Схемы систем с жидким хладоносителем
В результате усовершенствования систем непосредственного охлаждения резко сократилось применение систем с жидким хладоносителем.
Рассольные системы охлаждения используют для холодильников малой емкости, при транспортировке холода на большие расстояния, для охлаждения технологических аппаратов некоторых видов, т. е. в тех случаях, когда применять непосредственное охлаждение нельзя или невыгодно.
По типу использования испарителей и приборов охлаждения рассольные схемы бывают открытые, в которых рассол имеет контакт с воздухом, и закрытые.
Выбор схемы зависит от типа холодильника, его размеров, технологических требований и пр. Ранее на холодильниках применялась схема с открытыми испарителем и охлаждающими приборами — контактными воздухоохладителями. Для этой схемы характерны повышенный расход электроэнергии, необходимость установки бака дополнительной вместимости, что приводит к лишним затратам и увеличению площади помещения, обязательное размещение испарителя ниже охлаждающих приборов для слива рассола из них, повышенная коррозия системы в результате того, что рассол соприкасается с воздухом, значительная деконцентрация рассола, что вызывает необходимость постоянно добавлять соль в рассол. Поэтому в настоящее время такая схема имеет ограниченное применение.
Схема с открытым испарителем и закрытыми охлаждающими приборами
В этой схеме (рис. ) приборами охлаждения являются трубчатые батареи или сухие воздухоохладители. Из испарителя И охлажденный рассол забирается насосом Н и подается в батареи Б. Подача рассола в батареи происходит снизу, и рассол заполняет все сечение трубы. Для выпуска воздуха на каждой батарее в верхних точках устанавливают краники 1 с проходным отверстием 6—10 мм.
Из батарей отепленный рассол по трубе 2 сливается в бак испарителя. При остановке насоса рассол остается в батареях, так как он не может сливаться в испаритель, и поэтому надобность в баке дополнительной вместимости отпадает. В батареи подается рассол снизу, что исключает необходимость обязательного размещения испарителя ниже приборов охлаждения (его можно располагать на любом уровне). Конец сливной трубы необходимо опускать в бак испарителя ниже уровня рассола, что дает возможность избежать захвата воздуха струей рассола и способствует уменьшению коррозии. Для предотвращения перелива рассола через края бака испарителя предусмотрена переливная труба 4. Для освобождения бака от рассола в днище ставят сливную трубу с задвижкой 3, через которую рассол сливается в канализацию или сливной бак.
В рассмотренной схеме устранены многие недостатки предыдущей схемы: уменьшена поверхность соприкосновения воздуха с рассолом, соответственно меньше коррозия и деконцентрация рассола, нет необходимости в баке дополнительной вместимости. Однако некоторые недостатки остаются — большой расход энергии, так как обратная магистраль не напорная, воздух в систему все-таки попадает, вызывая коррозию и деконцентрацию рассола. Кроме того, из-за разных гидравлических сопротивлений на пути к приборам охлаждения необходимо регулировать подачу рассола по батареям.
Несмотря на имеющиеся недостатки, эта схема Рис. . Схема с открытым
находит применение благодаря тому, что она проста и испарителем и закрытыми
удобна в эксплуатации. охлаждающими приборами.
Схемы с закрытыми испарителями и закрытыми охлаждающими приборами
Закрытые рассольные схемы показаны на рис. . Трехтрубную схему (рис. , а) наиболее часто применяют в многоэтажных холодильниках. В схему включены кожухотрубный испаритель Н, закрытые батареи Б и три магистральных трубопровода: I— подающий, II —обратный, III — компенсационный. Рассол насосом Н подается в кожухотрубный испаритель, а затем по трубопроводу I — параллельно по батареям. Из батарей отепленный рассол поступает в обратный трубопровод II, который поднят до верхнего перекрытия холодильника и наверху соединен с компенсационным трубопроводом III, который опущен к насосу. Все магистральные трубопроводы являются напорными. Трехтрубная система обеспечивает равномерное сопротивление движению рассола в батареях всех этажей холодильника, так как рассол проходит одно и то же расстояние. Общая длина трубопровода до и после батарей одинакова.
Рнс. . Закрытые рассольные схемы. а — трехтрубная; б — двухтрубная.
В верхней точке системы имеется отвод, соединенный с расширительным баком 3. Он предназначен для компенсации объемных изменений рассола (вследствие колебания его температуры), отвода воздуха из возвратного стояка, а также для постоянного заполнения системы рассолом. При понижении температуры рассола объем его уменьшается, и в расширительном баке уровень понизится. На расширительном баке предусмотрена переливная труба 4, предотвращающая переполнение бака. Из системы рассол сливается через задвижку 1 в сливной бак. При пополнении системы закрывают задвижку 2 и насосом Н забирают рассол из сливного бака. Заполнение системы контролируется стоком жидкости по переливной трубе 4, выведенной в машинное отделение.
Достоинства закрытой системы — меньший расход энергии на работу насоса, меньшая коррозия металла и меньшая деконцентрация рассола, хорошее удаление воздуха (в том числе и через расширительный бак). Оборудование закрытой системы можно устанавливать не в отдельном аппаратном помещении, а непосредственно в машинном отделении, так как это оборудование не вызывает загрязнения.
На небольших холодильных установках и в тех случаях, когда расстояние от испарителя до охлаждаемых камер не резко различается, можно использовать более простую двухтрубную закрытую схему (рис. ,6). Здесь магистральный трубопровод I подающий, а II обратный. К батареям Б хладоноситель под действием насоса Н поступает через подающий коллектор ПК, а отепленный через обратный коллектор ОК возвращается в испаритель И. Расширительный бак 3 подсоединен к обратному коллектору ОК. Коллекторы располагают вблизи камер, а при близком расположении их — в машинном отделении. Задвижка 1 установлена на трубе, по которой сливается рассол или система пополняется рассолом. В последнем случае задвижка 2 должна быть закрыта.
Схема оттаивания снеговой шубы с рассольных батарей
Наиболее рациональной является схема оттаивания снеговой шубы теплым рассолом, нагретым до 30—40° С (рис. ).
При нормальной работе батарей из испарителя холодный рассол поступает в батареи через подающий коллектор ПК, а отепленный на 2—3° С выходит через обратный коллектор ОК. В системе оттаивания предусмотрены баки холодного А и теплого Б рассола, бойлер В для подогрева рассола, насос Н, подающий оттаивательный ПОК и обратный ООК коллекторы.
Рис. . Схема оттаивания снеговой шубы с рассольных батарей.
Для подготовки теплого рассола открывают задвижки 5, 7, 8, 10 и 11, в насос Н, забирая рассол из бака теплого рассола Б, прогоняет его через бойлер В до тех пор, пока он не нагреется до необходимой температуры. После этого при оттаивании батарей камеры № 1 закрывают задвижки 1 и 2, отключая батарею от основной циркуляции рассола. Затем рассол, оставшийся в батарее, выдавливают нагретым рассолом в бак холодного рассола А, для чего закрывают задвижки 8 и 10 и открывают задвижки 3, 4 и 14. Температура рассола tP на линии, идущей от коллектора ООК, контролируется термометром. Когда из батарей весь холодный рассол будет выдавлен и термометр покажет повышение температуры, тогда закрывают задвижку 14, а открывают задвижки 12 и 9. Рассол циркулирует по цепи бойлер — батареи. Снеговая шуба на батареях оттаивает. После удаления снега закрывают задвижки 9, 5 и 7 и открывают задвижки 13, 6 и 10. Рассол из бака холодного рассола забирается насосом и направляется в батарею, а теплый рассол из батареи сливается в бак теплого рассола. Окончание слива теплого рассола также контролируется по термометру. Для отключения системы оттаивания закрывают задвижки 3 и 4 и открывают задвижки 1 и 2, включающие батарею в работу.
Поддоны, на которые спадает снег и стекает вода, обогреваются также теплым рассолом или электрическим током.
- Компрессорно-конденсаторные агрегаты
- Открытые агрегаты типа фак
- Агрегаты средней и большой производительности
- Комплексные агрегаты
- Глава 12. Абсорбционные и пароэжекторные холодильные машины
- Абсорбционные холодильные машины
- Пароэжекторные холодильные машины
- Раздел II холодильники и холодильные установки
- Глава 13. Холодильники
- Типы холодильников и их особенности
- Определение емкости и основных размеров помещений холодильников
- Планировка холодильников
- Общие требования к планировке холодильников
- Типовые планировки холодильников
- Требования к машинным отделениям холодильников
- Требования к планировкам холодильников торговых предприятий
- Грузовой фронт холодильников
- Изоляционные материалы холодильников Теплоизоляционные материалы
- Паро- и гидроизоляционные материалы
- Изоляционные конструкции ограждений холодильника
- Расчет толщины теплоизоляционного слоя
- Глава 14. Способы охлаждения камер
- Непосредственное охлаждение
- Охлаждение посредством жидкого хладоносителя
- Расположение охлаждающих приборов в камерах
- Выбор системы охлаждения
- Устройства для замораживания продуктов
- Глава 15. Схемы холодильных компрессорных машин и установок
- Схемы агрегатированных холодильных машин Схемы малых холодильных машин
- Схемы средних и крупных аммиачных холодильных установок
- Схемы систем с жидким хладоносителем
- Глава 16. Расчет теплопритоков в камеры холодильника и выбор холодильного оборудования
- Расчет теплопритоков в камеры холодильника
- Теплопритоки через ограждения
- Теплопритоки от продуктов
- Теплопритоки с наружным воздухом при вентиляции камер
- Эксплуатационные теплопритоки
- Теплопритоки от плодов и овощей в результате их «дыхания»
- Расчет и подбор холодильного оборудования
- Расчет и подбор малых агрегатированных холодильных машин
- Глава 17. Торговое холодильное оборудование
- Сборные холодильные камеры
- Холодильные шкафы
- Охлаждаемые витрины и прилавки
- Охлаждаемые торговые автоматы
- Глава 18. Кондиционирование воздуха
- Тепловой и влажностный баланс помещения
- Схемы установок кондиционирования воздуха
- Выбор расчетных параметров воздуха
- Системы кондиционирования воздуха
- Центральная система
- Глава 19. Производство и применение водного и сухого льда
- Сухой лед
- Раздел III эксплуатация холодильных установок
- Глава 20. Организация эксплуатации
- Глава 21. Оптимальный режим работы холодильной установки
- Глава 22. Пуск, остановка и обслуживание холодильной установки
- Особенности пуска и обслуживания установок двухступенчатого сжатия
- Обслуживание теплообменных аппаратов
- Обслуживание вспомогательных аппаратов
- Особенности эксплуатации фреоновых холодильных установок
- Глава 23. Основные отклоненияот оптимального режима в работе холодильных установок и способы их устранения
- Глава 24. Вспомогательные работы при обслуживании холодильных установок
- Добавление холодильного агента
- Удаление масла из системы
- Выпуск воздуха из системы
- Глава 25. Техническая отчетность по эксплуатации холодильных установок
- Раздел IV холодильный транспорт
- Глава 26. Железнодорожный холодильный транспорт
- Вагоны-ледники
- Вагоны и поезда-рефрижераторы
- Глава 27. Автомобильный холодильный транспорт
- Глава 28. Водный холодильный транспорт
- Глава 29. Холодильный транспорт других видов
- Приложения