Схемы средних и крупных аммиачных холодильных установок
Схема холодильной установки с одноступенчатыми компрессорами
Схема холодильной установки на две температуры кипения с различными способами охлаждения (непосредственным и рассольным) приведена на рис. . Для каждой температуры кипения предусмотрен отдельный компрессор. На температуру кипения t01 с непосредственным охлаждением камеры работает компрессор КМ1 а на t02 с рассольным охлаждением камеры — компрессор КМ2.
Рис. . Схема холодильной установки с одноступенчатыми компрессорами.
Из каждой отдельной испарительной системы пар аммиака отсасывается соответствующим компрессором через отделитель жидкости О Ж или сухопарник кожухотрубного испарителя ИКТ. Перед всасывающим вентилем 1 ставится грязеуловитель ГУ, предназначенный для очистки поступающего в компрессор пара от механических загрязнений. Во многих компрессорах грязеуловитель встраивают в корпусе компрессора. Сжатый в компрессоре пар через сухой маслоотделитель, установленный у каждого компрессора, нагнетается в конденсатор КД по общему трубопроводу 5. Нагнетательные трубы от компрессоров присоединяют к магистральным трубопроводам не снизу, а сверху, устраивая петли для защиты от попадания в цилиндры жидкого холодильного агента, который может образоваться в трубопроводах в то время, когда один или оба компрессора не работают. Непосредственно перед конденсатором также устанавливают маслоотделитель МО, предназначенный для отделения масла от пара, и обратный клапан ОК. При ручном пуске компрессоров один обратный клапан размещают за маслоотделителем, если он сухой, и до маслоотделителя, если он барботажный, т. е. заполнен жидким аммиаком. Обратный клапан перекрывает нагнетательный трубопровод и не допускает выхода холодильного агента из конденсатора и ресивера в помещение в случае аварии компрессора. При автоматическом пуске компрессоров с открытым байпасом 2 обратные клапаны располагают на нагнетательной трубе каждого компрессора. В этом случае обратные клапаны кроме выполнения основной функции разгружают компрессоры при их остановке от высокого давления стороны нагнетания.
В конденсаторе КД пар сжижается, и жидкость по сливной трубе 3 стекает в линейный ресивер ЛР. Для свободного слива жидкости линейный ресивер на аммиачных установках размещают ниже конденсатора, а паровое пространство этих аппаратов соединяют уравнительной трубой 8. Во фреоновых установках конденсатор и ресивер не соединяются уравнительными трубками, а жидкость из конденсатора выдавливается в ресивер, где давление несколько меньше, так как жидкость из него уходит через регулирующий вентиль. Линейный ресивер является емкостью для жидкости, которая необходима для компенсации неравномерности подачи жидкости в испарительную систему и возможных утечек холодильного агента из системы. Линейный ресивер используют также для приема жидкости из испарительной системы во время ремонта испарителей или батарей либо во время остановки машины на длительный срок (консервация). Из линейного ресивера жидкий холодильный агент по трубе 4 поступает в коллектор 17 регулирующей станции 17. Труба 4 заглублена в ресивере до нижней образующей корпуса так, чтобы при любом уровне жидкости был обеспечен гидравлический затвор, препятствовавший попаданию пара к регулирующему вентилю. От коллектора регулирующей станции жидкость распределяется параллельно по испарительным системам с разными температурами кипения. На каждой параллельной линии предусмотрены ручные регулирующие вентили РВ. При автоматическом регулировании ручные регулирующие вентили РВ открываются полностью, а коллектор 17 выполняет функции распределительного. Ручные и автоматические регулирующие вентили ставятся между двумя запорными вентилями, что позволяет при засорении регулирующего вентиля легко снять его, закрыв два запорных вентиля. Иногда ограничиваются одним запорным вентилем до регулирующего вентиля РВ. На коллекторе регулирующей станции устанавливают угловой вентиль 15 зарядки и пополнения системы холодильным агентом.
В приведенной схеме жидкий аммиак от регулирующей станции параллельно поступает в рассольный кожухотрубный испаритель ИКТ (по трубе 6) и в отделитель жидкости ОЖ (по трубе 7) системы непосредственного охлаждения. Из отделителя жидкости ОЖ жидкость поступает в батарею-испаритель Б-И, где она кипит, охлаждая камеру, а пар, проходящий через отделитель жидкости ОЖ, отсасывается компрессором КМ1 по трубе 13.
В испарителе ИКТ охлаждается рассол, который насосом И подается в батарею рассольную БР, расположенную в камере. Там рассол нагревается и возвращается в испаритель. Пар холодильного агента из рассольного кожухотрубного испарителя ИКТ отсасывается компрессором КМ2 по трубе 9.
Всасывающие линии компрессоров объединены мостиком 10, который позволяет при необходимости заменить один компрессор другим или использовать оба компрессора для работы на одной температуре кипения.
На конденсаторе и ресивере установлены сдвоенные предохранительные клапаны ПК, от них выводится труба 16 наружу выше конька крыши (для выпуска аммиака).
Из нагнетательной магистрали отводится горячий пар (после маслоотделителя по трубе 12) к приборам охлаждения для оттаивания с их поверхности снеговой шубы.
Выпуск масла из аппаратов высокого давления аммиачных установок является опасным и запрещается правилами безопасности. Поэтому из маслоотделителей и маслоотстойников конденсатора и ресивера масло периодически выпускается через маслосборник МС, куда оно поступает по трубе 11. После закрытия вентиля на трубе 11 давление в маслосборнике МС понижается до атмосферного. Для этого маслосборник соединен трубой 14 со всасывающей стороной компрессора (до отделителя жидкости). Манометр маслосборника предназначен для контроля давления. Чтобы удалить воздух из системы, в схему включен двухтрубный воздухоотделитель ВО, который смонтирован над линейным ресивером.
Схему холодильной установки можно разделить на три участка, которым свойственны специфические особенности:
1. Участок схемы от отделителя жидкости (всасывающей магистрали компрессора) до регулирующей станции. В этот участок включены все элементы, устанавливаемые в машинном отделении. Для этой части схемы характерна строгая (неизменная) последовательность включения и взаимного расположения всех элементов. Схема в объеме машинного отделения может отличаться только типом и количеством установленного оборудования, что во многом зависит от количества температур кипения и ступеней сжатия.
2. Участок схемы от регулирующего вентиля (после дросселирования) до отделителя жидкости. Схема испарительной системы непосредственного охлаждения в отличие от участка схемы в объеме машинного отделения имеет много вариантов, которые обусловлены способом подачи жидкости в эту систему и конструкцией охлаждающих приборов. Поэтому схемы испарительной системы холодильной установки будут рассмотрены особо.
3. Схема циркуляции жидкого хладоносителя (рассольная схема) имеет также несколько вариантов и будет рассмотрена отдельно.
Схема включения компрессоров двухступенчатого сжатия
Узел включения двух компрессоров по схеме двухступенчатого сжатия показан на рис.
. Компрессоры предназначены для работы на низкие температуры кипения
(—30 ÷ —40°С). Этот узел можно включить в схему холодильной установки с несколькими температурами кипения (с одно- и двухступенчатыми компрессорами).
Рис . Узел включения двух компрессоров по схеме двухступенчатого сжатия.
Из испарительной системы по трубопроводу 1 через отделитель жидкости ОЖ пар засасывается компрессором ступени низкого давления КМ1. В настоящее время в качестве компрессора ступени низкого давления кроме поршневых применяют винтовые и ротационные компрессоры. В данной схеме ступенью низкого давления является винтовой компрессор. Пар, сжатый в винтовом компрессоре КМ1, через маслоотделитель МО нагнетается в промежуточный сосуд ПС. Масло, отделенное от паров холодильного агента в маслоотделителе МО, возвращается обратно в компрессор. При этом температура масла понижается в охладителе масла ОМ. В промежуточном сосуде ПС пар охлаждается вследствие пробулькивания через слой жидкого аммиака. После чего отсасывается поршневым компрессором ступени высокого давления КМ2 и через маслоотделитель МО и обратный клапан ОК нагнетается в конденсатор. Другие элементы холодильной установки включаются в том же порядке (см. рис. ).
В схеме (см. рис. ) жидкость, поступающая по трубопроводу 5 из линейного ресивера, в отличие от предыдущей схемы (см. рис. ) разделяется на две части. Одна часть по трубе 4 поступает на коллектор 6 регулирующей станции для дросселирования и распределения ее по испарительным системам с более высокими температурами кипения и одноступенчатым сжатием пара, а другая — к промежуточному сосуду ПС двухступенчатой системы сжатия. Перед промежуточным сосудом ПС жидкость еще раз разделяется. По трубе 3 она поступает в змеевик промежуточного сосуда ПС, а меньшая ее часть отводится по трубе 2 и через автоматический регулятор (поплавковое реле уровня ПРУ и соленоидный вентиль СВ1) и ручной регулирующий вентиль РВ поступает непосредственно в промежуточный сосуд. При температуре насыщения, соответствующей промежуточному давлению, эту жидкость используют для охлаждения (сбива перегрева) пара после сжатия в компрессоре КМ1 ступени низкого давления и для глубокого переохлаждения жидкости, протекающей по змеевику промежуточного сосуда (почти до температуры кипения жидкости в промежуточном сосуде ПС).
Переохлажденная в змеевике жидкость поступает на регулирующую станцию к отдельному коллектору 8, где она дросселируется до давления, соответствующего необходимой низкой температуре кипения, и распределяется по потребителям холода, входящим в систему двухступенчатого сжатия.
На регулирующей станции предусмотрен вентиль 9, соединяющий станцию с коллектором 10 (для зарядки и пополнения системы холодильным агентом), а также мост с вентилем 7 для перепуска холодильного агента из одной испарительной системы в другую. В коллекторах 6 и 8 давление одинаковое, но температура в коллекторе 8 значительно ниже, чем в коллекторе 6. Соленоидный вентиль СВ2 на схеме выполняет функции разгрузочного байпасного вентиля. Согласно правилам безопасности при остановке двухступенчатых компрессоров этот вентиль должен быть открыт, чтобы давление в промежуточном сосуде ПС снизилось до давления в испарительной системе, что облегчит последующий пуск компрессоров. При открытом вентиле СВ2 пар из промежуточного сосуда ПС перепускается во всасывающую сторону компрессора КМ1 (до отделителя жидкости ОЖ).
Схемы двухступенчатого сжатия со змеевиковым промежуточным сосудом ПС по сравнению со схемами, в которые включены промежуточные сосуды ПС без змеевика, имеют практическое преимущество. Жидкий холодильный агент, проходящий по змеевику промежуточного сосуда ПС и поступающий в испарительную систему, не соприкасается с кипящей в нем жидкостью и не загрязняется маслом, которое попадает в промежуточный сосуд с паром из цилиндра низкого давления. Кроме того, в змеевике жидкость находится под давлением конденсации, и ее можно подать до дросселирования к испарительным системам, находящимся на значительном удалении от машинного отделения. На промежуточном сосуде расположен предохранительный клапан ПК.
Схемы испарительных систем холодильных установок
При непосредственном охлаждении камер холодильника схемы испарительной системы очень разнообразны. Правильный подход к решению этой части схемы имеет важное значение.
Схемы испарительной системы должны обеспечить:
полную безопасность от гидравлических ударов, которые могут наблюдаться при неправильной подаче холодильного агента в испарительную систему, при резких колебаниях тепловой нагрузки в охлаждаемых помещениях и вскипании жидкости в аппаратах из-за резкого снижения в них давления;
правильную подачу жидкости в охлаждающие приборы в соответствии с изменением теплопритоков в охлаждаемые помещения;
возможность автоматизации подачи холодильного [ агента и поддержания температуры в охлаждаемом объекте;
меньшую вместимость системы по холодильному агенту, чтобы уменьшить опасность эксплуатации и эксплуатационные расходы;
отсутствие влияния гидростатического столба жидкого холодильного агента на температуру кипения;
удобное и быстрое удаление масла и загрязнений из охлаждающих приборов, а также снеговой шубы с их поверхности;
повышение интенсивности теплоотдачи в приборах охлаждения, что во многом зависит от способа заполнения приборов и отвода пара из них.
Схемы способов подачи холодильного агента в испарительную систему. Различают три способа подачи жидкого холодильного агента в испарительную систему;
под действием разности между давлениями конденсации и кипения (рис. ,а);
под напором столба жидкости (рис. ,6);
под напором, создаваемым насосом (рис. ,в).
Рис. . Способы подачи холодильного агента к охлаждающим приборам:
а — под действием разности между давлениями (Рк—Р0); б —под напором столба жидкости; в — под напором насоса.
Схемы с подачей холодильного агента по первым двум способам называют безнасосными, а схемы с подачей агента по третьему способу — насосными или насосно-циркуляционными схемами.
От линейного ресивера по трубе 1 жидкость поступает к коллектору регулирующей станции, а затем дросселируется в регулирующем вентиле РВ и под действием разности между давлениями конденсации и кипения подается параллельно в батареи-испарители 3, которые могут находиться в различных охлаждаемых помещениях (см. рис. ,а). Образовавшийся при кипении пар по общему трубопроводу 2 отсасывается компрессором.
Количество подаваемой в батареи-испарители жидкости должно соответствовать количеству образовавшегося в батареях пара под действием теплопритоков в охлаждаемое помещение. В связи с тем что теплопритоки в охлаждаемое помещение существенно изменяются, количество жидкости, подаваемой в охлаждающие батареи, регулируют открытием соответствующих регулирующих вентилей. Если в охлаждающие приборы будет подаваться холодильный агент в количестве, превышающем необходимое, то часть его не испарится, и из батарей будет выходить влажный пар, что снижает производительность компрессора и может привести к гидравлическому удару. Наоборот, подача недостаточного количества холодильного агента приводит к перегреву выходящего из приборов охлаждения пара и снижает эффективность их работы. Признаком правильной подачи жидкости в охлаждающие приборы является постоянный перегрев пара
(на 5—15° С) на выходе из аппарата при любом изменении тепловой нагрузки. Это является гарантией для сухого хода компрессора и безопасности работы.
При работе одного компрессора на несколько камер с подачей жидкости в батареи по первому способу перегрев пара контролируют на выходе из батарей каждой камеры. Это можно осуществить только с помощью автоматических терморегулирующих вентилей или других регуляторов перегрева.
Если холодильный агент подается к батареям под напором столба жидкости (см. рис.
,6), то жидкость от переохладителя по трубе 1 поступает к регулирующему вентилю РВ и после дросселирования направляется в отделитель жидкости 4, где образовавшийся при дросселировании пар отделяется и по трубе 2 отсасывается компрессором, а насыщенная жидкость поступает через распределительный коллектор 5 в испарительные батареи 3. Отделитель жидкости должен быть расположен на 3—5 м выше самой верхней батареи так, чтобы обеспечить необходимый напор столба жидкости Н для всех батарей. Такие схемы называют схемами с верхним расположением отделителя жидкости.
При расположении батарей на разном уровне либо на разных этажах холодильника оказывается, что в нижних батареях напор Н3 больше, чем Н2 и Н1 и соответственно большее количество жидкости может поступать в нижнюю батарею. Для равномерного распределения жидкости по батареям прикрывают соответствующие вентили на распределительном коллекторе 5. Прикрытие вентилей, через которые жидкость поступает в нижние батареи, осуществляется при первоначальном пуске установки.
Из батарей холодильный агент вторично поступает в отделитель жидкости, где происходит отделение жидкости, извлеченной из испарительных батарей, от пара. В случае резкого увеличения нагрузки значительное количество жидкости выбрасывается паром из батарей. Из отделителя жидкости пар отсасывается компрессором по трубе 2, а жидкость опять направляется через распределительный коллектор в батареи (вторичная жидкость). Такое отделение жидкости и вторичное ее использование упрощает регулирование количества холодильного агента, подаваемого в охлаждающие приборы. Как правило, в приборы охлаждения поступает избыточное количество холодильного агента, и циркуляция вторичной жидкости обеспечивает некоторое саморегулирование подачи при изменении тепловой нагрузки. Так, при повышении тепловой нагрузки увеличивается количество испаряющейся жидкости, что будет компенсироваться уменьшением количества циркулирующей вторичной жидкости.
В схемах с верхним расположением отделителя жидкости в основном создаются условия для сухого хода компрессора. Однако при резких изменениях тепловой нагрузки возможно такое вскипание жидкости, которое приводит к выбросу ее из приборов охлаждения и переполнению отделителя жидкости. В этом случае даже полное закрытие регулирующего вентиля не предотвращает засасывание компрессором влажного пара, так как регулирующим вентилем регулируют только подачу первичной жидкости. Для уменьшения опасности гидравлических ударов рекомендуют устанавливать защитные ресиверы и соединять их переливной трубой с отделителями жидкости. Недостатком указанных схем является влияние столба жидкости на температуру кипения, что особенно заметно при низких температурах.
Два рассмотренных способа подачи холодильного агента к охлаждающим приборам применимы для систем с ограниченным числом объектов охлаждения и их компактным расположением. В разветвленных системах не достигается равномерной надежной подачи холодильного агента в охлаждающие приборы.
Для разветвленных испарительных систем, которые имеются на крупных одно- и многоэтажных холодильниках, применяют способ подачи жидкого холодильного агента в охлаждающие приборы под напором, создаваемым центробежным насосом (см. рис. ,в).
Из ресивера или переохладителя холодильный агент пo трубе 1 поступает к регулирующему вентилю РВ и после дросселирования попадает в отделитель жидкости 4. Из него холодильный агент забирается насосом 6 и подается сначала к распределительному коллектору 5, а затем в приборы охлаждения 3,
В этом случае отделитель жидкости можно разместить в машинном отделении (нижнее расположение отделителя жидкости), а насос нужно расположить ниже уровня жидкости в отделителе не менее чем на 1,2— 1,5 м, чтобы перед насосом был напор, предотвращающий прорыв пара из отделителя жидкости в насос и уменьшающий парообразование в трубопроводе. Во избежание попадания пара в насос, что может привести к срыву его работы, перед ним устанавливают отделитель пара 7. В нем резко уменьшается скорость движения потока, в результате чего пар отделяется и поступает в отделитель жидкости.
В некоторых конструкциях отвод пара происходит из корпуса насоса.
Образовавшийся в испарительных батареях пар поступает в отделитель жидкости, а оттуда отсасывается по трубе 2 компрессором. Отделившаяся от пара жидкость вновь забирается насосом.
Важной характеристикой схем непосредственного охлаждения является кратность циркуляции жидкого холодильного агента в охлаждающих приборах.
Преимущества насосных схем по сравнению с безнасосными следующие. Кратность циркуляции в них составляет 3—4. Это улучшает теплоотдачу в охлаждающих приборах вследствие того, что внутренняя поверхность батарей лучше смачивается жидкостью и очищается от масла, уменьшается гидростатическое давление столба жидкости. Кроме того, равномерное распределение жидкости по приборам охлаждения снижает выброс из них при резком увеличении тепловой нагрузки.
Действительные схемы испарительной системы отличаются от схем, приведенных на рис. , элементами, облегчающими распределение холодильного агента по объектам охлаждения, элементами, позволяющими оттаивать снеговую шубу с поверхности приборов охлаждения, очищать внутреннюю поверхность приборов охлаждения от масла и загрязнений, а также приборами автоматики.
Безнасосные схемы испарительной системы. В таких схемах жидкость подается в испарительную систему по первому способу, т. е. под действием разности между давлениями кипения и конденсации.
В схеме с верхним расположением отделителя жидкости (рис. ) жидкий холодильный агент по трубопроводу I под действием давления конденсации через регулирующий вентиль РВ подается в отделитель жидкости ОЖ. Из него по трубопроводу II жидкий агент под действием столба жидкости поступает на распределительный жидкостный коллектор ЖК, где распределяется по отдельным охлаждающим приборам. В охлаждающих приборах 1 и 2 холодильный агент за счет отбираемой от охлаждаемой среды теплоты кипит, и его пар поступает на паровой коллектор ПК. Из парового коллектора ПК пар холодильного агента по трубопроводу III через отделитель жидкости ОЖ отсасывается компрессором.
Для защиты компрессора от влажного хода, в случае переполнения отделителя жидкости ОЖ жидким холодильным агентом, предусмотрена переливная труба IV, по которой излишки холодильного агента сливаются в верхний защитный ресивер ЗР. При накапливании жидкого аммиака в верхнем ресивере до заданного уровня осуществляется автоматический сброс его в нижерасположенный ресивер, откуда он по трубопроводу V передавливается в испарительную систему.
С приборов непосредственного охлаждения снеговая шуба оттаивается горячими парами холодильного агента, отведенного с нагнетательной стороны установки. Перед оттаиванием снеговой шубы из батарей жидкость сливается в дренажный ресивер. Оттаивание батареи отдельных камер проводится поочередно. Для осуществления такой операции в схеме предусмотрены дренажный ДК и оттаивательный ОК коллекторы. Все коллекторы ЖК, ПК, ДК и ОК располагают вблизи камер (в коридорах или вестибюлях), а если камеры примыкают к машинному отделению — то в машинном отделении.
Рис. . Принципиальная безнасосная аммиачная схема охлаждения с верхним расположением отделителей жидкости.
Рассмотрим последовательность проведения оттаивания батарей. Батареи отключают от основной системы циркуляции, т. е. прекращают подачу жидкости и отсос пара. Для этого на жидкостном коллекторе ЖК закрывают вентиль 3, а на паровом ПК — вентиль 4. Оставшуюся в батареях жидкость сливают в дренажный ресивер, открыв вентиль 5 на трубопроводе VI. Дренажный ресивер должен быть расположен ниже батарей, а дренажные трубопроводы уложены с уклоном (1—2%) к ресиверу, чтобы жидкость сливалась самотеком. Если это условие нельзя выполнить, то жидкость из батарей выдавливается паром, который подается со стороны высокого давления. Пар высокого давления, взятый после маслоотделителя, поступает через вентиль 6 на паровом коллекторе. В батареях горячий пар конденсируется, и снеговая шуба на поверхности оттаивается теплотой конденсации пара. Обычно полностью не расплавляют снеговую шубу на батареях, а только подтаивают ее у трубы. Подтаявший снег или лед легко сметается с поверхности труб или отваливается при легком постукивании.
С воздухоохладителей иней оттаивается до полного расплавления снега (или льда), а поддоны подогревают, чтобы вода, стекающая с труб, не замерзала на поддонах. Поддоны подогреваются горячими парами аммиака или электрическим током. Кроме того, для оттаивания снеговой шубы с воздухоохладителя его поверхность нагревают электрическим током или орошают незамерзающими жидкостями. При оттаивании снеговой шубы вместе с жидкостью в дренажный ресивер сливается масло, так как при повышенной температуре в батареях оно становится менее вязким и смывается жидким агентом, а также удаляются и другие загрязнения. Очистив приборы охлаждения от снега, закрывают вентили 5 и б и открывают вентили 4 и 3.
Неудобством этой схемы является то, что для создания необходимого напора жидкости перед соленоидными вентилями на распределительном коллекторе отделитель жидкости приходится располагать достаточно высоко.
Рис. . Принципиальная безнасосная аммиачная схема охлаждения с нижним расположением отделителя жидкости.
Принципиальная безнасосная схема с нижнем расположением отделителя жидкости показана на рис. . Жидкий холодильный агент под действием давления конденсации подается на жидкостный коллектор ЖК, откуда через терморегулирующие вентили 3 распределяется по охлаждающим приборам 1 и 2. В этой схеме охлаждающие приборы могут (см. рис. ) располагаться выше отделителя жидкости ОЖ.
Безнасосная схема с распределением жидкого холодильного агента при помощи терморегулирующего вентиля удобнее, но использовать ее можно лишь при надежной их работе. Отделитель жидкости установлен на всасывающем трубопроводе только для обеспечения сухого хода компрессора.
Насосные схемы испарительной системы. Насосные схемы испарительной системы применяют на крупных установках, предназначенных для охлаждения большого числа объектов. Во все насосные схемы включают циркуляционные ресиверы, которые являются емкостью для жидкости при давлении ро. В этих схемах можно использовать как горизонтальные циркуляционные ресиверы с отделителями жидкости, установленными над ресиверами, так и вертикальные, выполняющие функции циркуляционного ресивера и отделителя жидкости. Насосные схемы бывают с нижней и верхней подачей жидкого холодильного агента в батареи.
Узел насосной схемы испарительной системы с нижней подачей жидкости в батареи показан на рис. . В схеме использован горизонтальный циркуляционный ресивер ЦР с отделителем жидкости ОЖ и показано подключение этажных коллекторов и батарей одной из камер. От регулирующей станции PC жидкость подается не в циркуляционный ресивер ЦР, а в отделитель жидкости ОЖ, что облегчает отделение пара, образовавшегося при дросселировании. В циркуляционном ресивере ЦР этот пар может образовать подпор, препятствующий сливу жидкости из отделителя жидкости ОЖ. Нормальный уровень жидкости в циркуляционном ресивере поддерживается автоматическими поплавковыми регуляторами ПРУ в комплекте с соленоидным вентилем СВ, установленным на линии подачи жидкости в отделитель жидкости ОЖ. За соленоидным вентилем СВ расположен ручной регулирующий вентиль РВ. Кроме того, на циркуляционных ресиверах ставятся сигнализирующий прибор и указатель уровня УУ.
Из циркуляционного ресивера жидкий холодильный агент забирается насосом Н, подается в жидкостную линию ЖЛ и затем параллельно раздается по этажам, а на этажах — параллельно по камерам через распре-лительные жидкостные коллекторы ЖК. На коллекторе расположены запорные и соленоидные вентили СВ. При достижении заданной температуры в камере соленоидные вентили закрываются от импульса камерного реле температуры ТР. Для отключения одной из батарей (потолочной или пристенной) целесообразно предусматривать запорные вентили 1 и 2.
Из батарей пар собирается на паровом коллекторе ПК и по паровой линии ПЛ поступает в отделитель жидкости ОЖ. Не успевшая испариться в батарее жидкость отделяется и возвращается в циркуляционный ресивер, а сухой пар отсасывается компрессором.
Для оттаивания снеговой шубы с батарей предусмотрены дренажный ДК и оттаивательный ОК коллекторы, а также дренажный ресивер ДР, куда по дренажной линии ДЛ сливаются жидкость, масло и загрязнения с батарей. Горячий пар подается к этажным коллекторам по оттаивательной линии ОЛ. Оттаивание снеговой шубы осуществляется так же, как и в предыдущей схеме (см. рис. ). Из дренажного ресивера жидкость после выпуска масла может подаваться на коллектор регулирующей станции (см. рис. ) или перекачиваться насосом Н в циркуляционный ресивер по трубе с вентилем 3 (см. рис. ). Пар высокого давления подается также к дренажному ресиверу для подогревания аммиачно-масляной смеси. Дренажный и циркуляционный ресиверы соединены паровой уравнительной линией.
Рис. . Насосная схема с нижней подачей.
Узел насосной схемы испарительной системы с верхней подачей жидкости в батареи дан на рис. . На схеме показано подключение этажных коллекторов и батарей (потолочной и пристенной) одной из камер, а также вертикальных циркуляционных и дренажных ресиверов.
От регулирующей станции жидкость поступает непосредственно в циркуляционный
ресивер ЦР (рис. , а) через соленоидный вентиль СВ, управляемый полупроводниковым
реле уровня ПРУ и ручной регулирующий вентиль РВ. Из циркуляционного ресивера жидкость насосом Н подается в жидкостную линию ЖЛ, затем параллельно по этажам и камерам. От жидкостного коллектора ЖК жидкость проходит в пристенные и потолочные
батареи сверху, а пар и не успевшая испариться жидкость отводятся снизу к паровому коллектору ПК и поступают в паровую линию ПЛ и в верхнюю зону циркуляционного ресивера, выполняющего функции отделителя жидкости. Из верхней зоны циркуляционного ресивера ЦР пар отсасывается компрессором. Запорные вентили 1 и 2 позволяют отключить потолочную или пристенную батарею. Камерные реле температуры ТР воздействуют на соленоидные вентили, установленные на жидкостном коллекторе.
Рис. . Насосная схема с верхней подачей: а —схема; б—жидкостный распределительный коллектор.
Для равномерного распределения жидкости по батареям на жидкостных коллекторах Ж/С располагают также регулирующие вентили или диафрагмы с определенным сечением. В батареях и воздухоохладителях, состоящих из нескольких секций, на пути в каждую секцию устанавливают диафрагмы, а в схемах, выполненных Гипрохолодом, на потолочных и пристенных батареях предусмотрены распределительные горизонтальные коллекторы специальной конструкции (рис. , б).
В коллектор 4 вварены трубы, входящий конец которых имеет треугольный вырез. Количество труб в коллекторе соответствует числу параллельно заполняемых аппаратов. В коллектор жидкость поступает по трубе 5. В горизонтальном коллекторе уровень жидкости будет повышаться. Достигнув угла прорези, жидкость начнет поступать во все трубки одинаково, а не проваливаться в одну из трубок, как могло бы быть, если бы трубы 6 имели обычный горизонтальный обрез.
Достоинствами насосных схем с верхней подачей являются малая тепловая инерция, что важно при регулировании температуры камеры, отсутствие столба жидкости, влияющего на температуру кипения, кроме того, при верхней подаче жидкость смывает с внутренней поверхности масло и загрязнения. Но в то же время в таких схемах затруднено распределение жидкости по батареям, требуется наклон паровой линии ПЛ (см. рис. , а) в сторону ресивера ЦР, так как эта линия фактически является сливной для жидкости, не успевшей испариться в батареях.
Практическое применение имеют насосные схемы как с нижней, так и с верхней подачей жидкости в батареи. Снятие снеговой шубы с поверхности приборов непосредственного охлаждения осуществляется горячими парами аммиака. Перед оттаиванием жидкий холодильный агент с приборов охлаждения по дренажному коллектору ДК и жидкостной линии ЖЛ сливается в вертикальный дренажный ресивер ДР, а затем перекачивается насосом Н в циркуляционный ресивер ЦР по трубе с вентилем 3.
Все рассмотренные схемы характеризуются одной температурой кипения. Испарительную систему с несколькими температурами кипения можно представить как состоящую из отдельных самостоятельных систем на каждую отдельную температуру кипения. Охлаждающие приборы универсальных камер, в которых в зависимости от необходимости можно создать два температурных режима (0 или —18°С), подключают на две температуры кипения с помощью дополнительных жидкостных и паровых коллекторов.
Полная схема холодильной установки на две температуры кипения
В полную схему (рис. ) входит насосно-циркуляционная испарительная система с нижней подачей жидкости в батареи. Для каждой температуры кипения предусмотрена отдельная испарительная система, и для каждой испарительной системы — отдельные компрессоры. В системе с более низкой температурой кипения (—30 ÷ —40° С) работают двухступенчатые компрессоры KM1 и КМ2, а с более высокой (—10 ÷ —20°С) —одноступенчатый КМз.
Сжатый в компрессорах пар, который нагнетается в общую нагнетательную линию, проходит маслоотделитель МО, после чего пар поступает в конденсатор КД. Образовавшаяся в конденсаторе жидкость сначала сливается в линейный ресивер ЛР, а затем поступает по двум направлениям: непосредственно к коллектору регулирующей станции PC и в змеевик промежуточного сосуда ПС. Переохлажденная в змеевике промежуточного сосуда ПС жидкость направляется также на регулирующую станцию, только к другому коллектору. От регулирующей станции через соленоидный СВ и регулирующий РВ вентили жидкость поступает в соответствующий циркуляционный ресивер ЦР (на каждую температуру кипения), В приборы охлаждения жидкость проходит под напором центробежных насосов Н. Приборы охлаждения включают в схему параллельно с помощью распределительных жидкостных коллекторов ЖК. Из приборов охлаждения пар собирается в паровом коллекторе ПК и через верхнюю зону вертикальных циркуляционных ресиверов ЦР отсасывается соответствующими компрессорами.
Из испарительной системы с более высокой температурой кипения (правая система) пар отсасывается одноступенчатым компрессором КМ3 и сжимается до давления конденсации. Из системы с более низкой температурой кипения, пар отсасывается ступенью низкого давления компрессором КМ\, где сжимается только до промежуточного давления. После этого пар проходит маслоотделитель МО, затем охлаждается в промежуточном сосуде ПС и еще раз сжимается в ступени высокого давления компрессором КМ2 до давления конденсации. Затем потоки пара (из одно- и двухступенчатого компрессоров) объединяются и направляются через обратный клапан ОК в конденсатор КД.
Рис. . Полная схема холодильной установки на две температуры кипения.
Перед конденсатором расположен маслоотделитель МО с барботажем пара через жидкий аммиак, а после ступени низкого давления — сухой маслоотделитель. Масло выпускается через маслосборник МС. Для выпуска воздуха предусмотрен воздухоотделитель АВ-4.
Снеговая шуба оттаивается горячими парами аммиака, поступающими в батареи через оттаивательный коллектор ОК.
Для слива жидкости из батареи предусмотрены дренажный коллектор ДК и дренажный ресивер ДР. От предохранительных клапанов ПК, установленных на аппаратах с запасом жидкости, аммиак выходит по трубе, выведенной выше крыши здания.
На аппаратах затопленного типа на стороне низкого давления уровень жидкости регулируется поплавковыми регуляторами ПРУ в комплексе с соленоидными вентилями СВ (за соленоидным вентилем СВ установлен ручной регулирующий вентиль РВ). Кроме того, на аппаратах с жидкостью находятся указатели уровня УУ. Для автоматического поддержания заданной температуры в камере предназначены датчики температуры ТР в комплексе с соленоидными вентилями СВ, установленными на распределительных жидкостных коллекторах ЖК.
Для зарядки и дозарядки системы холодильным агентом на регулирующей станции предусмотрен угловой вентиль зарядки ВЗ.
- Компрессорно-конденсаторные агрегаты
- Открытые агрегаты типа фак
- Агрегаты средней и большой производительности
- Комплексные агрегаты
- Глава 12. Абсорбционные и пароэжекторные холодильные машины
- Абсорбционные холодильные машины
- Пароэжекторные холодильные машины
- Раздел II холодильники и холодильные установки
- Глава 13. Холодильники
- Типы холодильников и их особенности
- Определение емкости и основных размеров помещений холодильников
- Планировка холодильников
- Общие требования к планировке холодильников
- Типовые планировки холодильников
- Требования к машинным отделениям холодильников
- Требования к планировкам холодильников торговых предприятий
- Грузовой фронт холодильников
- Изоляционные материалы холодильников Теплоизоляционные материалы
- Паро- и гидроизоляционные материалы
- Изоляционные конструкции ограждений холодильника
- Расчет толщины теплоизоляционного слоя
- Глава 14. Способы охлаждения камер
- Непосредственное охлаждение
- Охлаждение посредством жидкого хладоносителя
- Расположение охлаждающих приборов в камерах
- Выбор системы охлаждения
- Устройства для замораживания продуктов
- Глава 15. Схемы холодильных компрессорных машин и установок
- Схемы агрегатированных холодильных машин Схемы малых холодильных машин
- Схемы средних и крупных аммиачных холодильных установок
- Схемы систем с жидким хладоносителем
- Глава 16. Расчет теплопритоков в камеры холодильника и выбор холодильного оборудования
- Расчет теплопритоков в камеры холодильника
- Теплопритоки через ограждения
- Теплопритоки от продуктов
- Теплопритоки с наружным воздухом при вентиляции камер
- Эксплуатационные теплопритоки
- Теплопритоки от плодов и овощей в результате их «дыхания»
- Расчет и подбор холодильного оборудования
- Расчет и подбор малых агрегатированных холодильных машин
- Глава 17. Торговое холодильное оборудование
- Сборные холодильные камеры
- Холодильные шкафы
- Охлаждаемые витрины и прилавки
- Охлаждаемые торговые автоматы
- Глава 18. Кондиционирование воздуха
- Тепловой и влажностный баланс помещения
- Схемы установок кондиционирования воздуха
- Выбор расчетных параметров воздуха
- Системы кондиционирования воздуха
- Центральная система
- Глава 19. Производство и применение водного и сухого льда
- Сухой лед
- Раздел III эксплуатация холодильных установок
- Глава 20. Организация эксплуатации
- Глава 21. Оптимальный режим работы холодильной установки
- Глава 22. Пуск, остановка и обслуживание холодильной установки
- Особенности пуска и обслуживания установок двухступенчатого сжатия
- Обслуживание теплообменных аппаратов
- Обслуживание вспомогательных аппаратов
- Особенности эксплуатации фреоновых холодильных установок
- Глава 23. Основные отклоненияот оптимального режима в работе холодильных установок и способы их устранения
- Глава 24. Вспомогательные работы при обслуживании холодильных установок
- Добавление холодильного агента
- Удаление масла из системы
- Выпуск воздуха из системы
- Глава 25. Техническая отчетность по эксплуатации холодильных установок
- Раздел IV холодильный транспорт
- Глава 26. Железнодорожный холодильный транспорт
- Вагоны-ледники
- Вагоны и поезда-рефрижераторы
- Глава 27. Автомобильный холодильный транспорт
- Глава 28. Водный холодильный транспорт
- Глава 29. Холодильный транспорт других видов
- Приложения