Глава 28. Водный холодильный транспорт
Холод применяют на морских и речных судах, предназначенных для холодильной обработки и перевозки мороженых и охлажденных грузов, и на пассажирских судах для сохранения запаса пищевых продуктов и кондиционирования воздуха. Морские и речные суда-холодильники называют судами-рефрижераторами (применяют также баржи-рефрижераторы). Охлаждаемые грузовые помещения размещают в подводной (трюмы) и надводной (твиндеки) частях корпуса судна.
Большая часть водного холодильного транспорта обслуживает рыбную промышленность.
Рыбопромышленный рефрижераторный флот предназначен для сохранения свежевыловленной рыбы, переработки основной части улова в готовую продукцию непосредственно на судах в районах промысла и транспортировки продукции в порты, Отечественный флот рыбной промышленности является крупнейшим в мире.
По назначению рефрижераторный флот рыбной промышленности разделяют на добывающие (или промысловые), обрабатывающие и транспортные суда.
Добывающие или промысловые суда-рефрижераторы. Они предназначены для лова рыбы и первичной холодильной обработки (охлаждения или замораживания) выловленной рыбы. К этой группе судов относят средние рыболовные траулеры (СРТ, СРТР, СРТМ) и большие рыболовные траулеры (БМРТ) с машинным охлаждением.
На малых добывающих судах применяют ледяное охлаждение. Рыбу перевозят, пересыпанную мелкодробленым льдом в пропорции примерно 1:1. На средних и больших траулерах применяют машинное охлаждение трюмов и твиндеков (в трюмах СРТ поддерживается температура до —4° С, в трюмах СРТМ — 0 ÷ —18°С). Многие промысловые траулеры имеют на борту специальные аппараты для быстрого замораживания рыбы.
Обрабатывающие суда-рефрижераторы. Это крупные производственные базы (специальные рыбоморозильные суда, плавучие рыбозаводы, консервные заводы), которые в районе промысла принимают от добывающих судов свежевыловленную рыбу и полуфабрикат, осуществляют холодильную и другую обработку, изготовляют готовую продукцию (консервы, рыбное филе, рыбий жир, рыбную муку и др.) и передают ее на транспортные суда для доставки в порты назначения. Обрабатывающие суда-рефрижераторы оснащены мощными двухступенчатыми холодильными установками и скороморозильными аппаратами производительностью до 180 т в сутки.
Транспортные рефрижераторы. Они принимают в районах промысла от добывающих и обрабатывающих судов рыбную продукцию и перевозят ее в порты назначения. Транспортные суда-рефрижераторы используют также для перевозки других различных продуктов. Это быстроходные суда большой грузоподъемности. Охлаждаемые помещения их рассчитаны на универсальный (0 или —18° С) и низкотемпературный
(—18 ÷ —25° С) режимы. Специального оборудования для холодильной обработки продукции на транспортных судах нет.
На судах применяют холодильные установки, работающие на R 12, R 22 и аммиаке.
В помещениях, предназначенных для перевозки мороженых грузов, устанавливают батареи или панели, а в помещениях для охлаждения грузов — воздухоохладители с бесканальной и одноканальной раздачей воздуха. В универсальных камерах предусматривают смешанное охлаждение (батарейное и воздушное). Непосредственное охлаждение при разветвленных системах не рекомендуется (несмотря на значительные преимущества) из-за опасности утечек холодильного агента, связанных с постоянной вибрацией и деформацией корпуса судна.
В последние годы стали применять крупнотоннажные промыслово-производственные рефрижераторы типа ППР (супертраулеры), на которых можно выполнять все операции рефрижераторных судов рыболовного флота. Они принимают свежую рыбу с рыболовных судов, ловят рыбу кормовым тралом и разделывают ее на специальной технологической линии с одновременной переработкой отходов и некондиционной рыбы на муку.
Разделанную рыбу замораживают и всю готовую продукцию транспортируют в порт назначения или на плавучую базу.
Рис. . Промыслово-производственный рефрижератор «Алтай»:
1 —архтерпик; 2, 10, II, 13, 14 — твиндеки; 3, 12,15 —трюмы; 4 — главный электродвигатель;
5 — рыбообрабатывающий цех; 6 — жиромучная установка; 7 — цистерна питьевой воды;
8 — рефрижераторное машинное отделение; 9 — машинно-котельное отделение; 16 — цистерна дизельного топлива; 17 — форпик.
Головным судном серии отечественных супертраулеров является ППР «Алтай»
(рис. ). Трехпалубное судно «Алтай» водоизмещением 6480 т имеет три трюма и пять твиндеков общей полезной вместимостью 2960 м3, предназначенных для хранения мороженой рыбы при —25° С. В охлаждаемых помещениях применена панельная система охлаждения рассолом. В рефрижераторном машинном отделении установлено три аммиачных двухступенчатых агрегата, каждый из которых состоит из ротационного компрессора РАБ 300 оС (ступень низкого давления) и поршневого компрессора АУ 200 (ступень высокого давления), и одноступенчатый компрессор АУ 200. Проектная холодопроизводительность агрегата 256—300 кВт при температуре кипения —40° С. Холодильная установка предназначена для замораживания 50 т рыбы в сутки и поддержания в трюмах температуры воздуха —25° С. Кроме того, холод расходуется на производство льда, предварительное охлаждение рыбы-сырца, кондиционирование воздуха и др.
Холодильная установка работает по схеме двухступенчатого сжатия с полным промежуточным охлаждением и поддерживает три температуры кипения: —45оС для работы морозильных аппаратов, —40° С для охлаждения трюмов и льдогенераторов и 0° С для работы установки кондиционирования воздуха.
В последних супертраулерах применяются также холодильные установки, работающие на R 22, с одноступенчатыми винтовыми компрессорами и регулированием холодопроизводительности.
На судах применяют оборудование в специальном морском исполнении, гарантирующем работоспособность при отклонении от горизонтального положения в любой плоскости на угол до 20° (длительно) и до 45° (кратковременно), а также при значительном колебании температур воды и воздуха, охлаждающих конденсаторы (при переходе судна из района холодных морей в район теплых вод).
В конденсаторах с охлаждением морской водой часто ставят мельхиоровые трубы и трубные решетки из нержавеющей стали, а также используют и другие меры защиты оборудования от коррозии (например, протекторная защита).
- Компрессорно-конденсаторные агрегаты
- Открытые агрегаты типа фак
- Агрегаты средней и большой производительности
- Комплексные агрегаты
- Глава 12. Абсорбционные и пароэжекторные холодильные машины
- Абсорбционные холодильные машины
- Пароэжекторные холодильные машины
- Раздел II холодильники и холодильные установки
- Глава 13. Холодильники
- Типы холодильников и их особенности
- Определение емкости и основных размеров помещений холодильников
- Планировка холодильников
- Общие требования к планировке холодильников
- Типовые планировки холодильников
- Требования к машинным отделениям холодильников
- Требования к планировкам холодильников торговых предприятий
- Грузовой фронт холодильников
- Изоляционные материалы холодильников Теплоизоляционные материалы
- Паро- и гидроизоляционные материалы
- Изоляционные конструкции ограждений холодильника
- Расчет толщины теплоизоляционного слоя
- Глава 14. Способы охлаждения камер
- Непосредственное охлаждение
- Охлаждение посредством жидкого хладоносителя
- Расположение охлаждающих приборов в камерах
- Выбор системы охлаждения
- Устройства для замораживания продуктов
- Глава 15. Схемы холодильных компрессорных машин и установок
- Схемы агрегатированных холодильных машин Схемы малых холодильных машин
- Схемы средних и крупных аммиачных холодильных установок
- Схемы систем с жидким хладоносителем
- Глава 16. Расчет теплопритоков в камеры холодильника и выбор холодильного оборудования
- Расчет теплопритоков в камеры холодильника
- Теплопритоки через ограждения
- Теплопритоки от продуктов
- Теплопритоки с наружным воздухом при вентиляции камер
- Эксплуатационные теплопритоки
- Теплопритоки от плодов и овощей в результате их «дыхания»
- Расчет и подбор холодильного оборудования
- Расчет и подбор малых агрегатированных холодильных машин
- Глава 17. Торговое холодильное оборудование
- Сборные холодильные камеры
- Холодильные шкафы
- Охлаждаемые витрины и прилавки
- Охлаждаемые торговые автоматы
- Глава 18. Кондиционирование воздуха
- Тепловой и влажностный баланс помещения
- Схемы установок кондиционирования воздуха
- Выбор расчетных параметров воздуха
- Системы кондиционирования воздуха
- Центральная система
- Глава 19. Производство и применение водного и сухого льда
- Сухой лед
- Раздел III эксплуатация холодильных установок
- Глава 20. Организация эксплуатации
- Глава 21. Оптимальный режим работы холодильной установки
- Глава 22. Пуск, остановка и обслуживание холодильной установки
- Особенности пуска и обслуживания установок двухступенчатого сжатия
- Обслуживание теплообменных аппаратов
- Обслуживание вспомогательных аппаратов
- Особенности эксплуатации фреоновых холодильных установок
- Глава 23. Основные отклоненияот оптимального режима в работе холодильных установок и способы их устранения
- Глава 24. Вспомогательные работы при обслуживании холодильных установок
- Добавление холодильного агента
- Удаление масла из системы
- Выпуск воздуха из системы
- Глава 25. Техническая отчетность по эксплуатации холодильных установок
- Раздел IV холодильный транспорт
- Глава 26. Железнодорожный холодильный транспорт
- Вагоны-ледники
- Вагоны и поезда-рефрижераторы
- Глава 27. Автомобильный холодильный транспорт
- Глава 28. Водный холодильный транспорт
- Глава 29. Холодильный транспорт других видов
- Приложения