logo
ХКМ Мальгина 2

Глава 26. Железнодорожный холодильный транспорт

Скоропортящиеся продукты перевозят в железнодо­рожных вагонах и поездах-холодильниках (вагонах и поездах рефрижераторах). Перевозка в таких вагонах занимает наибольший объем в перевозке скоропортя­щихся продуктов (более 90%).

Современные цельнометаллические вагоны-холо­дильники четырехосные, имеют грузоподъемность 30— 40 т при длине кузова 15—17—19 и 21 м. Ограждение вагона имеет высокоэффективную теплоизоляцию (пено­пласта, мипору, обернутую гидроизоляционной плен­кой), средний коэффициент теплопередачи ограждения 0,23—0,35 Вт/(м2·К). Прочность вагонов-холодильников рассчитана на динамические усилия, возникающие при скорости движения 120 км/ч.

По назначению вагоны-холодильники бывают уни­версальные для перевозки любых продуктов, низкотем­пературные для перевозки только мороженых продук­тов, специализированные для перевозки живой рыбы, виноградных вин, вагоны-цистерны для перевозки мо­лока.

По способу охлаждения вагонов-холодильников раз­личают вагоны-ледники с ледяным и льдосоляным ох­лаждением, а также вагоны и поезда-рефрижераторы с машинным охлаждением.

При перевозке продуктов (не замороженных) в зим­нее время вагоны отапливают электрогрелками или пе­чами-времянками.

Для перевозки продуктов также используют так на­зываемый изотермический транспорт, в котором отсут­ствуют какие-либо охлаждающие устройства, но ограж­дения имеют тепловую изоляцию, вследствие чего существенно замедляется изменение температуры перевози­мых продуктов. В такой транспорт загружают предвари­тельно охлажденные или замороженные продукты, и они сохраняются при транспортировке за счет аккумуляции холода.

В отдельных случаях холодильный железнодорожный транспорт может выполнять роль заготовительных и про­изводственных холодильников, например передвижные холодильные установки для замораживания плодов и ягод или для производства льда.