Типовые планировки холодильников
Вариант планировки первого этажа многоэтажного распределительного холодильника емкостью 10 000 т показан на рис. . На первом этаже холодильника, предназначенном в основном для приемки и выдачи груза, расположены экспедиционное помещение, морозильные камеры и камеры хранения охлажденного мяса, оборудованные подвесными путями, а также камеры с универсальным температурным режимом для краткосрочного хранения грузов.
Грузы хранят в течение длительного времени в камерах, расположенных на верхних этажах холодильника (см. рис. ).
Вдоль длинных сторон здания холодильника имеются железнодорожная 4 (см. рис. ) и автомобильная 26 платформы, объединенные соединительным коридором 1. Груз, принятый с транспорта, взвешивают на весах, расположенных на платформах, и через вестибюли 5 и 8 и коридор 7 направляют в экспедицию 6, где его проверяют и перегружают в камеры хранения на верхние этажи или в морозильные камеры 9, 10 и 11, перед которыми находится загрузочно-разгрузочное помещение 12.
После холодильной обработки груз также поступает на верхние этажи в камеры длительного хранения. Для подъёма грузов на верхние этажи предусмотрено четыре лифта по два со стороны каждой платформы (грузо-подъёмностью по 3,2 т). Для подъема людей предусмотрены лестницы. Вестибюли 5 и 8 сообщаются коридором 7. Груз из холодильника проходит обратный путь, т. е. из камер хранения направляется в экспедицию 6 для осмотра и проверки, через вестибюль 5 или 8 вывозится на платформы 4 или 26, а после взвешивания загружается в транспорт.
Машинное отделение 14 и вспомогательные помещения расположены в пристройке к зданию холодильника. Холодильник можно расширить со стороны соединительного коридора.
Вариант планировки одноэтажного холодильника емкостью 6000 т показан на рис. . Здание холодильника удлиненное с дебаркадером, рассчитанным на одновременную разгрузку пятивагонной рефрижераторной секции. Сетка колонн здания 6X12 м. Высота от пола до низа балки 6 м. Железнодорожная 10 и автомобильная платформы соединены двумя сквозными коридорами и коридором 19. Коридоры 8 сообщаются с камерами и экспедицией 5, а для мороженых грузов коридор является экспедицией. На платформах 9 и 10 имеются врезные весы. Продукты, подлежащие домораживанию, пoступают в накопитель 3, затем в камеры 2. После холодильной обработки продукты попадают в камеры хранения мороженых грузов 1. В коридорах 8 предусмотрены антресоли для воздухоохладителей.
Рис. . План первого этажа типового распределительного холодильника емкостью 10 000 т:
1 — соединительный коридор; 2, 3—камеры универсальные: 4 — железнодорожная платформа (дебаркадер); 5. 8 — вестибюли: 6 — экспедиция; 7—коридор; 9, 10,11 — морозильные камеры: 12 — загрузочно-разгрузочное помещение; 13 — камера хранения охлажденного мяса; 14 — машинное отделение; 15 — материальный склад; 16— мужской гардероб: 17—тепловой пункт; 18 — кладовая; 19 — электролитная; 20 — зарядная: 21 — профилакторий и стоянка электропогрузчиков; 22 — лаборатория: 23 — центральный пункт управления и контроля: 24 — комната механика: 25 — механическая мастерская: 26— автомобильная платформа; 27 – мойка; 28 – комната кладовщиков.
Рис. . Планировка одноэтажного распределительного холодильника емкостью 6000 т:
1— камеры хранения мороженых грузов; 2—камеры домораживания; 3 — накопитель; 4 — камера для дефектных грузов; 5 — экспедиция; 6 — камеры с универсальным режимом; 7 — камеры хранения охлажденных грузов; 8 — коридоры; 9 — автомобильная платформа; 10 — железнодорожная платформа (дебаркадер); 11 — гардероб, душевая, санузлы; 12 — помещение для обогрева рабочих; 13-— комната кладовщиков; 14 — столярная; 15 — генераторная; 16—моечная; 17—профилакторий для погрузчиков; I8 — зарядная; 19 — соединительный коридор; 20 — механическая мастерская; 21 — тепловой пункт; 22 — склады; 23 — комната механика; 24 — трансформаторная; 25 — КИП; 26 — вентиляторная камера; 27 — машинное отделение.
Машинное отделение 27 и вспомогательные помещения находятся в пристройке у торцовой стены и сообщаются с холодильником коридором 19.
В производственных холодильниках этажность и планировка зависят от расположения производственных цехов предприятия, связанных с холодильником технологическим процессом. Так, на мясокомбинате планировка холодильника должна сочетаться с планировкой цеха убоя скота и разделки туш, колбасного и других цехов.
Для фрукто- и овощехранилищ рекомендуются одноэтажные холодильники независимо от их емкости и природно-климатических условий района строительства. Планировка холодильника для фруктов и винограда емкостью 700 т показана на рис. .
Рис. . Планировка холодильника для фруктов и винограда емкостью 700 т:
1 — камеры; 2 — экспедиция; 3 — автомобильная платформа; 4— щитовая; 5 — машинное отделение;
6 — бытовые помещения.
В холодильниках для фруктов находит применение децентрализованная система охлаждения, которой соответствует планировка, приведенная на рис. . На таком холодильнике отсутствует специальное помещение для машинного отделения. Камеры охлаждаются индивидуальными холодильными машинами ХМФ-16, воздухоохладители которых расположены в камерах, а компрессорно-конденсаторные блоки снаружи у стен холодильника под легким навесом 15 с сетчатым ограждением. Сетка колонн здания 6X18 см. Все камеры и экспедиционное помещение имеют выход в общий коридор 11, объединяющий также железнодорожную 12 и автомобильную 13 платформы, примыкающие к торцам здания. Пол и платформы холодильника расположены на высоте 200 мм над уровнем головки рельса и поверхности автомобильной площадки. Это объясняется тем, что стандартная упаковка фруктов, ягод и овощей (в стандартных ящиках или контейнерах) позволяет полностью механизировать погрузочно-разгрузочные работы, поэтому не требуются платформы, поднятые до высоты пола кузова автомобиля и железнодорожного вагона. Недостатком планировки (см. рис. ) является малая длина платформ, что затрудняет организацию погрузочно-разгрузочных работ.
Рис. . Холодильник для фруктов и винограда емкостью 1200 т с децентрализованной системой охлаждения:
1—4 — камеры хранения фруктов; 5—8 —камеры хранения винограда; 9 — экспедиция; 10— блок подсобных, бытовых и конторских помещений; 11 - грузовой коридор; 12 — железнодорожная платформа; 13 — автомобильная платформа; 14 — холодильно-нагревательная машина ХМФ-16; /5 —навес;
16 — инспекционный транспортер ТСИ.
Рис. . Холодильник для небольших населенных пунктов и торговых баз емкостью 300 т:
1— камера универсальная (49 м2); 2 — камера хранения мороженых грузов (147 м2); 3- камера хранения мороженых грузов (152,5 м2); 4 — камера морозильная (в варианте — универсальная) — 49 м2; 5 — машинное отделение (72 м2); 6 — щитовая (9,8 м2); 7 — гардероб (16,9 м2); 8 —комната для обогрева (10,5 м2); 9 — кладовая (9,7 м2); 10 — генераторная (5 м2); 11 —зарядная (17,5 м2); 12 — помещение для мойки (10 м2); 13 — коридор
Для холодильников емкостью до 300 т, предназначенных для небольших населенных пунктов, торговых баз, совхозов, колхозов и других организаций, характерны простые планировки (рис. ). В камерах таких холодильников температура несколько выше, чем в камерах крупных холодильников.
Объемно - планировочные решения холодильников, разработанные и рекомендованные ЦНИИпромзданий и Гипрохолодом, показаны на рис. . Это полносборные, однопролетные здания с легкими несущими и ограждающими конструкциями. Длина пролета 18—36 м, обусловленная металлическими консольными фермами. Стены и перекрытия холодильника выполнены из профилированных листов (стальных или алюминиевых), изолированных эффективными материалами. Колонны вынесены за пределы камер. Стены и перегородки подвесного типа. Камеры сквозные с выходом на железнодорожную и автомобильную платформы. Платформы закрытые с раздвижными дверями для приема груза с транспорта. Они выполняют функции экспедиций. На платформах принимают вагоны всех типов и разгружают их на любом участке через раздвижные проемы. Высота 7,5 м позволила разместить над платформами машинное отделение, административные и подсобные помещения. Таким образом, все помещения находятся в одном объеме здания, что значительно сокращает занимаемую холодильником площадь. Рассмотренное планировочное решение особенно удобно для холодильников с децентрализованной системой охлаждения и рекомендуется для холодильников любой емкости.
Рис. . Холодильник с легкими несущими и ограждающими конструкциями:
I — сторона расширения; II — сторона блокирования с предприятиями пищевой и молочной промышленности и торговли; 1 — камеры хранения; 2 — морозильная камера; 3 — автомобильная и железнодорожная закрытые платформы; 4 — соединительный коридор; 5 —лестницы;
6, 7 — административно-бытовые и подсобные помещения; 8 —пояс стальной формы; 9 — стальные балки; 10 — профилированный металлический лист; 11 — пенополистирол ПС-БС; 12 — защитная решетка; 13—битумная заливка.
- Компрессорно-конденсаторные агрегаты
- Открытые агрегаты типа фак
- Агрегаты средней и большой производительности
- Комплексные агрегаты
- Глава 12. Абсорбционные и пароэжекторные холодильные машины
- Абсорбционные холодильные машины
- Пароэжекторные холодильные машины
- Раздел II холодильники и холодильные установки
- Глава 13. Холодильники
- Типы холодильников и их особенности
- Определение емкости и основных размеров помещений холодильников
- Планировка холодильников
- Общие требования к планировке холодильников
- Типовые планировки холодильников
- Требования к машинным отделениям холодильников
- Требования к планировкам холодильников торговых предприятий
- Грузовой фронт холодильников
- Изоляционные материалы холодильников Теплоизоляционные материалы
- Паро- и гидроизоляционные материалы
- Изоляционные конструкции ограждений холодильника
- Расчет толщины теплоизоляционного слоя
- Глава 14. Способы охлаждения камер
- Непосредственное охлаждение
- Охлаждение посредством жидкого хладоносителя
- Расположение охлаждающих приборов в камерах
- Выбор системы охлаждения
- Устройства для замораживания продуктов
- Глава 15. Схемы холодильных компрессорных машин и установок
- Схемы агрегатированных холодильных машин Схемы малых холодильных машин
- Схемы средних и крупных аммиачных холодильных установок
- Схемы систем с жидким хладоносителем
- Глава 16. Расчет теплопритоков в камеры холодильника и выбор холодильного оборудования
- Расчет теплопритоков в камеры холодильника
- Теплопритоки через ограждения
- Теплопритоки от продуктов
- Теплопритоки с наружным воздухом при вентиляции камер
- Эксплуатационные теплопритоки
- Теплопритоки от плодов и овощей в результате их «дыхания»
- Расчет и подбор холодильного оборудования
- Расчет и подбор малых агрегатированных холодильных машин
- Глава 17. Торговое холодильное оборудование
- Сборные холодильные камеры
- Холодильные шкафы
- Охлаждаемые витрины и прилавки
- Охлаждаемые торговые автоматы
- Глава 18. Кондиционирование воздуха
- Тепловой и влажностный баланс помещения
- Схемы установок кондиционирования воздуха
- Выбор расчетных параметров воздуха
- Системы кондиционирования воздуха
- Центральная система
- Глава 19. Производство и применение водного и сухого льда
- Сухой лед
- Раздел III эксплуатация холодильных установок
- Глава 20. Организация эксплуатации
- Глава 21. Оптимальный режим работы холодильной установки
- Глава 22. Пуск, остановка и обслуживание холодильной установки
- Особенности пуска и обслуживания установок двухступенчатого сжатия
- Обслуживание теплообменных аппаратов
- Обслуживание вспомогательных аппаратов
- Особенности эксплуатации фреоновых холодильных установок
- Глава 23. Основные отклоненияот оптимального режима в работе холодильных установок и способы их устранения
- Глава 24. Вспомогательные работы при обслуживании холодильных установок
- Добавление холодильного агента
- Удаление масла из системы
- Выпуск воздуха из системы
- Глава 25. Техническая отчетность по эксплуатации холодильных установок
- Раздел IV холодильный транспорт
- Глава 26. Железнодорожный холодильный транспорт
- Вагоны-ледники
- Вагоны и поезда-рефрижераторы
- Глава 27. Автомобильный холодильный транспорт
- Глава 28. Водный холодильный транспорт
- Глава 29. Холодильный транспорт других видов
- Приложения