logo
ХКМ Мальгина 2

Глава 22. Пуск, остановка и обслуживание холодильной установки

Пуску холодильной машины при ручном обслужива­нии предшествуют некоторые подготовительные меро­приятия. При подготовке к пуску необходимо знать при­чины остановки оборудования в последний раз.

При ручном пуске холодильной установки все опера­ции проводит обслуживающий персонал. На автоматизи­рованных установках часть их осуществляется прибора­ми управления и регулирования.

ПОДГОТОВКА К ПУСКУ И ПУСК ХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

Согласно указаниям завода-изготовителя осущест­вляют подготовку к пуску и пуск холодильной машины. При этом учитывают тип компрессоров, аппаратов и ис­парительной системы.

Пуск может быть первоначальный и текущий.

Первоначальный пуск осуществляют после монтажа, а также после проведения среднего и капитального ре­монтов.

Перед текущим пуском компрессора по журналу ма­шинного отделения необходимо проверить причину оста­новки компрессора и состояние всего оборудования. Если компрессор был остановлен из-за неисправности, надо проверить, устранены ли причины, вызвавшие его оста­новку, нет ли посторонних предметов, мешающих пуску компрессора (различных деталей, инструментов и пр.), исправность ограждения компрессора, наличие достаточ­ной смазки в компрессоре. Перед пуском компрессора включают подачу охлаждающей воды на конденсатор и в рубашку компрессора (при водяном охлаждении ци­линдров компрессора). При подготовке холодильной си­стемы к пуску открывают вентили (на нагнетательном трубопроводе — от компрессора до конденсатора и на жидкостном — от конденсатора до регулирующей стан­ции), нагнетательный запорный вентиль у компрессора и вентили на всасывающем трубопроводе, за исключением всасывающего запорного вентиля у компрессора. Регу­лирующий вентиль оставляют закрытым. В период пуска необходимо разгрузить электродвигатель компрессора от повышенной нагрузки. При пуске сопрягаемые детали компрессора работают в тяжелых условиях из-за нару­шения жидкостного трения. Пусковую нагрузку можно уменьшить пуском компрессора на холостой ход путем открытия байпаса, соединяющего стороны нагнетания и всасывания, либо отжатия всасывающих клапанов.

При отсутствии средств, облегчающих пуск, нагрузку на двигатель можно уменьшить пуском компрессора с закрытым всасывающим вентилем, так как при достаточ­но плотном вентиле происходит сжатие очень небольшо­го количества пара.

При достижении нормальной частоты вращения вала компрессора постепенно открывают всасывающий запор­ный вентиль у компрессора. Медленное открытие этого вентиля исключает возможность попадания жидкого хо­лодильного агента в цилиндры компрессора.

В связи с этим при открывании всасывающего запор­ного вентиля необходимо не только следить за показа­ниями манометра, но и прислушиваться к ходу компрессора. При возникновении ударов в цилиндрах быстро закрывают всасывающий вентиль. Если удары повторя­ются, то компрессор останавливают. Когда компрессор отсосет достаточное количество холодильного агента из испарителя и давление в нем будет соответствовать за­данной температуре кипения, приоткрывают регулирую­щий вентиль и устанавливают заданный режим работы холодильной установки.

Время пуска холодильной установки записывают в журнал машинного отделения. При обслуживании холо­дильной установки внимательно следят за смазкой тру­щихся и вращающихся частей. Недостаточная смазка вызывает нагрев и быстрый износ трущихся частей, уменьшает продолжительность их службы. При избытке масла помимо перерасхода ухудшается процесс теплооб­мена в конденсаторе, испарителя и других теплообменных аппаратах.

ОБСЛУЖИВАНИЕ КОМПРЕССОРОВ

Поршневые компрессоры. При обслуживании ком­прессора поддерживают оптимальный режим его работы, нормальные условия работы системы смазки и движу­щихся частей. Компрессор должен работать с умеренным равномерным шумом, без вибраций и стуков. Для защи­ты компрессора от опасных режимов к нему подключают приборы автоматики.

При ежедневном осмотре следят за уровнем масла по маслосмотровому стеклу, давлением масла по мановакуумметру, которое превышает давление всасывания на 50—200 кПа (0,5—2 кгс/см2), проверяют пропуск масла лз сальника по каплям и герметичность запорной арма­туры, наблюдают за подачей охлаждающей воды в ру­башку компрессора.

При эксплуатации поршневых компрессоров катего­рически запрещается работа без включения приборов защитной автоматики в систему управления. Эти прибо­ры предназначены для защиты компрессора от превыше­ния давления нагнетания, температуры нагнетания, на­пора масла в системе смазки, а также от влажного хода в аммиачных компрессорах. На надежность работы ком­прессора и его долговечность значительно влияют усло­вия смазки трущихся пар и свойства смазочных масел.

Для смазки компрессора используют специальные холодильные масла (табл. ).

В компрессорах П110, П165, П220 устанавливают тон­костенные биметаллические взаимозаменяемые шатун­ные подшипники высокой точности. При нормальных ус­ловиях смазки они обладают высокой стойкостью к из­нашиванию. Недостаточное давление смазки приводит к расплавлению подшипников и заклиниванию компрессо­ра. Реле контроля смазки настраивают на отключение электродвигателя компрессора при разности между да­влениями в сальнике и картере не ниже 1,7 кгс/см2. При нормальной работе компрессора пластмассовые кольца обладают высокой износостойкостью, причем износ гильз цилиндров значительно меньше, чем при использовании металлических колец. Однако при повышенном темпера­турном воздействии материал колец подвержен ускорен­ному старению, что приводит к поломке в связи с их хрупкостью. Кольцо проверяют на хрупкость: если оно не ломается при разводке замка на 100—150 мм, то его счи­тают пригодным для дальнейшей работы.

Таблица

При обслуживании катушек электромагнитов для регулирования производительности компрессоров прове­ряют исправность выводов катушек и закрепление мон­тажных проводов, а также состояние изоляции. В соот­ветствии с регламентом обслуживания омическое сопро­тивление катушек составляет не менее 1 Ом. После снятия верхних крышек следует тщательно проверять состояние проводов и контактов.

Ротационный компрессор РБ90. Компрессор РБ90 предназначен для работы в качестве низкой ступени двухступенчатых аммиачных холодильных установок. Диапазон работы компрессора: при температуре кипения от —25 до —45° С промежуточная температура не превы­шает 0°С. При этом разность между давлениями нагне­тания и всасывания не превышает 0,3 МПа, а отношение давлений не больше 8.

Вал компрессора должен вращаться в направлении, указанном стрелкой на крышке. Обратного направления не допускается. Компрессор должен работать с умерен­ным равномерным шумом, без вибраций и стуков. Особое внимание обращают на работу пластин компрессора. Пластины ротационного компрессора изготовляют из асботекстолита, который представляет собой многослойную асбестохлопчатобумажную ткань, пропитанную фенольноформальдегидными смолами.

Пластины имеют мелкие поры, в которые проходит аммиак, что приводит к набуханию и короблению пла­стин. Процесс набухания происходит тем быстрее, чем выше давление паров аммиака в компрессоре. Такое на­бухание возможно только при остановке компрессора и приводит к защемлению пластин в пазах ротора или за­клиниванию по длине. Герметичность запорных вентилей регулярно проверяют по мановакуумметрам, установлен­ным на компрессоре.

Винтовой компрессор. При нормальной работе ком­прессора ежедневно осуществляют внешний осмотр, про­веряют отсутствие течей и стуков, а также систему смаз­ки, регулируют производительность компрессора, кон­тролируют температуру, давление, тонкость очистки масла. Через каждые 200 ч работы очищают фильтры на всасывающей стороне компрессора, подтягивают болто­вые соединения, заменяют масло, если оно темного цвета.