Глава 27. Автомобильный холодильный транспорт
Автомобильный холодильный транспорт осуществляет доставку скоропортящихся продуктов с распределительных холодильников, продовольственных баз и предприятий пищевой промышленности в торговую сеть и предприятия общественного питания, а также его используют и для междугородных (межобластных) и международных перевозок пищевых продуктов.
Основными видами авторефрижераторов являются автомобили-рефрижераторы малой (до 1 т) и средней (2—3 т) грузоподъемностью с изотермическими кузовами, расположенными на общем шасси с кабиной водителя и двигателем автомашины, полуприцепы-рефрижераторы средней и большой грузоподъемностью (2—20 т) с изотермическим кузовом и автономной холодильной машиной, установленными на отдельном одноосном шасси, прицепы-рефрижераторы большой грузоподъемностью (5—20 т) с изотермическим кузовом и автономной холодильной установкой, размещенными на самостоятельном шасси двухосного автоприцепа.
Кузов авторефрижератора состоит из металлического или деревянно-металлического каркаса, внутренней и наружной обшивок и тепловой изоляции. Авторефрижераторы бывают с цельнометаллическим кузовом несущей конструкции. Для теплоизоляции кузова используют только высокоэффективные материалы (пенополиуретан, пенополистирол и т. п.). Толщина теплоизоляции подбирается такой, чтобы коэффициент теплопередачи ограждения кузова был не более 0,35 Вт/(м2·К).
Для охлаждения кузова применяют эвтектический лед, сухой лед, сжиженные газы (безмашинное охлаждение), а также компрессорные холодильные машины.
Автомобили, охлаждаемые эвтектическим льдом. В качестве охлаждающих приборов используют съемные зероторы или аккумуляторные батареи.
Аккумуляторные батареи несколько удобнее в эксплуатации, так как в них эвтектический раствор замораживается непосредственно в кузове автомобиля. Аккумуляторную батарею изготовляют в виде плоской плиты и устанавливают на стенах кузова. В плите расположены змеевики, концы труб которых выводятся наружу под кузов. На зарядной станции змеевики присоединяются с помощью гибких шлангов к холодильной установке. По ним циркулирует холодный рассол (или кипящий холодильный агент), замораживая эвтектический раствор в плите. По окончании замораживания змеевик отключается от холодильной установки, и автомобиль используется для перевозки продуктов.
Температура в кузове поддерживается 0—4° С. Автомобили с таким охлаждением применяют для перевозки охлажденных грузов. Недостатком аккумуляторного охлаждения автомобилей является зависимость от расположения зарядных станций.
Автомобили, охлаждаемые сухим льдом. При охлаждении кузова сухим льдом получают в кузове низкую
температуру до—15 ÷ —20° С. Поэтому автомобили с таким охлаждением применяют для перевозки мороженых грузов. Вследствие высокой стоимости сухого льда применяют его ограниченно. В нашей стране сухой лед используют для перевозки мороженого. В этом случае приборы охлаждения не применяют. Лед укладывают поверх коробок с мороженым.
Автомобили, охлаждаемые сжиженными газами. В последнее время стали применять охлаждение автомобилей жидким азотом, которым заполняют установленный в кузове баллон. Под действием избыточного давления в баллоне азот распыляется в кузове и охлаждает внутренний объем, создавая равномерную температуру.
С термодинамической точки зрения использование жидкого азота для охлаждения кузова энергетически не выгодно, так как температура кипения азота при атмосферном давлении очень низкая(—196°С). Но при большом производстве кислорода жидкий азот является побочным продуктом, тогда он сравнительно дешев и использование его для охлаждения автомобилей имеет технико-экономические преимущества, особенно при транспортировке грузов на дальние расстояния.
Для охлаждения транспортных средств также начинают применять жидкий воздух. Роль охладителей могут выполнять и другие сжиженные под давлением газы (пропан, метан и бутан). Их особенность заключается в том, что они являются одновременно холодильным агентом и топливом для двигателя автомобиля.
Автомобили с машинным охлаждением (авторефрижераторы). Это самый распространенный вид автомобилей-холодильников. В них применяют автономные компрессорные установки.
Для привода компрессора применяют два основных способа: устанавливается автономный двигатель внутреннего сгорания или производится отбор мощности от основного двигателя автомобиля. Второй способ менее экономичен, так как на трудных участках пути появляется необходимость отключения холодильной машины, а во время стоянок мощный двигатель автомобиля должен работать только на холодильную машину. Для сокращения продолжительности работы основного двигателя во время стоянок и компенсации недостатка энергии на трудных участках пути предусматриваются аккумуляторные батареи или применяют комбинированные способы привода.
В кузове авторефрижератора применяют две системы охлаждения: непосредственное с воздухоохладителями в качестве приборов охлаждения (воздушное охлаждение) или аккумуляторное. Конструкция аккумуляторных приборов охлаждения такая же, как и в автомобилях с замораживанием эвтектического раствора в батарее при питании на зарядной станции. В автомобилях с машинным охлаждением поддерживаются температуры + 12 ÷ —20° С.
В малотоннажных авторефрижераторах холодильное оборудование размещается в кабине водителя на месте пассажира (рис. ).
Авторефрижератор ЛуМз-945 грузоподъемностью до 300 кг оборудован одним герметичным холодильным агрегатом, работающим на R12, а авторефрижератор
ЛуМз-946 грузоподъемностью 600 кг—двумя агрегатами общей производительностью 1600 Вт, установленными в кабине водителя на месте пассажира. В кузове у боковых стенок размещены по две аккумуляторные батареи в виде плит, заполненные эвтектическим раствором.
Рис. . Авторефрижератор малой грузоподъемности:
1 — герметичный агрегат; 2 — всасывающий трубопровод; 3 — аккумуляторная батарея;
4 — нагнетательный трубопровод; 5 — кузов.
Рис. . Авторефрижераторы средней грузоподъемности: 1— изолированный кузов; 2 — навесная холодильная машина.
В состав авторефрижераторов средней и крупной грузоподъемности (рис. ) входят автоматизированные агрегаты навесного типа с приводом от автономного двигателя внутреннего сгорания с генератором электрического тока, питающим электродвигатели компрессоров и вентиляторов. Агрегат крепят в верхней части кузова над кабиной водителя (навесной холодильный агрегат). Температура кузова автоматически поддерживается +4 ÷ —20° С. В состав таких агрегатов входят приборы для обогрева кузова зимой. В автоприцепах-рефрижераторах, ведомых тягачом, двигатель и холодильный агрегат монтируют в неизолированном торцовом отсеке кузова.
Для внутригородских перевозок скоропортящихся продуктов успешно применяют изотермический автотранспорт, не имеющий средств охлаждения.
Передвижные холодильные установки монтируют на автомобилях или специальных прицепах. Такие устройства используют в местах, где нецелесообразна постройка стационарных холодильных установок из-за кратковременности сезона или небольшого объема работ (например, для охлаждения или замораживания фруктов, ягод, рыбы, молока).
Имеются передвижные холодильные установки для замораживания грунта (при различных земляных работах), для создания искусственных катков (цирка, балета на льду и т. д.).
- Компрессорно-конденсаторные агрегаты
- Открытые агрегаты типа фак
- Агрегаты средней и большой производительности
- Комплексные агрегаты
- Глава 12. Абсорбционные и пароэжекторные холодильные машины
- Абсорбционные холодильные машины
- Пароэжекторные холодильные машины
- Раздел II холодильники и холодильные установки
- Глава 13. Холодильники
- Типы холодильников и их особенности
- Определение емкости и основных размеров помещений холодильников
- Планировка холодильников
- Общие требования к планировке холодильников
- Типовые планировки холодильников
- Требования к машинным отделениям холодильников
- Требования к планировкам холодильников торговых предприятий
- Грузовой фронт холодильников
- Изоляционные материалы холодильников Теплоизоляционные материалы
- Паро- и гидроизоляционные материалы
- Изоляционные конструкции ограждений холодильника
- Расчет толщины теплоизоляционного слоя
- Глава 14. Способы охлаждения камер
- Непосредственное охлаждение
- Охлаждение посредством жидкого хладоносителя
- Расположение охлаждающих приборов в камерах
- Выбор системы охлаждения
- Устройства для замораживания продуктов
- Глава 15. Схемы холодильных компрессорных машин и установок
- Схемы агрегатированных холодильных машин Схемы малых холодильных машин
- Схемы средних и крупных аммиачных холодильных установок
- Схемы систем с жидким хладоносителем
- Глава 16. Расчет теплопритоков в камеры холодильника и выбор холодильного оборудования
- Расчет теплопритоков в камеры холодильника
- Теплопритоки через ограждения
- Теплопритоки от продуктов
- Теплопритоки с наружным воздухом при вентиляции камер
- Эксплуатационные теплопритоки
- Теплопритоки от плодов и овощей в результате их «дыхания»
- Расчет и подбор холодильного оборудования
- Расчет и подбор малых агрегатированных холодильных машин
- Глава 17. Торговое холодильное оборудование
- Сборные холодильные камеры
- Холодильные шкафы
- Охлаждаемые витрины и прилавки
- Охлаждаемые торговые автоматы
- Глава 18. Кондиционирование воздуха
- Тепловой и влажностный баланс помещения
- Схемы установок кондиционирования воздуха
- Выбор расчетных параметров воздуха
- Системы кондиционирования воздуха
- Центральная система
- Глава 19. Производство и применение водного и сухого льда
- Сухой лед
- Раздел III эксплуатация холодильных установок
- Глава 20. Организация эксплуатации
- Глава 21. Оптимальный режим работы холодильной установки
- Глава 22. Пуск, остановка и обслуживание холодильной установки
- Особенности пуска и обслуживания установок двухступенчатого сжатия
- Обслуживание теплообменных аппаратов
- Обслуживание вспомогательных аппаратов
- Особенности эксплуатации фреоновых холодильных установок
- Глава 23. Основные отклоненияот оптимального режима в работе холодильных установок и способы их устранения
- Глава 24. Вспомогательные работы при обслуживании холодильных установок
- Добавление холодильного агента
- Удаление масла из системы
- Выпуск воздуха из системы
- Глава 25. Техническая отчетность по эксплуатации холодильных установок
- Раздел IV холодильный транспорт
- Глава 26. Железнодорожный холодильный транспорт
- Вагоны-ледники
- Вагоны и поезда-рефрижераторы
- Глава 27. Автомобильный холодильный транспорт
- Глава 28. Водный холодильный транспорт
- Глава 29. Холодильный транспорт других видов
- Приложения