4.1.2. Коэффициент расхода сопел
Коэффициент расхода сопел в зависимости от сжимаемости газа и геометрических характеристик дозвуковой части приближенно определяется формулой (см. рис. 4.1.)
,
где зависит от сжимаемости ();- для сопла с внезапным сужением ();
- для конического входа (090;);
- для радиусного входа (,).
При больших давлениях в двигателе ()=0,268,формула упрощается:
.
Если профиль дозвуковой части сопла имеет большой радиус округления () или выполнен по формуле Витошинского, то поджатиеструи в критическом сечении пренебрежимо мало, и отличие коэффициента расхода от единицы обусловлено лишь наличием пограничного слоя; в этом случае
,
где — толщина вытеснения пограничного слоя.
При ламинарном пограничном слое в дозвуковой части и 200Re6,8•105 справедлива формула
,
и при турбулентном
.
Максимальное значение коэффициента расхода отверстия с острой кромкой (;) равно (прик=1,4) 0,854 () и близко к точному значению, вычисленному Ф.И. Франклем,0,85, которое имеет место при0,037, причем в случае больших значений перепада, т.е. при, расход газа не зависит от давления на выходе из отверстияр2.
Максимальные значения коэффициента расхода и соответствующие им отношения давления зависят от углаВХ и степени сужения . В первом приближении значение равно падению давления при поворотепотока на угол вх/2 в случае внешнего обтекания тупого угла (течение Прандтля—Майера, см. последнюю колонку табл. 4.1).
В случае, если известно на участке от точки с координатами ,до точки,возможна приближенная линейная зависимость
.
При известных и изменение коэффициента расхода сужающегося сопла с изменением перепада давлений 2 можно аппроксимировать зависимостью
,
причем при.
Коэффициент расхода через насадок Борда (см. рис. 4.1, г и табл. 4.2) равен .
Экспериментальное исследование коэффициента расхода, потерь тяги, эксцентриситета реактивной силы, управляющих усилий с успехом проводится на дифференциальной установке для сравнительного испытания сопел (рис. 4.2). Два блока делительных сопел обеспечивают одинаковые расходы воздуха через эталонные и испытуемые сопла. Для того чтобы исключить влияние даже малой разности этих расходов, эти сопла меняются местами; при измерении поперечных сил испытуемое сопло еще и поворачивается вокруг продольной оси. Все это обеспечивает высокую точность измерения коэффициента расхода, потерь тяги и поперечных сил (погрешность менее 0,1 % тяги) [3].
Таблица 4.1
Максимальные коэффициенты расхода сужающих сопел
| , мм |
|
|
|
|
15 21 25 30 40 90 | 75 180 75 180 180
| 1,67 1,45 2,1 2 2
| 0,42 0,38 0,38 0,34 0,31 0,037 | 0,97 0,94 0,96 0,93 0,92 0,85 | 0,34 0,30 0,27 0,23 0,18 0,039 |
_____________________
* Расчетные значения для отверстия с острой кромкой
Таблица 4.2
Коэффициенты расхода отверстия с острой кромкой
и насадка Борда в зависимости от отношения давлений
| ~1 |
|
|
| ~1 |
|
|
| 0,61 | 0,74 | 0,85 |
| 0,05 | 0,64 |
|
Рис. 4.2. Дифференциальная экспериментальная установка для сравнительных испытаний сопел:
1 - выхлопной диффузор; 2 - эталонное сопло; 3 - разделительные сопла; 4 -ресивер; 5 - испытуемое сопло; 6 - макет заряда твердого топлива; 7 - тензо-метрическйй стакан; 8 — подводящий ресивер
- Рабочие процессы
- В ракетных двигателях
- Твердого топлива
- Справочник
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива
- 1.2 Твердые ракетные топлива
- 1.3 Соновные элементы конструкции
- 1.3.1 Корпус и сопло
- 1.3.2 Заряд твердого топлива
- 1.3.3 Устройства создания управляющих усилий
- 1.3.4. Воспламенительное устройство
- 1.3.5. Узел отсечки тяги
- 1.4. Моделирование рабочих процессов в рдтт
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива
- 2.1. Скорость горения твердого топлива
- 2.2. Термодинамический расчет процессов горения и истечения
- 2.3. Изменение давления в рдтт во времени
- 2.3.1. Периоды работы рдтт
- 2.3.2. Неустойчивые режимы работы рдтт
- 2.3.3. Влияние вращения на внутреннюю баллистику рдтт
- 2.3.4. Анализ отказов двигателя при стендовых испытаниях
- 2.3.5. Горение старого заряда в камере прямоточного двигателя
- 2.4. Регулирование рдтт
- 3.1. Одномерные течения
- 3.1.2. Газодинамические функции
- 3.2. Местные сопротивления в рдтт
- 3.2.1. Течение газа в предсопловом объеме
- 3.3. Течение газа в нале заряда твердого топлива
- 3.3.1. Течение газа в цилиндрическом канале
- 3.3.2. Течение газа в каналах нецилиндрических форм
- 3.4. Разброс параметров рдтт
- 3.5. Выход рдтт на режим установившейся работы
- 3.5.1 Воспламенение заряда твердого топлива
- 3.5.2. Заполнение застойной зоны
- 3.5.3. Натекание в отсек между разделяющимися ступенями
- 3.6. Переходные процессы при отсечке тяги рдтт
- 3.6.1. Отсечка тяги путем вскрытия дополнительных сопел
- 3.6.2. Отделение части двигателя
- 3.6.3. Гашение заряда твердого топлива
- 3.6.4. Волновое движение газа
- 3.7. Двухмерное течение газа в канале заряда
- 4.1. Профилирование сопел рдтт
- 4.1.1. Дозвуковая часть сопла
- 4.1.2. Коэффициент расхода сопел
- 4.1.3. Профилирование сверхзвуковой части сопла для однофазных продуктов сгорания твердого топлива
- 4.1.4. Течение газа с частицами
- 4.2. Потери удельного импульса в сопле
- 4.2.1. Составляющие потерь удельного импульса
- 4.2.2. Отсутствие кристаллизации в сопле
- 4.2.3. Одномерное течение
- 4.2.4. Уточнение потерь на физическую неравновесность многофазного потока
- 4.2.5. Потери удельного импульса многофазного потока из-за утопленности сопла
- 4.3. Эксцентриситет реактивной силы
- 4.4. Характеристики устройств создания управляющих усилий
- 4.4.1. Обтекание выдвижного щитка и дефлектора
- 4.4.2. Вдув газа и впрыск жидкости в сопло
- 4.4.3. Истечение недорасширенной струи навстречу сверхзвуковому потоку
- 4.5. Отрыв потока от стенок сопла
- 4.6. Высотные испытания рдтт
- 4.6.1. Структура стендов для высотных испытаний
- 4.6.2. Пусковое давление цилиндрического выхлопного диффузора
- 4.6.3. Изменение давления в двигателе, барокамере и выхлопном диффузоре
- 4.6.4 Обработка результатов высотных испытаний
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами тракта рдтт
- 5.1. Компоненты воздействия
- 5.2. Модели конвективного теплообмена
- 5.2.1. Интегральные соотношения теории пограничного слоя
- 5.2.2. Интегральная теория пограничного слоя
- 5.2.3. Моделирование пристенной турбулентности
- 5.2.4. Конвективный теплообмен на утопленной части сопла
- 5.2.5. Конвективный теплообмен за минимальным сечением сопла с цилиндрической горловиной
- 5.2.6. Конвективный теплообмен в возмущенной области при несимметричном вдуве газав закритическую часть сопла
- 5.2.7. Нестационарный теплообмен в рдтт
- 5.2.8. Теплообмен на регуляторах расхода газа
- 5.2.9. Теплообмен в многофазных течениях
- 5.2.10. Свободная конвекция в рдт
- 5.3. Радиационный теплообмен в рдтт
- 5.4. Воздействие газовых потоков на композиционные материалы
- 5.5. Воздействие газовых потоков
- 5.6. Оздействие многофазных потоков на композиционные материалы
- 5.7. Тепловое состояние элементов рдтт
- 5.8. Теплофизические и некоторые другие характеристики материалов
- 5.9. Результаты испытаний тепловой защиты рдтт
- Глава 1. Ракетные двигатели твердого топлива……….……………………….8
- Глава 2. Горение заряда твердого топлива ………………………………..44
- Глава 3. Газодинамические процессы в рдтт………………………………...66
- Глава 4. Газодинамические характеристики соплового блока…………….113
- Глава 5. Взаимодействие продуктов сгорания с материалами