавление холодильного агента
- Удаление масла из системы
- Выпуск воздуха из системы
- Глава 25. Техническая отчетность по эксплуатации холодильных установок
- Раздел IV холодильный транспорт
- Глава 26. Железнодорожный холодильный транспорт
- Вагоны-ледники
- Вагоны и поезда-рефрижераторы
- Глава 27. Автомобильный холодильный транспорт
- Глава 28. Водный холодильный транспорт
- Глава 29. Холодильный транспорт других видов
- Приложения