Глава 22. Пуск, остановка и обслуживание холодильной установки
Пуску холодильной машины при ручном обслуживании предшествуют некоторые подготовительные мероприятия. При подготовке к пуску необходимо знать причины остановки оборудования в последний раз.
При ручном пуске холодильной установки все операции проводит обслуживающий персонал. На автоматизированных установках часть их осуществляется приборами управления и регулирования.
ПОДГОТОВКА К ПУСКУ И ПУСК ХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
Согласно указаниям завода-изготовителя осуществляют подготовку к пуску и пуск холодильной машины. При этом учитывают тип компрессоров, аппаратов и испарительной системы.
Пуск может быть первоначальный и текущий.
Первоначальный пуск осуществляют после монтажа, а также после проведения среднего и капитального ремонтов.
Перед текущим пуском компрессора по журналу машинного отделения необходимо проверить причину остановки компрессора и состояние всего оборудования. Если компрессор был остановлен из-за неисправности, надо проверить, устранены ли причины, вызвавшие его остановку, нет ли посторонних предметов, мешающих пуску компрессора (различных деталей, инструментов и пр.), исправность ограждения компрессора, наличие достаточной смазки в компрессоре. Перед пуском компрессора включают подачу охлаждающей воды на конденсатор и в рубашку компрессора (при водяном охлаждении цилиндров компрессора). При подготовке холодильной системы к пуску открывают вентили (на нагнетательном трубопроводе — от компрессора до конденсатора и на жидкостном — от конденсатора до регулирующей станции), нагнетательный запорный вентиль у компрессора и вентили на всасывающем трубопроводе, за исключением всасывающего запорного вентиля у компрессора. Регулирующий вентиль оставляют закрытым. В период пуска необходимо разгрузить электродвигатель компрессора от повышенной нагрузки. При пуске сопрягаемые детали компрессора работают в тяжелых условиях из-за нарушения жидкостного трения. Пусковую нагрузку можно уменьшить пуском компрессора на холостой ход путем открытия байпаса, соединяющего стороны нагнетания и всасывания, либо отжатия всасывающих клапанов.
При отсутствии средств, облегчающих пуск, нагрузку на двигатель можно уменьшить пуском компрессора с закрытым всасывающим вентилем, так как при достаточно плотном вентиле происходит сжатие очень небольшого количества пара.
При достижении нормальной частоты вращения вала компрессора постепенно открывают всасывающий запорный вентиль у компрессора. Медленное открытие этого вентиля исключает возможность попадания жидкого холодильного агента в цилиндры компрессора.
В связи с этим при открывании всасывающего запорного вентиля необходимо не только следить за показаниями манометра, но и прислушиваться к ходу компрессора. При возникновении ударов в цилиндрах быстро закрывают всасывающий вентиль. Если удары повторяются, то компрессор останавливают. Когда компрессор отсосет достаточное количество холодильного агента из испарителя и давление в нем будет соответствовать заданной температуре кипения, приоткрывают регулирующий вентиль и устанавливают заданный режим работы холодильной установки.
Время пуска холодильной установки записывают в журнал машинного отделения. При обслуживании холодильной установки внимательно следят за смазкой трущихся и вращающихся частей. Недостаточная смазка вызывает нагрев и быстрый износ трущихся частей, уменьшает продолжительность их службы. При избытке масла помимо перерасхода ухудшается процесс теплообмена в конденсаторе, испарителя и других теплообменных аппаратах.
ОБСЛУЖИВАНИЕ КОМПРЕССОРОВ
Поршневые компрессоры. При обслуживании компрессора поддерживают оптимальный режим его работы, нормальные условия работы системы смазки и движущихся частей. Компрессор должен работать с умеренным равномерным шумом, без вибраций и стуков. Для защиты компрессора от опасных режимов к нему подключают приборы автоматики.
При ежедневном осмотре следят за уровнем масла по маслосмотровому стеклу, давлением масла по мановакуумметру, которое превышает давление всасывания на 50—200 кПа (0,5—2 кгс/см2), проверяют пропуск масла лз сальника по каплям и герметичность запорной арматуры, наблюдают за подачей охлаждающей воды в рубашку компрессора.
При эксплуатации поршневых компрессоров категорически запрещается работа без включения приборов защитной автоматики в систему управления. Эти приборы предназначены для защиты компрессора от превышения давления нагнетания, температуры нагнетания, напора масла в системе смазки, а также от влажного хода в аммиачных компрессорах. На надежность работы компрессора и его долговечность значительно влияют условия смазки трущихся пар и свойства смазочных масел.
Для смазки компрессора используют специальные холодильные масла (табл. ).
В компрессорах П110, П165, П220 устанавливают тонкостенные биметаллические взаимозаменяемые шатунные подшипники высокой точности. При нормальных условиях смазки они обладают высокой стойкостью к изнашиванию. Недостаточное давление смазки приводит к расплавлению подшипников и заклиниванию компрессора. Реле контроля смазки настраивают на отключение электродвигателя компрессора при разности между давлениями в сальнике и картере не ниже 1,7 кгс/см2. При нормальной работе компрессора пластмассовые кольца обладают высокой износостойкостью, причем износ гильз цилиндров значительно меньше, чем при использовании металлических колец. Однако при повышенном температурном воздействии материал колец подвержен ускоренному старению, что приводит к поломке в связи с их хрупкостью. Кольцо проверяют на хрупкость: если оно не ломается при разводке замка на 100—150 мм, то его считают пригодным для дальнейшей работы.
Таблица
При обслуживании катушек электромагнитов для регулирования производительности компрессоров проверяют исправность выводов катушек и закрепление монтажных проводов, а также состояние изоляции. В соответствии с регламентом обслуживания омическое сопротивление катушек составляет не менее 1 Ом. После снятия верхних крышек следует тщательно проверять состояние проводов и контактов.
Ротационный компрессор РБ90. Компрессор РБ90 предназначен для работы в качестве низкой ступени двухступенчатых аммиачных холодильных установок. Диапазон работы компрессора: при температуре кипения от —25 до —45° С промежуточная температура не превышает 0°С. При этом разность между давлениями нагнетания и всасывания не превышает 0,3 МПа, а отношение давлений не больше 8.
Вал компрессора должен вращаться в направлении, указанном стрелкой на крышке. Обратного направления не допускается. Компрессор должен работать с умеренным равномерным шумом, без вибраций и стуков. Особое внимание обращают на работу пластин компрессора. Пластины ротационного компрессора изготовляют из асботекстолита, который представляет собой многослойную асбестохлопчатобумажную ткань, пропитанную фенольноформальдегидными смолами.
Пластины имеют мелкие поры, в которые проходит аммиак, что приводит к набуханию и короблению пластин. Процесс набухания происходит тем быстрее, чем выше давление паров аммиака в компрессоре. Такое набухание возможно только при остановке компрессора и приводит к защемлению пластин в пазах ротора или заклиниванию по длине. Герметичность запорных вентилей регулярно проверяют по мановакуумметрам, установленным на компрессоре.
Винтовой компрессор. При нормальной работе компрессора ежедневно осуществляют внешний осмотр, проверяют отсутствие течей и стуков, а также систему смазки, регулируют производительность компрессора, контролируют температуру, давление, тонкость очистки масла. Через каждые 200 ч работы очищают фильтры на всасывающей стороне компрессора, подтягивают болтовые соединения, заменяют масло, если оно темного цвета.
- Компрессорно-конденсаторные агрегаты
- Открытые агрегаты типа фак
- Агрегаты средней и большой производительности
- Комплексные агрегаты
- Глава 12. Абсорбционные и пароэжекторные холодильные машины
- Абсорбционные холодильные машины
- Пароэжекторные холодильные машины
- Раздел II холодильники и холодильные установки
- Глава 13. Холодильники
- Типы холодильников и их особенности
- Определение емкости и основных размеров помещений холодильников
- Планировка холодильников
- Общие требования к планировке холодильников
- Типовые планировки холодильников
- Требования к машинным отделениям холодильников
- Требования к планировкам холодильников торговых предприятий
- Грузовой фронт холодильников
- Изоляционные материалы холодильников Теплоизоляционные материалы
- Паро- и гидроизоляционные материалы
- Изоляционные конструкции ограждений холодильника
- Расчет толщины теплоизоляционного слоя
- Глава 14. Способы охлаждения камер
- Непосредственное охлаждение
- Охлаждение посредством жидкого хладоносителя
- Расположение охлаждающих приборов в камерах
- Выбор системы охлаждения
- Устройства для замораживания продуктов
- Глава 15. Схемы холодильных компрессорных машин и установок
- Схемы агрегатированных холодильных машин Схемы малых холодильных машин
- Схемы средних и крупных аммиачных холодильных установок
- Схемы систем с жидким хладоносителем
- Глава 16. Расчет теплопритоков в камеры холодильника и выбор холодильного оборудования
- Расчет теплопритоков в камеры холодильника
- Теплопритоки через ограждения
- Теплопритоки от продуктов
- Теплопритоки с наружным воздухом при вентиляции камер
- Эксплуатационные теплопритоки
- Теплопритоки от плодов и овощей в результате их «дыхания»
- Расчет и подбор холодильного оборудования
- Расчет и подбор малых агрегатированных холодильных машин
- Глава 17. Торговое холодильное оборудование
- Сборные холодильные камеры
- Холодильные шкафы
- Охлаждаемые витрины и прилавки
- Охлаждаемые торговые автоматы
- Глава 18. Кондиционирование воздуха
- Тепловой и влажностный баланс помещения
- Схемы установок кондиционирования воздуха
- Выбор расчетных параметров воздуха
- Системы кондиционирования воздуха
- Центральная система
- Глава 19. Производство и применение водного и сухого льда
- Сухой лед
- Раздел III эксплуатация холодильных установок
- Глава 20. Организация эксплуатации
- Глава 21. Оптимальный режим работы холодильной установки
- Глава 22. Пуск, остановка и обслуживание холодильной установки
- Особенности пуска и обслуживания установок двухступенчатого сжатия
- Обслуживание теплообменных аппаратов
- Обслуживание вспомогательных аппаратов
- Особенности эксплуатации фреоновых холодильных установок
- Глава 23. Основные отклоненияот оптимального режима в работе холодильных установок и способы их устранения
- Глава 24. Вспомогательные работы при обслуживании холодильных установок
- Добавление холодильного агента
- Удаление масла из системы
- Выпуск воздуха из системы
- Глава 25. Техническая отчетность по эксплуатации холодильных установок
- Раздел IV холодильный транспорт
- Глава 26. Железнодорожный холодильный транспорт
- Вагоны-ледники
- Вагоны и поезда-рефрижераторы
- Глава 27. Автомобильный холодильный транспорт
- Глава 28. Водный холодильный транспорт
- Глава 29. Холодильный транспорт других видов
- Приложения