logo
ХКМ Мальгина 2

Глава 27. Автомобильный холодильный транспорт

Автомобильный холодильный транспорт осуществля­ет доставку скоропортящихся продуктов с распредели­тельных холодильников, продовольственных баз и пред­приятий пищевой промышленности в торговую сеть и предприятия общественного питания, а также его ис­пользуют и для междугородных (межобластных) и меж­дународных перевозок пищевых продуктов.

Основными видами авторефрижераторов являются автомобили-рефрижераторы малой (до 1 т) и средней (2—3 т) грузоподъемностью с изотермическими кузова­ми, расположенными на общем шасси с кабиной водите­ля и двигателем автомашины, полуприцепы-рефрижера­торы средней и большой грузоподъемностью (2—20 т) с изотермическим кузовом и автономной холодильной ма­шиной, установленными на отдельном одноосном шасси, прицепы-рефрижераторы большой грузоподъемностью (5—20 т) с изотермическим кузовом и автономной холо­дильной установкой, размещенными на самостоятельном шасси двухосного автоприцепа.

Кузов авторефрижератора состоит из металлическо­го или деревянно-металлического каркаса, внутренней и наружной обшивок и тепловой изоляции. Авторефри­жераторы бывают с цельнометаллическим кузовом несу­щей конструкции. Для теплоизоляции кузова используют только высокоэффективные материалы (пенополиуре­тан, пенополистирол и т. п.). Толщина теплоизо­ляции подбирается такой, чтобы коэффициент теп­лопередачи ограждения кузова был не более 0,35 Вт/(м2·К).

Для охлаждения кузова применяют эвтектический лед, сухой лед, сжиженные газы (безмашинное охлажде­ние), а также компрессорные холодильные машины.

Автомобили, охлаждаемые эвтектическим льдом. В качестве охлаждающих приборов используют съемные зероторы или аккумуляторные батареи.

Аккумуляторные батареи несколько удобнее в экс­плуатации, так как в них эвтектический раствор замора­живается непосредственно в кузове автомобиля. Аккуму­ляторную батарею изготовляют в виде плоской плиты и устанавливают на стенах кузова. В плите расположены змеевики, концы труб которых выводятся наружу под кузов. На зарядной станции змеевики присоединяются с помощью гибких шлангов к холодильной установке. По ним циркулирует холодный рассол (или кипящий холо­дильный агент), замораживая эвтектический раствор в плите. По окончании замораживания змеевик отключа­ется от холодильной установки, и автомобиль использу­ется для перевозки продуктов.

Температура в кузове поддерживается 0—4° С. Авто­мобили с таким охлаждением применяют для перевозки охлажденных грузов. Недостатком аккумуляторного ох­лаждения автомобилей является зависимость от распо­ложения зарядных станций.

Автомобили, охлаждаемые сухим льдом. При охлаж­дении кузова сухим льдом получают в кузове низкую

температуру до—15 ÷ —20° С. Поэтому автомобили с таким охлаждением применяют для перевозки мороже­ных грузов. Вследствие высокой стоимости сухого льда применяют его ограниченно. В нашей стране сухой лед используют для перевозки мороженого. В этом случае приборы охлаждения не применяют. Лед укладывают поверх коробок с мороженым.

Автомобили, охлаждаемые сжиженными газами. В последнее время стали применять охлаждение автомо­билей жидким азотом, которым заполняют установлен­ный в кузове баллон. Под действием избыточного давле­ния в баллоне азот распыляется в кузове и охлаждает внутренний объем, создавая равномерную температуру.

С термодинамической точки зрения использование жидкого азота для охлаждения кузова энергетически не выгодно, так как температура кипения азота при атмос­ферном давлении очень низкая(—196°С). Но при большом производстве кислорода жидкий азот является побочным продуктом, тогда он сравнительно дешев и ис­пользование его для охлаждения автомобилей имеет тех­нико-экономические преимущества, особенно при транс­портировке грузов на дальние расстояния.

Для охлаждения транспортных средств также начи­нают применять жидкий воздух. Роль охладителей могут выполнять и другие сжиженные под давлением газы (пропан, метан и бутан). Их особенность заключается в том, что они являются одновременно холодильным агентом и топливом для двигателя автомобиля.

Автомобили с машинным охлаждением (авторефрижераторы). Это самый распространенный вид автомоби­лей-холодильников. В них применяют автономные ком­прессорные установки.

Для привода компрессора применяют два основных способа: устанавливается автономный двигатель внут­реннего сгорания или производится отбор мощности от основного двигателя автомобиля. Второй способ менее экономичен, так как на трудных участках пути появля­ется необходимость отключения холодильной машины, а во время стоянок мощный двигатель автомобиля должен работать только на холодильную машину. Для сокраще­ния продолжительности работы основного двигателя во время стоянок и компенсации недостатка энергии на трудных участках пути предусматриваются аккумулятор­ные батареи или применяют комбинированные способы привода.

В кузове авторефрижератора применяют две системы охлаждения: непосредственное с воздухоохладителями в качестве приборов охлаждения (воздушное охлаждение) или аккумуляторное. Конструкция аккумуляторных при­боров охлаждения такая же, как и в автомобилях с за­мораживанием эвтектического раствора в батарее при питании на зарядной станции. В автомобилях с машин­ным охлаждением поддерживаются температуры + 12 ÷ —20° С.

В малотоннажных авторефрижераторах холодильное оборудование размещается в кабине водителя на месте пассажира (рис. ).

Авторефрижератор ЛуМз-945 грузоподъемностью до 300 кг оборудован одним герметичным холодильным аг­регатом, работающим на R12, а авторефрижератор

ЛуМз-946 грузоподъемностью 600 кг—двумя агрегатами общей производительностью 1600 Вт, установленными в кабине водителя на месте пассажира. В кузове у боко­вых стенок размещены по две аккумуляторные батареи в виде плит, заполненные эвтектическим раствором.

Рис. . Авторефрижератор малой грузоподъемности:

1 — герметичный агрегат; 2 — всасывающий трубопровод; 3 — аккумуляторная батарея;

4 — нагнетательный трубопровод; 5 — кузов.

Рис. . Авторефрижераторы средней грузоподъемности:

1— изолированный кузов; 2 — на­весная холодильная машина.

В плитах проходят трубы испарителя холодильной ма­шины. При стоянке машины (например, ночью) холо­дильный агрегат подключают к стационарной электросе­ти и замораживают эвтек­тический раствор в плитах. Днем при движении авто­мобиля холодильная маши­на не работает, а кузов охлаждается эвтектическим льдом в плитах, которые поддерживают температуру в кузове —2 ÷ +4° С в течение 10—12 ч (при выклю­ченной машине) при тем­пературе окружающего воздуха 25° С.

В состав авторефриже­раторов средней и крупной грузоподъемности (рис. ) входят автоматизирован­ные агрегаты навесного типа с приводом от автономного двигателя внутреннего сгорания с генератором электрического тока, питающим электродвигатели ком­прессоров и вентиляторов. Агрегат крепят в верхней части кузова над кабиной водителя (навесной холо­дильный агрегат). Температура кузова автоматически поддерживается +4 ÷ —20° С. В состав таких агрега­тов входят приборы для обогрева кузова зимой. В ав­топрицепах-рефрижераторах, ведомых тягачом, двига­тель и холодильный агрегат монтируют в неизолиро­ванном торцовом отсеке кузова.

Для внутригородских перевозок скоропортящихся продуктов успешно применяют изотермический авто­транспорт, не имеющий средств охлаждения.

Передвижные холодильные установки монтируют на автомобилях или специальных прицепах. Такие уст­ройства используют в местах, где нецелесообразна постройка стационарных холодильных установок из-за кратковременности сезона или небольшого объема ра­бот (например, для охлаждения или замораживания фруктов, ягод, рыбы, молока).

Имеются передвижные холодильные установки для замораживания грунта (при различных земляных рабо­тах), для создания искусственных катков (цирка, бале­та на льду и т. д.).