logo
ХКМ Мальгина 2

Глава 29. Холодильный транспорт других видов

Воздушный холодильный транспорт до сих пор еще слишком дорог, но в отдельных случаях его целесооб­разно применять при перевозке ценных скоропортя­щихся продуктов — ранних фруктов, ягод, свежей ры­бы, а также при перевозке мальков рыб, пчел в ульях, срезанных цветов.

Основное достоинство воздушного холодильного транспорта — быстрота доставки грузов, позволяющая в некоторых случаях обходиться без специальных ох­лаждающих устройств в самолетах.

Все пассажирские самолеты дальнего следования снабжаются холодильными шкафами, установленными в кладовых.

В последнее время находят все более широкое при­менение охлаждаемые контейнеры.

Контейнеры с грузом могут перевозиться несколь­кими видами транспорта, но продукт доставляется от места производства до места потребления без проме­жуточных перевалок, что способствует лучшему со­хранению продукта.

Контейнеры представляют собой изолированные ящики, размеры которых колеблются в широких пре­делах (наиболее крупные имеют габаритные размеры 2,5X2,5X12 м). В настоящее время средний объем контейнеров составляет примерно 20 м3. Конструкция каркаса контейнера должна быть достаточно прочной и иметь приспособления для совершения погрузочно-разгрузочных операций. Толщина тепловой изоляции контейнеров, предназначенных для перевозки охлаж­денных и мороженых продуктов, около 100 мм. Наи­большая толщина изоляции (350 мм) у контейнеров, предназначенных для перевозки сухого льда и других низкотемпературных грузов.

В контейнерах применяют различные способы ох­лаждения: эвтектическим или сухим льдом, сжижен­ными газами и холодильными машинами. Для нормаль­ной циркуляции воздуха в грузовом объеме контейне­ры оборудованы настенными и напольными решет­ками.

В некоторых случаях используют специальные не охлаждаемые контейнеры с приспособлениями для их вентиляции.

Для охлаждения крупных контейнеров применяют автоматизированные компрессорные холодильные аг­регаты с приводом от самостоятельного двигателя внутреннего сгорания или от электродвигателя. В слу­чае привода от электродвигателя его подключают к генератору транспортного средства, а на стоянках — к электрической сети предприятия, железнодорожной станции и т.д.

При перевозке контейнеров морским путем исполь­зуют специальные суда-контейнеровозы, которые снаб­жают их энергией для привода холодильных машин и поддержания в контейнерах заданного температурного режима.

Перевозка контейнеров по суше осуществляется на специальных железнодорожных платформах и автомо­бильных прицепах.

Преимущества перевозок скоропортящихся продук­тов в контейнерах — транспортирование продуктов без перевалки в пути (уменьшаются потери перевозимых продуктов и сохраняется сортность загружаемого про­дукта), сокращение сроков перевозок примерно в 5 раз, снижение расходов на упаковку перевозимых продук­тов.