logo
ХКМ Мальгина 2

Типы холодильников и их особенности

По назначению различают производственные, загото­вительные, распределительные, базисные, перевалочные, торговые, а также транспортные холодильники.

Производственные холодильники. Их обычно строят при пищевых предприятиях (мясокомбинатах, рыбопе­рерабатывающих заводах, молочных заводах и т.п.). Производственные холодильники предназначены для первичной холодильной обработки (охлаждения, замо­раживания), а также для кратковременного (10— 20 дней) хранения сырья и готовой продукции.

Особенность этих холодильников — большая производительность устройств для охлаждения и заморажива­ния готовой продукции и сравнительно небольшая ем­кость для хранения продуктов. Наиболее распростране­ны производственные холодильники емкостью 500— 5000 т с производительностью морозильных камер 20— 100 т в сутки.

Заготовительные холодильники. В холодильниках, сооружаемых в районах заготовки пищевых продуктов (яиц, фруктов), осуществляют сортировку, первичную холодильную обработку (охлаждение и заморажива­ние), а также непродолжительное (10—20 дней) хране­ние продуктов до отправки в районы потребления.

Заготовительные холодильники так же, как и произ­водственные, оснащены мощными холодильными уста­новками. Они являются первым звеном непрерывной хо­лодильной цепи.

Распределительные холодильники. Холодильники предназначены для равномерного снабжения населения продуктами питания в течение всего года. Их размещают в городах и промышленных центрах. В сезон заготовок на распределительном холодильнике создают резервные запасы продуктов. На распределительные холодиль­ники продукты поступают с производственных и загото­вительных холодильников в охлажденном и заморожен­ном видах. Поэтому на распределительных холодильни­ках в основном только хранят охлажденные и заморо­женные грузы. Продукты хранятся в течение длительного времени (до 3—6 мес и более). Для грузов, отепляв­шихся в пути, предусматривают небольшие камеры для доохлаждения и домораживания. Емкость распредели­тельных холодильников 500—15000 т, а в отдельных слу­чаях — 30 000—35 000 т.

Распределительные холодильники бывают универ­сальные и специализированные (для мяса, рыбы, фрук­тов и т.п.). В состав распределительных холодильников часто входят цехи по производству мороженого, водно­го и сухого льда, цехи для фасовки и замораживания фруктов и овощей, а также для фасовки масла, мяса и других продуктов. Такие предприятия называют хладокомбинатами.

Кроме распределительных холодильников существу­ют так называемые базисные холодильники ем­костью 2000—15000 т, предназначенные для длительного хранения охлажденных и замороженных продовольст­венных грузов.

Перевалочные холодильники. Они предназначены для кратковременного хранения продуктов в местах их перегрузки (перевалки) с транспорта одного вида на другой. Их строят в морских и речных портах, в узлах шоссейных и железных дорог. Характерным примером перевалочных холодильников являются портовые хо­лодильники. Часто портовые холодильники выпол­няют функции распределительных холодильников для того района (города), в котором они расположены.

Торговые холодильники. Для кратковременного хра­нения продуктов, поступающих в торговую сеть, пред­назначены торговые холодильники. Продукты на такие холодильники поступают с распределительных холодиль­ников. Различают холодильники продовольственных баз емкостью 10—500 т и предприятий торговли и общест­венного питания (магазинов, столовых, ресторанов, ка­фе) емкостью до 10 т.

Продолжительность хранения продуктов на холо­дильниках продовольственных баз до 10—20 дней. В хо­лодильниках предприятий торговли и общественного пи­тания создают запасы продуктов на 1—5 дней. В них хранят продукты в широком ассортименте, но сравни­тельно в небольшом количестве.

Транспортные холодильники. Они предназначены для перевозок охлажденных и замороженных пищевых продуктов железнодорожным, автомобильным и водным холодильным транспортом. К нему относят вагоны, сек­ции и поезда-холодильники (рефрижераторные вагоны, секции и поезда), автомобили-холодильники (автореф­рижераторы) и суда-холодильники (суда-рефрижерато­ры). В отдельных случаях транспортные холодильники используют как заготовительные и производственные.

Основным показателем, характеризующим холодиль­ник, является его емкость.

Емкость холодильника характеризуется массой груза в тоннах, которую одновременно можно хранить в каме­рах холодильника.

В зависимости от объемной массы груза, его упаков­ки и способа укладки разные продукты занимают раз­ный объем и площадь. Так, в 1 м3 грузового объема хо­лодильной камеры мороженого мяса, уложенного в штабель, размещается 0,3—0,45 т, а масла, упакованного в ящики или бочки, — 0,54—0,65 т. Для размещения одно­го и того же количества требуются размеры камер для мороженого мяса в 1,5—1,8 раза больше, чем размеры камер для масла.

Поэтому, чтобы по емкости можно было судить о раз­мерах холодильника, емкость принято выражать услов­ной емкостью.

Условной емкостью называют массу груза, которую можно одновременно поместить в камерах холодильни­ка, если бы они были загружены одним мороженым мя­сом I категории стандартной разделки в четвертинах (норма загрузки 1 м3 0,35 т).

По емкости в условных тоннах различают следующие группы холодильников: мелкие (до 10 т), малые (до 500 т), средние (до 5000 т), крупные (свыше 5000 т).

Размеры домашних холодильников характеризуются внутренним объемом шкафа в литрах. Емкость выпуска­емых домашних холодильников 80—240 л.

В камерах средних и крупных холодильников реко­мендуется поддерживать следующие температуры: —30 ÷ —35° С в морозильных камерах, —20° С в камерах хранения мороженых грузов и около 0°С в камерах ох­лаждения и хранения охлажденных грузов. В небольших холодильниках, где продолжительность хранения грузов, как правило, меньше, температура хранения мо­роженых грузов может быть несколько выше (—12 ÷

-15°С). В холодильниках торговых предприятий, предназначенных для краткосрочного хранения продуктов перед реализацией, температуры в камерах поддерживаются около 0°С.

Ограждения холодильников имеют такую конструк­цию, которая препятствует проникновению тепла и влаги в помещения, где температура ниже температуры

окружающей среды. В состав всех внешних ограждений (стен, полов, потолков) введены слои эффективных тепло- и влагоизоляционных материалов. Все охлаждаемые помещения устраивают без окон.

По объемно-планировочным решениям холодильники разделяют на одно- и многоэтажные.

Одноэтажные холодильники. Эти холодильники (рис. ) имеют сравнительно простую строительную конструкцию, гак как основная нагрузка (от продуктов) передается непосредственно на грунт, колонны же восприни­мают сравнительно небольшую нагрузку, создаваемую верхним покрытием и продуктами, расположенными на подвесных путях. Это позволяет увеличить норму нагрузки на 1 м2 площади пола до 5000 кг, а следовательно, и высоту камер.

В настоящее время в Советском Союзе строят одно­этажные холодильники высотой 4,8—6 м до низа балки покрытия. Применяя более совершенные механизмы по укладке грузов, высоту камер одноэтажных холодиль­ников можно увеличить до 7—9 м. За рубежом имеются одноэтажные холодильники высотой 8—10 м.

В мелких холодильниках, где осуществляются не­большие грузовые операции, высота камер 3—4 м.

Стены холодильника самонесущие или подвесные. Они, кроме собственной массы, дополнительной нагруз­ки не воспринимают. Стены выполняются из сборных железобетонных плит, кирпича или из профилированных металлических листов с тепловой изоляцией и опирают­ся на самостоятельный фундамент или на фундамент­ную балку, уложенную на выступы фундаментов колонн. Используя профилированные металлические листы, сте­ны и перегородки выполняют подвесными (они навеши­ваются на колонны).

Рис. . Одноэтажный холодильник (3000 т): 1 — холодильная камера: 2—морозилка; 3 — накопитель-разгрузочная; 4 — коридор; 5 — железнодорожная платформа; б ^автомобильная платформа; 7 — машинное отделение; 8 — аппаратная; 9 — вспомогательные и бытовые

помещения.

Пол холодильника поднят над уровнем головки же­лезнодорожного рельса на высоту 1,4 м. Под низкотем­пературными камерами одноэтажных холодильников грунт искусственно подогревают, чтобы исключить его промерзание и вспучивание. В отдельных случаях одно­этажные холодильники строят с подвалами, где поддер­живают температуру не ниже 0° С. Покрытия холодиль­ников плоские с тепловой изоляцией. Наружные ограж­дения (стены, пол, потолок) холодильников имеют непрерывный слой тепловой изоляции.

Преимущества одноэтажных холодильников — боль­шой фронт грузовых работ и возможность рационально­го использования комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ. Наиболее целесообразно применять одноэтажные холодильники для хранения затаренных к пакетированных продуктов. Недостатки одноэтажных холодильников — большая занимаемая площадь земель­ного участка и большая поверхность наружных ограж­дений (особенно покрытия), увеличивающих теплопритоки. Применяя совершенные средства механизации по укладке грузов, можно увеличить высоту здания и умень­шить занимаемую площадь, а также поверхность ограж­дений.

Многоэтажные холодильники. Такие холодильники (рис. ) строят 5—6-этажными с подвалами и без них.

Здание многоэтажного холодильника представляет собой железобетонный каркас, состоящий из колонн, междуэтажных перекрытий и покрытия. Снаружи каркас закрывается самонесущими стенами и непрерывным слоем тепловой изоляции по всему наружному контуру.

Нагрузка, создаваемая продуктами и железобетон­ными перекрытиями, воспринимается только колоннами и через фундаменты передается грунту. Высота этажей (от пола нижнего этажа до пола следующего этажа) 4,8—5,4—6,0 м и подвального этажа не менее 3,6 м. Рас­четная полезная нагрузка на многоэтажные перекрытия 2000—3000 кгс/м2. От уровня головки рельса пол перво­го этажа поднят на 1,4 м.

Рис. . Многоэтажный холодильник: а — фасад; б — план типовых этажей: 1 — камера хранения на 3, 4, 5-м эта­жах; 2 — подсобные помещения; 3 — вестибюли.

В многоэтажных холодильниках на устройство меж­дуэтажных перекрытий дополнительно расходуется бе­тон, и продолжительность строительства их увеличива­ется. Стоимость общестроительных работ многоэтажно­го холодильника больше, чем одноэтажного. Поэтому в большинстве случаев предпочтение отдается одноэтаж­ным холодильникам, которые проектируются емкостью до 10000 условных тонн. Свыше 10000 условных тони холодильники проектируются многоэтажными.