Схемы агрегатированных холодильных машин Схемы малых холодильных машин
К малым холодильным машинам относят машины номинальной производительностью при стандартном режиме до 18 кВт (15000 ккал/ч), их выполняют в виде компрессорно-конденсаторных или комплексных агрегатов. В качестве холодильных агентов в них применяют R12, R22 и R502. Схема холодильной машины с герметичным компрессорно - конденсаторным агрегатом типа ВС (ФГК) показана на рис. . Такие холодильные машины предназначены для охлаждения самого разнообразного торгового оборудования (холодильных шкафов, прилавков, витрин, водоохладителей торговых автоматов и др.). Кроме того, их используют и для установок кондиционирования воздуха.
В состав машины входят компрессорно-конденсаторный агрегат, змеевиковый ребристый испаритель, располагаемый в охлаждаемом объекте, и дроссельное устроиство.
Рис. . Схема герметичного
фреонового агрегата типа ВС
Отдельные элементы схемы соединены красно-медными или алюминиевыми трубками. Пар хладона, сжатый в компрессоре 1, конденсируется в змеевиковом ребристом конденсаторе 2 и сливается в ресивер 4. Из ресивера жидкий холодильный агент направляется сначала в фильтр-осушитель 3, а затем в дроссельное устройство, в качестве которого используют терморегулирующий вентиль или капиллярную трубку. После дросселирования холодильный агент поступает в змеевиковый ребристый испаритель 6. В испарителе он кипит за счет теплоты, воспринимаемой от охлаждаемой среды. Пар, образовавшийся в испарителе, направляется в кожух герметичного компрессора для охлаждения электродвигателя, а затем засасывается компрессором.
Автоматическое регулирование заполнения испарителя жидким холодильным агентом осуществляется терморегулирующим вентилем 5, в зависимости от перегрева паров хладона на выходе из испарителя, которое воспринимается термочувствительным патроном 7.
В охлаждаемом объекте автоматическое двухпозиционное регулирование температуры с помощью реле температуры ТР обеспечивает цикличную работу компрессора. При достижении заданной температуры в охлаждаемом объекте ТР подает импульс на магнитный пускатель МП, который выключает электродвигатель компрессора. С повышением температуры в объекте выше заданной магнитный пускатель по импульсу от реле температуры ТР включает электродвигатель компрессора.
Схема холодильной машины с открытым компрессорно-конденсаторным агрегатом типа ФАК представлена на рис. . Компрессор 2 всасывает по трубопроводу 1 пары R12 из испарителя 5, сначала сжимает их до давления конденсации, а затем нагнетает в конденсатор 6. Из конденсатора жидкий хладон сливается в ресивер 5, а затем по жидкостной линии II через фильтр-осушитель 3 и терморегулирующий вентиль 4 поступает в испаритель 5.
В испарителе жидкий фреон, воспринимая теплоту от охлаждаемой среды при низкой температуре, кипит, превращаясь в пар.
Заполнение испарителя жидким R12 регулируется терморегулирующим вентилем 4, чувствительный патрон которого закреплен на всасывающем трубопроводе компрессора.
Рис. . Схема агрегата типа ФАК.
Автоматическое регулирование температуры объекта, а также защита компрессора от повышенного давления нагнетания осуществляются реле давления 1
(РД-1), которое состоит из двух блоков с чувствительными элементами (блок низкого РДН и высокого РДВ давления) и общей контактной группы. Контакты блока низкого давления размыкаются при понижении давления в испарителе и замыкаются при его
повышении в пределах, установленных настройкой прибора. Контакты реле высокого давления размыкаются при повышении давления в конденсаторе до установленного предела.
Блок реле низкого давления предназначен для регулирования производительности компрессора и температуры в объекте (по способу пусков и остановок), а также для защиты машины от недопустимого понижения давления кипения, реле высокого давления — только для защиты от опасного повышения давления нагнетания.
В зависимости от импульса, поступающего от реле давления, срабатывает магнитный пускатель, включая и выключая электродвигатель компрессора 7. Во избежание замерзания свободной влаги в терморегулирующем вентиле 4, а также для предотвращения попадания в него загрязнений на жидкостной линии 11 установлен фильтр-осушитель.
Схема холодильной машины с компрессорно-конденсаторным агрегатом АК-ФВ6 показана на рис. .
Рис . Принципиальная схема холодильной машины с агрегатом АК-ФВ6.
Пар хладона (фреона), сжатый в компрессоре /, поступает в конденсатор водяного охлаждения 3, где конденсируется. Жидкий холодильный агент, проходя фильтр-осушитель 2, поступает в регенеративный теплообменник 8, где он переохлаждается холодным паром, поступающим из испарителя 6. Переохлажденный жидкий холодильный агент подается параллельно в две ветви испарительной системы (эти ветви можно расположить в одной или двух камерах). На каждой ветви устанавливают по одному терморегулирующему вентилю 7 (ТРВ-4М), где жидкость дросселируется и поступает в испаритель 6. В испарителе холодильный агент кипит, охлаждая воздух в камере, и превращается в пар. Из испарителя пар отсасывается компрессором через теплообменник 8, где он перегревается, в результате чего воспринимает теплоту от жидкости, поступающей из конденсатора к терморегулирующему вентилю.
Холодильная машина автоматизирована. Заполнение испарителей жидкостью регулируется двумя терморегулирующими вентилями 7, а подача воды на конденсатор — водорегулирующим вентилем 4 (ВРВ-1,5).
В охлаждаемом объекте температура регулируется реле низкого давления 5, а защищает машину от чрезмерного повышения давления в линии нагнетания реле высокого давления.
В рассмотренной схеме с одним компрессором и двумя охлаждаемыми камерами давление и температура кипения в испарителях одинаковые и температура в камерах также примерно одинаковая. Незначительная разница между температурами достигается в результате установки испарителей с различной поверхностью или вследствие уменьшения количества подаваемой в испаритель жидкости, т. е. искусственного уменьшения эффективной поверхности испарителя в более теплой камере. Путем настройки терморегулирующего вентиля на больший перегрев можно получить в более теплой камере температуру на 4 — 5° С выше.
В агрегатированных холодильных машинах, рассчитанных для охлаждения более двух камер, температура регулируется камерными реле температуры в комплексе с соленоидными вентилями, которые установлены на жидкостных линиях, питающих испарители.
Схема холодильной машины ХМ-ФУ8 с компрессорно-конденсаторным агрегатом АК-ФУ8 показана на рис. . Эта машина предназначена для охлаждения четырех камер. В комплект к агрегату АК-ФУ8 входят четыре испарителя 11 (ИРСН-12.5С), один испаритель 10 (ИРСН-10С), два воздухоохладителя 14 (2В09С), четыре терморегулирующих вентиля 12, четыре реле температуры 9 в комплексе с соленоидными вентилями 13, арматурный шит, на котором смонтированы фильтр-осушитель 7, теплообменник 6 на общей жидкостной линии, запорная арматура и вентиль для заполнения системы хладоном. Автоматическое двухпозиционное регулирование температуры в камерах осуществляется реле температуры, которые управляют соленоидными вентилями и работой компрессора. Компрессор 1 и электродвигатель 2 установлены на кожухозмеевиковом конденсаторе 4.
Рис. . Принципиальная схема холодильной машины ХМ-ФУ8.
При замыкании контактов одного реле 9 открывается соленоидный вентиль 13 на жидкостной линии, питающей испаритель данной камеры, и включается компрессор. Одновременно открывается соленоидный вентиль 8 на общей жидкостной линии перед распределительным коллектором (на арматурном щитке). При замыкании контактов второго и последующих реле температуры открываются соответствующие соленоидные вентили и дублируется воздействие на катушку магнитного пускателя, включающего компрессор. Поэтому при замкнутых контактах любого реле температуры компрессор работает. Если во всех камерах температура достигла нижнего предела и выключается последнее реле температуры 9, то компрессор останавливается, соленоидный вентиль 8 на обшей жидкостной линии, а также соленоидные вентили на жидкостных линиях, питающих испарители данной камеры, закрываются.
Таким образом, холодопроизводительность испарителей и компрессора регулируется реле температуры 9. Терморегулирующие вентили 12 являются дросселирующим органом и регулятором перегрева пара на выходе из испарителя. Более значительный перегрев пара осуществляется в теплообменнике 6.
Реле давления 5 (РД-1) является только защитным прибором (от пониженного давления в испарительной системе и повышенного давления на стороне нагнетания).
Подача воды на конденсатор 4 регулируется водорегулирующим вентилем 3 (ВРВ-2,5), действующим от давления конденсации. Вместо водорегулирующего вентиля можно использовать соленоидный вентиль, который открывает воду на конденсатор во время работы компрессора, т. е. открывается одновременно с включением компрессора, а закрывается при его выключении.
Схема средней холодильной машины
В настоящее время на холодильниках небольшой емкости широко применяют агрегатированные холодильные машины, работающие на хладонах (фреонах) и аммиаке. В камерах таких холодильников используют как непосредственное, так и рассольное охлаждение.
Схема агрегатированной холодильной машины с рассольным охлаждением камер показана на рис. .
Рис. . Схема агрегатированной машины с рассольным охлаждением камер:
1 — компрессор; 2 — муфта; 3 — электродвигатель; 4 — конденсатор; 5 — испаритель; 6 — теплообменник; 7 — фильтр; 8 — ручной регулирующий вентиль; 9 — холодильные камеры; 10 - рассольный насос.
Машина включает компрессорио-конденсаториый и испарительно-регулирующий агрегаты. Компрессорно-конденсаторный агрегат состоит из компрессора и электродвигателя, соединенных муфтой, кожухотруб-ного конденсатора и приборов автоматической защиты и контроля. В состав испарительно-регулирующего агрегата входят горизонтальный кожухотрубный испаритель, кожухозмеевиковый теплообменник и автоматическая регулирующая станция.
Сжатый в компрессоре пар R22 конденсируется в кожухотрубном конденсаторе с гладкими трубками. Жидкость переохлаждается в теплообменнике 6 и проходит фильтр-осушитель 7, соленоидный вентиль СВ и ручной регулирующий вентиль 8. После дросселирования жидкость поступает в кожухотрубный испаритель 5, где кипит, охлаждая рассол.
Пар, образовавшийся в испарителе, отсасывается компрессором через теплообменник, в котором он перегревается и воспринимает теплоту от жидкости. Охлажденный в испарителе рассол поступает в камерные батареи, где он отепляется, в результате чего камеры охлаждаются, и центробежным насосом возвращается в испаритель.
Схемой предусмотрена полная автоматизация холодильной машины.
Производительность машины регулируется пуском и остановкой электродвигателя компрессора.
Температура в камерах поддерживается камерными реле температуры ТР в комплексе с соленоидными вентилями, установленными на питающих рассольных трубопроводах. При включении реле температуры ТР открывается соленоидный вентиль СВ и холодный рассол поступает в батарею соответствующей камеры, при выключении реле температуры ТР закрывается соленоидный вентиль СВ и прекращается подача холодного рассола.
Камерные реле температуры управляют также электродвигателем насоса. Контакты реле температуры ТР включены параллельно в цепь управления электродвигателем насоса. При замыкании контактов одного из реле ТР насос включается. При выключении последнего реле ТР насос останавливается.
Цикличной работой компрессора управляет реле температуры, смонтированное на регулирующей станции и предназначенное для поддержания температуры рассола на выходе из испарителя. При остановленном насосе работа компрессора исключается. Для этого блок-контакт магнитного пускателя насоса включается в цепь управления электродвигателем компрессора, и тогда при размыкании контактов последнего камерного реле ТР вместе с остановкой насоса останавливается и компрессор.
Испаритель заполняется R22 с помощью приборов двухпозиционного регулирования ПТРД-2 (полупроводниковый терморегулятор дифференциальный) в комплексе с соленоидным вентилем. В зависимости от перегрева пара, выходящего из испарителя, полупроводниковый терморегулятор ПТРД-2 открывает или закрывает соленоидный вентиль СВ, установленный перед ручным регулирующим вентилем 8. Температуры кипения и перегрева пара воспринимаются термометрами сопротивления. Проходное сечение соленоидного вентиля значительно больше, чем это требуется для работы при максимальной нагрузке. Поэтому после соленоидного вентиля обязательно устанавливают ручной регулирующий вентиль 8, в котором происходит дросселирование. Его открывают настолько, чтобы обеспечить проход жидкости, необходимой при максимальном теплопритоке в камеру.
Реле давления РД, размещаемые на сторонах нагнетания и всасывания компрессора, защищают машину от низкого давления в испарителе, что очень важно при наличии в схеме кожухотрубного испарителя, в котором возможно замерзание рассола и разрыв труб, и от превышения давления нагнетания.
При неисправном масляном насосе реле контроля смазки РКС останавливает компрессор.
В целях экономии вода на конденсатор подается одновременно с включением компрессора посредством соленоидного СВ или водорегулирующего вентиля.
На щите управления находятся все приборы управления защиты и исполнительные механизмы.
Щит сигнализации предназначен для дистанционного наблюдения за работой холодильной машины и сигнализации о неисправностях.
- Компрессорно-конденсаторные агрегаты
- Открытые агрегаты типа фак
- Агрегаты средней и большой производительности
- Комплексные агрегаты
- Глава 12. Абсорбционные и пароэжекторные холодильные машины
- Абсорбционные холодильные машины
- Пароэжекторные холодильные машины
- Раздел II холодильники и холодильные установки
- Глава 13. Холодильники
- Типы холодильников и их особенности
- Определение емкости и основных размеров помещений холодильников
- Планировка холодильников
- Общие требования к планировке холодильников
- Типовые планировки холодильников
- Требования к машинным отделениям холодильников
- Требования к планировкам холодильников торговых предприятий
- Грузовой фронт холодильников
- Изоляционные материалы холодильников Теплоизоляционные материалы
- Паро- и гидроизоляционные материалы
- Изоляционные конструкции ограждений холодильника
- Расчет толщины теплоизоляционного слоя
- Глава 14. Способы охлаждения камер
- Непосредственное охлаждение
- Охлаждение посредством жидкого хладоносителя
- Расположение охлаждающих приборов в камерах
- Выбор системы охлаждения
- Устройства для замораживания продуктов
- Глава 15. Схемы холодильных компрессорных машин и установок
- Схемы агрегатированных холодильных машин Схемы малых холодильных машин
- Схемы средних и крупных аммиачных холодильных установок
- Схемы систем с жидким хладоносителем
- Глава 16. Расчет теплопритоков в камеры холодильника и выбор холодильного оборудования
- Расчет теплопритоков в камеры холодильника
- Теплопритоки через ограждения
- Теплопритоки от продуктов
- Теплопритоки с наружным воздухом при вентиляции камер
- Эксплуатационные теплопритоки
- Теплопритоки от плодов и овощей в результате их «дыхания»
- Расчет и подбор холодильного оборудования
- Расчет и подбор малых агрегатированных холодильных машин
- Глава 17. Торговое холодильное оборудование
- Сборные холодильные камеры
- Холодильные шкафы
- Охлаждаемые витрины и прилавки
- Охлаждаемые торговые автоматы
- Глава 18. Кондиционирование воздуха
- Тепловой и влажностный баланс помещения
- Схемы установок кондиционирования воздуха
- Выбор расчетных параметров воздуха
- Системы кондиционирования воздуха
- Центральная система
- Глава 19. Производство и применение водного и сухого льда
- Сухой лед
- Раздел III эксплуатация холодильных установок
- Глава 20. Организация эксплуатации
- Глава 21. Оптимальный режим работы холодильной установки
- Глава 22. Пуск, остановка и обслуживание холодильной установки
- Особенности пуска и обслуживания установок двухступенчатого сжатия
- Обслуживание теплообменных аппаратов
- Обслуживание вспомогательных аппаратов
- Особенности эксплуатации фреоновых холодильных установок
- Глава 23. Основные отклоненияот оптимального режима в работе холодильных установок и способы их устранения
- Глава 24. Вспомогательные работы при обслуживании холодильных установок
- Добавление холодильного агента
- Удаление масла из системы
- Выпуск воздуха из системы
- Глава 25. Техническая отчетность по эксплуатации холодильных установок
- Раздел IV холодильный транспорт
- Глава 26. Железнодорожный холодильный транспорт
- Вагоны-ледники
- Вагоны и поезда-рефрижераторы
- Глава 27. Автомобильный холодильный транспорт
- Глава 28. Водный холодильный транспорт
- Глава 29. Холодильный транспорт других видов
- Приложения